Научная статья на тему 'Методические аспекты интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения'

Методические аспекты интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / WEB 2.0 TECHNOLOGIES / COOPERATIVE LEARNING / INTEGRATION / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буденкова Евгения Александровна, Цвелюх Ирина Петровна

Статья посвящена проблеме разработки научно-методической базы интеграции информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс с применением Интернет-технологий второго поколения. В статье представлено содержание этапов интеграции технологий Веб 2.0 в процесс обучения с применением методов обучения в сотрудничестве. В качестве теоретического основания рассматриваются методический алгоритм интеграции блог-технологий в процесс преподавания С.В. Титовой, пятиступенчатая модель модерации онлайн-обучения посредством сетевого взаимодействия Дж. Сэлмон и технология обучения в сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of integration of informational-communicative technologies into the educational process

The article is dedicated to the problem of development of scientific and methodical base of IT integration into the educational process applying Web 2.0. The content of the stages of Web 2.0 technologies' integration into educational process applying the methods of cooperative learning is presented in the article. The methodical algorithm of blog technologies' integration into the educational process created by S.V. Titova, G. Salmon's 5-stage model of moderation of teaching on-line through on-line networking and the technology of cooperative learning.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Технологии Веб 2.0, обучение в сотрудничестве, интеграция, дистанционное обучение.

Меры государственной политики в области информатизации российского образования, определяемой как «эволюционный процесс переустройства информационной среды сферы образования, направленный на разработку методологии использования современных средств передачи и получения информации» [Капустина, 2001, с. 45], ориентированы на утверждение позиции равноправного участия России в процессе формирования глобального информационного общества. Насущная необходимость интеграции в процесс создания единой образовательной информационной среды обусловила подписание Россией «Окинавской хартии глобального информационного общества» от 22 июля 2000 года, декларации принципов «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» от 12 декабря 2003 года, Тунисского обязательства от 18 ноября 2005 года, а также ряда других международных актов.

Проблема информатизации российского общества не теряет своей актуальности с середины 80-х годов. Так, в «Концепции информатизации общества» от 1990 года отмечается, что «...несмотря на очевидную перспективность и большую актуальность информатизации, сложившаяся ситуация в этой области в нашей стране является критической. Более чем десятилетнее отставание СССР от уровня ведущих стран в развитии и использовании новых информационных технологий не сокращается, а продолжает увеличиваться» [Концепция информатизации..., 1990, с. 1]. На настоящий момент отставание России по индексу развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) от ведущих стран мира остается значительным. Так, по данным Международного союза электросвязи с результатами расчетов по 159 странам за 2009 год, Россия по уровню развития ИКТ находится на 50 месте, таким образом, сделав четыре шага назад по сравнению с 2007 годом [Россия в мировом..., 2010, с. 8]. Между тем в «Стратегии развития информационного общества в РФ» от 7 февраля 2008 года в качестве основной цели закреплено «в среднесрочной перспективе обеспечить России достойное место среди лидеров глобального информационного общества» [Стратегия развития..., 2008]. На пути к достижению этой цели информатизация образования играет ключевую роль, поскольку именно она должна «опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, так как именно здесь начинают формироваться социально-психологические и общекультурные предпосылки информатизации всего общества» [Титова, 2009, с. 3].

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы» в качестве одного из актуальных вопросов современной высшей и средней школы обозначена проблема эффективного применения ИКТ в учебном процессе. В программе также подчеркивается и тот факт, что использование электронных образовательных ресурсов и ИКТ в сегодняшней образовательной практике носит эпизодический характер. Действительно, несмотря на то, что ряд отечественных специ-

алистов заняты разработкой методических моделей и алгоритмов использования ИКТ в учебных целях (С.В. Титова, A.B. Филатова, Е.Д. Патаракин, B.JI. Волохон-ский, O.E. Фаевцова и др.), проблема слабой концептуальной разработанности теоретических основ интеграции ИКТ в дидактический процесс не теряет своей актуальности.

