Научная статья на тему 'Методические основы повышения инвестиционной активности строительстве'

Методические основы повышения инвестиционной активности строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов В. И., Яковлев Г. А.

В работе рассматривается механизм создания и работы финансово-промышленных групп. Создание ФПГ позволяет повысить инвестиционную активность в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metodical foundations of investment activity's raising in construction

The paper describes the instruments of creating and functioning of financial groups in industry which increase the investment activity in construction.

Текст научной работы на тему «Методические основы повышения инвестиционной активности строительстве»

УДК-620.9:0615.641

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В.И. Титов, Г.А. Яковлев

______Кафедра экономики и управления предприятием

Российского университета дружбы народов 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.б

В работе рассматривается механизм создания и работы финансово-промышленных групп. Создание ФПГ позволяет повысить инвестиционную активность в строительстве.

Традиционные схемы привлечения зарубежных инвестиций очень часто по целому ряду причин не срабатывают, поэтому приходится использовать более сложные модели инвестирования, которые также, к сожалению, не всегда могут гарантировать успех. Именно поэтому Всемирный Банк и другие крупные международные финансовые институты оказывают финансовую поддержку в разработке и запуске такого механизма, как создание ассоциации финансово-промышленных групп (АФПГ), в частности в АФПГ России.

По состоянию на 01.01.98 г. в России функционировало 72 ФПГ. На рис.1 показана схема управления финансовыми ресурсами ФПГ (ФСГ), отражающая основные цели создания ФПГ (ФСГ), такие как:

- поддержание экономической устойчивости участников путем преодоления разрыва между финансовым и промышленным секторами экономики, снижения остроты неплатежей, выход на режим долгосрочного кредитования;

- комплексное освоение региональных и отраслевых рынков, диверсификацию производства;

- преодоление спада производства в условиях финансового кризиса;

- управление экономическими рисками на отраслевом и региональном уровне;

- обеспечение конкурентоспособности и защиты интересов национальной экономики, транснациональных корпораций и зарубежных финансово-промышленных групп;

- создание условий реализации достижений научно-технического прогресса и проведения НИОКР и др.

Проблема формирования мощных ФПГ (ФСГ) тесно связана с вопросом активизации обновления основного капитала в материальном производстве в интересах общего хозяйственного подъема. Именно такие или подобные им объединения могут стать «точками роста», поощрение и, финансовая поддержка которых способна принести наибольшие экономические результаты, успешно осуществить преобразования народного хозяйства.

Во многих случаях показатели хозяйственной деятельности в ФПГ выглядят лучше, чем в промышленности в целом. По данным АФПГ России динамика основных техникоэкономических показателей в действующих ФПГ на 2-3 пункта превышает показатели в среднем по стране.

В соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О финансовопромышленных группах» выделяется центральная компания, которая объединяет промышленные предприятия, кредитно-финансовые учреждения, строительные организации, инвестиционные фонды, страховые компании и др.

По обязательствам центральной компании все участники несут солидарную ответственность и в настоящее время могут участвовать только в одной ФПГ. Кредитно-финансовые учреждения, вошедшие в состав ФПГ, получают преимущество за счет снижения обязательных резервов и получения кредитов из Центрального банка РФ на льготных условиях.

Несмотря на то, что в состав ФПГ входят, как правило, крупные банки, свободных средств центральной компании бывает зачастую недостаточно для получения долгосрочных внешних кредитов, т.к. уставный фонд компании в основном состоит из условно ликвидных активов. При этом крупные объединения также страдают от общеэкономических неурядиц, не позволяющих им полностью раскрыть свой потенциал.

На многих предприятиях, в том числе и ведущих, производственный аппарат сильно изношен, требует замены и модернизации. Общий неблагоприятный экономический климат и несовершенство самой хозяйственной структуры ФПГ ограничивают реновационные планы.

Важно также и то, что в распоряжении предприятий ФПГ остается большой объем государственной собственности, судьба которой окончательно не решена. Поэтому смешанная форма собственности, входящих в ФПГ акционерных обществ, не является благоприятной хозяйственной средой для инвестиционных планов, имея в виду, что государство не проявляет активности в управлении своей доли капитала.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время началась передача в залог кредиторам Правительства РФ наиболее привлекательных пакетов акций крупнейших российских предприятий, уже входящих или способных войти в хозяйственные объединения типа ФПГ. К сожалению, это делается не в интересах реконструкции ведущих заводов, предполагая просто распродажу этих пакетов заимодавцам.

