Научная статья на тему 'Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая'

Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты изучения древних святилищ Саяно-Алтая»

Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М., 1984.

Пшеницына М.Н. Курганы и могилы на дне Красноярского водохранилища // АО 1973 года. М., 1974. С. 219-220.

Пшеницына М.Н., Пяткин Б.Н. Памятники окуневского искусства из кургана Разлив-Х // КСИА. М., 1993. №209. С. 58-67.

Пяткин Б.Н. Происхождение окуневской культуры и истоки звериного стиля ранних кочевников// Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск, 1987. С. 79-83.

Пяткин Б.Н., Миклашевич Е.А. Сейминско-турбинская изобразительная традиция: пластика и петроглифы // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 146-153.

Савинов Д.Г. Окуневские могилы на севере Хакасии // Проблемы Западно-Сибирской археологии. Эпоха камня и бронзы. Новосибирск, 1981. С. 111-117.

Савинов Д.Г. Древние поселения Хакасии. Торгажак. СПб., 1996. 112 с.

Савинов Д.Г. О стиле «тощих быков» в окуневской изобразительной традиции // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. СПб., 2004. С. 246-254.

Савинов Д.Г., Подольский M.JI. Две окуневские плиты из ограды тагарского кургана (могильник Есино-IX)// Проблемы изучения окуневской культуры. СПб., 1995. С. 48-52.

Семенов Вл.А. Неолит и бронзовый век Тувы. СПб., 1992. 135 с.

Хлобыстина МД. Этнокультурные соответствия в древней истории Южной Сибири // Этногенез народов Северной Азии. Новосибирск, 1969. С. 79-81.

Чеченкова О.П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла Ш-1тыс. до н. э. Екатеринбург, 2004. 334 с.

Шер Я.А. О возможных истоках скифо-сибирского стиля // Вопросы археологии Казахстана. Алматы; М., 1998. Вып. 2. С. 218-230.

Leont’ev N., Kapel’ko V. Steinstelen der Okunev - Kultur// Archaologie in Eurasien. Mainz, 2002. Band. 13. 110 s., 118 taf.

JLC. Марсадолов

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНИХ СВЯТИЛИЩ САЯНО-АЛТАЯ*

В работах Юрия Федоровича Кирюшина неоднократно рассматривались многие проблемы духовной культуры народов Западной Сибири разных исторических периодов.

Святилища Саяно-Алтая - своеобразные культовые памятники древних кочевых племен, которые эпизодически изучаются с XVIII в. Большой вклад в их исследование внесли Г.И. Спасский, В.В. Радлов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, С.И. Руденко, М.П. Гряз-нов, С.В. Киселев, А.П. Окладников, JI.P. Кызласов, С.С. Сорокин, А.Д. Грач, М.А. Дэвлет, В.Е. Ларичев, А.П. Деревянко, В.И. Молодин, А.П. Мартынов, Я.А. Шер, Д.Г. Савинов, Ю.Ф. Кирюшин, М.Х. Маннай-оол, Я.И. Сунчугашев, Е.А. Окладникова, В.Д. Кубарев, Б.Х. Кадиков, Л.С. Марсадолов, Ю.С. Худяков, В.А. Могильников, А.С. Суразаков, З.С. Самашев, Н.А. Боковенко, А.А. Тишкин, Н.В. Полосьмак, Ю.Т. Мамадаков, В.А. Семенов, М.Е. Килуновская, В.Б. Бородаев, П.П. Шульга, М.Т. Абдулганеев, Н.Ф. Степанова, А.С. Васютин, С.А. Васютин, А.С. Ермолаева, В.А. Кочеев, Д.В. Черемисин, Л.М. Че-валков, В.И. Соенов, В.Н. Елин, Б.Н. Пяткин, Е.А. Миклашевич, К.В. Чугунов, П.К. Даш-ковский, Э. Якобсон и многие другие археологи.

Несмотря на то, что в настоящее время в этом регионе изучено много культовых археологических объектов, осознание ряда их сакральных функций пока остается малодоступным для современных исследователей.