Таким образом, проблема, поднимаемая в данной статье, заключается в отсутствии достаточной теоретической разработанности научно-методической базы интеграции ИКТ в учебный процесс и недостаточной апробации уже разработанных моделей и алгоритмов, что порождает собой еще более острую проблему, а именно — перенос устаревших методических моделей в новую технологическую среду. Одним из возможных вариантов выхода из сложившейся проблемной ситуации является апробация различных методических алгоритмов интеграции ИКТ в образовательный процесс в рамках реализации международных программ сотрудничества с зарубежными коллегами. Исходя из вышесказанного, в качестве цели мы определяем описание алгоритма компьютерно-сетевого опосредствования технологии обучения в сотрудничестве, апробированного в рамках реализации межкуль-турного образовательного проекта.

Новизна научного исследования заключается в том, что нами был разработан алгоритм интеграции сервисов Интернета второго поколения (вики, сервисы социальных закладок и медиахранилищ, блоги, сервис Google docs) в образовательный процесс, а также были описаны и проанализированы результаты опроса студентов, участвовавших в эксперименте, о целесообразности использования ИКТ в обучении.

Нами на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета в сотрудничестве с учителем средней общеобразовательной школы города Милфорд (Массачусетс) Рене Абрамсон была предпринята попытка реализовать компьютер-но-опосредованный вариант метода «Обучение в командах достижений» в рамках межкультурной программы сотрудничества преподавателей и методистов в США и за его пределами «STEP into the Global Classroom». Наш выбор пал на метод «Обучение в командах достижений», поскольку его теоретическую основу составляют принципы гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй,

B. Франкл, Ш. Бюлер) и эмпирического конструктивизма (Э. фон Глазерсфельд, X. фон Ферстер, Г. Бейтсон). В рамках этого метода ученик рассматривается не как пассивный реципиент информации, но как активный индивид, самостоятельно создающий свою систему кодирования пространственных категорий, открывающий собственные смыслы и версии реальности в процессе социального взаимодействия. Еще вначале 80-х годов зарубежные специалисты (Дж. Андервуд, Д. Джонсон, Р. Джонсон, М. Мак Каффрей, М. Стейн, Н. Вебб, Р. Андерсен,

C. Льюис) предпринимали попытки использовать компьютерные средства в сочетании с методами технологии обучения в сотрудничестве. Наряду с графическими и текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных они активно использовали язык программирования Бейсик (Т. Курт и Дж. Кемени, 1963) и Лого (С. Пейперт, 1972), ставший основой образовательных Лого-сред. В итоге зарубежные специалисты пришли к выводу о том, что использование компьютер-но-опосредованных вариантов методов обучения в сотрудничестве ведет к более высоким показателям учебной успеваемости обучающихся в сравнении с традиционными формами учения. Однако это не позволило в полной мере реализовать потенциал технологии обучения в сотрудничестве, поскольку только с появлением сервисов Веб 2.0, ознаменовавших смещение акцента с технологий и медиа на все-

стороннее социальное взаимодействие в виртуальном мире, применение методов обучения в сотрудничестве в сети стало реальным подспорьем для дидактического процесса. Поэтому при реализации проекта мы сделали акцент на технологиях Веб 2.0, предоставляющих возможность коллективного редактирования гипертекста (преимущественно сервис Google docs и вики). Кроме того, мы использовали возможности сервиса для организации учебной переписки (http://www.epals.com), курируемой тьюторами, социальные медиахранилища, блоги, контактные сервисы, сервисы социальных закладок и опросных форм. Все материалы проекта опубликованы на вики-сайте (http://teamlearning.wikispaces.com/), разработка которого велась преподавателями лаборатории инновационных педагогических технологий гуманитарного факультета СибГАУ им. М.Ф. Решетнева и преподавателем общеобразовательной школы STACY Рене Абрамсон.

