Методическая работа в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Методическая работа в образовательном учреждении' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Журнал
Выпуск № 6 (78) /
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: ББК: Ч481.2

Статистика по статье
  • 8908
    читатели
  • 668
    скачивания
  • 1
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

В статье рассмотрены различные аспекты организации методической работы в образовательном учреждении: определены ее цели, задачи и формы организации в свете модернизации современного образования. Обоснована необходимость направленности методической работы на решение актуальных проблем и использование ее как средства управления образовательным учреждением.

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Человек. Спорт. Медицина", Буров Константин Сергеевич

 
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Методическая работа в образовательном учреждении". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

ББК 4481.2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
К.С. Буров ЮУрГУ
В статье рассмотрены различные аспекты организации методической работы в образовательном учреждении: определены ее цели, задачи и формы организации в свете модернизации современного образования. Обоснована необходимость направленности методической работы на решение актуальных проблем и использование ее как средства управления образовательным учреждением.
Как отмечается в педагогической литературе, методическая работа в целом является важным звеном системы непрерывного образования учителя. Накоплен достаточно большой опыт организации методической работы в школе, разработаны ее формы и методы. Организуя методическую работу, возможно в течение длительного времени изучать деятельность учителей, уровень их готовности к различным видам деятельности, что позволяет осмысленно содействовать повышению их профессиональной квалификации, управлять данной деятельностью с помощью создания определенных условий.
Основные вопросы организации и содержания методической работы рассматривались в исследованиях Т.В. Абрамовой, Е.С. Березняка, Г.И. Горской, Ю.А. Долженко, Л.И. Дудиной, А.М. Моисеева, С.Г. Молчанова, Т.В. Орловой,
Н.Н. Тулькибаевой, Т.И. Шамовой, С.П. Чернена, и др.
По определению педагогического словаря, методическая работа - это «систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педаго-гической подготовки и профессионального мастерства» [5, с. 256].
В настоящее время понятие методической работы обогащается. В частности, по мнению С.Г. Молчанова, методическая работа - «обязательная составная часть профессиональнопедагогической (управленческой) деятельности в рамках которой создаются теоретические продукты (разработки, конспекты и т.п.), обеспечивающие педагогические и управленческие действия. Предметом методической работы выступают не только средства про-
фессионально-педагогической (управленческой) коммуникации (формы, методы, приемы, средства), но и содержание обучения (учебные материалы) и содержание управленческого воздействия (управленческие решения в виде приказов, распоряжений, программ и проч.)» [4, с. 14].
Основными задачами методической работы, по мнению большинства авторов, являются следующие:
1) изучение и внедрение передового педагогического опыта;
2) ознакомление с достижениями психо-лого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
3) повышение профессионального мастерства учителя.
Научно-методическая работа также должна решать вышеназванные задачи. Но в качестве основных задач научно-методической работы нам видятся:
1) включение учителя в инновационную деятельность;
2) включение учителя в научно-исследовательскую деятельность;
3) включение учителя в опытно-экспериментальную деятельность.
В содержание методической работы ряд авторов включает совокупность блокнаправле-ний подготовки преподавателей: частнометодическую, дидактическую, воспитательную, психолого-педагогическую, этическую и правовую, техническую, общекультурную, управленческую, методологическую и мировоззренческую подготовку.
Е.С. Березняк выделяет следующие задачи, которые должна решать методическая работа в школе:
• изучение и внедрение в педагогическую практику передового опыта;
• внедрение новейших достижений педагогической и психологической наук;
• овладение новыми методами обучения и воспитания;
• систематическое изучение и анализ учебных программ;
• совершенствование урока [1].
Г.И. Горская считает, что в процессе организации методической работы решаются следующие задачи:
• систематическое повышение идейнополитического и научного уровня учителя;
• подготовка учителя к освоению им содержания новых программ и технологии их реализации;
• регулярное ознакомление учителя с достижениями психолого-педагогических дисциплин и методики преподавания;
• изучение и внедрение в школьную практику передового опыта, творческое использование проверенных рекомендаций;
• обогащение новыми, прогрессивными и более совершенными методами и средствами обучения;
• постоянное совершенствование навыков самообразовательной работы учителя, оказание ему квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности, в повышении результативности его педагогического труда [1].