Саяно-Алтайская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа более 20 лет исследует древние святилища кочевников и производит астроархеологические работы в разных регионах Центральной Азии и Южной Сибири.

‘Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 03-01-00468а).

При изучении древних святилищ в задачи этой экспедиции входили:

1) поиск новых и более детальное изучение уже известных местонахождений с культовыми объектами; 2) а р х сол о г и ч с с к и с. палеоастрономические и геодезические исследования на них; 3) «привязка» памятников и объектов к окружающему горному ландшафту и др.

Многочисленные археологические факты позволяют не только поставить, но и более подробно рассмотреть вопросы о наличии у кочевых племен Евразии во П-1 тыс. до н.э. и позднее своеобразных культовых центров и святилищ, служащих для различных ритуальных целей, в том числе и для довольно сложных обрядов поклонения небесным светилам и коню, посвященному Солнцу.

При интерпретации древних культовых объектов необходимо различать три аспекта: реально-материальный, древненаучный и сакральный.

Реально-материальный аспект включает в себя всесторонние сведения о памятнике в целом, о раскопанных или внешне изученных, а также подробно зафиксированных там объектах.

Древненаучный аспект - сумма знаний, заложенных в древнее святилище (иногда на протяжении нескольких десятилетий, столетий, тысячелетий), выявленных на основе найденных общих и частных закономерностей: 1) математические, геометрические, астрономические, технологические, ландшафтно-географические и многие другие отрасли знания; 2) поиск и реконструкция основных метрических модулей между объектами или разными частями одного сооружения; 3) объяснение назначения линий, проходящих через центр разнообразных объектов, в том числе и при их совпадении с астрономически значимыми направлениями.

Сакральный аспект можно выявить при изучении: 1) культовых функций и формы объектов, сооруженных в определенное время, в специально выбранных точках; 2) выбора места для святилища в окружающем ландшафте (древнего «фэн-шуй»); 3) широкого использования «оппозиций» при сооружении объектов - верх-низ, восток-запад, гора-западина и пр.; 4) сложной системы разметки между разными типами объектов; 5) наличия своеобразных «дорог», соединяющих объекты и часто уходящих за границы исследуемого памятника; 6) древних сакральных знаний по общей «картине мира» кочевников, астрономии, математике, геометрии и др.

Надо только не останавливаться на первых ступенях изучения памятников, а, привлекая сумму современных методов исследований, попытаться реконструировать мировоззренческие основы, заложенные в древние объекты.

Памятники культовой деятельности в Саяно-Алтае изучены пока мало и могут быть подразделены на святилища (находящиеся на равнинах - керексуры, выкладки, «олен-ные» камни, стелы; в пещерах - ниши, гроты, выкладки, наскальные изображения; на склонах, вершинах или перевалах гор - обо, выкладки, стелы, «ворота», наскальные рисунки); астрономические пункты наблюдений (ниши, гроты, земляные и скальные «ямы», выкладки, отдельные ряды камней и стел, лунки и наскальные изображения), отдельные культовые объекты (стелы, «кольца», выкладки, наскальные изображения) и сакральные клады (табл. 1).

Следует отметить, что многие из вышеназванных объектов находятся в открытых степных районах или на окружающих их горах. В ряде случаев они были хорошо известны современному и древнему местному населению, которое неоднократно дополняло и переиспользовало памятники «своих предков».

Составленная таблица культовых археологических памятников Южной Сибири в какой-то степени носит прогностический характер, так как ни в одном из отдельно взятых регионов на этой обширной территории (на Алтае, в Туве, Хакасии и др.) все их виды еще не найдены в полном объеме, но, возможно, их перечень позволит археологам направить свои усилия на целенаправленное изучение духовной культуры древних кочевников.