В качестве теоретической основы методического алгоритма интеграции технологий Веб 2.0 в дидактический процесс мы использовали концепцию обучения в сотрудничестве (С. Броди, М. Брубахер, Т. Грейс, Д. Джонсон, Р. Джонсон, Н. Дэвидсон, С. Каган, Э. Кохен, Н. Мэдден, Р. Славин, Р. Шмак, JI. Форей, Ш. Шаран, И. Шаран, Дж. Якобс) и пятиступенчатую модель модерации онлайн-обучения Дж. Сэлмон. Кроме того, нами учитывались принципы организации успешных сетевых проектов, выработанные куратором одного из первых международных проектов сотрудничества «Orillas» Дэннисом Сейером в 1985 году, в число которых вошли:

— обмен информацией социокультурного характера;

— активное взаимодействие преподавателей и студентов;

— открытый доступ к проектным студенческим работам для всех участников [Sayer, 1993, с. 20].

При разработке алгоритма компьютерно-сетевого опосредования метода «Обучение в командах достижений» мы использовали пять ступеней модерации учебного процесса через сетевое взаимодействие [Salmon, 2004, с. 10-21]:

1) доступ и мотивация: предполагает знакомство с технической платформой, процесс регистрации и выполнение индивидуальных веб-заданий;

2) погружение в среду сетевого социального взаимодействия: создание виртуального мини-сообщества, веб-задания ориентированы на выстраивание сетевых контактов;

3) информационный обмен: стимулирование групповой проблемно-поисковой деятельности, выполнение веб-заданий типа веб-квест;

4) конструирование знаниевой сферы: преобладание групповых дискуссий и веб-заданий творческо-исследовательского характера типа веб-проект;

5) развитие: формирование самоуправляемой учебной команды, направляющей траекторию своей учебной деятельности.

При разработке проектных веб-заданий для организации учебной деятельности обучающихся в группах сотрудничества мы использовали концепцию веб-заданий Дж. Сэлмон (2002), согласно которой любые виды заданий, выполнение которых организовано в сети, должны иметь четко фиксированную структуру:

1. Введение (или в авторском варианте «искра»), основной целью которого является мотивирование учащихся к выполнению задания и активизации их познавательного интереса посредством сопоставления различных точек зрения на проблему дискуссионного характера и использования мультимедийных средств (видео, аудио, графики, динамической анимации).

2. Цель, которая определяет критерии, предъявляемые к конечному продукту учебного исследования.

3. Задание, включающее пошаговую инструкцию по его выполнению.

4. Временные рамки выполнения задания.

5. Призыв к комментированию работ других участников на принципах конструктивного критицизма [Salmon, 2004, р. 6-10].

Основу самого алгоритма составили структурные компоненты метода «Обучения в командах достижений», разработанного в 1978 году Р. Славиным, Университет Джона Хопкинса. Главной целью применения метода является улучшение академической успеваемости всего массива обучающихся вне зависимости от уровня их первоначальных знаний. В компьютерно-опосредованный вариант данного метода мы включили четыре структурных компонента.

1. Вводно-организационный этап

Цели: знакомство с учебной технической платформой / сервисами Веб 2.0 и формирование команд сотрудничества.

Задачи: определение начального уровня знаний, ознакомление студентов с техническими возможностями сервисов Веб 2.0, прохождение процесса регистрации, мотивирование студентов к активному использованию возможностей Интернет-сервисов для оптимизации учебного процесса, формирование учебных команд.

Содержание: написание студентами входного онлайн-тестирования по ранее пройденной теме с использованием платформы Moodle. Размещение преподавателем материалов по учебной теме на сервере дистанционного обучения, которые должны четко соответствовать контрольным вопросам итогового тестирования. Формирование учебных команд численностью 3—5 человек.

Веб-задания: задание «Целевой вектор» используется для того, чтобы у студента была возможность наметить свою индивидуальную траекторию обучения, обозначить те цели и задачи, которые он планирует реализовать в процессе обучения в своем блоге учебных наблюдений. Целесообразно проведение веб-задания «АБВ обо мне», при котором студент создает сетевой плакат с помощью сервиса Wordle, подбирая на каждую букву своего имени характеризующий его эпитет, начинающийся на эту же букву. Или веб-задание «История моей жизни», когда студенту необходимо, используя сервис для создания электронного портфолио, создать ми-ни-буклет о себе.

