Научная статья на тему 'Методическая составляющая франкоязычного интернет-ресурса Tv5monde. Com и его возможное применение для обучения французскому языку'

Методическая составляющая франкоязычного интернет-ресурса Tv5monde. Com и его возможное применение для обучения французскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19162
1167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МАТЕРИАЛЫ / FRENCH LANGUAGE TEACHING / INTERNET-RESOURCE / LEVEL OF LANGUAGE PROFICIENCY / TRAINING EXERCISES / MATERIALS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баран О.В.

В статье рассматрива.тся методическая составляющая сайта Tv5monde, созданного франкоязычным международным телеканалом, и возможности его использования при обучении французскому языку. Постоянно обновляющийся сайт предоставляет текстовые, аудиои видеоматериалы с упражнениями через специализированный ресурс (apprendre.tv5monde.com), на котором материалы сгруппированы по уровням владения языком, что имеет важное значение для преподавателя и всех самостоятельно изучающих французских язык. Для некоторых видеосюжетов уровень владения языком указывается только для тренировочных упражнений, а сам видеосюжет может присутствовать среди материалов, рекомендованных для разных уровней. В статье делается акцент на определение уровня владения языком для подбора соответствующих материалов с помощью теста TCF, представленного на сайте. До прохождения теста есть возможность проделать похожие упражнения, преимущество которых в отсутствии лимитированного времени на ответ. Сам же тест ограничен 90 минутами. При прерывании теста испытуемый не получает результата с уровнем владения языка. В таком случае тест следует пройти еще раз. Преподаватель решает в каждом конкретном случае в зависимости от располагаемого времени будут ли студенты проходить тест в учебной аудитории или дома в удобное для них время. Результат прохождения теста объективен и представляет значимую информацию для преподавателя и студента. Сайт также дает возможность ознакомиться со сделанными ошибками в упражнениях. Автор опирается на свой опыт использования данного теста при работе со студентами, не только для подбора материалов к занятиям, но и для подготовки различных документов для студенческих стажировок и учебы за рубежом. Проводится обзор данного интернет-ресурса, его структура, с описанием дидактических материалов, приводятся примеры упражнений (доступ к ним ограничен по срокам, например до 19.01.2018г. ), предлагаемых для обучающихся, которые могут быть использованы преподавателем как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical component of the Francophone Internet-resource tv5monde.com and its possible application for French language teaching

The article looks at the pedagogical component of Tv5monde site created by the Francophone international channel and the possibilities of its use for teaching French. The regularly updated site provides text, audio and video materials with exercises through a specialized resource (apprendre.tv5monde.com), where the materials are arranged according to the level of language proficiency, which can be useful for teachers and all those who study French independently. For some videos the level of language proficiency is indicated only for the exercises and the video itself can be included in materials recommended for different levels. The article attaches particular importance to the determination of language proficiency level with the TCF test given at the site to further select required materials. Before facing the test the testee can to do similar exercises, its advantage being the absence of time limit. The test itself is limited to 90 minutes. If the test is interrupted, the student cannot receive the result of his/her language proficiency level. In this case the student has to dos the test one more time. In every case it is up to the teacher to decide if the students take the test in class or at home. The result of the test is objective and provides important information for the teacher and the student. The site provides an opportunity to learn about the mistakes made in the test. The author relies on her own experience of using the test in instructing students not only to find materials for lessons, but also to prepare various documents for training courses and studying abroad. There is a review of the internet-resource, its structure, teaching materials; the article supplies examples of exercises (access to the resource has limited duration: for example, till 19.01.2018,) that can be used by the teacher both for classroom and extracurricular work.

Текст научной работы на тему «Методическая составляющая франкоязычного интернет-ресурса Tv5monde. Com и его возможное применение для обучения французскому языку»