Т.Н. Шамова подчеркивает, что одной из задач методической работы школы является включение в процесс внутришкольного управления непосредственных участников педагогического процесса - учителей. Это, на ее взгляд, может быть обеспечено посредством передачи целого ряда управленческих функций кафедрам и методическим объединениям.
Е.С. Березняк рассматривает методическую работу как один из видов повышения квалификации, как совокупность мер, способствующих повышению мастерства педагогов. А.М. Моисеев, отмечает, что методическая работа является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров образования. Отсюда возникает потребность интеграции методической работы школы и системы повышения квалификации кадров [3].
Методическая работа непосредственно в школе обладает немалыми преимуществами. А.М. Моисеев в своей работе отмечает.
1. Методическая работа в школе носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер, в отличие от курсовой переподготовки в ИПК, которая, как известно, проводится один раз в 4-5 лет. Должно стать непреложным правилом, чтобы каждый учитель определенную часть времени в течение дня, недели, месяца и года посвящал повышению квалификации, овладению современными достижениями науки, техники, культуры и передового опыта. Методическая работа в современной школе - важное звено системы непрерывного образования учителя.
2. Повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе позволяет связывать содержание и характер методической работы с педагогическими проблемами в целом и результатами реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развитости.
3. Организаторы методической работы в школе имеют возможность глубоко, в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности, а также прогрессивные тенденции, ростки передового новаторства, что позволяет сделать процесс роста педагогического мастерства педагогов более управляемым.
4. Методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, единство и сплоченность которого создают особенно благоприятные условия для постановки методической работы (а последняя, в свою очередь, закономерно приводит к дальнейшему творческому развитию педагогического коллектива). Коллективная разработка в школе актуальных педагогических, психологических и иных проблем позволяет передовым коллективам школ добиться заметных практических, а порой и научных результатов [3].
Методическая работа в школе занимает также особое место и в системе внутришкольного управления, тесно связана с его основными задачами и функциями. Ее особая роль в управлении школой проявляется в активизации человеческого фактора: усилении творческой направленности деятельности учителей и воспитателей.
Рассматривая сущность методической работы в школе, многие авторы считают, что она должна осуществляться в соответст-
вии с рядом важнейших принципиальных требований.
В качестве основных требований, выступающих как принципы методической работы, А.М. Моисеев выделяет следующие.
1. Связь с жизнью, с практикой реализации перестройки школы, актуальность. Этот принцип требует учета в процессе осуществления методической работы не только глобальных проблем современности, но и проблем, близких данному коллективу учителей.
2. Научность. Это принцип нацеливает руководителей методической работы на достижение соответствия между всей системой повышения квалификации учителей и современным уровнем науки. Реализация этого принципа включает в себя основанный на научном подходе анализ конкретного состояния дел в школе, изучение важнейших сторон личности и деятельности педагогов.
3. Системность. Этот принцип требует подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит, прежде всего, от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с учителями, от направленности на высокие конечные результаты. Поскольку социальным системам органически присуще управление, принцип системности подразумевает управляемость, планомерность всей методической работы.
4. Комплексный характер. Этот принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации учителей (по вопросам частной методики, дидактики и теории воспитания, психологии и физиологии, педагогической этики, развития общей культуры и т.п.)
5. Систематичность, последовательность, преемственность, непрерывность. Данные принципы предусматривают охват учителей разными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования.
6. Творческий характер, максимальная активизация учителей. Этот принцип предполагает творческий характер методической работы с учителями, обеспечивающей действенное стимулирование творческих поисков учителей.
7. Конкретность: учет особенностей конкретной школы, учителя, дифференцированный подход к учителям.
8. Единство теории и практики при всей практической направленности методической работы.
9. Оперативность, гибкость, мобильность.
Ю.Создание благоприятных условий для эффективных творческих поисков учителей [3].
Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп: фронтальные формы (психолого-педагогичес-кие семинары, практикумы, научно-практи-ческие конференции и др.); групповые формы (методические объединения, творческие микрогруппы учителей, школы передового опыта и др.); индивидуальные формы (индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и др.). При этом нужно иметь в виду, что внутри фронтальных форм работы возможна работа и группового, и индивидуального характера, поэтому различие между вышеназванными группами не следует абсолютизировать. Данные группы организационных форм методической работы выделяются на основании учета количественного и качественного состава учителей.
