Научная статья на тему 'Методические аспекты преподавания патологической анатомии'

Методические аспекты преподавания патологической анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
945
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ANATOMIC PATHOLOGY / TEACHING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PRACTICAL CLASSES / CLINICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Н. Н., Гуськова О. Н.

В статье обсуждаются особенности изучения и преподавания дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» в медицинском вузе и методические аспекты совершенствования ее преподавания в соответствии с программой Федерального государственного образовательного стандарта в целях повышения качества образовательного процесса, а также профессиональной подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов высшего звена. Отображается специфика преподавания патологической анатомии, ее роль в интегрировании теоретических знаний студентов при непосредственном их вступлении в клинику и формировании клинико-анатомического мышления, имеющего важное значение в будущей практической деятельности выпускника медицинского вуза. В работе отражен многолетний учебно-методический опыт коллектива кафедры патологической анатомии Тверской государственной медицинской академии, освещены результаты внедрения в учебный процесс учебно-методического комплекса и различных современных образовательных технологий с учетом новейших достижений медицинской науки. Активная позиция профессорско-преподавательского состава и поиск индивидуального подхода к обучающимся способствуют разностороннему развитию индивидуальных творческих способностей и осознанному профессиональному самоопределению студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC ASPECTS OF ANATOMIC PATHOLOGY TEACHING

The article discusses the features of learning and teaching "Anatomic Pathology, clinical anatomic pathology" in medical school and methodic aspects of improving the teaching process in accordance with the Federal State Educational Standard in order to improve the quality of educational process, as well as training of highly competitive senior professionals. The authors display specifics of anatomic pathology teaching, its role in the integration of theoretical knowledge of students with direct entry into their clinic practice and forming of clinical-anatomical thinking, which is of great importance in the future practice of the medical school graduate. The article reflects years of experience of teaching of methodical staff of the Department of Anatomic Pathology of the Tver State Medical Academy, highlighting the results of introduction to the educational process educational complex and a variety of modern educational technologies with the latest advances in medical science. Active position of the faculty and the search for an individual approach to students promotes round development of individual creative abilities and professional self-conscious students.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты преподавания патологической анатомии»

работниками практического здравоохранения федры и работники практического здраво-

и отдали многие годы работе на кафедре, пе- охранения продолжают развивать традиции,

редавая свой бесценный опыт коллегам и сту- заложенные их учителями, плодотворно рабо-

дентам. В настоящее время сотрудники ка- тая совместно.

Сведения об авторах статьи: Павлов Валентин Николаевич - д.м.н., профессор, зав. кафедрой урологии с курсом ИПО БГМУ, ректор ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина. 3.

Мустафин Тагир Исламнурович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3.

УДК 616-091:378.147 © Н.Н. Гладкова, О.Н. Гуськова, 2014

Н.Н. Гладкова, О.Н. Гуськова МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

ГБОУ ВПО «Тверская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Тверь

В статье обсуждаются особенности изучения и преподавания дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» в медицинском вузе и методические аспекты совершенствования ее преподавания в соответствии с программой Федерального государственного образовательного стандарта в целях повышения качества образовательного процесса, а также профессиональной подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов высшего звена. Отображается специфика преподавания патологической анатомии, ее роль в интегрировании теоретических знаний студентов при непосредственном их вступлении в клинику и формировании клинико-анатомического мышления, имеющего важное значение в будущей практической деятельности выпускника медицинского вуза. В работе отражен многолетний учебно-методический опыт коллектива кафедры патологической анатомии Тверской государственной медицинской академии, освещены результаты внедрения в учебный процесс учебно-методического комплекса и различных современных образовательных технологий с учетом новейших достижений медицинской науки. Активная позиция профессорско-преподавательского состава и поиск индивидуального подхода к обучающимся способствуют разностороннему развитию индивидуальных творческих способностей и осознанному профессиональному самоопределению студентов.

Ключееые слова: патологическая анатомия, преподавание, образовательные технологии, практические занятия, клиническое мышление.