Практика показала, что банки-кредиторы не вкладывают свои деньги в совершенствование производства, модернизацию его технической базы. Распространение залоговой распродажи государственной собственности, находящейся в составе ФПГ, делает эти структуры даже менее привлекательными для инвесторов, чем предприятия, не имеющие доли государства.

Логика развития диктует, что для того, чтобы ФПГ и крупные холдинговые компании превратились в «точки роста», надо оградить их от залоговой распродажи, которая может отрицательно сказаться на инвестиционных планах этих гигантов. Более того, необходимо расширение государственных капиталовложений, особенно в создании корпоративного интеллектуального капитала, который станет мощным объединяющим фактором все еще рыхлых хозяйственных структур типа ФПГ. Именно подобные нематериальные активы, как общая собственность учредителей, могут стать консолидирующим фактором совместной перестройки производства.

При значительной государственной собственности и больших дополнительных вложениях ФПГ еще острее встает вопрос о представительстве государственных интересов в таких объединениях. В этой ситуации государственные интересы должны защищать специалисты, готовые работать в целях эффективного воспроизводства государственного капитала, создания реальных предпосылок выхода из экономического кризиса.

ФПГ заинтересованы в персонифицированном государственном капитале, что служит гарантией возможности использования государственных активов для развития данных объединений и не используется исключительно в фискальных целях. Появляется большая вероятность привлечения дополнительных государственных средств и льготных кредитов в производство, так как государственное присутствие сможет обеспечить их эффективное использование в условиях непрерывного контроля.

Организационное участие государства в ФПГ повышает их финансовую надежность, привлекательность для сторонних капиталов, в т.ч. иностранных, шансы в конкурсах инвестиционных проектов. Участие государственного капитала позволит создать доминирующую группу собственников, что необходимо для эффективного функционирования корпоративных структур, ограждения их от захвата иностранным капиталов за бесценок. В целом, такая стратегия позволяет:

- возродить научно-технический потенциал страны в рамках крупных хозяйственных образований;

- создать благоприятную экономическую среду для развития малого и среднего бизнеса, обслуживающего массовое производство;

- сохранить общероссийский рынок, единое экономическое пространство на базе специализированного массового производства;

- контролировать, не нарушая коммерческой тайны, хозяйственную деятельность важнейших налогоплательщиков, предотвращать укрытие ими доходов, не допускать практику неплатежей более слабым и менее влиятельным предприятиям-смежникам;

- надежнее реализовывать целевые комплексные программы, непосредственно воздействовать на желаемые структурные сдвиги в экономике, согласовывать общеэкономические задачи с ведущими специалистами;

- осуществлять периодическую инвентаризацию основных производственных фондов ведущих предприятий и на этой основе формировать государственную реновационную политику, реализация которой наиболее доступна в отношении ФПГ с участием персонифицированного государственного капитала;

- повысить эффективность государственных инвестиций в производство и прекратить отток капитала.

В случае массированного изъятия остатков крупного государственного капитала из состава крупных объединений типа ФПГ его интенсивное техническое перевооружение в ближайшее время будет невозможно. Следует заметить также, что в условиях, когда выгоднее, например, вкладывать свободные средства в ценные бумаги, трудно рассчитывать на то, что новые совладельцы объединений смогут превратить их в реальные «точки роста». Без перспективы экономического подъема никто не заинтересован обновлять производственный аппарат страны.

Извлекаемый из производства государственный капитал перестает быть фактором экономического роста и может оказаться «проеденным» бюджетной сферой, используясь, к примеру, для уплаты внутренних и внешних государственных долгов. При этом также распыляется значительная часть материально-сырьевых ресурсов, поскольку в залоговую распродажу, в первую очередь, поступают пакеты государственных акций предприятий, связанных с их добычей и переработкой сырьевых ресурсов.

Ставить вопрос о возможности и необходимости оттока государственного капитала из ФПГ целесообразно только тогда, когда эти объединения будут вполне сформировавшимися конкурентоспособными рыночными субъектами, способными поддерживать масштабные НИОКР, социальную сферу, экологические и общественно-необходимые проекты и программы.

АФГГГ России постоянно получает настойчивые просьбы от своих членов оказать им содействие в привлечение инвестиционных ресурсов и, прежде всего, финансовых заемных средств. Поток таких запросов непрерывно увеличивается, что свидетельствует о необходимости поиска путей решения этой проблемы.