Обычно святилища - это сложный комплекс разновременных объектов, в который входят необходимыми составными частями алтари, вертикальные каменные изваяния («оленные» камни, стелы, менгиры), разнообразные керексуры, выкладки, наскальные рисунки и другие сооружения. В этих объектах, безусловно, отражено мировоззрение, миропонимание и культово-религиозные представления заказчиков и мастеров. Предста-

Таблица 1

Культовые археологические памятники и объекты Южной Сибири I тыс. до н.э.

Фулкинн Археологн-еккнн ІІЙМІГПШК Огдельшиіі ВЩНОНПЧМШЙ обьіігг

Культов ил Смпии ише на или ■на г.егине горът Глшпищґ, на асрнгинс плрк или ииртнин; юерексур камяшое лэкзянне («ОЖППиЙ» їиіеіЕЬ) стела, деревянный столб викладка, -игольцо :-, оерздк;* НШЯШЛЬНЫС (іІСІІХи'ЛНІІш) шшта-алтарь. йиклалкй. «ШИНО* степи ніскіш.кие ніображенлл

Пещерное иічін.інще пещера нітша. грот выкладка НЖ КГДЛV Н ЫС изображен «І

АСТРГКНПМКЧССКГЙ пункт нъблмаенкя яма земляная -ЩГМДО С КЯЛЬ КЧЗГ ■ІНШІ грог выкладка Отдельные к&иіш стела паскаліные изображении клунш

Отдельны? дбъеипы Юп>д стела «КЩЗЬЩК*, НКІНГЛЩ^І налжальные ШЦІ5рИЖЇНШІ +:г»і'фяльш.гї3ч. клцд (ШКОйОЙ ІЇКЛОДЧ- —?

вители различных племен, из соседних и далеких регионов, могли участвовать в праздниках дружественных конфедераций, обмениваться духовным опытом и новыми достижениями в познании.

Святилища в Тархате, Туру-Алты, Юстыде, Саглы, Адыр-Кане, Семисарте на Сая-но-Алтае находятся на близкой широте (52°±1-2° с.ш.) с такими известными памятниками, как стоянка Мальта в Прибайкалье, курган-храм Аржан в Туве, Очаровательная и Ак-Баур на Западном Алтае, комплексом объектов Аркаим в Зауралье и Стоунхендж в Англии. Широта 52° примечательна тем, что только на ней солнечные лучи под прямым углом падают на Землю, что максимально удобно для постоянных наблюдений за движением небесных светил.

Необходимость астрономических наблюдений у кочевых народов Евразии заключалась в сакральности времени вообще - время священно. Небесные светила, в первую очередь Солнце и Луна, затем созвездия, были составной частью культа Неба. Отсюда вытекала потребность их познания, согласования своей жизни с их основными ритмами.

Знание точного времени наступления начала года, сезона, того или иного праздника было необходимо для его подготовки, проведения и достижения максимальных результатов. Требовалась согласованность ежегодного и многолетнего хозяйственного цикла с основными моментами восхода и захода солнца в дни весеннего и осеннего равноден-

ствия, зимнего и летнего солнцестояния, а также с основными фазами высокой и низкой луны. Во время ежегодных перекочевок и походов на далекие расстояния, особенно в бескрайних степях или пустынях, где нет других надежных ориентиров, люди сверяли свой путь с Полярной звездой или со звездой, ранее находившейся на ее месте, а также основными созвездиями ночного неба (Большой Медведицей, Орионом и др.). Показать рядовым кочевникам наиболее важные созвездия и обучить их основам астрономических знаний древние ученые-жрецы могли прежде всего при подготовке и проведении ритуальных действий на святилищах.

В результате астроархеологических исследований, выполненных Саяно-Алтайской экспедицией Государственного Эрмитажа на многих культовых памятниках Южной Сибири, выявлена довольно четкая корреляция центра объектов с наиболее значимыми астрономическими направлениями, связанными с восходами/заходами Солнца и Луны, а также окружающими горами (на Аржане, Саглы, Юстыде, Тархате, Туру-Алты, Чуе, Семи-сарте, Ак-Бауре, Бийке, Салбыке и др.).