УДК 372.881.133.1 О. В. Баран

кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-maiL: vLadoxan@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФРАНКОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА TV5MONDE.COM И ЕГО ВОЗМОЖНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматрива.тся методическая составляющая сайта Tv5monde, созданного франкоязычным международным телеканалом, и возможности его использования при обучении французскому языку. Постоянно обновляющийся сайт предоставляет текстовые, аудио- и видеоматериалы с упражнениями через специализированный ресурс (apprendre.tv5monde.com), на котором материалы сгруппированы по уровням владения языком, что имеет важное значение для преподавателя и всех самостоятельно изучающих французских язык. Для некоторых видеосюжетов уровень владения языком указывается только для тренировочных упражнений, а сам видеосюжет может присутствовать среди материалов, рекомендованных для разных уровней. В статье делается акцент на определение уровня владения языком для подбора соответствующих материалов с помощью теста TCF, представленного на сайте. До прохождения теста есть возможность проделать похожие упражнения, преимущество которых в отсутствии лимитированного времени на ответ. Сам же тест ограничен 90 минутами. При прерывании теста испытуемый не получает результата с уровнем владения языка. В таком случае тест следует пройти еще раз. Преподаватель решает в каждом конкретном случае в зависимости от располагаемого времени будут ли студенты проходить тест в учебной аудитории или дома в удобное для них время. Результат прохождения теста объективен и представляет значимую информацию для преподавателя и студента. Сайт также дает возможность ознакомиться со сделанными ошибками в упражнениях. Автор опирается на свой опыт использования данного теста при работе со студентами, не только для подбора материалов к занятиям, но и для подготовки различных документов для студенческих стажировок и учебы за рубежом. Проводится обзор данного интернет-ресурса, его структура, с описанием дидактических материалов, приводятся примеры упражнений (доступ к ним ограничен по срокам, например до 19.01.2018г. ), предлагаемых для обучающихся, которые могут быть использованы преподавателем как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

Ключевые слова: обучение французскому языку; интернет-ресурс; уровень владения языком; тренировочные упражнения; материалы.

O. V. Baran

PhD. (PhiLoLogy), Associate Professor; Associate Professor at the Department of Linguistics and Professional Communication in the FieLd of Media Technologies, Institute of International ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences, MSLU; e-maiL: vLadoxan@yandex.ru

PEDAGOGICAL COMPONENT OF THE FRANCOPHONE INTERNET-RESOURCE TV5MONDE.COM AND ITS POSSIBLE APPLICATION FOR FRENCH LANGUAGE TEACHING

The articLe Looks at the pedagogical, component of Tv5monde site created by the Francophone international channeL and the possibilities of its use for teaching French. The reguLarLy updated site provides text, audio and video materiaLs with exercises through a speciaLized resource (apprendre.tv5monde.com), where the materiaLs are arranged according to the LeveL of Language proficiency, which can be usefuL for teachers and aLL those who study French independentLy. For some videos the LeveL of Language proficiency is indicated onLy for the exercises and the video itseLf can be incLuded in materiaLs recommended for different LeveLs. The articLe attaches particuLar importance to the determination of Language proficiency LeveL with the TCF test given at the site to further seLect required materiaLs. Before facing the test the testee can to do simiLar exercises, its advantage being the absence of time Limit. The test itseLf is Limited to 90 minutes. If the test is interrupted, the student cannot receive the resuLt of his/her Language proficiency LeveL. In this case the student has to dos the test one more time. In every case it is up to the teacher to decide if the students take the test in cLass or at home. The resuLt of the test is objective and provides important information for the teacher and the student. The site provides an opportunity to Learn about the mistakes made in the test. The author reLies on her own experience of using the test in instructing students not onLy to find materiaLs for Lessons, but aLso to prepare various documents for training courses and studying abroad. There is a review of the internet-resource, its structure, teaching materiaLs; the articLe suppLies exampLes of exercises (access to the resource has Limited duration: for exampLe, tiLL 19.01.2018,) that can be used by the teacher both for cLassroom and extracurricuLar work.

Key words: French Language teaching; internet-resource; LeveL of Language proficiency; training exercises; materiaLs.

При обучении иностранным языкам важную роль играет аутентичность материалов. Интернет предоставляет широкие возможности для поиска и многообразие ресурсов, где сосредоточены текстовые, аудио- и видеохранилища, которые постоянно обновляются. Одним из таких интернет-ресурсов является сайт (tv5monde.com).

«Tv5monde», первоначальное название которого «Tv5», франкоязычный международный телеканал общего формата, созданный 2 января 1984 г. и запустивший свой сайт в 1995 г. [Tv5monde], является одной из крупнейших мировых телевещательных компаний. С развитием и растущей доступностью новых технологий сайт стал широко использоваться как в практике преподавания французского языка обучающимся разного уровня языковой подготовки, так и для самостоятельной работы в изучении и совершенствовании французского

языка [Глухова 2016]. Использование интернет-ресурсов для оптимизации учебного процесса отмечается многими исследователями [Авдонина, Жабо 2015].

Постоянно обновляющийся его интернет-ресурс (tv5monde.com) представляет особый интерес для преподавателя, поскольку там можно найти большое количество разнообразных текстовых, аудио- и видеоматериалов.

