УДК [656.5:657]: [339.924:332]
ББК 65.291.213:65.052.201.2В631
В. В. Гришкова
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
V. V. Grishkova
METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING ENTERPRISE PERFORMANCE (ORGANIZATION) THROUGH THE INTEGRATION MANAGEMENT TOOLS IN THE FORMATION OF CLUSTER MODEL OF REGIONAL ECONOMY
В настоящее время доминирующей целью экономической политики развитых и развивающихся государств, в том числе России, является рост национальной и региональной конкурентоспособности, расширение доли отечественных компаний на внутреннем и внешнем рынках, повышение эффективности их деятельности. Эффективность в сфере функционирования (деятельности) предприятия (организации) - многогранная проблема, решение которой допускает использование различных подходов и концепций. Предложенная схема механизма повышения эффективности деятельности предприятия (организации), предполагающая взаимодействие системы управления предприятия (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, и кластерной модели экономики региона, позволит предприятию (организации) осуществлять мониторинг процесса достижения целей, повышать обоснованность принимаемых управленческих решений на основе результативно-целевой ориентации ресурсов, повышать степень гибкости и адаптивности к окружающим внешним и внутренним факторам, а в целом - эффективность деятельности и выживаемость данного предприятия (организации).
Ключевые слова: бюджетирование, управленческий учет, система сбалансированных показателей, модель интеграции управленческих инструментов, кластерная модель экономики региона.
Today the dominant goal of economic policy in both developed and developing states, including Russia, is the growth of national and regional competitiveness, expanding the share of domestic companies at domestic and foreign markets, improving their performance. Efficiency in the functioning (activities) of the enterprise (organization) is a multi-faceted problem that allows the use of different approaches and concepts. The proposed scheme of the mechanism of enhancing the effectiveness of enterprise (organization) implying the interaction of the enterprise (organization) management system, based on the integration of management tools, and the cluster model of the regional economy will allow the enterprise (organization) to monitor the achievement of the objectives, to improve the validity of administrative decisions based on effective task orientation of resources, to increase flexibility and adaptability to the surrounding external and internal factors, and, in general, the performance and survival of the enterprise (organization).
Key words: budgeting, administrative account, the balanced scorecard system, integration model of management instruments, cluster model of regional economy.
Введение
В настоящее время доминирующей целью экономической политики развитых и развивающихся государств, в том числе России, является рост национальной и региональной конкурентоспособности, расширение доли отечественных компаний на внутреннем и внешнем рынках, повышение эффективности их деятельности.
Эффективность в сфере функционирования (деятельности) предприятия (организации) -многогранная проблема, при решении которой допускает использование различных подходов и концепций.
Отечественная и зарубежная практика свидетельствует о заинтересованности в изучении теоретических и практических проблем повышения эффективности деятельности предприятия, т. к. в этой области еще широк круг нераскрытых вопросов.
Мы предлагаем рассматривать эффективность деятельности предприятия (организации) как результативность (оптимальность и степень достижения поставленных целей) использования общего потенциала предприятия (организации), включающего как внутренний потенциал, так и потенциал взаимоотношений с внешней средой.
В практике сравнительных эмпирических исследований последнего десятилетия, проводимых за рубежом, масштабы внедрения организационно-управленческих технологий и степень освоения менеджерами возможностей, заложенных в каждом управленческом инструменте, считаются важнейшими индикаторами качества менеджмента, значимо влияющего на показатели эффективности фирмы [1].
В связи с отсутствием в экономической литературе четкого определения понятия «управленческий инструмент (инструмент управления, инструмент менеджмента)» будем под ним понимать подход (способ, метод, концепцию, механизм, технологию и т. д.), способствующий разработке (моделированию), созданию и максимально эффективному использованию общего потенциала предприятия (организации) для достижения определенных целей. Таким образом, задача руководителя, стремящегося к повышению эффективности деятельности предприятия (организации), будет состоять в том, чтобы выбрать управленческий инструмент, в наибольшей степени соответствующий внутренним и внешним условиям функционирования предприятия (организации), и органично вписать его в общую систему управления. Соответственно, общее повышение эффективности деятельности предприятия (организации) в целом будет зависеть как от результативности внутренней системы управления предприятия (организации), основанной на том или ином управленческом инструменте или их взаимодействии, так и от результативности использования условий внешнего окружения (например, экономическая политика государственных структур: промышленная политика, кластерный подход и т. д.; местность, в которой функционирует предприятие (организация); характер взаимодействия хозяйствующих субъектов и т. д.).