Следует отметить общие закономерности в выборе местонахождений в I тыс. до н.э. для ритуально важных объектов в Саяно-Алтае. Как правило, выбирались только межгорные долины, в которых на южной и северной сторонах горизонта были высокие горы, а на западной и восточной - низкие (Аржан, Саглы, Юстыд, Чуйский комплекс, Бийке и др.). Если на Чуйском святилище центральное каменное изваяние было ориентировано лицом на восток, то на могильнике Бийке астрономически значимой стороной горизонта является запад. Возможно, это связано с тем, что Чуйское святилище служило для ритуалов живым людям и ассоциировалось с восходом Солнца, а урочище Бийке в первую очередь использовалось для погребения умерших, поэтому здесь и преобладала западная сторона, где заходило (умирало) Солнце.

Почти на всех святилищах Саяно-Алтая прослежена еще одна закономерность в размещении культовых объектов: один конец линии обращен на вершину горы или горный снежник, а другой - на межгорную западину или относительно ровное место. Разметка и размещение объектов производились не один год, а для более глубокого осознания связей между бинарными оппозициями окружающей природной среды они постоянно дополнялись все новыми объектами. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий сооружались стела, выкладка, обо, курган и другие объекты. Отдельно лежащие, разные по цвету камни, разнообразные по форме и назначению выкладки, курганы, керексуры, каменные изваяния, наскальные изображения, астрономические пункты наблюдений часто образовывали опредмеченную сложно организованную систему, отражающую сакральные взаимоотношения человека с окружающей его природной средой и космосом.

Хотя письменные источники не сохранили для нас сведения о культовых центрах, заказчиках, жрецах и мастерах Центральной Азии, которые их создали в I тыс. до н.э., потомкам в наследство остались объекты на местности в виде сложных культовых сооружений. За прошедшее столетие археологами, изучающими памятники кочевников Центральной Азии I тыс. до н.э., накоплено большое количество интересных, но пока разрозненных фактов, которые, вероятно, могут быть объединены, исходя из одной или нескольких объясняющих гипотез. Важным представляется сопоставление эмпирических данных об археологических памятниках с краткими сведениями письменных источников, а также выводами из археологических, этнографических и палеоастрономических исследований.

Геродот (I, 216), описывая обряды массагетов (обычно локализуемых на территории Приаралья), отмечал: «Из богов почитают только солнце, которому они приносят в жертву коней. Смысл этого жертвоприношения таков: самому быстрому из богов они отдают самое быстрое из смертных существ». Этот обряд, очевидно, был распространен гораздо шире территориально - не только в Приаралье, но и в других регионах, а истоки его уходят в глубь времен.

Во П-1 тыс. до н.э. в Центральной Азии существовали разные по своей значимости святилища - союзов племен, племенные, родовые и т.п. (табл. 2). Сооружение каждого нового культового центра было длительным и многоэтапным. Этот процесс требовал больших духовно-научных знаний, материально-людских ресурсов и затрат.

Культовые центры и могильники Саяно-Алтая, с местами посвященными культу Солнца и коня

Б 3 і: л £ 'і О і % в ! і з К Ф *1 < і л а С ч 1 в С ч 1 р= ■ і І 4 і о г ■ ё е , Є -т С * 1* і ай = 2 < м і * ш 5 ■5 § 4 =■ і 3 і £ Е І > д = & я > д И і * я >