Возможно разделение форм методической работы на группы и по характеру ее осуществления. Такое деление предложено С.Г. Молчановым. Он выделяет административные и дидактические формы методической работы.
1. Административные формы.
1.1. Учебно-образовательные округа.
1.2. Ассоциация (учителей по проблемам исследования).
1.3. Ассоциация (учителей по учебной дисциплине).
1.4. Научно-методическая кафедра (по образовательной области).
1.5. Методическое объединение (по образовательной области).
1.6. Методическая секция (по учебной дисциплине).
1.7. Индивидуальное профессиональнопедагогическое самообразование.
2. Дидактические формы.
2.1. Проблемные семинары.
2.2. Проблемно-проектные семинары.
2.3. Организационно-деятельные игры.
2.4. Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения; научно-практические конференции).
2.5. Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, социально-педагогических инициатив, проектов; конкурсы профессионального мастерства).
2.6. Продуктивные (научные конференции; теоретические (методологические) семинары; повышение квалификации по индивидуальному плану; участие во ВНИК, ВТК; творческие отпуска; научные стажировки).
2.7. Репродуктивные (экстернат; практикум; научно-практические семинары; педагогические мастерские; семинары-практикумы; тренинги) [4].
Л.И. Дудина считает, что наиболее приемлемым основанием для определения состава системы научно-методической работы в школе является выявление круга задач, которые должны способствовать реализации главной цели этой работы - формированию высокоэффективной системы индивидуальной и коллективной педагогической деятельности. Данные задачи могут быть сведены к следующим:
• ознакомление учителей с новыми педагогическими идеями и технологиями;
• внедрение новых педагогических идей и технологий;
• обобщение опыта внедрения новых педагогических идей и технологий.
Каждая задача в области реализации основной цели школьной научно-методической работы решается через использование определенной группы организационных форм, которые представляют взаимосвязанные под-системы-блоки.
Блок I. Познавательная деятельность педколлектива. Формы организации работы:
1) педагогические чтения;
2) теоретический семинар;
3) семинар-практикум;
4) методическая оперативка;
5) групповая методическая консультация;
6) индивидуальная методическая консультация;
7) самообразование;
8) работа над индивидуальной методической темой;
9) работа над научно-исследовательской темой.
Блок 2. Тематическая деятельность педколлектива. Формы организации работы:
1) научно-методический совет;
2) тематический педсовет;
3) школа передового опыта;
4) школа молодого учителя;
5) производственное совещание;
6) кафедра;
7) методическое объединение;
8) проблемная лаборатория;
9) творческая группа (ВТК);
10) наставничество;
11) методический бюллетень.
Блок 3. Обобщающая деятельность педагогического коллектива. Формы организации работы:
1) научно-практическая конференция;
2) итоговый проблемно-стратегический педсовет;
3) методическая неделя;
4) методический кабинет.
5) фестиваль педагогических идей;
6) творческий отчет учителя;
7) методический уголок [2].
Таким образом, мы видим, что существует достаточное количество форм методической работы для реализации ее задач.
Как отмечают исследователи, методическая работа может быть направлена не только на повышение общей психолого-педагогичес-кой подготовки и профессионально-педагоги-ческой компетентности педагогов, но и на развитие конкретных видов готовности педагогов, с целью достижения существенных результатов в осуществлении педагогами различных видов деятельности.
Существует ряд исследований, рассматривающих не общетеоретическую подготовку будущего учителя, а процесс повышения квалификации, направленный на развитие одного из видов готовности. В условиях институтов повышения квалификации предлагалось развивать готовность к различным видам деятельности:
• разрабатывать психолого-педагогичес-кие рекомендации (Н.В. Андронова);
• самоорганизации учителя в педагогической деятельности (Н.П. Попова);
• формировать ценностно-гуманистические ориентации младших школьников (М.Г. Резни-ченко);
• применять технические средства обучения (A.A. Егизарьянц);
• применять модульные технологии обучения (М.В. Горонович);
• реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению школьников (Е.А. Ма-ралова);
• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения (Д.Ф. Ильясов, Н.В. Останина).