Проведенные с участием авторов консультации в Правительстве, банках России, во Всемирном банке, Европейском банке реконструкции и развития, других Западных банках и международных финансовых институтах показали, что как российские, так и зарубежные финансово-кредитные учреждения требуют надежных гарантий возвратности своих финансовых средств. Тогда как в сложившихся экономических условиях предприятия и регионы в своем подавляющем большинстве не могут предоставить кредиторам удовлетворяющие их гарантии возврата кредитных ресурсов.

В результате этого большинство хозяйствующих субъектов России лишено доступа к займам, что в свою очередь приводит к еще большему их экономическому падению и обнищанию. Этот самоусиливающийся процесс ускоряет экономическую депрессию и становится угрожающим фактором дестабилизации обстановки не только в стране, но и в мире.

Из сказанного выше следует, что ключом к привлечению серьезных кредитных ресурсов является наличие обоснованного и согласованного с потенциальным инвестором-кредитором организационного механизма предоставления гарантий возврата вложенных средств и процентов по ним в обусловленные сроки.

По предварительной оценке совокупный залоговый потенциал всех предприятий, входящих в состав АФПГ России, составляет примерно 25% залогового потенциала страны. Это соответствует величине порядка 0,6-0,7 трлн. долл. США.

Однако далеко не весь залоговый потенциал может быть представлен в настоящее время в форме ликвидных активов. Большая его часть (примерно 80%) относится к условно ликвидным и неликвидным (на данное время) активам. Износ основных фондов составляет более 60%. Сумма взаимных неплатежей предприятий, входящих в состав ФПГ и стратегических партнеров, оценивается величиной свыше 150 млрд. рублей. Для обновления основно-

го капитала этих предприятий требуются кредитные ресурсы в размере порядка 70 млрд. долларов США.

По этой причине Ассоциация предполагает создать организационный механизм гарантии возврата привлекаемых заемных средств в форме специальной структуры, юридический статус которой будет уточнен в процессе отработки механизма. Совершенно ясно, что создание такого механизма не под силу отдельной ФПГ.

Эта задача должна решаться общими усилиями, что нашло поддержку Совета Ассоциации. В этой связи в АФПГ России создана межведомственная рабочая группа, основной задачей которой является разработка пакета документов залогово-гарантийного механизма, удовлетворяющего сформулированным требованиям, а также созданию адекватной требованиям развития организационной структуры.

Разработаны основные положения концепции регионального управления активами, в составе которой и предусмотрено создание залогово-гарантийных фондов. Суть предложений в отношении гарантийного механизма заключается в выдаче потенциальным инвесторам-кредиторам консолидированного гарантийного обязательства (возможно в форме банковских гарантий), которое может быть акцептовано Российскими и (или) Западными банками.

Однако в связи с межведомственным характером и отсутствием унифицированной нормативно-правовой базы их выпуска, решить вопрос на уровне отдельных ФПГ и субъектов Федерации не представляется возможным. Получается замкнутый круг - иностранные финансовые ресурсы не могут быть привлечены из-за отсутствия необходимой нормативной базы для их выпуска.

Следовательно, для решения этого вопроса необходимо подготовить и принять в законодательном порядке пакет документов (список дается в приложениях к Концепции регионального управления активами). На данном этапе ведутся переговоры с ведущими финансовыми институтами по их содержанию и порядку реализации.

Институт Всемирного банка предложил оказать содействие в получении финансовой поддержки разработки и реализации механизма гарантии возврата привлекаемых кредитных ресурсов. В связи с этим был подготовлен проект привлечения заемных средств в рамках программы ТАСИС. Предложено на первом этапе реализовать этот механизм на примере нескольких ФПГ с последующей экспертной оценкой результатов.

Предлагаемый механизм гарантий, несмотря на внешнюю схожесть с механизмом гарантий, рассмотренным ранее, имеет некоторые различия, обусловливаемые принятием на себя центральной ФПГ (ЦФПГ) более высоких рисков. По этой причине в ЦФПГ будет поступать не одна треть, а половина от передаваемой в центр доли кредитов, другая половина средств будет зачисляться в резервный фонд ЦБ России и Минфин РФ на стабилизацию финансовой системы.

К этому механизму также предъявляются определенные требования. Он должен в первую очередь содержать: организационную структуру и технологию ее функционирования, обеспеченную подготовленными кадрами, имеющими необходимые полномочия.