N.N. Gladkova, O.N. Guskova METHODIC ASPECTS OF ANATOMIC PATHOLOGY TEACHING

The article discusses the features of learning and teaching "Anatomic Pathology, clinical anatomic pathology" in medical school and methodic aspects of improving the teaching process in accordance with the Federal State Educational Standard in order to improve the quality of educational process, as well as training of highly competitive senior professionals. The authors display specifics of anatomic pathology teaching, its role in the integration of theoretical knowledge of students with direct entry into their clinic practice and forming of clinical-anatomical thinking, which is of great importance in the future practice of the medical school graduate. The article reflects years of experience of teaching of methodical staff of the Department of Anatomic Pathology of the Tver State Medical Academy, highlighting the results of introduction to the educational process educational complex and a variety of modern educational technologies with the latest advances in medical science. Active position of the faculty and the search for an individual approach to students promotes round development of individual creative abilities and professional self-conscious students.

Key words: anatomic pathology, teaching, educational technology, practical classes, clinical thinking.

Подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста как основная задача высшей медицинской школы требует глубокого усвоения студентами фундаментальных базовых предметов и клинических дисциплин с учетом новейших достижений медицинской науки [7]. Важную роль в интегрировании теоретических знаний студентов при непосредственном их вступлении в клинику играет патологическая анатомия, раскрывающая материальный субстрат болезни.

На кафедре патологической анатомии в Тверской медицинской академии имеется многолетний учебно-методический опыт преподавания, заложенный ее основателем профессором Меркуловым Г.А., продолженный и

дополненный его последователями профессорами Новицким И.С., Шабановым А.М. и До-маниным А.А. Значительный вклад в развитие кафедры внес известный специалист в области онкоморфологии Попов Л.Н., ранее заведовавший кафедрой патологической анатомии Башкирского государственного медицинского института.

Переход к Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) третьего поколения, регламентирующему уменьшение количества аудиторных занятий, предполагает существенную реорганизацию образовательного процесса [2]. Основной акцент в процессе обучения ставится на активную познавательную позицию студента. Для

решения поставленной цели коллектив кафедры проводит комплексную учебно-методическую работу с внедрением новых образовательных технологий и разработкой учебно-методического комплекса (УМК), главным назначением которого является организация регулярной и интенсивной работы студентов по учебной дисциплине.

В соответствии с ФГОС изучение дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» осуществляется по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия», включает аудиторную и самостоятельную работу и заканчивается проведением промежуточного контроля по окончании первого модуля в виде экзамена и второго - в виде зачета [4]. Освоение дисциплины «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи» по специальности «Стоматология» завершается сдачей курсового экзамена [5].

Специфика преподавания патологической анатомии обусловлена значительным объемом теоретической информации и необходимостью изучения патологии на разных морфологических уровнях, что вызывает определенные трудности у студентов. Высокий уровень интеллектуальной и эмоциональной напряженности на фоне недостаточного представления о врачебной деятельности и возможностях применения полученных знаний приводит к уменьшению интереса обучающихся в постижении медицинской науки. Снижение, а порой отсутствие познавательной мотивации отражаются на качестве теоретической подготовки студентов. В связи с этим для успешного освоения дисциплины и формирования компетенций приоритетным направлением учебного процесса на кафедре является доступное изложение материала и стимулирование познавательной активности обучающихся посредством создания психолого-педагогических условий (личностных и деятельностных) [6].

Аудиторная работа состоит из лекций и практических занятий. При проведении лекций и практических занятий активно используются современные информационно-коммуникационные технологии, что позволяет расширить возможности демонстрации учебного материала. Мультимедийные презентации лекций и практических занятий включают схемы патогенеза изучаемых процессов, классификации, формы построения сложных терминов, при необходимости их перевод с латинского или английского языка, клинические проявления и осложнения, макро- и микрофотографии измененных органов

и тканей, электронограммы, иллюстрирующие современные возможности морфологической диагностики заболеваний. Работа сотрудников кафедры в практическом здравоохранении позволяет не только обеспечить демонстрационным аутопсийным и операци-онно-биопсийным материалом, но и проиллюстрировать эффективное применение различных морфологических методов исследования, что повышает интерес у студентов к познанию науки и делает процесс обучения более продуктивным.