Сервисы Веб 2.0: блог (http://www.blogger.com/), сервис для создания постеров (http://www.wordle.net/), сервисы для создания учебных портфолио (http://www.foli-ospaces.com, http://www.mahara.org).

2. Этап презентации нового учебного материала

Цели: презентация новой учебной темы и активизация командоформирующих процессов.

Задачи: пробуждение заинтересованности и создание атмосферы живой вовлеченности в процессе изучения темы, организация дискуссии по проблемным аспектам темы, активизация процессов командоформирования и самостоятельной работы студентов по структурированию учебного материала.

Содержание: презентация нового материала при применении данного метода отличается от проблемной лекции с использованием элементов учебной дискуссии лишь тем, что лектор строго фокусируется только на тех аспектах учебной темы, которые будут непосредственно затронуты в индивидуальном тестировании. Студенты фиксируют ключевые аспекты и понятийный аппарат учебной темы в бло-

гах. Для лучшей структуризации материала обучающиеся используют сетевые средства визуализации знаний с помощью построения схем — ментальные карты или сервисы для построения блочных диаграмм — и встраивают их в блог учебных наблюдений. Студенты создают вики для своей команды, на котором размещается информация о названии, девизе, логотипе и гимне команды.

Веб-задания: для привлечения внимания студентов к изучаемой теме необходимо использовать веб-задания познавательно-развлекательного характера. Суть задания «Шнобелевская премия» заключается в создании аннотированных списков следующего содержания: «Самые непопулярные политические деятели всех времен и народов», «Топ-10 ненужных научных изобретений» и другие. По итогам задания возможно проведение голосования с помощью сервиса для создания анкет и опросных форм.

Сервисы Веб 2.0: блоги, вики, сервисы для создания ментальных карт (www.mindmeister.com) и опросных форм (www.surveymonkey.com).

3. Этап командной работы по отработке материала новой темы

Цели: погружение в среду сетевого социального взаимодействия и стимулирование групповой проблемно-поисковой деятельности.

Задачи: организация сетевых дискуссий с представителями иных культур, выполнение веб-заданий типа веб-квест, использование веб-заданий, мотивирующих студентов к выстраиванию сетевых контактов.

Содержание: ключевым моментом на данном этапе является мотивирование преподавателем обучающихся помогать друг другу и активно сотрудничать в процессе отработки нового учебного материала. Учащиеся должны дискутировать и совместно выбирать лучший из подходов к решению актуальной учебной задачи. В основном на данном этапе работа идет следующим образом: проведение учебной дискуссии; выполнение и обсуждение веб-заданий творческо-поискового характера, сравнение результатов; исправление ошибок и объяснение материала учащимся, допустившим ошибки при выполнении заданий. На данном этапе важно выйти за рамки классной комнаты и организовать кросс-культурное общение студентов с представителями других культур и традиций, чтобы посмотреть на изучаемую проблему под иным углом зрения.

Веб-задания: при обучении студентов самостоятельной учебно-поисковой деятельности в сети целесообразно использовать следующие виды веб-заданий, созданные в середине 90-х годов Б. Доджем и Т. Марчем (Университет Сан-Диего, США): веб-квест, тематический список ссылок, мультимедийный альбом, поиск сокровищ и коллекция примеров. Студентов необходимо ознакомить с возможностями, которые позволяют пользователям хранить и систематизировать коллекцию своих ссылок на полезные ресурсы.

Сервисы Веб 2.0: блоги, вики, сервисы социальных закладок (http://www.di-igo.com, http://www.delicious.com), сервисы для создания веб-квестов (http://www. kn.pacbell.com/wired/fil/), социальные медиахранилища.

4. Выполнение индивидуальных тестирований и награждение лучшей команды

достижений

Цели: выявление результатов совместной деятельности и подведение итогов.

Задачи: написание итогового тестирования, рефлексия результатов обучения, мотивирование студентов к выстраиванию траектории своей дальнейшей учебной деятельности.

