Научная статья на тему 'Методическая система раннего профилирования по информатике'

Методическая система раннего профилирования по информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАННЕЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ / PROFILE TRAINING / PREPROFILE TRAINING / EARLY PROFILING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова Ольга Валентиновна

Сформулированы основные теоретические положения по теме. Представлены исследования автора, направленные на изучение основных вопросов раннего профилирования обучающихся базовой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical system of teaching computer science as a core academic subject

The article presents basic theoretical aspects concerning the issue. The author covers the findings of her research devoted to the teaching computer science as a core subject in schools at the early stage.

Текст научной работы на тему «Методическая система раннего профилирования по информатике»

О.В.Садыкова

Нижневартовск, Россия

O.V.Sadykova

Nizhnevartovsk, Russia

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАННЕГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

METHODICAL SYSTEM OF TEACHING COMPUTER SCIENCE AS A CORE ACADEMIC SUBJECT

Аннотация. Сформулированы основные теоретические Abstract. The article presents basic theoretical aspects положения по теме. Представлены исследования авто- concerning the issue. The author covers the findings of ра, направленные на изучение основных вопросов ран- her research devoted to the teaching computer science as него профилирования обучающихся базовой школы. a core subject in schools at the early stage.

Ключевые слова: профильное обучение; предпро- Key words: profile training; preprofile training; early

фильное обучение; раннее профилирование._______profiling._____________________________________

Сведения об авторе: Садыкова Ольга Валентиновна, About the author: Sadykova Olga Valentinovna, the учитель информатики. teacher of computer science.

Место работы: муниципальная общеобразовательная Place of employment: municipal secondary school

средняя школа № 19.____________________________№ 19.__________________________________________

Контактная информация: 628600, г. Нижневартовск, ул. Омская, д. 54, кв. 125; тел. 9129384857.

E-mail: [email protected]

Образование в России определяет в качестве составляющей профильной обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Но пока очень мало сказано о профильном обучении информатике. Нам бы хотелось обратить внимание на предпрофильность в информатике и раннее профилирование.

Образование в северных регионах России имеет свои трудности, связанные с суровыми климатическими условиями (перерыв в занятиях зимой), проблемами с кадровым обеспечением и т.д. Существенным фактором, препятствующим осуществлению профильного обучения, являются разный уровень подготовки учащихся и их неготовность к выбору профиля обучения в старших классах, недостаточно сильная методическая база, неделимость классов на основной ступени, наплыв учащихся из ближнего зарубежья за счет миграции (Азербайджан, Узбекистан, Чечня, Киргизия и т.д.).

Анализ проблемы профильного обучения в современной школе показывает, что главным в таком обучении является предпрофильная подготовка, а также период ранней про-филизации обучающихся. Предпрофильное обучение в основной школе позволит значительно облегчить обучающимся выбор будущей профессии и дальнейшего обучения, а значит, избежать проблем с выбором профиля в старших классах. Однако предпрофильное обучение информатике и ИКТ требует нахождения форм его организации в условиях региона, соответствующего учебно-методического обеспечения с учетом федерального и национально-регионального компонентов содержания образования.

Проблема заключается в разрешении противоречия между необходимостью предпро-фильного обучения информатике и ИКТ в основной школе и неразработанностью в настоящее время методики его реализации, соответствующих учебно-методических материалов, учебно-методической литературы, УМК и т.д. Необходимо провести исследование, цель которого должна состоять в определении методических условий для организации предпрофильного обучения информатике и ИКТ в 8—9 классах и ранней профилизации в 5—7 классах основной школы на примере Ханты-Мансийского автономного округа (город Нижневартовск).

Предпрофильное обучение станет возможным, если определить теоретические подходы и требования к созданию и использованию учебно-методического комплекта (УМК) для реализации предпрофильного обучения информатике и ИКТ. Мы тогда сможем определить подходы и требования к созданию и использованию УМК для раннего профилирования

с учетом региональных особенностей и разработать формы организации предпрофильного обучения и раннего профилирования с использованием УМК.

С опорой на модели процесса обучения информатике в 5—7 классах были определены основные этапы планирования опытно-экспериментальной работы с использованием учебно-методического комплекта (УМК). Результаты представлены в таблице.

Этапы, задачи и методы опытно-экспериментальной работы

Этапы Основные задачи опытно-экспериментальной работы Методы

I этап. 2008—2011 гг. 1. Изучение работы школ города Нижневартовска и других городов России с точки зрения организации обучения информатике в 5—7 классах. 2. Выявление основных затруднений учителей информатики при организации обучения информатике в 5—7 классах. 3. Выявление региональных особенностей преподавания информатики в 5—7 классах. 4. Определение теоретических подходов и требований к проектированию, созданию и использованию УМК для организации раннего профилирования учащихся базовой школы в городе Нижневартовске. 5. Выбор и обоснование контрольных и экспериментальных групп Анализ педагогической документации, беседа, анализ периодической печати; анкетирование, беседа. Анализ литературы, изучение опыта учителей школы. Тесты, беседа, анализ продуктов учебной деятельности

II этап. 2011—2012(2013) гг. 1. Разработка УМК по курсу информатики для 5 класса, обеспечивающего управление познавательной деятельностью учащихся. 2. Разработка УМК по курсу информатики для 6 класса. 3. Разработка УМК по курсу информатики для 7 класса. 4. Определение условий педагогического эксперимента Конструирование

III этап. 2012—2014(2015) гг. 1. Осуществление раннего профилирования по информатике учащихся базовой школы на основе предложенного проекта. 2. Протоколирование результатов эксперимента. 3. Обработка экспериментального материала. 4. Обобщение и выводы на основе экспериментального материала Педагогический эксперимент. Наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности. Математические методы. Методы дедукции и индукции

Один из этапов направлен на выявление уровня разработанности профильного обучения, предпрофильной подготовки и раннего профилирования в психологии, дидактике, методике преподавания информатики, а также в практике работы школ города или региона. Следующим этапом является разработка модели или модулей раннего профилирования по информатике в 5—7 классах базовой школы; разработка УМК по курсу информатики для 5—7 классов, включающих нормативную базу, трехуровневые стандарты, диагностические материалы для определения уровней усвоения стандарта образования по информатике; оснащение учителей и обучающихся дидактическим инструментарием для различных видов и форм деятельности. Следующий этап в эксперименте — реализация раннего профилирования в школах с физико-математическим и информационно-техническим профилем, где информатика изучается углубленно. Заключительный этап направлен на проверку педагогической эффективности. Мы должны рассмотреть, как влияет учебно-методический комплект на формирование сознательного выбора профиля обучения основной и старшей ступени, на формирование классов физико-математического или информационно-технологического профилей на старшей ступени обучения, на выявление влияния методики использования УМК на качество знаний учащихся по информатике и ИКТ. На первом этапе эксперимента определилась теоретическая основа проблемы профильного обучения, пред-профильной подготовки и раннего профилирования, выявился уровень разработанности в дидактике и методике преподавания информатики и ИКТ, а также в практике работы школы. Мы определяли степень реализуемости принципов раннего профилирования в 5—7 классах, выявляли возможные трудности, которые при этом встречаются, готовность учителей к реализации раннего профилирования, предпрофильной подготовки и профильного обучения информатике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики. М., 2008.

2. Соловьева Л.Ф. Информатика и ИКТ. 8—9 классы: Методическое пособие для учителей. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.