К числу основных эффективных управленческих инструментов относятся бюджетирование, система сбалансированных показателей (ССП), управленческий учет, в рамках же взаимодействия хозяйствующих субъектов и применяемой экономической политики государственными структурами - кластерный подход. Мы предлагаем рассмотреть сущность, роль и преимущества, а также интеграционный процесс данных управленческих инструментов в рамках повышения эффективности деятельности предприятия (организация).
Исследование особенностей процесса интеграции управленческого учета, системы бюджетирования и системы сбалансированных показателей на предприятии
Тот факт, что все фирмы используют элементы управленческого учета, является бесспорным. И в отечественных, и в зарубежных научно-практических публикациях высказываются самые разнообразные точки зрения на проблемы сущности, места и роли управленческого учета в системе управления предприятием. Для одних управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, информация которой используется для управления и контроля за деятельностью предприятия (Н. П. Кондраков, М. А. Иванова, Ш. Султани) [2, 3]. Для других управленческий учет - это тот же производственный учет, или учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в системе бухгалтерского учета (В. М. Богаченко,
Н. А. Кириллова, Н. Н. Хахонова, Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер) [4, 5].
На наш взгляд, более обоснованной точкой зрения, отвечающей современным тенденциям в управлении как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровне, является та, согласно которой управленческий учет - новая комплексная отрасль знаний. Он объединяет несколько прикладных экономических наук: планирование, организацию и управление производством, нормирование, бухгалтерский и оперативный учет, управленческий анализ и др. (В. П. Суйц, Р. И. Акмаева) [6, 7].
Процессом составления финансовых планов и смет, с одной стороны, и управленческой технологией, предназначенной для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений, с другой, является система бюджетирования. Связь между бюджетированием и управленческим учетом не отвергается ни одним специалистом, т. к. роль
системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде. При этом в экономической литературе часто отмечается, что бюджетирование является основой управления компанией. Бюджеты позволяют не только спланировать достижение поставленных целей, но и разумно распределить ресурсы, которые, как правило, ограничены. При этом возникает вопрос: «Является ли бюджетирование составной частью управленческого учета?». Здесь существуют полярные точки зрения. Внедрение бюджетирования как управленческой технологии побуждает предприятия заняться приведением в порядок управленческого учета. Бюджеты составляются для центров финансовой ответственности (ЦФО), следовательно, надо разработать финансовую структуру. Не разобравшись с затратами, невозможно построить бюджеты затратных ЦФО. Нельзя достичь финансовой цели, не оптимизируя затраты. Бюджетирование - это не только составление бюджетов, но и контроль за деятельностью компании на базе отклонений «план-факт». А где получить фактические данные, если нет управленческого учета? [8].
Таким образом, бюджетирование и управленческий учет тесно связаны и взаимозависимы, причем бюджетирование является базисом управленческого учета. Без бюджетирования предприятие может существовать, без системы управленческого учета - невозможно.
Диагностика текущего состояния компании начинается с анализа наличия и осуществления стратегического планирования, которое ставит перед компанией следующие вопросы: «В каком направлении двигаться фирме? Какие цели ставить перед собой?».
В условиях жесткой конкуренции и быстрых изменений внешней среды стратегия становится основным фактором в обеспечении конкурентоспособности предприятия. В этих условиях выигрывает тот, кто может лучше предвидеть и быстрее просчитать различные варианты ведения бизнеса. В связи с этим в последнее время появилось понятие стратегического управленческого учета, ориентированного на внешнее окружение, включающего ССП деятельности.