В результате проведенного анализа было установлено, что в целях получения иностранных кредитов (инвестиций) каждой ФПГ (ФСГ) целесообразно предоставить квотируемое право выпускать гарантии, обеспеченные застрахованными залоговыми активами предприятий, входящих в их состав, с дальнейшим их возможным размещением в центральном залогово-гарантийном фонде.

Обязательства ФПГ (ФСГ) Фонд акцептует в крупном Российском банке, являющемся, как правило, учредителем. В случае необходимости Западные финансовые структуры, являющиеся учредителями (участниками) совместных проектов, экспертируют документы. После внесения необходимых корректировок ФПГ (ФСГ) выпускает гарантийное обязательство по взаимосогласованной с инвестором форме, которое размещается на «сейфки-пинговое» хранение в Западном банке с целью обеспечения получения кредита.

Зарубежные инвестиционные кредиты будут поступать на предприятия через действующие ФПГ (ФСГ) и их уполномоченные банки. Контроль за использованием инвестиций по назначению и своевременный их возврат до полного погашения должен осуществляться с привлечением Федеральных органов исполнительной власти.

В рамках деятельности АФПГ России предполагается использование специального механизма наполнения Фонда залоговыми активами. По существу речь идет о механизме обмена имуществом, не имеющего валютной ценности, но востребованного в рамках участников ФПГ на имущество, имеющее валютную ценность. Например, механизм обмена тяжелой техники на редкоземельные металлы. В качестве такого механизма может быть использована система вексельных взаимозачетов, успешно показавшая себя в практике хозяйствования 1995-1997 гг.

Следует также отметить, что без решения вопросов неплатежей деятельность залоговогарантийного механизма будет парализована. Причины кризиса неплатежей в настоящее время носят комплексный характер. Это не только низкая платежная дисциплина, но и инвестиционный кризис. Для создания антикризисной системы необходимо решать триединую задачу: выбрать финансовые инструменты; создать исполнительные механизмы; разработать технологии.

Исследования показали, что требования к финансовым инструментам ограничиваются их антиинфляционным характером, а также свойствами ликвидности и обеспеченности.

Финансовые технологии должны быть унифицированными, обеспечивать материальную заинтересованность и ответственность участников взаиморасчетов.

Исполнительные механизмы следует создавать открытыми для вхождения хозяйствующих субъектов, доступными и максимально приближенными к участникам взаиморасчетов. Кроме того, они должны обладать встроенными механизмами отслеживания и защиты прав субъектов.

Системообразующим началом эффективного решения вышеперечисленных проблем является биржевой механизм. Примером может служить работа Универсальной биржи «Российский газ», которая стандартизировала процедуру проведения взаиморасчетных операций. Это позволило ей решать вопросы погашения задолженностей посредством проведения операций с помощью биржевых контрактов.

Создание разветвленной биржевой структуры обращения ценных бумаг послужило бы толчком к переходу их на более высокий уровень ликвидности, созданию прецедента по определению их истинной рыночной стоимости. Естественным следствием указанного процесса станет привлечение в ЗГФ дополнительных рублевых и валютных инвестиций.

Использование биржевого механизма позволит также эффективно решать вопросы по погашению задолженности предприятий и регионов в Федеральный бюджет. В дополнение к вышесказанному необходимо принятие комплексной программы по вопросам погашения задолженности в Федеральный бюджет и взаимной задолженности предприятий и уменьшения.

Создание биржевого механизма существенно уменьшит расходы на создание высоколиквидного залогового фонда, увеличит его потенциал и инвестиционный рейтинг ФПГ (ФСГ) без дополнительных капитальных вложений. Для организации этой деятельности предлагается использовать центральный залогово-гарантийный фонд АФПГ России как управляющей структуры, обеспечивающей инвестору-кредитору гарантии возврата привлекаемых финансовых средств.

METODICAL FOUNDATIONS OFINVESTMENT ACTIVITY’S RAISINGIN CONSTRUCTION

V. I. TitOV

Industrial Economies and Management Department Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya st., 6, Moskow, 117198, Russia

The paper describes the instruments of creating and functioning of fmancial groups in indus-try which increase the investment activity in construction.

Рис. 1. Принципиальная схема управления ресурсооборотом в ФПГ (ФСГ) В соответствии с Федеральным законом Ш90-ФЗ от 30 ноября 1995 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.