Структура сайта достаточно проста: несколько вкладок с подразделами и ссылки с видеосюжетами и краткой аннотацией на актуальные события. Для того чтобы понимать предложенные материалы на самом сайте, необходимо уже достаточно уверенно владеть языком, поэтому их можно предложить обучающимся (студентам) на продвинутом этапе, имеется выбор как видеосюжетов, так и статей. Для подбора материалов по уровням владения языком есть специальный ресурс на этом же сайте с методическими разработками под названием (apprendre. tv5monde.com/), это полноценный интернет-ресурс именно для обучения и изучения французского языка. Немаловажное значение этого ресурса имеет его открытость и бесплатность [Бухаркина 2015].

Для удобства пользователей навигация на сайте может быть представлена на родном (или уже знакомом) языке обучающегося (на момент написания статьи еще не была представлена навигация на русском языке, но есть возможность выбрать английский, немецкий, испанский и другой язык).

Сначала для подбора материалов, подходящих по уровню для своих студентов, преподаватель может использовать тест на знание французского языка, который возможно пройти онлайн непосредственно на самом сайте. Также предлагаются тренировочные упражнения, сходные с используемыми в самом тесте. Преимущество тренировочных упражнений в том, что нет установленного лимита времени на ответ. Студент знакомится с типами упражнений, которые будут в самом тесте, но прохождение непосредственно теста лимитировано 90 минутами. В случае, если прохождение теста прерывается, и студент выходит из сессии, то тогда для получения результата (определение уровня владения языком) следует повторно пройти тест в течение полутора часов. По окончании теста студент видит свой результат и может ознакомиться с правильными ответами и увидеть, где были допущены ошибки. Для преподавателя прохождение студентами

теста представляет объективную картину действительного уровня владения языком, причем, на усмотрение преподавателя, возможно проведение теста как на занятии, при наличии технических возможностей, так и дома, но в этом случае можно полагаться только на честность и добросовестность обучающихся, что действительно все задания проделаны самостоятельно. Результаты, полученные при прохождении теста, могут быть присланы студентами на электронную почту преподавателя для анализа и последующего обсуждения в аудитории.

Автор неоднократно применял эту возможность, предоставленную (apprendre.tv5monde.com), но из экономии времени, чтобы уделить внимание другим видам аудиторной работы, студенты проходили этот тест самостоятельно в удобные для себя внеучебные часы. Следует сказать, что некоторые студенты бывают разочарованы результатами, особенно те, кто считает себя необоснованно лучшими в группе, или полагающие, что за небольшое количество времени изучения французского языка владеют им на уровне носителя, поскольку свободно ориентируются в предлагаемом им на занятиях материале, но пока не осознают тот факт, что материал подобран под их возможности. Поэтому прохождение данного теста имеет важное значение и с педагогической точки зрения.

Объективная картина владения языком, предоставленная данным тестом, может также использоваться преподавателем при подготовке различных документов для студентов при возросшей академической мобильности, особенно для обучения за рубежом, когда требуется предоставить характеристики и рекомендации. К автору не раз обращались как продолжающие обучение в университете студенты, так и уже закончившие вуз и желающие поехать учиться в зарубежные учебные заведения по различным программам. Причем некоторые бывшие студенты закончили вуз несколько лет назад, поэтому для них самих определение уровня владения языком было очень актуально.

При подготовке к занятиям уровень владения языком определяет выбор материалов с методической составляющей. На сайте (apprendre. tv5monde.com) представлены видеосюжеты с упражнениями к ним, сгруппированные по уровням: А1, А2, В1, В2, однако следует заметить, что уровень определяется только заданиями к видеоматериалу, а не самим видеоматериалом (например, видеосюжет «Labaguettebientôt à l'Unesco ?» (apprendre.tv5monde.com/fr/niveauxb1-intermediaire) представлен в уровнях А2, В1 и В2 с разными заданиями).

Для уровня А1 (на момент написания статьи) представлены упражнения по аспектам (указывается сразу в заголовке). Это как лексические (распределяются по темам: одежда, еда, работа, путешествие и др.), так и грамматические и фонетические. Для последующих уровней (на момент написания статьи) представлены разнообразные лексико-грамматические упражнения по различной тематике. Структура работы с видеосюжетом следующая: после просмотра видеосюжета предлагается выполнить упражнения на понимание в режиме онлайн, есть возможность немедленно проверить правильность ответов. К одному и тому же видеодокументу может быть представлено четыре блока лексико-грамматических упражнений. Например, в видеосюжете про французский багет, который предложено внести в список объектов наследия ЮНЕСКО, «Labaguettebientôt à l'Unesco ?» (выложен на сайте 19.01.2018 и находился в доступе до 02.02.2018) для уровня В1 даются следующие упражнения:

1. Расположить в хронологическом порядке вопросы:

• Que va apporter l'entrée de la baguette au patrimoine mondial de l'Unesco?

