Научная статья на тему 'Методические аспекты реализации налогового конроллинга угольных компаний'

Методические аспекты реализации налогового конроллинга угольных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / TAX PAYMENTS / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING TAX / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Ольга Александровна

Раскрыто понятие налогового контроллинга, даны методические рекомендации по внедрению системы налогового контроллинга в практику угольных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the implementation of the tax controlling coal companies

In the article the concept of tax controlling are given guidelines on implementation of the tax practice of controlling in coal companies.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты реализации налогового конроллинга угольных компаний»

- © O.A. Фомина, 2014

УДК 336.228.32

О.А. Фомина

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОИРОЛЛИИГА УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Раскрыто понятие налогового контроллинга, даны методические рекомендации по внедрению системы налогового контроллинга в практику угольных компаний. Ключевые слова: налоговые платежи, системы управления предприятием, налоговый контроллинг, инструменты управления.

Одним из конкурентных преимуществ успешной деятельности предприятий в условиях развернувшегося финансового кризиса является грамотный менеджмент, направленный на оптимизацию финансовых ресурсов предприятий. В связи с этим особую актуальность приобретает система контроллинга, как наиболее прогрессивная система управления предприятием.

Главной отличительной чертой контроллинга является комплексный характер, т.е. управление не только на уровне предприятия в целом, но и на уровне каждой хозяйственной единицы, хозяйственной операции, на уровне всех видов работ и продукции, на всех стадиях производства и воспроизводственного процесса.

С организационных позиций контроллинг представляет собой совокупность обособленных подсистем управления, каждая из которых также включает в себя самостоятельные подсистемы.

Одной из наиболее важных подсистем контроллинга, особенно для предприятий угольной отрасли, является подсистема налогового контроллинга - комплексная система управления налоговыми платежами предприятия: налоговые платежи отвлекают из оборота угольных предприятий до 90% их собственных средств, существенно снижая возможности развития.

В России не только налоговый контроллинг, но и вся система контроллинга не нашла широкого распространения из-за недостаточности методологических разработок по ее внедрению в отечественную практику хозяйствования, хотя отдельные инструменты налогового контроллинга (договорная политика, учетная политика, налоговое прогнозирование и др.) широко используются многими предприятиями.

Успешное функционирование предприятий определяется не только эффективным использованием менеджерами современного управленческого инструментария, но и правильной организацией системы служб предприятия, рациональным распределением прав, обязанностей и ответственности между работниками различных структурных подразделений, организацией документооборота между ними.

В налоговом контроллинге используется информация из различных областей функционирования предприятия (информационные ресурсы налогового контроллинга представлены на рис. 1), что требует привлечения специалистов, обладающих широкими знаниями в области налогообложения, юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов и др. В связи с этим в качестве организационной основы налогового контроллинга предприятия целесообразно использовать проектную организационную

Рис. 1 Информационная основа системы налогового контроллинга предприятия

Генеральный директор

Главный контроллер Заместитель директора по экономике и финансам Руководитель юридического отдела Главный бухгалтер Коммерчекий директор Заместитель директора по производству

Отдел контроллинга Финансовый отдел Планово-экономический отдел Юридический отдел Бухгалтерия Коммерчекий отдел Производственный отдел

Группа реализации мероприятий налогового контроллинга

Сторонняя консультационняяи/или аудиторская компания

Рис. 2. Гипотетическая проектная организационная структура налогового контроллинга предприятия

структуру. Гипотетическая проектная организационная структура налогового контроллинга приведена на рис. 2.

Проектная организационная структура предполагает создание проектной группы - команды квалифицированных специалистов различных подразделений предприятия - для решения поставленных задач в установленные сроки с заданным уровнем качества. Одновременно с участием в проекте члены проектной группы выполняют свои основные обязанности и подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Состав и размер группы зависит от размера предприятия, количества самостоятельных подразделений, видов осуществляемой деятельности, объема учетной информации, технологии ее обработки и др.

Руководство группой осуществляет сотрудник отдела контроллинга предприятия, занимающийся вопросами управления налоговыми платежами, при отсутствии такового - заместитель директора по экономике и финансам.

Привлечение специалистов из различных отделов позволит устранить разрывы информационного поля, установить обратную связь между структурными подразделениями предприятия.

В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия может использоваться линейная карта распределения обязанностей. Линейная карта предполагает использование матричного метода распределения задач, прав и ответственности и представляет собой таблицу, в верхней части которой (наименование столбцов) -перечень структурных подразделений и должностей, выполняющих те или иные функции налогового контроллинга, а в левой части (наименование строк) - перечень задач и функций,

сгруппированных в соответствии с основными этапами налогового контроллинга. На пересечении вертикальных и горизонтальных линий с помощью символов указываются управленческие действия, посредством которых реализуются права и обязанности субъектов контроллинга (табл. 1).

Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решений и работе по их выполнению, отражает объем и характер полномочий каждого должностного лица при совместном участии в реализации функций налогового контроллинга, а также уточняет полномочия при распределении между ними общей работы.