Таким образом, четко разработанная стратегия компании обеспечивает связь ее финансовых результатов и рыночных позиций с помощью сбалансированной системы целей.
Итак, чтобы связать стратегию и оперативное управление, создается ССП, которая включает в себя ее описание, отражающее стратегические цели; определение показателей; разработку плана действий, необходимых для достижения их заданных значений. Рассматривая понятие «интеграция» (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) как процесс объединения усилий, потенциала различных подсистем, углубления их взаимодействия, создания и развития глубоких и устойчивых взаимосвязей между ними, объединения их задач, действий, функций и операций для достижения общих целей системы, компания, использующая в совокупности управленческий учет, бюджетирование и ССП, может вполне удачно и эффективно действовать при их корректной интеграции.
Формирование кластерной модели экономики регионов как механизма повышения эффективности деятельности предприятий (организаций)
Популяризатором понятия экономического кластера является М. Портер: «Кластеры -географические концентрации взаимосвязанных компаний (сконцентрированные по географическому признаку группы специализированных компаний), специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях и связанных с их деятельностью институтов, таких как университеты, типовые агентства и торговые ассоциации в соответствующей сфере, в которой они конкурируют и (или) взаимодействуют друг с другом. Факт того, что эти фирмы и институты географически близки, содействует движению идей и трудовых ресурсов между ними, которые, в конечном счете, обеспечивают инновационное поведение» [9].
Активно кластерные модели экономики внедрялись в Дании (еще в 1989 г. - 40 % фирм, входящих в кластеры, обеспечивают 60 % экспорта страны!), Германии (Мюнхен, Гамбург, Дрезден - 3 лучших мировых кластера из 7 существующих кластеров высоких технологий, получили почетное звание «Силиконовая долина 21 века»), Австрии, Финляндии (знаменитая «Nokia» является доминирующей компанией финского кластера информационных и телекоммуникационных технологий), Италии, Франции, Великобритании, Японии, США, Канаде,
а также в Венгрии, Румынии, Болгарии, Словении, Украине (в результате применения кластерной технологии в строительной отрасли удалось снизить трудоемкость строительных работ на 15 %, стоимость жилья - на 10 %!), Республике Беларусь и т. д. [10].
Главной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии предпринимателей, достижение понимания ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды [10].
Правительство России, в целях формирования конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и вовлекающей в процесс производства не только крупные предприятия региона, но и малый и средний бизнес, также выбрало кластерный подход: элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, принятой в 2008 г.: «Создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России» как направление к переходу «к инновационному социально ориентированному типу экономического развития» [11]. Министерство экономического развития Российской Федерации отмечает, что к настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социальноэкономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, причем ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров [12].
Первым регионом, использовавшим кластерный подход к социально-экономическому развитию и разработавшим стратегию социально-экономического развития до 2020 г. (еще в октябре 2006 г. принята правительством области!), является Самарская область [13]. В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмический и информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Санкт-Петербурге, Москве, Белгородской области, судостроительный и кластер приборостроения в Санкт-Петербурге, автомобилестроительные кластеры в Поволжье, кластер микроэлектроники в Зеленограде, биотехнологический и кластер информационно-компьютерных технологий в Томской области [10].
Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем приобретения и внедрения критических технологий, новейшего оборудования; получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям; получения предприятиями кластера эффективных возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки. Развитие кластеров позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
В правительстве Астраханской области о проведении кластерной политики заговорили несколько лет назад, когда встал вопрос о необходимости развития долгосрочного планирования в рамках социально-экономической стратегии. И на данный момент в регионе уже разработана Стратегия социально-экономического развития до 2020 года [14]. В ней рассматривается возможность построения системы кластеров в инновационном сценарии развития Астраханской области, и, таким образом, долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно ориентированных кластеров в экономике Астраханской области. Разработана также и одобрена правительством Астраханской области, утверждена Думой Астраханской области и Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы [15]. Одной из тактических задач Программы является также развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области. Таким образом, в нашем регионе инициатором проведения кластерной политики и развития кластерной модели экономики выступило правительство Астраханской области, сформировав на текущий момент только стратегическое видение политики, тактический и оперативный уровни действия кластерной политики в Астраханской области еще не разработаны.
В целом, в результате исследования региональной политики субъектов РФ, выявлено, что стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров в регионах, т. к. не созданы механизмы методической и образовательной поддержки развития кластеров; наблюдаются: недостаточная развитость малого бизнеса; относительно неразвитые инфраструктурные и организационные условия; слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, особенно во взаимоотношениях бизнеса и власти; отсутствие культуры информационной открытости, что приводит к недоверию потенциальных участников кластера и формированию недобросовестной конкуренции; низкая культура производства, управления; низкий уровень развития ассоциативных структур (промышленных ассоциаций, торговых палат и т. д.), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса; ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников; нет четкого определения и представления о границах территориальных кластеров; а самое главное - отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединений предпринимателей и вузов по реализации кластерной политики и формированию кластерной модели экономики регионов.
Общий механизм повышения эффективности деятельности предприятия (организации) через взаимодействие системы управления предприятия (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, и кластерной модели экономики региона в условиях содействия государственных структур развитию региональных кластеров
В современном мире невозможно представить экономический рост любой страны без эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе стратегически значимых проектов, высокой инвестиционной активности и развития инноваций с помощью овладения стратегическим видением проблем предприятия и его структурных подразделений; мобильного реагирования на изменения условий хозяйствования; разработки и внедрения современных управленческих инструментов. К таким эффективным инструментам, как было сказано выше, относятся бюджетирование, ССП, управленческий учет, позволяющие осуществлять мониторинг процесса достижения целей и повышать обоснованность принимаемых управленческих решений на основе координации и целевой ориентации ресурсов предприятия, но только при условии установления четких интеграционных взаимосвязей между ними. Эффективным же способом взаимодействия хозяйствующих субъектов являются кластеры. Концентрация, интеграция, кооперация и конкуренция - основы кластера - во взаимосвязи дают синергетический эффект, при котором даже конкурирующие организации повышают эффективность, существуя и развиваясь в рамках одного кластера. И в зависимости от того, как происходит управление отраслями региона, как происходит управление внутри организации, будет зависеть и общая эффективность вклада любой организации в развитие кластеров, а кластера - в развитие региона и страны.
Мы предлагаем схему общего механизма повышения эффективности деятельности предприятия (организации) через взаимодействие системы управления предприятия (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, и кластерной модели экономики региона в условиях содействия государственных структур развитию региональных кластеров (далее - схема). Данная схема представлена на рисунке. Основными участниками кластера являются представители власти (органы государственной власти, местного самоуправления, контролирующие органы и т. д.), крупный, средний и малый бизнес (предприятия, организации), институты инфраструктуры кластера (научные и образовательные учреждения, банки и другие финансовые учреждения, проектные организации, консалтинговые и рекрутинговые агентства, технопарки, индустриальные парки и т. д.). Проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе. В данной схеме отражены базовые задачи содействия государственных структур развитию региональных кластеров:
— диагностика и анализ кластеров (основные мероприятия и направления: определение региональных кластеров; анализ и оценка конкурентоспособности кластеров и направлений их «достраивания»; ранжирование кластеров по приоритетности с позиций регионального развития);
— формирование стратегических целей и задач развития кластеров в регионе (выработка общей позиции в отношении кластеров: принятие Стратегии и Программы социальноэкономического развития региона; распределение полномочий в сфере кластерной политики; разработка видения кластера, направлений его деятельности, стратегического плана, плана мероприятий по его реализации);
— стимулирование и поддержка развития кластеров (содействие созданию группы кластерообразующих лидеров; институализация потенциальных кластеров; формирование портфеля кластерных инициатив в регионе; организационная помощь в координации усилий участников кластера; поддержка создания и развития инфраструктуры; создание коммуникационных площадок для участников кластера и проведение организационных мероприятий: конференции, форумы, круглые столы и т. д. (как один из способов реализации обратной связи - информирование власти бизнесом о своих приоритетах, направлениях развития, проблемах и т. д.); методическое сопровождение и принятие нормативно-правовых актов, касающихся реализации кластерной инициативы и развития кластеров; развитие передового и своевременного набора инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников, а также текущей системы финансирования в рамках реализации национальных проектов, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, долгосрочных и ведомственных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы, программ социально-экономического развития муниципальных образований региона; снижение административных барьеров; содействие в подготовке кадров и обучении; налоговые и другие льготы для участников кластера и др.);
— мониторинг и оценка эффективности кластера и кластерной политики (разработка системы показателей оценки развития и эффективности кластера в целом и для отдельных его участников, а также кластерной политики региона).
Основной формой реализации вышеперечисленных задач и мероприятий, носящей объединительный характер, будет являться разработка концептуальной программы развития и повышения эффективности отдельных кластеров в регионе, положения которой следует учитывать в системе управления предприятия (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, а именно в Стратегической концепции предприятия (Стратегии) (см. ниже).
В данной схеме нами отражена модель процесса интеграции систем управленческого учета, бюджетирования и ССП как одного из способов повышения эффективности деятельности предприятия.
Управленческий учет в данной модели охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая: стратегическое управление, в том числе стратегическое и оперативное планирование деятельности; разработку показателей деятельности; производственный учет; формирование управленческой отчетности.
В модели выделяем три уровня учета для адекватного отражения различных хозяйственных процессов: оперативный - сбор и обработка информации, связанной с констатацией фактов хозяйственной деятельности центров ответственности или предприятия в целом, с целью отражения реализации принятых ранее управленческих решений, ориентация в основном на внутреннее окружение; тактический - сбор и обработка информации о деятельности центров ответственности или предприятия в целом, с целью рационального распределения ресурсов внешнего и внутреннего окружения; стратегический - сбор и обработка информации о тенденциях, имеющих место на предприятии в целом и во внешней среде, для определения целей и направлений развития предприятия, ориентации на внешнее окружение - стратегический управленческий учет.
Система учета будет обеспечивать процесс интеграции и взаимодействия управленческих инструментов. Таким образом, три уровня учета характеризуют три уровня процесса взаимодействия и интеграции. Стратегический уровень базируется на стратегическом планировании (стратегический процесс целеполагания), проявляющийся в форме стратегической концепции предприятия (стратегии перспективного социально-экономического развития), время действия которой носит долгосрочный характер (рекомендуемый период 15 лет). Стратегическая концепция предприятия (стратегия) - определенная (конкретная) модель развития предприятия (организации) при заданных (плановых) программно-целевых основных параметрах и приоритетных направлениях деятельности предприятия (организации), разработанная на основе или с учетом концептуальной программы развития и повышения эффективности кластера в регионе.
Власть (органы государственной власти, местного самоуправления)
КЛАСТЕР
Крупный, средний и малый бизнес (предприятия, организации). Институты (научные и образовательные учреждения, банки и другие финансовые учреждения, проектные организации, консалтинговые и рекрутинговые агентства и т. д.)
Концептуальная Программа развития и повышения эффективности кластера в регионе
а
и
Задачи содействия государственных структур развитию региональных кластеров:
Диагностика и анализ кластеров
Формирование стратегических целей и задач развития кластеров в регионе
Стимулирование и поддержка развития кластеров
Мониторинг и оценка эффективности кластера и кластерной политики
Системы управления бизнеса и институтов, основанные на интеграции управленческих инструментов
Мониторинг и оценка внешней и внутренней среды
Разработка на основе или с учетом Концептуальной программы развития и повышения эффективности кластера в регионе и уточнение Стратегической концепции предприятия (организации) (Стратегии), в том числе:
- сценариев развития предприятия;
- стратегических целей в разрезе ССП на основе КФУ;
- стратегического бюджета;
- определение и уточнение финансовой ■ структуры предприятия
Формализация стратегических целей и тактических задач предприятия в разрезе ССП на основе КФУ через цели, задачи, мероприятия на основе ЦПР ЦФО (плановое распределение ресурсов - система заявок); планирование и контроль затрат на основе системы «стандарт-костинг»
Корректировка стратегии на основе ■ тактических
процессов
Корректировка бюджетов, ЦПР ЦФО на основе оперативных процессов
^ о
«д Ы
3 5 £
МО_о"с
о Т
. Фактическое распределение ресурсов предприятия (система лимитов), исполнение бюджетов, текущий план-фактный контроль, учет исполнения статей бюджетов и аналитики, формирование и анализ учетных фактических данных за период, формирование отчетов реализации ЦПР ЦФО, учет затрат
Формирование Доклада о результатах и основных направлениях деятельности предприятия с оценкой деятельности по показателям эффективности направлений улучшений за отчетный период
Схема общего механизма повышения эффективности деятельности предприятия (организации) через взаимодействие системы управления предприятия (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, и кластерной модели экономики региона в условиях содействия государственных структур развитию региональных кластеров: КФУ - ключевые факторы успеха; ЦПР ЦФО - целевая программа развития центра
финансовой ответственности
В стратегической концепции следует отразить следующие разделы:
— работы, выполненные в рамках разработки стратегии (комплекс и инструменты исследования, участники, сторонние эксперты и т. д.);
— оценка существующей ситуации на рынке, в кластере, на котором действует предприятие, всего внешнего окружения (может подразумевать социально-экономическое положение кластера, региона), выявление текущих и перспективных проблем в анализируемых сферах;
— оценка внутренней среды предприятия, особенно текущего ресурсного портфеля (можно в разрезе перспектив ССП - финансы, бизнес-процессы, персонал и инновации);
— основные сценарии социально-экономического развития предприятия: инерционный сценарий: развитие предприятия при существующих портфеле ресурсов, структуре управления, методе и технологии производства и т. д.; сценарий восстановления или повышения эффективности использования ресурсного портфеля: предполагает экстенсивный метод развития - приток инвестиций, наращивание административных усилий, без качественного роста производительности труда и капитала; сценарий, рассчитанный на новый портфель «ресурсов развития» с учетом развития перспектив кластера, на котором действует предприятие (организация): гибкая система управления с использованием современных управленческих инструментов, четкая структуризация целей предприятия, качественная мобильная рабочая сила, конкурентоспособные технологии, продукции, услуги, сильные рыночные позиции и т. д.;
— в рамках направлений концептуальной программы развития и повышения эффективности регионального кластера определение миссии, стратегической цели, задач (параметров, мероприятий и т. д.) стратегии, обоснованность выбора определенного сценария развития предприятия, определение приоритетных направлений (проектов) в рамках стратегии, общий стратегический бюджет ресурсов и затрат, определение и уточнение финансовой структуры предприятия, бюджетного процесса;
— этапы реализации стратегии (рекомендуется 5 этапов с разбивкой по три года), в каждом этапе отражаются проектные направления стратегии, цели и задачи этапа, предполагаемые мероприятия, параметры или индикаторы достижения целей и реализации задач (в разрезе ССП, утверждаются на текущий год и на плановые два года), бюджеты ресурсов.
Через этапы происходит переход к среднесрочному (тактическому уровню) планирования, и повышение результативно-целевой ориентации бюджетных расходов предприятия. Первый этап охватывает текущий год плюс следующие 2 года. Он является самым мобильным, часто изменяемым и корректируемым в зависимости от анализа фактических данных за отчетный период. По прошествии отчетного периода, равного 1 году, стратегия корректируется (реализация обратной связи) на основе доклада о результатах и основных направлениях деятельности предприятия (ДРОНДП). Доклад о результатах и основных направлениях деятельности предприятия - отчетный документ, содержащий анализ результатов, определение целей, задач и показателей деятельности предприятия, комплекс мер, направленных на их реализацию, оценку необходимых финансовых, материальных и иных ресурсов, а также факторов, препятствующих достижению целей и решению поставленных задач. Координацию работы по подготовке доклада осуществляют планово-экономические (финансовые) структурные подразделения предприятия (организации). Доклады утверждаются руководством предприятия.