По сложившейся традиции каждое практическое занятие проводится с обсуждением теоретического материала, проведением текущего контроля знаний, демонстрацией наглядных пособий и решением ситуационных задач. Для оптимизации и унифицирования проведения практических занятий коллектив кафедры разработал учебные пособия и рабочие тетради. Содержательная часть учебных пособий соответствует рабочей программе и специализации обучающихся, содержит материал, который расширяет фундаментальные знания, включенные в учебник, и отражает современные проблемы и тенденции развития морфологии. Рабочая тетрадь разработана для самостоятельной работы обучающихся, включая внеаудиторную подготовку и работу на практическом занятии с обязательным выполнением студентами всех видов заданий по теме. Предполагается, что студент должен надежно усвоить учебный материал, письменно выполнив задания по теме в виде описания по предложенному алгоритму макро-, микропрепаратов и электронограмм, решить ситуационные задачи, заполнить словарь терминов. Включение в рабочую тетрадь схематичных изображений гистопрепарата, подписей тканевых элементов и структур, в которые студент должен добавить патологические изменения, раскрасить рисунок в соответствии с использованной гистологической окраской и дать описание с указанием диагноза и возможных причин, вызвало благодарный отклик у большинства обучающихся.

Большое влияние на развитие профессиональной мотивации студентов оказывает практическое освоение медицинской деятельности посредством включения в профессиональную среду инициирующие процессы профессиональной идентификации [3]. С этой целью отдельные практические занятия проводятся в секционном зале клинической базы кафедры с использованием технологии проблемного обучения. В процессе аутопсийного исследования студенческая группа знакомит-

ся с реальной ситуацией летального исхода в лечебно-диагностической работе, сталкивается с необходимостью решения конкретной профессиональной задачи, что позволяет продуктивно развивать клиническое мышление, повышает ответственность за судьбу пациента и побуждает студентов к активной самостоятельной деятельности в поиске решения.

По мере освоения нескольких разделов дисциплины проводится рубежный контроль в форме контрольно-диагностического занятия. Подготовка к подобным занятиям помогает студенту систематизировать накопленные знания и закрепить навыки по выявлению патологических изменений, диагностике заболевания, прогнозированию его исхода и осложнений, а также танатогенеза.

Интерактивная деятельность в преподавании секционного курса предполагает организацию и развитие диалогового общения. Для этого на практических занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, деловая игра с имитацией различных ситуаций в профессиональной деятельности, проведением клинико-анатомических конференций и разбором диагностических ошибок, а также расхождений диагнозов. Обсуждение теоретического материала завершается работой с документацией в виде оформления протокола патологоанатомического вскрытия, медицинского свидетельства о смерти, направления на патологогистологическое исследование, утвержденных действующими законодательными актами и нормативными документами. Такие занятия особенно эффективны в формировании профессиональных и общекультурных компетенций, позволяющих будущему специалисту легко адаптироваться к самостоятельной практической деятельности в системе здравоохранения.

Наличие у современной молодежи высокотехнологичных гаджетов, огромногое количество информационных ресурсов, доступность для большинства студентов мобильного интернета значительно облегчает поиск информации в базе электронной библиотеки и интернет-ресурсов, что делает самостоятельную подготовку более интересной и продуктивной [1]. С отдельными студентами продвинутого уровня ведется индивидуальная

работа с использованием проектного метода обучения, позволяющая развивать индивидуальные творческие способности. Желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании реализуется в создании учебных видеофильмов по интересующей их теме под руководством преподавателя, а также в разработке электронных атласов учебных макро- и микропрепаратов. Внедрение данной технологии является полезной как для студентов, реализующих проект, так и для более слабых слушателей. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность использовать учебный успех, в итоге повышается степень познавательной мотивации.

В рамках работы кафедрального кружка студенческого научного общества проводится разноуровневое обучение с использованием проектных и исследовательских методов. Активное участие в научно-исследовательской деятельности кафедры дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему, предлагать пути ее решения. Успешные публичные выступления с докладом на студенческих научных конференциях позволяют почувствовать свою интеллектуальную состоятельность и способствуют осознанному профессиональному самоопределению.

Поиск индивидуального подхода к обучающимся с использованием разнообразных педагогических технологий позволил перевести преподавание дисциплины в новый формат с рациональным сочетанием классических и современных методов обучения. Достаточное материально-техническое обеспечение и грамотное методическое сопровождение направлены на повышение заинтересованности студентов в результатах обучения и формирование клинико-анатомического мышления, необходимого для будущей практической деятельности и успешного освоения профессии.