• Quelles personnalités s'intéressent à la baguette?

• Quand la baguette a-t-elle été créée?

• Les Français sont-ils favorables à l'entrée de la baguette au patrimoine mondial de l'Unesco ?

• Qu'est-ce qui fait une bonne baguette?

2. Выбрать один ответ из нескольких предложенных:

• La baguette est un symbole de :

• l'unitéfrançaise

• l'identitéfrançaise

• l'intégritéfrançaise,

3. Вставить в текст наречия:

(bien - trop - toujours - moins - plus - très - beaucoup - peu)

Une spécialité ... française, la baguette telle que nous la connaissons est imaginée dès les années 1920.

Ответ на вопрос с множественным выбором в специальном всплывающем окошке:

Pour nous montrer que TOUS les Français aiment la baguette, le journaliste a choisi des personnes

1. desexemasculin

2. de sexeféminin

3. desdeuxsexes

В рамках данной статьи не представляется возможным подробно проанализировать все разделы данного сайта с методической составляющей. Однако нельзя не отметить обширный раздел «LanguefTançaise», который делится на следующие подразделы:

Découvrir - в данном подразделе представлены рубрики содержащиеся в разделе «Languefrançaise »и краткие аннотации к ним.

Apprendre - пользователь перенаправлен на сайт (apprendre. tv5monde.com/).

Enseigner - этот подраздел предназначен для преподавателей. В нем сгруппированы материалы с методическим сопровождением. Представлены и видеосюжеты, которые есть на сайте (apprendre. tv5monde.com). Здесь же приводится информация о повышении квалификации преподавателей (календарь ближайших стажировок). Разъясняется значимость обучения с помощью материалов данного сайта и даются рекомендации по организации педагогического процесса с помощью аудио- и видеоматериалов.

Dictée - в этом разделе представлены разнообразные диктанты сгруппированные по уровню сложности текста: junior, senior, а также по уровню владения языком: от А1 до С2. Диктант пишется непосредственно на сайте, текст впечатывается под диктовку в специальное окошко. Есть возможность написать диктант не полностью, а только несколько предложений. Сразу же после написания текст проверяется онлайн.

Merci, Prof! - короткие видеосюжеты о французском языке (объясняющие, например, звуки, слова)

Parlonsfrançais, c^estfacile! - изучающим французским язык предлагаются видеосюжеты различной тематики, сгруппированные по четырем уровням сложности языка (начальный, элементарный, средний и продвинутый) с упражнениями на понимание. Задания к упражнениям, а также навигацию по сайту можно выбрать на знакомом языке (английском, немецком или каком-либо другом, русский язык пока не представлен).

Благодаря развитию новых технологий растет число образовательных ресурсов, в том числе и для изучения иностранных языков. Одним из значимых интернет-ресурсов для обучения и совершенствования французского языка является сайт (tv5monde.com), где представлены не просто разнообразные видеосюжеты на актуальные темы, но и различные методические разработки к ним. Таким образом, у преподавателя появляется широкий выбор материалов как для работы в аудитории, так для рекомендации для самостоятельной работы обучающихся различного уровня языковой подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авдонина М. Ю., Жабо Н. И. К вопросу об использовании компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку магистров и аспирантов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. № 16 (727). С. 11-23. URL: vestnik-mslu.ru/Vest-2015/Vest15-727z.pdf Бухаркина М. Ю. Открытые сетевые ресурсы в обучении иностранным языкам (на примере английского языка). М. : Lambert Academic Publishing,

2015. 118 с. URL: www.34576523.scipeople.com/publication/121492/; cdn. scipeople.com/materials/8236/ИКТ в обучении ИЯ текст для Ламб СОД. pdf

Глухова Ю. Н. Актуальные проблемы обучения иностранному языку (на примере французского языка) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация.

2016. № 2. С.147-149. URL: vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2016/02/2016-02-28. pdf

Tv5monde. URL: tv5monde.com/TV5Site/upload_image/publication/c_bloc_lien/ 1588_file_dp.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.