На тактическом уровне происходит реализация среднесрочного планирования - детализация стратегических целей и задач предприятия, ЦФО (в разрезе ССП), их взаимоувязка с имеющимися ресурсами предприятия. Рекомендуемый период охвата - 3 года. Утверждается бюджет предприятия, связанный с 1 этапом реализации стратегии, на 3 года (1 год - помесячная разбивка, 2 год -поквартальная, 3 год - по полугодиям). В процессе корректировки Стратегии, подготовки ДРОНДП и бюджетов предприятия играет большую роль метод «плавающей трехлетки» - ежегодное утверждение и корректировка параметров (показателей) бюджета предприятия, целевых программ и т. д. на три года (плановый бюджетный период) в соответствии с принятыми приоритетными направлениями развития предприятия (организации) (Стратегией) в долгосрочном периоде.
На оперативном (текущем) уровне происходит краткосрочное планирование, сроком на 1 год, квартал, месяц и т. д. Рекомендуется ежемесячная и поквартальная корректировка бюджетов.
Финансовая структура предприятия в данной модели представляет собой совокупность структурных подразделений, выступающих в качестве объектов бюджетирования в форме различных типов центров ответственности (центры затрат, доходов, инвестиций) и их связи между
собой. Разделение элементов финансовой структуры на ЦФО имеет принципиальное практическое значение и серьезно влияет на общую систему бюджетирования и учет. В данную модель мы вводим такое понятие, как целевая программа развития центра финансовой ответственности (ЦПР ЦФО). Целевая программа развития ЦФО представляет собой утвержденный (планируемый к утверждению) комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных тактических задач, стоящих перед ЦФО, в соответствии со Стратегией предприятия (своеобразный план мероприятий по достижению целевых показателей и смета на его реализацию для повышения эффективности управления затратами и ориентированности бюджетирования на результат). Целевые программы развития ЦФО утверждаются непосредственно руководителем ЦФО, проходя при этом процесс согласования с финансово-экономическим структурным подразделением и руководителем предприятия (организации). Таким образом, часть полномочий и ответственности делегируется на нижний уровень, им дается право принятия решений, что повышает мотивацию и ответственность за работу, эффективность использования выделенных ресурсов.
Разработка ССП начинается с формулирования стратегических целей. Далее определяются ключевые факторы успеха (КФУ) по четырем перспективам: перспективе обучения и развития, производства (бизнес-процессов), клиентов и финансовой. Определение КФУ - это выявление тех конкурентных возможностей, которые каждая фирма должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха.
Иерархия целей, задач, мероприятий предприятия (организации) в разрезе ЦПР ЦФО, ССП, КФУ, планируемые и отчетные значения показателей (отчетные и планируемые на среднесрочную перспективу результаты деятельности предприятия (организации)) для нашей модели представлены в таблице.
Отчетные и планируемые на среднесрочную перспективу результаты деятельности предприятия (организации)
Цели, задачи, мероприятия, программы, показатели деятельности предприятия Единица измерения Отчетный год N - 1) Текущий финансовый год (целевое/отчетное значение) (^ Финансовый год +1 N + 1) Финансовый год +2 N + 2) Приме- чания
1. Стратегическая цель предприятия в перспективе - Финансы на основе КФУ
Показатель 1 реализации стратегической цели
1.1. Тактическая задача Предприятия = Цель ЦФОі (код ЦФО)
Показатель 1 реализации тактической задачи
1.1.1. Задача ЦФО1 (код ЦФО) = Цель ЦПР ЦФО1 (код ЦП ЦФО1)
Показатель 1 реализации цели ЦПР ЦФО1
1.1.1.1. Задача ЦПР ЦФО1
Показатель 1 реализации задачи
Мероприятие 1
Показатель 1 реализации мероприятия
Мероприятие 2
1.1.1.2. Задача ЦПР ЦФО1
Показатель 1 реализации задачи
Мероприятие 1
Показатель 1 реализации мероприятия
Мероприятие 2
2. Стратегическая цель предприятия в перспективе - Производство (внутренние хозяйственные процессы) на основе КФУ
Следует отметить, что определение того, как будут достигнуты цели и задачи ЦФО, с помощью каких мероприятий, действий, будет отражаться в ЦПР ЦФО; расходы (с внутренними учетными кодами) на эти мероприятия будут, соответственно, отражаться в ЦПР ЦФО и бюджетах предприятия. Формирование трехлетнего бюджета предприятия будет происходить на основе ЦПР ЦФО. Общая учетная система обеспечит сбор и анализ данных.
