Научная статья на тему 'Методические аспекты обучения студентов-дизайнеров (на примере рекламной фотосъемки упаковки)'

Методические аспекты обучения студентов-дизайнеров (на примере рекламной фотосъемки упаковки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ДИЗАЙНЕРЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОТОСЪЕМКЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН» / MAJOR "GRAPHIC DESIGN" / STUDENTS MAJORING IN DESIGN / METHODS OF PHOTOGRAPHY TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверкин Ю. А.

В статье изложены некоторые методические аспекты обучения будущих дизайнеров на занятиях по фотографии, а также приведен ряд примеров учебных практических заданий. Обозначены критерии и задачи рекламной фотографии, а также практические трудности и пути их решения в учебном процессе. Автор показывает, каким образом учебный процесс может решать задачу развития у студентов понимания структурных, технологических и смысловых принципов фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains basic methodological aspects of teaching future designers photography as well as some examples of practice exercises. The attention is given to the criteria and objectives of advertisement photography, difficulties and their solutions in the learning process. The author shows how students develop understanding of the structure, technological and concept principles of photography in the learning process.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты обучения студентов-дизайнеров (на примере рекламной фотосъемки упаковки)»

Педагогика высшей школы

Ю.А. Аверкин

Методические аспекты

обучения студентов-дизайнеров

(на примере рекламной фотосъемки упаковки)

В статье изложены некоторые методические аспекты обучения будущих дизайнеров на занятиях по фотографии, а также приведен ряд примеров учебных практических заданий. Обозначены критерии и задачи рекламной фотографии, а также практические трудности и пути их решения в учебном процессе. Автор показывает, каким образом учебный процесс может решать задачу развития у студентов понимания структурных, технологических и смысловых принципов фотографии. Ключевые слова: студенты-дизайнеры, методика обучения фотосъемке, специальность «графический дизайн».

Дизайн упаковки является целевым и профилирующим направлением обучения студентов специальности «графический дизайн». Учебный процесс и реальная работа в равной мере требуют качественной презентации полученного результата. Зачастую такая презентация осуществляется посредством фотографии, что, в свою очередь, требует формирования у студентов специальных знаний и навыков данного вида фотосъемки.

Значение изучения студентами-дизайнерами технологических вопросов предметной фотосъемки также определяется тем, что техническое упрощение процесса получения качественного фотографического материала во многих случаях привело к расширению функций дизайнера до функции фотографа. Результатом данного процесса стало появление специального термина в реестре профессий - «дизайнер-фотограф». Однако, несмотря на техническое совершенство современной фототехники, получить изображение по-настоящему высокого качественного и художественного уровня без специального образования невозможно.

На сегодняшний день в нашей стране не существует специализированного учебника по фотографии для учебного процесса на факультете дизайна, поэтому изучение вопросов использования фотографии студен-тами-дизайнерами в процессах производства и экспонирования упаковки базируется на различных общих трудах по технике фотосъемки и не носит системный характер. По этой причине большое значение имеет разработка специальной методики обучения студентов-дизайнеров предметной фотосъемке. Однако «деятельность студента ни по содержанию, ни по формам “не равна” деятельности специалиста» [1, с. 48], поэтому задачи и условия учебного процесса должны быть максимально приближены к реальной практической работе.

Для этого, прежде всего, необходимо определить цели рекламной фотографии упаковки и критерии оценки качества полученного результата. В большинстве случаев перед фотографом стоит задача съемки объектов с расчетом на последующую обработку (отделение объекта от фона), либо задача съемки готовой постановки с минимальной последующей ретушью в графическом редакторе.

Результатом процесса фотосъемки упаковки должен быть снимок, отвечающий следующим критериям: резкость (зона резкости должна захватывать всю упаковку или наиболее ее важные части со смысловой, конструктивной или художественной точек зрения); нужный угол и ракурс (угол и ракурс фотосъемки должны, с одной стороны, выражать наиболее важные особенности упаковки, а с другой обеспечить легкость и привычность ее восприятия зрителем); правильная цветопередача (реальные цветотональные отношения в снимаемой сцене должны сохраняться в областях светов, полутонов и теней); проработанные фактура и текстура - равномерное освещение без случайных пересвеченных областей и слишком глубоких теней; художественный уровень без композиционных ошибок, с красивой ритмической организацией снимаемого пространства и др. [3, с. 24].

Описанные выше критерии качества полученного фотоматериала показывают возможности профессиональной фотографии. Вместе с тем, реальные возможности самостоятельной практической работы студен-тов-дизайнеров чаще всего сильно ограничены.

Основная проблема заключается в отсутствии необходимой материально-технической базы. Как правило, у студентов есть только «простой» цифровой фотоаппарат без возможности смены объективов и с минимальным набором ручных настроек, а все периферийное оборудование отсутствует полностью. По этой причине учебный процесс должен включать в себя различные альтернативные способы получения фотографического материала необходимого качества.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Так, в качестве профессионального студийного освещения можно использовать обычные лампы 60-100 Вт., а вместо отражателей - любую белую поверхность, как, например, лист ватмана. Вместо необходимых тросика и пульта управления можно использовать автоспуск. Имитацией софтбокса может служить конструкция из тонкой полупрозрачной бумаги или кальки. Те же материалы могут быть использованы для самостоятельного изготовления бестеневой палатки. Дорогую профессиональную серую карту с успехом можно заменить нейтральными по тону материалами различной светлоты. Вместо штатива можно использовать любую неподвижную конструкцию, например, стопку книг. В качестве бесфак-турных фонов для фотосъемки упаковки можно использовать цветную самоклеющуюся пленку для плоттеров или лист ватмана.