Использование данного метода способствует более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе налогового контроллинга.

Разграничение прав, обязанностей и ответственности сотрудников предприятия осуществляется посредством должностных инструкций, определяющих организационно-правовое положение работника, круг его должностных обязанностей, полномочий и ответственности. Должностные инструкции специалистов, занятых в процессе налогового контроллинга, должны содержать, помимо обязательных для административно-управленческого состава, специальные требования, связанные со спецификой налоговых отношений, их также необходимо ежегодно пересматривать и уточненять в момент утверждения учетной политики.

Эффективность деятельности предприятия зависит также и от организации документооборота. Рационально организованный документооборот не только обеспечивает стабильность хозяйственно-производственных связей предприятия, но и позволяет осуществлять объективный контроль за их течением; правильно оформленные

Фрагмент матрицы принятия решений в системе налогового контроллинга

Мероприятия налогового контроллинга Собствен-ники Генеральный директор Директор по экономике и финансам Планово-экономический отдел Бух-галте-рия Фи-нан-совый отдел Юридический отдел Налоговая группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства К К Р, С, К И И И И У, П, К

Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогообложения Р, К П, С, К У, И У У, и, к

Разработка системы мероприятий по налоговой оптимизации Р К С С С С П, И

Разработка схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков Р, к И И И И И, П, К

Составление графика исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств Р И И И П, К

Оценка риска реализуемых мероприятий Р И И И И И

Прогноз эффективности запланированных мероприятий Р И П

Координация стратегических и оперативных мероприятий К Р У, С С С С П, И, К

Правильность расчетов и документации И К

Мониторинг нормативно-правовой базы, определение налогоблагаемой базы, ставок и размера налоговых платежей К И и И

Контроль за своевременностью, правильность расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских и налоговых регистров, исполнения налоговых обязательств Р И И

Условные обозначения: Р - принятие решения; П - подготовка информации для принятия решения; У -участие в подготовке решения; С - обязательное согласование на стадии подготовки и (или) принятия решения; И - исполнение решения; К - контроль исполнения решения.

Фрагмент документооборота предприятия в системе налогового контроллинга

Подразделение исходящего документа Подразделение входящего документа Наименование документа Общая характеристика документа

Бухгалтерия Налоговая группа Календарь налогоплательщика График выплаты по каждому налогу в соответствии с требованиями законодательства

Налоговая группа Органы МНС Заявление-запрос Согласование вопросов налогообложения, возникающих в практической деятельности в связи с противоречиями законодательства

Сторонний консультант Налоговая группа Аналитическая записка Обзор практики применения мероприятий налоговой оптимизации на аналогичных производствах и рекомендации по их использованию

Налоговая группа Налоговая группа Докладные и аналитические записки, справки Текущие рабочие вопросы, требующие разрешения совместными усилиями нескольких подразделений, оформляемые письменно

Налоговая группа Директор по экономике и финансам Аналитические записки, справки План мероприятий по налоговой оптимизации, обоснование экономической эффективности их осуществления; согласование и утверждение способов налоговой оптимизации

Финансово-экономическая служба Директор по экономике и финансам Бюджет налоговых платежей Документ, отражающий расходование средств предприятия, для согласования и утверждения

Директор по экономике и финансам Финансово-экономическая служба Бюджет налоговых платежей Утвержденный руководством бюджет в части исчисления и уплаты налоговых платежей на исполнение

Коммерческий блок Налоговая группа, Юридический отдел Аналитические записки Перечень контрагентов и схем хозяйственных операций

Юридический отдел Налоговая группа Договора Договора, составленные с учетом требований гражданского законодательства и схем взаимодействия с контрагентами

Налоговая группа Коммерческий блок Договора Схемы оформления отношений с контрагентами согласно экономико-правовой экспертизе договора

Финансово-экономическая служба Директор по экономике и финансам Отчет об исполнении бюджета Анализ исполнения бюджетов, причин отклонений фактических и плановых показателей

Внешний аудитор, сторонний консультант Директор по экономике и финансам Заключение Оценка деятельности предприятия за анализируемый период и рекомендации по дальнейшей работе

отношения по поводу оптимизации налоговых платежей позволяют предприятию аргументировано отстаивать свою позицию перед контролирующими органами. Примерный перечень документации, применяемой в налоговом контроллинге, должностные лица, ответственные за принятие того или иного документа, представлены в табл. 2.

Важным управленческим инструментом регулирования финансовых ресурсов в системе контроллинга является график документооборота, который определяет центры ответственности при осуществлении различных хозяйственных операций и оформлении отдельных первичных документов. График документооборота составляется самостоятельно каждым предприятием с учетом специфики его деятельности и организационно-управленческой структуры. Его отсутствие не влечет административной или финансовой ответственности, но усложняет работу управленческих служб предприятия. Обязательным приложением к нему являются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов внутренней отчетности предприятия.