Как отмечает С.Г. Молчанов, «методическая, научно-методическая работа и дополнительное профессиональное образование являются составляющими системы повышения
квалификации, следовательно, методическая работа внутри образовательного учреждения приобретает качественно новый вид, у нее появляются новые функции, а традиционные - во многом существенно изменяют свои акценты и приоритеты» [4, с. 12]. Также С.Г. Молчанов отмечает, что методическая работа - обязательная составная часть профессионально-педагогической и управленческой деятельности и в ее рамках создаются теоретические продукты (конспекты учебных занятий, программы развития образовательного учреждения и др.), обеспечивающие педагогические или управленческие действия [4]. Следовательно, готовность к индивидуализации образования учащихся как компонент профессионально-педагогической квалификации может служить объектом методической работы.
Описывая процесс развития различных видов готовности, исследователи, так или иначе, обращаются к компонентам методической работы. Уровень повышения уровня готовности диагностируется в практической работе педагога, учителя включаются в разработку дидактического и методического обеспечения практической деятельности и т.д.
Так, В.А. Карачаровский, исследуя возможности адаптации мастера производственного обучения профессионального лицея к новым условиям образовательной деятельности, обращает внимание на вопрос управления учебно-воспитательным процессом в профессиональном лицее и выделяет комплекс средств управленческой деятельности по формированию готовности педагогов к функционированию в условиях реформирования образования. В качестве таких средств выступают программа адаптации (представляющая собой ряд семинаров), моральные и материальные стимулы побуждения. Г.С. Смирнова выделяет коллективную творческую деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности в условиях образовательного учреждения. Н.М. Дудина, писала о важности обеспечения психологопедагогической готовности учителей к научно-методической работе в условиях инновационного образовательного учреждения. Н.Г. Филлипова, рассматривая проблему дифференциации обучения учащихся, ставит вопрос о включении учителей в разработку дидактического обеспечения уровневой дифференциации. Исследователь работала с учителями непосредственно в образовательных
учреждениях, следовательно, использовала различные формы методической работы. Н.В. Останина, говоря об эффективности дифференцированного подхода в процессе обучения, отмечала, что повышение уровня готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в процессе обучения предполагает взаимодействие школы и учителя, осуществляется в рамках семинаров, организуемых в школе.
Таким образом, мы видим, что отдельные формы методической работы используются в повышении уровня готовности учителей к различным видам деятельности. Однако в практике работы учителя часто затрудняются в выборе направления методической работы, не имея возможности следить за развитием педагогической науки. Освоив традиционные методики обучения, останавливаются, не внедряют передовой педагогический опыт, не занимаются инновационной работой. Методическая работа, не направленная на решение определенной проблемы, становится неэффективной. Администрация школы, используя возможности методической работы, имеет мощное средство управления, позволяющее решить именно ту проблему, которая актуальна для школы и для системы образования в целом. Мы полагаем, что если работа будет вестись целенаправленно, будут скоординированы действия всех руководящих и учителей, то методическая работа будет служить фактором развития определенного вида готовности.
Н.М. Дудина, рассматривая вопросы управления методической работой в инновационном образовательном учреждении, отмечала условия ее эффективности: методическая работа должна функционировать как целостная система, отражающая реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной компетентности; процесс управления методической работой должен представлять уровневую структуру, ориентированную на реализацию целевых, социальнопсихологических и оперативных функций и адаптированную к содержанию и условиям методической работы в данном образовательном учреждении и т.д. Управление методической работой в образовательном учреждении возможно рассматривать как систему, которая имеет определенную организационную структуру. Для построения структуры системы управления научно-методической работой необходимо определить набор ее
функций, состав ее субъектов (перечень лиц и органов, на которые возлагаются задачи управления), функции этих субъектов, их обязанности, права, полномочия, ответственность, организационную структуру (иерархическое строение, управленческие связи и отношения) [2]. Таким образом, система методической работы как объект управления представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, действий, мероприятий различного характера и профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия, при этом уровень профессиональной квалификации персонала образовательных учреждений напрямую зависит от эффективности методической работы.
Литература
1. Березняк, Е.С. Руководство современной школой / Е.С. Березняк. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
2. Дудина, Н.М. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): дис. ... канд. пед. наук/Н.М. Дудина. - Челябинск, 1996. -170 с.
3. Моисеев, А.М. Заместитель директора школы по научной работе / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М.: Новая шк., 1996. -143 с.
4. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности / С.Г. Молчанов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. -122 с.
5. Педагогическая энциклопедия. - Л.: Сов. энциклопедия, 1968. - Т. 2. - 604 с.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх