Научная статья на тему 'Методические аспекты развития пространственных представлений с помощью идеи фузионизма'

Методические аспекты развития пространственных представлений с помощью идеи фузионизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОМЕТРИИ / ФУЗИОНИЗМ / ПЛАНИМЕТРИЯ / СТЕРЕОМЕТРИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гойибназарова Гулнора Норматовна

Статья посвящена применению идеи фузионизма при изучении курса геометрии. Рассматриваются возможности развития пространственных представлений в преподавании геометрии с применением идеи фузионизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты развития пространственных представлений с помощью идеи фузионизма»

Существует несколько понятий, связанных с мультимедиа и использованием соответствующих средств информатизации в образовании. В частности, при использовании средств мультимедиа в обучении существенно возрастает роль иллюстраций. Необходимость иллюстрирования приводит к тому, что теперь все средства информатизации обучения должны быть использованы для наглядного, убедительного и доступного объяснения главных, основополагающих или наиболее сложных моментов учебного материала. Мультимедиа как раз и способствует этому.

Таким образом, наличие и внедрение в сферу образования средств мультимедиа способствует появлению соответствующих компьютерных программных средств и их содержательного наполнения, разработке новых методов обучения и технологий информатизации профессиональной деятельности преподавателей. Так, например, появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа, привело к созданию компьютерных программ, используемых в обучении и содержащих фрагменты видеофильмов, демонстрируемых обучаемым. Это, в свою очередь, породило новые методические сценарии проведения учебных занятий, на которых обучающиеся, работая с компьютером, часть учебного времени посвящают просмотру видеофрагментов, важных с точки зрения целей обучения.

Список литературы

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИДЕИ ФУЗИОНИЗМА Гойибназарова Г.Н.

Гойибназарова Гулнора Норматовна - доцент, кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена применению идеи фузионизма при изучении курса геометрии. Рассматриваются возможности развития пространственных представлений в преподавании геометрии с применением идеи фузионизма. Ключевые слова: преподавание геометрии, фузионизм, планиметрия, стереометрия, пространственное воображение.

О фузионистском подходе к изложению школьного курса геометрии, как об одном из эффективных, говорят многие ученые. Современный опыт преподавания показывает, что большинство детей физиологически и психологически не готовы к восприятию геометрии в аксиоматическом изложении. Многие из них не понимают истинного назначения аксиом, а перегружать учебник аксиомами, равно как и громоздкими теоремами, для того, чтобы дети заучивали, не понимая их, значит, отпугивать учеников от математики, разрушать их позитивное любопытство, вызванное внешними эффектами. Конечно, в курсе геометрии общеобразовательной школы должны быть какие-то аксиомы и теоремы, но их изложение должно быть доступным для осознания всеми учащимися. Самое важное, изначально он должен быть пространственным, в его построении должен быть учтен весь педагогический опыт, накопленный человечеством за многие века [1].

В настоящее время в Узбекистане поднимается вопрос об изменении методологических установок в курсе геометрии в общеобразовательной школе, в том числе и реализации идей фузионизма в преподавании геометрии.

Рассмотрим возможности развития пространственных представлений с применением системы трехмерного моделирования в преподавании геометрии, реализованном с применением идеи фузионизма, когда плоские и неплоские фигуры изучаются взаимосвязано, т.е. планиметрия и стереометрия неразрывно связаны между собой. Принцип фузионизма (от лат. Шбю - слияние) в преподавании геометрии в школе означает совместное, т.е. неразделенное, изучение плоской и пространственной геометрии. При традиционном изложении, сложившимся в основном под влиянием «Начал» Евклида, планиметрия изучается отдельно, перед стереометрией. Такое преподавание имеет существенные недостатки: повторы при изучении аналогичных вопросов, искусственное ограничение мышления учащихся двумя измерениями, невозможность применять стереометрию для решения планиметрических задач. Фузионизм устраняет эти недостатки и дает возможность раннего формирования пространственного мышления.

Методика развития пространственных представлений включает в себя задания на выявление различных компонентов, обеспечивающих создание и оперирование образами. Одни задания позволяют проверить, овладел ли учащийся совокупностью тех знаний, умений и навыков, которые необходимы ему для выполнения заданий на оперирование пространственными образами. Это требуется для нивелирования влияния этих знаний на эффективность выполнения заданий, имеющих диагностическую ценность.

Например, методика изучения многогранников, основанная на фузионистских принципах, должна обеспечить гармоничность развития логического и пространственного мышления, достаточно высокий уровень усвоения геометрических знаний. Сущность этой методики состоит в параллельном изучении свойств двумерных и трехмерных объектов (плоские фигуры рассматриваются расположенными различным образом в пространстве; систематическое привлечение пространственных образов при решении задач; одновременное рассмотрение аналогичных геометрических мест точек плоскости и пространства; систематическое изготовление плоских и пространственных фигур; параллельное рассмотрение геометрических преобразований плоскости и трехмерного пространства и др.).

Идея фузионизма наиболее естественно осуществляется и достаточно полно извлекаются все выгоды, если элементы планиметрии и стереометрии соединяются в рамках начального курса геометрии, поэтому уже нет надобности осуществлять фузионизм между соответствующими систематическими курсами.

Таким образом, идея фузионизма геометрии нестандартна по отношению к традиционной сложившейся системе последовательного изучения курса геометрии от планиметрии к стереометрии. Кроме того, подобные занятия повышают интерес учеников к предмету в целом.

Список литературы

1. Капаева Н.В. Школьное геометрическое образование с позиции идей фузионизма.

Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. С. 234-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.