Реализация системы контроллинга возможна только на основе использования автоматизированных информационных систем, обеспечивающих оперативный доступ к любым информационным ресурсам предприятия в пределах компетенции и прав досту-

1. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения: учебно-практическое пособие. -М.: Ось-89, 2003. - 496 с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994.

па специалистов. Наиболее широкими возможностями для решения задач контроллинга обладают следующие информационные системы: зарубежные - система R/3 фирмы SAP AG, отечественные - «Галактика» компании «Галактика» и «М-2» фирмы «Клиент-Сервисные Технологии».

Современные программные средства информационной поддержки систем управления, содержащие блоки «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов», «Контроллинг показателей эффективности», должны включать также блок «Налоговый контроллинг». В целях эффективного управления финансовыми ресурсам предприятия аналитический учет его налоговых платежей должен осуществляться в разрезе таких субконто как объект обложения, объект отнесения, ставка налога с использованием оптимизационной модели налоговой нагрузки предприятия.

Таким образом, правильная организация системы служб предприятия, рациональное распределением прав, обязанностей и ответственности между работниками различных структурных подразделений, грамотная организация документооборота между ними, использование современных программных продуктов позволит угольным компаниям в кратчайшие сроки внедрить в практику своей деятельности систему налогового контроллинга, повысив тем самым эффективность деятельности предприятия в целом, что особенно актуально в период перехода отрасли на инновационный путь развития.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2006. - 448 с.

4. Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и

статистика, 2003. - 336 с. -Пер. изд.: Deyhle A. Controller - Praxis. - Management Service.

5. Карминский A.M., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. -256 с.

6. Ананькина E.A., Данилочкин С.В., Да-нилочкина Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ, 2002. -279 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

7. Петренко С.Н. Контроллинг: Учебное пособие. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. -328 с.

8. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихонен-ковой. - М.: Финансы и статистика, 2001. -228 с.

9. Фомина O.A., Окраинец Т.П. Экономический механизм налогового контроллинга предприятий угольной отрасли: Учеб. пособие. - М.: Горная книга, 2010. - 160 с.: ил. [^ш

Фомина Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: olf0604@yandex.ru,

Московский государственный горный университет.

UDC 336.228.32

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE TAX CONTROLLING COAL COMPANIES

Fomina O.A., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: olf0604@yandex.ru, Moscow State Mining University.

In the article the concept of tax controlling are given guidelines on implementation of the tax practice of controlling in coal companies.

Key words: tax payments, enterprise management system, controlling tax, management tools.

REFERENCES

1. Akchurina E.V. Optimizacija nalogooblozhenija: uchebno-prakticheskoe posobie (Tax assessment optimization: Education and practical guide), Moscow, Os'-89, 2003, 496 p.

2. Balabanov I.T. Osnovy finansovogo menedzhmenta (Basics of the financial management), Moscow, Finansy i statistika, 1994.

3. Belolipeckij V.G. Finansovyj menedzhment: uchebnoe posobie (Financial management: Educational aid.), Moscow, KNORUS, 2006, 448 p.

4. Dajle A. Praktika kontrollinga: Per. s nem., Pod red. i s predisl. M.L. Lukashevicha, E.N. Tihonenkovoj (Practical controlling. Russian translation, Lukashevich M.L., Tihonenkova E.N. (Eds.)), Moscow, Finansy i statistika, 2003, 336 p. Deyhle A. Controller Praxis. Management Service.

5. Karminskij A.M., Olenev N.I., Primak A.G., Fal'ko S.G. Kontrolling v biznese. Metodicheskie i prak-ticheskie osnovy postroenija kontrollinga v organizacijah. 2-e izd (Controlling in business. Procedural and practical guidelines on controlling organization in corporations, 2-nd edition), Moscow, Finansy i statistika, 2002, 256 p.

6. Anan'kina E.A., Danilochkin S.V., Danilochkina N.G. Kontrolling kak instrument upravlenija predpri-jatiem, Pod red. N.G. Danilochkinoj (Controlling as a business management tool, Danilochkina N.G. (Ed.)), Moscow, JuNITI, 2002, 279 p.

7. Petrenko S.N. Kontrolling: Uchebnoe posobie (Контроллинг: Educational aid.), Kiev, Nika-Centr, Jel'ga, 2004, 328 p.

8. Fol'mut H.J. Instrumenty kontrollinga ot A do Ja: Per. s nem., Pod red. i s predisl. M.L. Lukashevicha, E.N. Tihonenkovoj (Controlling tools, from to A to Z, Russian translation, Lukashevich M.L., Tihonenkova E.N. (Eds.)), Moscow, Finansy i statistika, 2001, 228 p.

9. Fomina O.A., Okrainec T.I. Jekonomicheskij mehanizm nalogovogo kontrollinga predprijatij ugolnoj otrasli: Ucheb. posobie (Commercial mechanism of taxation controlling in the coal industry: Educational aid.), Moscow, Gornaja kniga, 2010, 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.