Для развития у студентов-дизайнеров знаний и навыков эффективного использования в процессе фотосъемки упаковки любых доступных материалов и предметов, учебный процесс должен решать задачу развития у них понимания структурных, технологических и смысловых принципов фотографии. Студенты должны знать законы и методы экспонометрии; свойства светочувствительных материалов; механику функционирования фотоаппарата и других вспомогательных аксессуаров; схемы постановки осветительного оборудования; приемы борьбы с дефектами и оптическими искажениями. Будущие дизайнеры должны обладать развитым художественным мышлением; точным пониманием задач; умением находить и выражать конструктивные, фактурные, текстурные и другие особенности упаковки; пониманием предстоящего процесса обработки отснятого материала в графическом редакторе.

Изучение студентами-дизайнерами вопросов фотосъемки упаковки имеет большое значение для их профессионального развития. Однако реальные материально-технические возможности студентов-дизайнеров для ведения практической работы сильно ограничены. По этой причине учебный процесс должен быть нацелен на развитие у них понимания механизмов и законов, необходимых для достижения нужного результата, а также на развитие умения эффективно использовать любые имеющиеся средства и умение решать поставленную задачу в условиях, далеких от профессиональной фотостудии.

Перед отработкой учебных упражнений целесообразно обсуждать общую концепцию и план будущей съемки, делать зарисовки схем постановки света [4, с. 208] и многое другое.

Помимо обычных технологических трудностей, в реальной работе перед дизайнером возникают задачи, требующие использования оригинальных нестандартных технологий при фотосъемке. Примером может

служить серийная фотосъемка вращающейся упаковки с последующей сборкой отснятого материала в анимированный ролик и размещением его в качестве презентации товара на сайте. Такое занятие требует от студентов сохранения одинаковых экспозиционных, композиционных и других параметров фотосъемки во всех 24 кадрах будущего рекламного ролика. При этом качественный контроль должен осуществляться непосредственно в процессе фотосъемки. Так, студенты должны при помощи гистограммы своевременно определить возможные пересвеченные участки, внести коррекцию и переснять кадр заново.

Изучение этих и многих других технологий профессиональной фотографии студентами-дизайнерами должно осуществляться в тесной взаимосвязи с рядом других дисциплин из их учебного плана. По-настоящему качественное и актуальное образование возможно при активном междисциплинарном взаимодействии фотографии с компьютерной графикой (растровой и векторной графикой, анимацией, 3Б-моделированием), технологиями полиграфии, проектированием и многими другими. Такое взаимодействие возможно при наличии «заказа» на качественную фотосъемку упаковки со стороны других учебных курсов, а также при создании условий для реального использования отснятого материала в учебно-практической работе.

Структура занятий должна отражать, с одной стороны, постепенное усложнение учебного материала и практических заданий, а с другой -изначальную формулировку образа конечного результата. Теоретические занятия должны последовательно чередоваться с практическими, которые, в свою очередь, должны включать в себя использование профессионального и «подручного» оборудования. При таком подходе тематический план занятий должен раскрываться в следующем порядке: 1) презентация работ мастеров; 2) изучение основных параметров фотосъемки (выдержка, диафрагма и др.); 3) изучение фототехники; 4) формулировка описанных выше трудностей предметной фотографии упаковки; 5) фотосъемка объектов с различными светоотражательными характеристиками для размещения отснятого материала на сайте, а также для последующего выделения в Photoshop; 6) компьютерная обработка фотографии (ретушь, монтаж, цветокоррекция и др.); 7) сравнение полученного результата с первоначальным образом, рефлексия; 8) определение возможностей использования полученных навыков и результатов в других учебных курсах на факультете дизайна.

Примером может служить учебная фотосъемка студентами их собственной авторской упаковки, выполненной на занятиях по проектированию, с последующей компьютерной обработкой отснятого материала и публикацией его в Интернете в качестве портфолио.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Актуальность изучения методических аспектов обучения будущих дизайнеров на занятиях по фотографии увеличивается одновременно с возрастающей ролью фотографии в практической работе дизайнера. Данная тенденция требует продолжения научно-методической работы в этом направлении и написания специализированного учебного пособия по фотографии, отражающего основные задачи и реалии учебного процесса на факультете дизайна.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.

2. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. М., 2008.

3. Митчел Э. Фотография. М., 1988.

4. Мураховский В., Симонович С. Секреты цифрового фото. СПб., 2005.

5. Мусорин М., Привалов В. Фотография. М., 2000.

6. Рудаков Д. Оранжевая книга цифровой фотографии. СПб., 2006.

7. Розов Г. Искусство фотографии. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.