Предложенная схема общего механизма повышения эффективности деятельности предприятия (организации) через взаимодействие системы управления предприятия (организации), основанной на интеграции управленческих инструментов, и кластерной модели экономики региона в условиях содействия государственных структур развитию региональных кластеров, по нашему мнению, позволит предприятию (организации) осуществлять мониторинг процесса достижения целей, повышать обоснованность принимаемых управленческих решений на основе координации и результативно-целевой ориентации ресурсов, повышать степень гибкости и адаптивности к окружающим внешним и внутренним факторам, устойчивость, надежность, результативность, а в целом - эффективность деятельности и выживаемость данного предприятия (организации); для кластера - это возможность повысить эффективность использования его потенциала развития как одного из приоритетных направлений роста конкурентоспособности и диверсификации экономики любого региона, а также способствование реализации кластерной концепции в России в целях формирования эффективной системы управления развитием отраслей и даже отдельными организациями и обеспечение комплексных решений задач региональных стратегий, направленных на переход к инновационной модели регионального развития, и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bloom N., J. Van Reenen. Measuring and explaining management practices across firms and countries // Quartely Journal of Economics. - 2007. - CXXII. - P. 1351-1408.
2. Кондраков Н. П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие / под ред. Л. В. Бобылева. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
3. Султани Шахвали. Управленческий учет как основа регулирования экономики предприятия: дис. ... канд. экон. наук / Астрахан. гос. техн. ун-т. - Астрахань, 2003. - 167 с.
4. Богаченко В. М., Кириллова Н. А., Хахонова Н. Н. Бухгалтерский учет: учеб. пособ. - Ростов н/Д:
Феникс, 2004. - 576 с.
5. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Роль учета в деятельности организации / гл. из книги «Управленческий учет» // www.iteam.ru.
6. Суйц В. П. Управленческий учет: учеб. - М.: Высш. образование, 2007. - 371 с.
7. Акмаева Р. И. Контроллинг: учеб. пособие. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2003. - 196 с.
8. Васильева В. В., Гаврилова О. А. Методические подходы к интеграции систем управленческого учета, бюджетирования и сбалансированных показателей как эффективных инструментов управления на предприятии // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. : Экономика. - 2010. - № 1. - С. 36-46.
9. Desrochers P., Sautet F. Cluster-Based Economic Strategy, Facilitation Policy and the Market Process, p. 2 / http://www.gmu.edu/rae/archives/V0L17_2-3_2004/6_Desrochers.pdf.
10. Пятинкин С. Ф., Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт: совместный проект Программы развития ООН и Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.
11. Методические рекомендации Министерства экономического развития РФ по реализации кластерной
политики в субъектах Российской Федерации, 2009 год / http://www.ir-
pep.ru/analytics/innov/doc/Metodreki_klastery.doc.
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, п. 4) // Архив публикаций системы Гарант.
13. Лунев А. П. Инновационное развитие регионов - зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / под ред. А. П. Лунева, И. Ю. Петровой. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. - 140 с.
14. Постановление Правительства Астраханской области от 24 февраля 2010 г. № 54-П «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года» // Архив публикаций системы Г арант.
15. Закон Астраханской области от 22 декабря 2010 г. № 86/2010-ОЗ «О программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы» // Архив публикаций системы Гарант.
Статья поступила в редакцию 15.11.2011
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Гришкова Виктория Владимировна - Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры «Производственный менеджмент и организация предпринимательства»; [email protected].
Grishkova Victoria Vladimirovna - Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Industrial Management and Business Organization"; [email protected].