3 _ я Е 3 4 ШЗКЇ^и Л + Ф Ф + Ф ф + ф ф ф ф 1 Ф + ф

ЭМНЦЭИВН + ф

г 9 | В. 1 Я жишСэшЗ гЧЧВЯ [ТТДЛЕ|.{ ф Ф Ф

аиншпін апшіамич ДЗнф-ЙОнОісаіІгну + ф Ф + Ф + ф

веіон кояп.Ізші э ЧЖІМем ЙПНПИЕІЛ 4 +

V оігііаі і. щт& + ф Ф + +

я ь Iа 4 лиіінііапітЬіл о ВВЕЛ + Ф ф ф ф

ИНЛМ «ггіічщл + Ф Ф

пошти + Ф +

и Я я в н 1 3 2 І «г □нэя *|г

синяаі"»ь ш.ЗСі.4 ІПНІ^їїЮ Ф

иШ^уаСіФИ + + Ф + ф + ф ф

ви.ю НҐ&Ц’Д 4 4 + + 4- +

«ОИІОЇ* шяк/цгзичд + + Ф Ф + + + Ф + + ф іІ- + І- +

іілгоаііан ниі^зі + Ф +■ + Ф Ф ф Ф і- ф ф

І. I6 1 ■< 1 <■ >■ 1 ** £ И и і 1 ■ V 2 т ш на р я и ч ■ -ї і -4 Си В £ * т І №. ас « Р В I 9 Я. тТ і? 11 І І Т, і й -н зі в щ Й в ?• і а ї<

в о С и ри я в аі 1 ОС £ І 1 И ї 5 ч і ні ш 5 ьз І! І в< £ її £к #-£ " і *с о її ІМ я її і Щ *5 ц *? із 1* 11 ■=: Л 2 н? _! Я І « І 3

лІІН г Це !|і IIі * н 3 з я я §! і і іча * ї Б «і У £ - ї *! 1 і * * = ■" л я я |11| *£. чг щ -І

Культовый центр союза племен (межплеменной). Таких центров на территории Саяно-Алтая было не очень много. Несомненно, крупнейшим не только погребальным, но и межплеменным культовым центром союза племен в Центральной Азии является самый большой курган-святилище, посвященный Солнцу - Аржан в Туве, раскопанный М.П. Грязновым и М.Х. Маннай-оолом. В плане памятник имел форму «солнца с лучами», с дополнительной сложной системой округлых выкладок. Всего около кургана Аржан было более 300 выкладок, что, возможно, сопоставимо с числом дней в году («маленьких ежедневных солнц»). В Аржане было не только совершено погребение вождя союза племен и его приближенных, но также принесено в жертву и погребено более 160 коней, что связано с календарной символикой (группы по 3, 7, 12, 15, 30, 90 коней). Аржан пока является и одним из самым ранних памятников «раннескифского» времени, датируется около 808 г. до н.э.

Племенные культовые центры включали в единую систему более или менее сложные модели «Солнца» из камней, которые местное население и археологи называют ке-рексурами, а также «оленные» камни, выкладки, камни с изображениями коней, а иногда и рядом расположенные наскальные рисунки.

Основные памятники - Улуг-Хорум (Южная Тува), Юстыд, Туру-Алты, Тархата (Юго-Восточный Алтай), Ак-Алаха-2 (Южный Алтай), Семисарт, Чуйский комплекс у скалы Адыр-Кан (Центральный Алтай), Бийке (Северный Алтай), Майэмир, Сентелек (Северо-Западный Алтай), культовые центры в Монголии и других местах. Результаты исследований на этих памятниках отражены в работах А. Д. Грача, В.В. Волкова, Э.А. Нов-городовой, М.А. Дэвлет, Е.А. Окладниковой, В.Д. Кубарева, Л.С. Марсадолова, Ю.С. Худякова, З.С. Самашева, А.А. Тишкина, Н.В. Полосьмак, П.И. Шульги, В.И. Соенова, Д.В. Черемисина и других археологов.

Культовые места находились в специально выбранных точках, а также на могильниках рядом с погребением человека или отдельно. В состав комплексов входили конская сбруя или изображение коня, изредка - навершие или котел. На ряде предметов отмечены солярные символы.

Основные памятники - Штабка (на Верхней Оби), Вакулиха (предгорья Алтая), Из-майловка (Западный Алтай), Кок-суТ, к. 42 (Южный Алтай), Алды-Бель-1, Хемчик-Бом-Ш, Ортаа-Хем-Ш, Баданка (Тува) и др. Культовые места и «клады» рассматривались в работах А.П. Уманского, С.С. Сорокина, А.Д. Грача, М.П. Грязнова, Н.Л. Членовой, М.Х. Маннай-оола, Л.С. Марсадолова, Н.А. Боковенко, А.С. Ермолаевой, В.Б. Бородаева, А.А. Тишкина, Ю.Ф. Кирюшина, П.И. Шульги, К.В. Чугунова и др.

