Научная статья на тему 'Методические аспекты агромаркетинговых исследований регионального рынка'

Методические аспекты агромаркетинговых исследований регионального рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / REGIONAL MARKET / ЕМКОСТЬ РЫНКА / MARKET CAPACITY / АГРОМАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION EFFICIENCY / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / REGRESSIVE ANALYSIS / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / AGRO-MARKETING ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таныгина Елена Александровна

В статье рассмотрена методика формирования эффективной маркетинговой стратегии для субъектов мясо-молочного подкомплекса АПК Республики Марий Эл, направленная на создание стабильной системы функционирования, с целью оперативного обеспечения населения республики качественным молоком, мясом, мясными и молочными продуктами регионального производства. Проведенное исследование предприятий отрасли и товарных рынков, его результаты и рекомендации представляют интерес для региональных предприятий мясо-молочной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspects of the Regional Market Agro-marketing Research

The article considers the methodology of an effective marketing strategy formation for the subjects of meat and dairy subcomplexes of the agrarian-industrial complex of the Republic of Mari El, aiming at the creation of a stable functioning system with the view in prompt supplying with high-quality milk, meat, meat and diary products of regional producers. The study of the enterprises and commodity markets, its results and recommendations are of interest for regional enterprises of meat and dairy industry.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты агромаркетинговых исследований регионального рынка»

УДК 339.138:631.1:001.8(470.343)

Е. А. Таныгина

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Методические аспекты агромаркетинговых исследований

регионального рынка

В статье рассмотрена методика формирования эффективной маркетинговой стратегии для субъектов мясо-молочного подкомплекса АПК Республики Марий Эл, направленная на создание стабильной системы функционирования, с целью оперативного обеспечения населения республики качественным молоком, мясом, мясными и молочными продуктами регионального производства.

Проведенное исследование предприятий отрасли и товарных рынков, его результаты и рекомендации представляют интерес для региональных предприятий мясо-молочной промышленности.

Ключевые слова: мониторинг, региональный рынок, емкость рынка, агромаркетинговый анализ, эффективность производства, регрессионный анализ, дифференциация, факторный анализ, конкурентоспособность.

Агромаркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере сельскохозяйственного предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение того или иного субъекта агромаркетинговой системы на рынке товаров сельского хозяйства и продук -ции их переработки с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении агромаркетинговая деятельность предполагает проведение агромаркетинговых исследований и разработку программы агромаркетинговых мероприятий, которые используются в целях повы -шения производительности предприятия и эффективности удовлетворения конечного потребителя.

Исследование агромаркетинговой деятельности проводится с охватом следующих направлений: анализ внешней (по отношению к предприятию) среды; анализ потребителей; изучение существующих и планирование будущих товаров, планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами и/или агентских сетей; обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта; обеспечение ценовой политики, удовлетворение технических и социальных норм региона, управление маркетинговой деятельностью как системой.

Таким образом, агромаркетинговая деятельность и результаты агромаркетинговых исследований должны способствовать эффективной адаптации производства к ситуации на товарном рынке и пожеланий конечного потребителя.

При этом агромаркетинговые исследования следует понимать как один из элементов агро-маркетинга, необходимых для эффективной

агромаркетинговой деятельности, позволяющих разрабатывать долгосрочную стратегию и осуществлять тактику поведения на рынке. Деятельность субъектов мясо-молочного подкомплекса АПК направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека, реализуемая через спрос, посредством удовлетворения данного спроса продуктами питания, в частности, мясом, молоком, молочными и мясными продуктами. В этот механизм входит несколько стадий, начиная с момента производства сырья и заканчивая розничной торговлей.

Региональный рынок молока, мяса представлен двумя составляющими: сырьевым рынком молока, мяса и рынком молока, мяса и молочных продуктов, для которых необходимо проведение соответствующих агромаркетинговых исследований. Их результаты будут использованы для выработки направлений совершенствования различных аспектов агромаркетинговой политики субъектов регионального молочного подкомплекса. Одним из важнейших этапов маркетинга по праву считается разработка его стратегии, на которой основываются план маркетинга и программа маркетинговых мероприятий.

Региональный рынок молока, мяса в качестве подсистемы входит в общероссийский рынок молока, мяса, мясной и молочной продукции, в аграрный и продовольственный рынки региона и России. Являясь одним из важных сегментов продовольственного рынка страны, по значимости молочных и мясных продуктов в питании населения, он имеет свои особенности и требует специфических приемов и методов агромарке-тинга, т. к. он в корне отличается от других

рынков как в сфере организации производства, так и в сфере организации сбытовых систем (включая переработку). Система производства и сбыта продуктов питания — молока, мяса и молочных продуктов — представляет особую модель агро-маркетинга и соответствующих субмоделей.