Содержание: после отработки нового материала в группе студенты пишут индивидуальные тестирования, взаимопомощь на данном этапе запрещена. Для того чтобы каждый учащийся имел равные возможности для личного вклада в общекомандную копилку вне зависимости от своих стартовых знаний и возможностей, баллы отдельно взятого студента, учитывающиеся при общекомандном зачете, складываются из разницы между его средним баллом за ранее написанные работы и баллами за актуальное тестирование. Таким образом, фиксируется не сама оценка, а уровень достигнутого учащимся за время обучения прогресса. Команда-победитель получает в качестве поощрения за академические достижения сертификат / грамоту.

Сервисы Веб 2.0: блоги и вики.

По завершении проекта нами был проведен опрос студентов (31 участник) СибГАУ с целью установления их отношения к использованию ИКТ в образовательном процессе. На вопрос о целесообразности использования ИКТ при прохождении учебных тем 93 % студентов ответили утвердительно, мотивируя свою позицию тем, что имеется возможность ознакомиться с большим количеством актуальной информации по теме (текстовой, аудио и видео) — 74 %, а также это позволяет более креативно подойти к выполнению учебных проектов — 61 %. Только 7 % процентов респондентов ответили отрицательно, мотивируя это тем, что они не видят разницы между использованием учебника на печатной основе и ресурсов сети Интернет— 10 %, а также тем, что использование ИКТ требует дополнительных временных затрат— 13 %. Лишь 3 % студентов отметили, что это трудно в техническом отношении. На вопрос о том, хотели бы они в дальнейшем использовать ИКТ в обучении, 84 % студентов ответили утвердительно, соответственно 16 % ответили отр ицате льн о.

Наиболее популярными Интернет-сервисами среди студентов по результатам опроса стали: сервисы Google - 64 %, вики - 58 %, контактные сервисы - 42 %, социальные медиахранилища — 39 %.

На вопрос о целесообразности реализации заданий в учебных группах в сети 83 % респондентов ответили утвердительно, говоря о том, что этот опыт может оказаться полезным в их будущей профессиональной деятельности — 55 %. Соответственно 17 % студентов ответили отрицательно, мотивируя это тем, что они предпочитают работать над проектами в одиночку — 9 %.

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к следующим выводам:

— использование ИКТ само по себе еще не является гарантом повышения качества учебного процесса [Цвелюх и др., 2006]. Поэтому для прекращения легкомысленного прожектерства и эпизодического применения ИКТ необходима планомерная разработка научно обоснованных методических алгоритмов и моделей внедрения ИКТ в образовательный процесс с ориентацией на успешный опыт зарубежный коллег;

— теоретическую основу разрабатываемых моделей и алгоритмов интеграции ИКТ должны составлять концепции гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода для предотвращения переноса устаревших методических моделей в новую технологическую среду;

— процесс обучения с применением ИКТ должен быть ориентирован на социальное взаимодействие и сотрудничество между обучающимися и преподавателем;

— технологии Веб 2.0 являются оптимальным средством для организации группового обучения в сети. Раскрытие дидактического потенциала этих технологий является актуальной задачей современного образования.

Библиографический список

1. Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педвузе новых информационных технологий на основе комплексной системы Mathematical дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2001.

2. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант) // Информационное общество. 1990. № 5. С. 6-32. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ 43b84dff 4f88b469c32576580026b4c0

3. Россия в мировом рейтинге развития ИКТ // CoNews. 2010. № 50. С. 8-9.

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212// Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= LAW; n=92004

5. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009.

6. Цвелюх И.П., Горбунова Л.Н., Лаврентьева И.В. Притягательность ИКТ в профессиональной деятельности педагога // URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/ task,viewlink/link_id,4378/1te mid, 118/2007

7. Salmon G. E-tivities. The key to active online learning. London: Routledge Falmer, 2004. 219 p.

8. Sayer D. Distance team teaching and computer learning networks. TESOL Journal. 1993. 3 (spec iss). 19-23 // Education Resources Information Centre. URL: http://www.eric. ed.gov/PDFS/ED367141.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.