Не исключено, что многие объекты, интерпретированные археологами как «ритуальные клады», являлись лишь частью довольно сложной религиозно-мифологической картины окружающего мира, посвященной не только культу Неба, Солнца и Луны, но и другим природным объектам - горам, воде, огню. Вероятно, были как специально отведенные места, посвященные культу солнца и связанного с ним культа коня, так и культовые места на могильнике, которые постепенно стали частью погребального обряда. А жертвоприношение коня заменили его уздечкой и седлом. Со временем конь стал не только спутником человека в загробном мире, но и символом Солнца, что наиболее ярко отражено в материалах из больших Пазырыкских курганов.

Но не только с культом коня были связаны поли функциональные святилища Саяно-Алтая. Культы Неба, Солнца, Луны, Огня, Земли, Воды, Древа и Горы были одними из самых главных в ритуальной жизни древних кочевых племен Центральной Азии в первой половине I тыс. до н.э. Возможно, именно устремленностью к Небу, к вершинам гор, а не под землю (с постоянной тенденцией к углублению ямы), объясняется наличие погребального обряда захоронения человека с конем на поверхности земли (на уровне древнего горизонта) в этом и других регионах, и не только в элитных курганах типа Аржан, но также и в средних и рядовых курганах (Курту, Ак-Алаха, Семисарт, Бийке и др.). Культы Неба, светил, стихий и животных, зародившиеся еще в эпоху палеолита, постоянно дополнялись все новыми объектами и обрядами, прошли через века и тысячелетия до этнографической современности.

Суммируя данные о древних святилищах Алтая, можно отметить их общие и специфические черты (табл. 3). Необходимость поклонения разным божествам Неба, Земли, Огня, Воды, Древа, Горы, в том числе и небесным объектам - Солнцу, Луне, созвездиям, а также Первопредкам и Воинам-героям, для согласования ежегодных хозяйственных, социально-демографических циклов кочевников с сакральными, природными и небесными явлениями неизбежно приводила к идее создания святилища и алтаря.

В зависимости от доминирующего окружающего ландшафта святилища могли сооружаться как на горных склонах, так и в широких межгорных долинах. Святилища на склонах гор в основном находятся в Центральном и Северном Алтае (Семисарт, Бийке).

Крупные культовые центры в обширных долинах больше тяготеют к Юго-Восточному Алтаю и Южной Туве (Юстыд, Саглы), региону, который, вероятно, был северной окраиной могущественной культуры керексур и «оленных» камней с основной территорией в Монголии.

Как правило, к месту для святилища предъявлялись определенные требования. Максимально соблюсти необходимые критерии для поиска будущего места могли только специально подготовленные люди - жрецы-геоманты, хорошо разбирающиеся в вопросах согласования сакральных и природно-ландшафтных закономерностей с иерархичны-ми социальными структурами общества и т.п. В зависимости от ранга святилища на них могли происходить не только ежегодные празднества, но и выборы местных и племенных правителей.

Вероятно, одним из главных требований при выборе местоположения для святилища, особенно на горах, было наличие на вершине скального выступа с гладкой поверхностью для ненесения наскальных рисунков, а также наличие удобных подходов к ним для проведения ритуальных действий. Выбирая место для святилища на равнине, большое внимание уделяли разности высот гор, окружающих эту долину.

В центре святилища на равнине в качестве своеобразного алтаря ставился самый большой «оленный» камень или стела с изображениями. Верхняя часть изваяния уходила в небо, средняя была на уровне людей, а нижняя - опущена в землю, в подземный мир.

При сооружении новых грандиозных сакральных объектов из камня, например, таких как керексуры с большим числом выкладок вокруг них, особенно был необходим коллективный посильный труд рядовых кочевников.