Характер формирования рынка молока и молочных продуктов на региональном уровне зависит от размещения потребителей и производителей. На размещение производства молока большое влияние оказывает его малотранспортабель-ность и небольшие сроки хранения. Ввиду этого молочное скотоводство приходится размещать не только в местах наибольшей производственной выгоды, а повсюду, где имеется население. Этот факт приводит к удорожанию производства молока в регионах с неблагоприятными условиями производства.

Для эффективной деятельности предприятий молочного подкомплекса АПК необходимо исследование различных сторон рынка молока, мяса, сторон, с которыми приходится соприкасаться предприятиям в процессе функционирования.

При анализе информации о рынке могут использоваться методы, которые получили первоначальное развитие в смежных дисциплинах: математике, экономике, статистике, а также в областях, напрямую не связанных с маркетингом: теории распознавания образцов, теории обработки информации.

Методы маркетингового анализа объединяются в следующие группы:

1. Эвристические методы — приемы и методы решения задач и вывода доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом, накоплении опыта, учете ошибок, экспертных знаниях, а также интуиции.

2. Формализованные методы — приемы и методы анализа, связанные с использованием детерминированных алгоритмов и процедур.

3. Комбинированные методы — методы, использующие как эвристику, так и формализованные процедуры.

Сводная классификация методов анализа представлена в таблице 1.

Для оценки эффективности производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и их изменений в пространственно-временном разрезе Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл был применен ряд показателей: себестоимость производства, р.; валовый надой, ц; всего затрат, тыс. р.; затраты

труда, тыс. чел./ч; расход кормов, ц. к. ед.; средняя цена реализации 1 ц молока, р.; объем реализации, ц; объем выручки, тыс. р.; прибыль/убыток от реализации молока, 1 ц. р.; товарность, %.

Таблица 1 — Классификация методов маркетингового анализа

Эвристические или «наивные» методы Экспертные или слабо формализованные методы Экспликативные или формализованные методы

Индивидуальный экспертный анализ Экспертное оценивание Методы декомпозиции явления

Интуитивный прогноз Метод Дельфи Метод весовых коэффициентов

Метод иерархического направленного перебора Морфологический анализ Метод Маркова

Метод интроспекции SWOT-анализ Методы экстраполяции

Метод контрольных вопросов Анализ Мак Кинси Корреляционный анализ

Метод аналогий РогЦЫю-анализ Регрессионный анализ

Исследование намерений ОАР-анализ Факторный анализ

Исследование мнений Lots-анализ Кластерный анализ

Метод группового обсуждения Б7Б-анализ Дискриминантный анализ

Мозговой штурм Р1М5-анализ Нейронные сети

Метод аналогий Парето-анализ Методы теории игр

Метод синектики PDS-анализ Моделирование процессов

АБС-анализ Функционально-стоимостной анализ

В результате кластерного и регрессионного анализа экономической эффективности производства молока сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл, вся совокупность хозяйств подразделяется на 3 группы:

I группа — высокий уровень эффективности производства молока;

II группа — средний уровень эффективности производства молока;

III группа — предприятия с низким уровнем эффективности.

При таком распределении всей совокупности сельскохозяйственных организаций на группы для дальнейшего анализа эффективности производства молока сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл наиболее целесообразным видится применение метода эконометрического

анализа с использованием ЭВМ как наиболее эффективного метода группировки маркетинговой информации. Это обусловлено тем, что данный вид анализа позволяет объективно и наиболее точно провести необходимые группировки выявленных признаков, описывающих эффективность производства молока. Результаты исследования в виде полученных уравнений множественной линейной регрессии для каждого кластера представлены в таблице 2.

где У — валовый надой в сельскохозяйственном предприятии, ц; х1 — себестоимость производства, р.; х2 — валовый надой, ц.; х3 — всего затрат тыс. р.; х4— затраты труда, тыс. чел./ч; х5 — расход кормов, ц к. ед.; х6 — средняя цена реализации 1 ц молока, р.; х7 — объем выручки, тыс. р.; х8 — прибыль/убыток от реализации молока, 1 ц р.; х9 — товарность, %.

На основе проведенных нами исследований получены выводы о необходимости совершенствования текущей стратегии развития сельскохозяйственных предприятий производящих молочную продукцию.

Предлагается пересмотреть следующие направления:

1. Формирование устойчивой сырьевой базы за счет реструктуризации статей производственных затрат.

2. Совершенствование кормовой базы должно включать в себя мероприятия по росту урожайности полевых культур и лугопастбищных трав, улучшения структуры кормовых площадей, разработку перспективных технологий уборки и хранения кормов, повышения биологической ценности рационов, широкую механизацию процессов производства, приготовления и раздачи кормов.