Таким образом, всесторонний анализ, обобщение и распространение успешного педагогического опыта в высшей школе по медицинским специальностям способствуют совершенствованию вопросов преподавания и улучшению качества образовательного процесса.

Сведения об авторах статьи: Гладкова Наталья Николаевна - ст. преподаватель кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО Тверская ГМА МЗ РФ. Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 4. Тел./факс: (4822) 35-32-82. E-mail: tvergma.patan@yandex.ru Гуськова Оксана Николаевна - к.м.н., доцент, зав. кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО Тверская ГМА МЗ РФ. Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 4. Тел./факс: (4822) 35-32-82. E-mail: tvergma.patan@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуськова, О.Н. Формы организации познавательной деятельности иностранных студентов на кафедре патологической анатомии / О.Н. Гуськова, И.А. Лаврентьева // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2010. - С. 66-71.

2. Инновационные методы в преподавании патологической анатомии /Кирьянов Н.А. [и др.] // Материалы конференции.- Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - Вып. 1. - 167 с.

3. Копысова, Л.А. Развитие мотивационной составляющей профессиональной активности врача / Л.А. Копысова, И.В. Шешунов // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. - С. 68-74.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержден Министерством образования и науки Российской федерации 08.11.2010 г., .№1118 (060101, Лечебное дело) N° 1122 (060103, Педиатрия).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержден Министерством образования и науки Российской федерации 14.01.2011 г., №16 (060201, Стоматология).

6. Фитьмова, А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе: дисс.... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2012. - 253 с.

7. Преподавание патологической анатомии на современном этапе / Г.Г. Фрейнд [и др.] // Инновационные технологии в преподавании морфологических дисциплин. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - Вып. 1. - с. 149-151

УДК 616-091

© Е.Л. Казачков, Ю.А. Медведева, 2014

Е.Л. Казачков, Ю.А. Медведева ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В ИЗУЧЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск

В статье представлен обзор основных современных педагогических методов преподавания патологической анатомии студентам медицинских вузов. Отмечена эффективность использования академического времени, отведенного для преподавания патологической анатомии в образовательном стандарте третьего поколения. Показана необходимость использования современных методик чтения лекционного материала и проведения практических занятий.

Ключевые слова: инновации, мультимедийные лекции, патологическая анатомия, рабочие альбомы, руководство к практическим занятиям.

E.L. Kazachkov, Yu.A. Medvedeva INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS IN STUDYING PATHOLOGICAL ANATOMY IN A MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article presents an overview of the basic modern pedagogical methods of teaching medical students pathological anatomy. It notes the effectiveness of using of academic time allocated for the teaching of pathological anatomy in the educational standard of the third generation. The necessity for modern techniques in reading lecture material and practical classes is shown.

Key words: innovation, multimedia lectures, pathological anatomy, working albums, guide to practical training.

Профессиональные качества будущего врача формируются в процессе обучения в медицинском вузе. При этом Национальная доктрина образования в России обосновывает необходимость разработки механизмов повышения качества подготовки специалистов в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Образовательные стандарты III поколения утверждены и введены в действие Приказами Министерства образования и науки РФ от 08 ноября 2010 г., и в них предусмотрен переход от репродуктивного обучения к продуктивному.

Процесс реформирования высшей школы после подписания Россией Болонской Конвенции поставил целью улучшение качества образования. Поэтому содержание и организация образовательного процесса, направленного на формирование личности будущего врача, его профессиональной компетенции,

являются актуальными задачами высшего медицинского образования [3]. Повышение качества данных образовательных услуг в государственных учреждениях высшего профессионального медицинского образования невозможно без внедрения инновационных методов в учебный процесс на различных уровнях, особенно с учетом сокращения академических часов, отведенных для преподавания патологической анатомии в образовательном стандарте III поколения [4].

В условиях современного обучения научная информация на бумажных (книги, журналы), а затем и на электронных носителях становится все более трудной для самостоятельного освоения студентами [1]. Широко представленный и доступный разнообразный теоретический материал по различным вопросам патологии человека является чрезвычайно обширным, нередко противоречивым, не всегда подкрепленным современными научными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.