При проведении регулярных праздников на святилищах соблюдали определенные ритуальные действия, часто трудно восстановимые по данным археологии. Можно лишь констатировать зафиксированные материализованные остатки таких действий - ряды стел или «оленных» камней, каменные выкладки с остатками кострищ или кальцинированных костей; наличие больших керексур и небольших курганов с останками жертвоприношений людей, животных и т.п. В ходе ритуальных действий участников постепенно подводили к главной точке святилища - алтарю. Путь вдоль изваяний, стел, выкладок, керексур, вероятно, сопровождался необходимыми ритуалами и разъяснениями, в ходе которых не только «зрителями», но и активными участниками могли быть и рядовые кочевники.

Возможно, на крупные праздники съезжались представители соседних и далеких регионов со своим опытом сооружения святилищ или проведения ритуальных действий, что могло приводить к созданию новых ритуалов и объектов. Не исключено, что на праздники на нескольких лошадях и волокушах могли привозить и своеобразные сакральные «подарки» - небольшие «оленные» камни или стелы с изображениями, которые отсутствовали в данном районе. При сооружении каменных изваяний и других объектов могли приглашать артели мастеров из соседних регионов.

Следует отметить довольно высокий уровень знаний древних кочевников Саяно-Алтая, использующих при разметке как малых, так и больших объектов, простых и сложных композиций, отдельных плоскостных и объемных изображений окружность и круг, равносторонний и равнобедренный треугольники, квадрат и прямоугольник, параллелограмм и ромб, трапецию, конус, прямой угол и др. Обычно использовали как одиночное, двухкратное, так и многократное увеличение размеров.

Общее и специфическое для разных типов древних святилищ Саяно-Алтая

Э'гаиы создании святилища Свнтнлнщс нз склоне горы Святилище на равнине Общее

1ч Идеи содмнии с»н1шнша Потрсбаосггъ у древних ко '[свншдав пакливкпго разным божествам для согласования сакрально природних и хозяйственно социальных циклов (пока частичгго скрытая от г [ас необходимость п этом) Необходимость

2. Выбор места для -святилища Межгорнос урочище замкнутое с трех сторон (в основном вход С Южной стороны) Широкая меж горная долина доступна* со вссх сторон Доступность

3, Определение места дли главного «алтаря» Скальный выступ с гладкой плоскостью в верхней чйСтн естественного урочища + + дополнение изображениям», выкл&лнеамн н стелами Вертикальный' искусственный НИи КтйСтвйнный. объекп -«оленный» камень или стела (с сакральными верхней, средней И ниКкей ча£гги.чи) Устремлен пасть (к нсбу-чсловску-земле — ■ верх,—середи на—ния)

4, Т'азметка объектов н обозначение пути к алтарю «Веерообралгость» - схождение объектов к одной точке -к главному алтарю (стсл. выкладок, курганов л других, объектов) Скождепие к главному алтарю со веек сторон резных линий разметки объектов (ОК, стсл, хсрсксуроа,, выкладок и др.) Удобность (при указании направления на алтарь)

5. Ритуалы и праздники на святилище Проведение праздников и соблюдение ритуалов через определенный отрезок времени (при участии жрецов, вождей. воинов* рядовых КОЧСВНИКОИ И 1ИЛСЙ ИЗ других ра йонов) Регулярность

6. Сооружение новых дшшлнисльит объектив ПОСТОЯПЛК дополнения ж:с НОВЫМИ ибьСИЛ Л-МИ дин Ошкх глубокого осознания сакрально-природных связсй (выкладками, стелами н др.) Допошпгапымстъ (новыми объектами и сбязями)

(кур танам н, наїї.і. пунктами) ГОК, керексурами, «коиьцамн»)

7, гаСвснне и новое вазрожмлпе святил и щи С неоднократными, равными по длительности перерывами забвения Л ВОЗРОЖДЕНИЯ (иНО!да 01' эпохи бронзы до срсднсвсковья) Неоднократность