Перечисленные мероприятия должны быть направлены на полное удовлетворение потребностей поголовья в кормах определенного качества при наиболее низкой себестоимости.

3. Кроме того, улучшение наследственных продуктивных качеств животных должно проводится с учетом специализации пород по молочной продуктивности, ухода и содержания и наибольшей приспособленности к промышленной технологии.

4. Основные экономические требования, предъявляемые к процессу индустриализации, сводится к сокращению затрат труда, на заработную плату и к снижению на этой основе себестоимости продукции. Важнейшим условием этого является уменьшение затрат на амортизацию и ремонт путем улучшения качества и комплектности поступаемой техники, повышения фондоотдачи за счет роста продуктивности животных.

5. С переводом животноводства на промышленную основу и внедрением научно-технических достижений требуется постоянное совершенствование технологии содержания и кормления скота. Прогрессивная технология в каждой при-родно-экономической зоне должна обеспечивать рост продуктивности животных при неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции, создавая благоприятные условия для работы обслуживающего персонала.

Кроме вышесказанного, очень важно выделять дополнительные средства на профилактику и лечение болезней животных, ветеринарной службе уделять особое внимание проведению санитарно-профилактических и лечебных мероприятий в мясо-молочной отрасли АПК.

Таким образом, с целью оценки и совершенствования экономической эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции имеется необходимость применять современные методы экономико-математического моделирования и прогнозирования.

Как показывает практика, рассмотренные методы анализа являются наиболее эффективными и распространенными. Возможность применения того или иного метода зависит от соотношения независимых и зависимых переменныих, области и предмета исследования. Выбор определенного метода обусловлен не только характером и направлением связей между переменными и главным образом решаемой проблемой. При этом акцентируется важность системного подхода к маркетинговым исследованиям, которая заключается в том, что при анализе рассматриваются внутренние и внешние факторы в их тесной

совокупности и взаимосвязи, во всей их полноте.

——-

1. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2010. 416 с.

2. Бурцева Т. А. Маркетинговые исследования в системе информационного обеспечения маркетинговых решений: монография. Киров: Вятская ГСХА, 2010. 250 с.

Таблица 2 — Уравнение множественной линейной регрессии по кластерам

1 кластер 2 кластер 3 кластер

У=1Д3-Х2+ 0,142-х7 + + 0,074-х9 У = -0,04-Х! + +0,694-Х2 + + 0,130 х3 0,194-х7 + + 0,047-х9 У = 1,02х2 + 0,053х5 + + 0,05х7 + 0,269 х9

3. Боровиков. В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов [Текст] / В. Боровиков. 2-е изд. (+CD). СПб.: Питер, 2009. 688 с.

4. Республика Марий Эл // Республика Марий Эл: статистический ежегодник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. Йошкар-Ола, 2011. 464 с.

5. Сельское хозяйство России: официальное издание. М.: Госкомстат России, 2012. С. 47.

1. Golubkov E. P. Магкей^оууе issledovaniya: teoriya, metodologiya i ргаШка. М.: И-то «Fmpress», 2010. 416 s.

2. Burtseva T. A. Marketingovye issledovaniya v sisteme in-formatsionnogo obespecheniya marketingovykh resheniy: mono-grafiya. Kirov: Vyatskaya GSHA, 2010. 250 s.

3. Borovikov V. STATISTIC A. Iskusstvo analiza dannykh na kompyutere: Dlya professionalov [Tekst] / V. Borovikov. 2-e izd. (+CD). SPb.: Piter, 2009. 688 s.

4. Respublika Mari El // Respublika Mari El: statisticheskiy ezhegodnik / Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosu-darstvennoy statistiki po Respublike Mari El. Yoshkar-Ola, 2011. 464 c.

5. Selskoe khozyaystvo Rossii: ofitsialnoe izdanie. M.: Goskomstat Rossii, 2012. S. 47.

E. A. Tanygina

Mari State University, Yoshkar-Ola

Methodological Aspects of the Regional Market Agro-marketing Research

The article considers the methodology of an effective marketing strategy formation for the subjects of meat and dairy subcomplexes of the agrarian-industrial complex of the Republic of Mari El, aiming at the creation of a stable functioning system with the view in prompt supplying with high-quality milk, meat, meat and diary products of regional producers.

The study of the enterprises and commodity markets, its results and recommendations are of interest for regional enterprises of meat and dairy industry.

Key words: monitoring, regional market, market capacity, agro-marketing analysis, production efficiency, regressive analysis, differentiation, factor analysis, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.