Научная статья на тему 'Методические основы проведения исследований на полиграфе'

Методические основы проведения исследований на полиграфе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3293
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФ / МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРЯМОЙ МЕТОД / НЕПРЯМОЙ МЕТОД / ОПРОС / POLYGRAPH / EXAMINATION TECHNIQUE / PSYCHOPHYSIOLOGICAL EXAMINATION / DIRECT METHOD / INDIRECT METHOD / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаужаева Виктория Александровна

В статье изложены научно-методические основы исследований на полиграфе, которые состоят в изложении общих принципов его проведения для разрешения общего вопроса об обнаружении в ходе исследования психофизиологических реакций, подтверждающих, что обследуемое лицо располагает сведениями об обстоятельствах случившегося. При формировании тестов полиграфных опросников используются значимые, нейтральные и контрольные вопросы. Кроме того, автором охарактеризованы два направления классификации методик полиграфных обследований (принадлежащих московской и краснодарской школам полиграфологов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF POLYGRAPH EXAMINATIONS

The article states scientific and methodological foundations of polygraph examinations, the general principles of its execution for resolution of the general question about discovery of psycho-physiological reactions confirming that a person under examination has information about the circumstances of the incident. Significative, neutral and check questions are used in the compiling of the polygraph questionnaires. The author describes two directions of classification of polygraph testing techniques (developed by Moscow and Krasnodar schools of polygraph studies).

Текст научной работы на тему «Методические основы проведения исследований на полиграфе»

УДК 343.98 Гаужаева Виктория Александровна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специально-технической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПОЛИГРАФЕ

Gauzhaeva Victoria Aleksandrovna

PhD in Law, Senior Lecturer, Special Technical Training Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF POLYGRAPH EXAMINATIONS

Аннотация:

В статье изложены научно-методические основы исследований на полиграфе, которые состоят в изложении общих принципов его проведения для разрешения общего вопроса об обнаружении в ходе исследования психофизиологических реакций, подтверждающих, что обследуемое лицо располагает сведениями об обстоятельствах случившегося. При формировании тестов полиграфных опросников используются значимые, нейтральные и контрольные вопросы. Кроме того, автором охарактеризованы два направления классификации методик полиграфных обследований (принадлежащих московской и краснодарской школам полиграфологов).

Ключевые слова:

полиграф, методика обследования, психофизиологическая экспертиза, прямой метод, непрямой метод, опрос.

Summary:

The article states scientific and methodological foundations of polygraph examinations, the general principles of its execution for resolution of the general question about discovery of psycho-physiological reactions confirming that a person under examination has information about the circumstances of the incident. Significative, neutral and check questions are used in the compiling of the polygraph questionnaires. The author describes two directions of classification of polygraph testing techniques (developed by Moscow and Krasnodar schools of polygraph studies).

Keywords:

polygraph, examination technique, psychophysiologi-cal examination, direct method, indirect method, questioning.

Многолетний опыт применения полиграфа в разных странах способствовал формированию нескольких теорий, обосновывающих принципиальную возможность его использования в целях проверки сообщаемой человеком информации. Методики тестирования с использованием полиграфа являются основной стадией психофизиологического исследования, а само тестирование - «составной частью опроса с применением полиграфа, включающей в себя регистрацию параметров физиологических процессов человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения» [1]. До недавнего времени не существовало методик производства психофизиологического исследования как систем рекомендаций категорического или альтернативного характера, которые бы предопределяли выбор и порядок проведения в определенной последовательности, в созданных или существующих условиях способов решения стоящих перед полиграфологом задач [2, с. 222].

В настоящее время единая методика тестирования на полиграфе отсутствует. Разумеется, в известном смысле единой она быть и не может, так как для каждого случая должны разрабатываться свои тесты. Поэтому речь идет о построении, структуре тестов, характере используемых вопросов.

На сегодняшний день очевидно, что в методиках, разработанных в целях установления системы действий для специалиста, проводящего исследование, невозможно изложить научно-методические основы его проведения, подходящие для любого случая. Можно лишь в доступной для восприятия форме изложить общие принципы. По этой причине работа по оптимизации и совершенствованию методики психофизиологического исследования должна быть продолжена. Это может иметь особое значение при расследовании преступлений террористического характера [3, с. 251-253].

Общий вопрос, подлежащий разрешению при проведении психофизиологического исследования с использованием полиграфа по уголовным делам, таков: «Обнаруживают ли себя в ходе исследования психофизиологические реакции, подтверждающие, что обследуемое лицо располагает сведениями об обстоятельствах случившегося; если да, то каков характер этих сведений?».

Частных вопросов, как правило, значительно больше, и среди таковых можно выделить наиболее востребованные: имело ли место событие из числа подлежащих установлению; время, место и характер действий, которые были совершены обследуемым гражданином в отношении другого лица.