Основные намнпшкп Туру-Алты (ІО-В Алтай); Ссмисарт (Цснграпный Алтай); Бийке (Северный Алтай) Тарлата ПО-В Алтай); Юстьід (Ю-В Алтай); Сапгы (Южная Тува); Аршан (Северная Тува] ПриЛСЖуШЧН'ЦС изложение занимает святилнщс Адьгр-Кан (Чуйское) в Центральном Алтае

Теоретические и методические аспекты в археологии

Шульга П.И. О методике раскопок и погребальном обряде..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При сооружении новых объектов постоянно учитывали все более глубокие связи в окружающем ландшафте, основанные на запоминающихся ярко выраженных оппозициях типа верх-низ, вершина-западина. «Указательными» знаками такой сакральной разметки служат четко выраженные линии, образуемые различными объектами, расположенными рядами. В святилищах на горах несколько линий объектов «веерообразно» сходились в одну точку - на главный «алтарь». В широких долинах таких сакральных линий было гораздо больше. Они не только указывали путь к главному алтарю, «оленному» камню или стеле, но и уходили за пределы святилища, образуя сложные связи с другими культовыми центрами и окружающей природой.

При крупных катаклизмах в обществе - смене или уходе населения, изменении мировоззренческих основ и т.п. - святилища часто переставали функционировать и забрасывались. В широких долинах, где много новых близких участков, такие святилища часто предавались забвению на многие столетия. В горных районах удобных мест для святилищ гораздо меньше, поэтому, несмотря на большие перерывы в их использовании, они функционировали гораздо дольше и в разные исторические эпохи. Для укрепления и сакрализации преемственности власти новые правители и жрецы часто использовали «культ предков», ранее обитавших в этих районах, их право на глубокие «родовые корни» на эту территорию, что приводило к новому возрождению ранее забытых святилищ, подновлению старых и сооружению новых объектов.

В целом святилища были одной из главных частей общей сакральной «модели мира» древних кочевников и именно на святилищах они, по мере возможности, старались воспроизвести ее основные элементы.

П.И. Шульга

Лаборатория археологии и этнографии Южной Сибири ИАЭт СО РАН и НИИ ГИ при АлтГУ, Барнаул

О МЕТОДИКЕ РАСКОПОК И ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В последние десятилетия курганы УП-Ш вв. до н.э. на Алтае с заглубленными ниже уровня материка захоронениями (часть памятников раннескифского времени, пазырыкс-кая, быстрянская и каменская культуры) раскапываются с оставлением ориентированных по сторонам света одной или двух перпендикулярных бровок, размечаемых по центру насыпи вне зависимости от места нахождения могилы (могил). По этой причине вычерчиваемые по бровкам разрезы зачастую не захватывают находящиеся ниже могилы. В результате удается проследить только конструкцию насыпи. В тех же случаях, когда могильная яма (ямы) попадает в разрез, то ее заполнение отображается на общем чертеже лишь условно, так как рисуется только разрез насыпи до уровня материка, а находящееся ниже заполнение могилы раскапывается в плане по штыкам без разрезов. Между тем существует и другая методика раскопок, когда бровка (бровки) намеренно размечается с расчетом включения в них максимального количества могил, таким образом, чтобы разрез проходил поперек центральной ямы. Основное отличие этой методики в том, что после снятия одной половины кургана до уровня материка исследуются только выступающие за линию разреза части могильных ям. Заполнение в них выбирается до внутримогильного перекрытия или костяка человека (если перекрытие не прослеживается). В итоге образуется полный единый разрез от верха насыпи до дна могилы (могил), что дает существенную дополнительную информацию по первоначальному устройству центральной части кургана и внутримогильной конструкции, их последующим изменениям. В грабленых могилах желательно делать дополнительные разрезы непотревоженных участков. Указанная методика и порядок работ позволяют в случае каких-то неясностей в изучаемой части сооружения рассмотреть эти моменты более внимательно при исследовании второй половины кургана и могильной ямы как в разрезе, так и в плане. Затем снимается вторая половина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.