Вместе с тем формулировка обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по уголовному делу, и формулировка вопросов, которые формируют тесты полиграфного обследования, отождествлению не подлежат. В первом случае речь идет о предмете доказывания по уголовному делу, поэтому формулировка обстоятельств, подлежащих установлению по делу, сродни формированию его задач, где за основу берется содержание ст. 73 УПК РФ. При этом каких-либо специальных требований к вопросам не предъявляется, за исключением отсутствия в них наводящего характера. Иначе обстоит дело с вопросами тестов полиграфного обследования, поскольку они играют роль раздражителя психофизиологических параметров жизнедеятельности человека, их содержание, форма и порядок предъявления должны отвечать определенным требованиям. Также должны быть учтены принципы действия полиграфного устройства и особенности его применения.

Ценность результатов, их соответствие фактическим обстоятельствам дела зависят в большей степени от правильно сформулированных вопросов, опыта полиграфолога в интерпретации результатов тестирования и тактически правильного использования различных методов опроса в их сочетании.

В самом общем виде тесты, применяемые для опроса с помощью полиграфа, представляют собой систему специально сформулированных и последовательно расположенных вопросов, отдельных слов (понятий), рисунков, планов, фотографий, вещей или предметов.

При составлении тестов используют различные типы вопросов, классифицируемые по их функциональной значимости и отношению к расследуемому преступлению. В настоящее время при формировании тестов полиграфных опросников используются следующие основные типы вопросов: значимые, нейтральные и контрольные.

Значимый вопрос несет информацию о деталях преступления или событий, связанных с ним, который напрямую касается фактов и обстоятельств, повлекших необходимость проведения полиграфной проверки [4, с. 262]. Значимые вопросы лежат в основе определения причастности обследуемого к исследуемому событию.

Посредством постановки значимых вопросов становится возможным установить факт причастности обследуемого лица к событию, факт присутствия лица на месте преступления, характер осведомленности обследуемого о конкретных обстоятельствах совершения преступления. Наличие виновно значимой информации у обследуемого диагностируется сравнением его эмоционального напряжения в ответ на значимый вопрос с реакцией на нейтральные и контрольные вопросы.

Нейтральные вопросы - антитеза значимых вопросов. Если значимые вопросы касаются только предмета полиграфного обследования, то нейтральные вопросы задаются по поводу фактов или событий, не имеющих прямого отношения к расследуемому событию. Нейтральный вопрос - это вопрос, на который обследуемому лицу нет смысла отвечать неправду.

Целями постановки нейтральных вопросов являются: определение уровня нормальных физиологических реакций; адаптация обследуемого к тесту; создание условий для спокойных ответов; отделение эмоционально значимых ответов друг от друга; обеспечение возможности для дополнительной настройки прибора; выявление попыток обследуемого по оказанию противодействия полиграфологу, пресечение им действий обследуемого, искажающих физиологические реакции на нейтральные вопросы [5, с. 40].

Существующие методики полиграфных обследований предполагают использование нейтральных вопросов как базы для сравнения реакции на значимый вопрос. Чаще всего нейтральные вопросы касаются биографических данных обследуемого (его возраста, места рождения, жительства, работы) и обстановки текущего момента (даты, времени года, суток).

Одним из требований методик полиграфного тестирования является то, что обследуемому первым всегда предъявляется нейтральный вопрос, который принимает на себя первую «горячую» ориентировочную реакцию обследуемого на сам факт начала тестирования [6, с. 363]. Он исключается из обработки, поскольку первый вопрос теста вызывает повышенное эмоциональное напряжение и дает реакцию на раздражитель. Соотнесение реакций на нулевой вопрос с реакциями на последующие нейтральные вопросы позволяет оценить степень «приспособления» испытуемого к тематике текущего теста.

Контрольный вопрос несет информацию о более значимом событии, чем то, по поводу которого проводится конкретное тестирование. Использование контрольных вопросов происходит двумя основными способами. Первый способ характеризуется формулированием контрольных во-

просов так, чтобы они содержали информацию о вымышленном событии, которое по своей социальной и правовой значимости более серьезное. Второй способ отличает, что при формулировании контрольных вопросов вместо вымышленных событий за основу берутся преступления, ранее совершавшиеся обследуемым, за которые он был осужден. Таким образом, контрольные вопросы составляют альтернативу значимому вопросу в привлечении внимания обследуемого; вызывают значительные физиологические реакции с целью сравнения их с реакциями на значимые и нейтральные вопросы; провоцируют относительно устойчивую совокупность информативных признаков физиологических реакций, которые возникают в ответ на объективно значимый стимул.

Значимые, нейтральные и контрольные вопросы - основа любого полиграфного опроса, без этих вопросов не обходится ни один тест, предназначенный для проведения полиграфного обследования. Однако чистоты проведенного обследования, объективности полученных при этом результатов бывает невозможно достигнуть без постановки вопросов факультативного характера, к которым относят провоцирующие и симптоматические вопросы.

Единого подхода к классификации методик полиграфных обследований в настоящее время нет. Существуют два основных направления в толковании данного вопроса. Первое направление, пропагандируемое так называемой «московской школой полиграфологов», состоит в том, что существует три основных методики полиграфных обследований: 1) методика проверочных и нейтральных вопросов; 2) методика контрольных вопросов; 3) методика выявления скрываемой информации.

Последователи данного направления исходят из следующего содержания каждой из методик. Так, методика проверочных и нейтральных вопросов включает в себя: тест проверочных и нейтральных вопросов; тест общих вопросов. Методика контрольных вопросов представлена следующими тестами: тест зон сравнения; модифицированный тест общих вопросов; тест смешанного типа; тест оценки значимости версий; тест комплексной оценки вовлеченности; тест психологической оценки; позитивный контрольный тест; тест «Да»; тест «молчаливых ответов». Методика выявления скрываемой информации предполагает применение: теста пика напряжения; теста на знания виновного; поискового теста на знания виновного.

Второе направление, представленное так называемой «краснодарской школой полиграфологов», предполагает отнесение всех существующих тестов к двум основным методам - прямому и непрямому. Прямой метод нацелен, как правило, на выяснение факта причастности обследуемого лица к исследуемому событию, факта совершения им преступления. В числе наиболее часто используемых в практике применения полиграфа прямых тестов следует назвать тесты комплекса виновности (зоны сравнения); нейтральных и значимых вопросов; контрольных вопросов; сквозного; «знаете ли вы подозреваемого?» (тест S.K.Y.); «правда против лжи» (тест «Да») и смешанного вопросника. Указанное обстоятельство существенно ограничивает возможности эффективного использования полиграфа в ходе допроса [7, с. 132-137].

Непрямой метод основан на установлении факта причастности к совершенному преступлению обследуемого лица за счет активации в его памяти деталей преступления. В рамках данного метода применяются непрямые и поисковые тесты, каждый из которых представляет собой вопрос и набор вариантов ответов на него, среди которых один или два являются значимыми стимулами (деталями преступления), остальные нейтральны.

Сравнительный анализ двух научно-прикладных направлений методологии позволяет судить об их сходстве в плане, касающемся комплекса используемых методик в целом. Так, тесты, применяемые в рамках методики проверочных и нейтральных вопросов и методики контрольных вопросов, по своим сущности и содержанию аналогичны тестам, применяемым при использовании прямого метода. В свою очередь, тесты методики выявления скрываемой информации, по сути, есть тесты непрямого метода.

Подводя итог, лишь отметим, что преимуществами прямых тестов являются достаточно высокая оперативность и возможность их применения в случаях, когда детали преступления получили широкую огласку. Недостатком этой группы тестов является прежде всего малая информативность получаемого результата - вероятностный вывод о причастности (непричастности) испытуемого к расследуемому преступлению.

В свою очередь, недостатками непрямых тестов являются высокая трудоемкость их составления, поскольку оно требует использования большого количества достаточно мелких признаков совершенного преступления, большая продолжительность его проведения и невозможность его применения по фактам, получившим огласку. Однако большим преимуществом этого теста выступает высокая достоверность формируемых на его основе выводов, что как раз и обусловлено большим количеством используемых фактов, а также возможность определения ролевого участия каждого из соучастников. Нам представляется необходимым продолжение работы по переводу психофизиологических исследований в экспертную плоскость [8].

Ссылки:

1. О применении полиграфа [Электронный ресурс] : проект Федерального закона № 478780-5 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, по состоянию на 24.12.2010) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://base.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=82508 (дата обращения: 11.01.2015).

2. Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Россинской. М., 1999. С. 222.

3. Аккаева Х.А. Правовые и организационные основы деятельности ОВД по противодействию преступлениям террористического характера // Бизнес в законе. 2014. № 2. С. 251-253.

4. Молчанов А.Ю., Оглоблин С.И. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс. Ярославль, 2004. С. 262.

5. Зубрилова И.С., Скрыпников А.И., Мягких Н.И. Проведение специальных психофизиологических исследований кандидатов на службу в оперативные подразделения ОВД : метод. пособие. М., 2004. С. 40.

6. Молчанов А.Ю., Оглоблин С.И. Указ. соч. С. 363.

7. Семенцов В.А. Новое следственное действие - проверка показаний на полиграфе // Российский юридический журнал. 2010. № 5. С. 132-137.

8. Карданов Р.Р., Отаров А.А. Судебно-криминалистическая экспертология : курс лекций. Нальчик, 2009. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.