Научная статья на тему 'Методическая подготовка будущего учителя биологии в условиях многоуровневого вариативного образования'

Методическая подготовка будущего учителя биологии в условиях многоуровневого вариативного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / ГУМАНИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / METHODOLOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL TASK / HUMANIZATION / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / METHODOLOGICAL MEANS / PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булавинцева Л. И.

В статье обоснована актуальность разработки способов перевода теоретических основ гуманистически ориентированного образования в практические действия учителя биологии. Дан анализ современного состояния и тенденций совершенствования методической подготовки студентов биологов в условиях многоуровневого, вариативного образования. Раскрыты понятия «профессиональная подготовка», «методическая подготовка» в контексте компетентностного подхода. Дана характеристика методической подготовки как составляющей профессиональной подготовки, в рамках которой студенты осваивают способы решения профессиональных задач в формате преподаваемого предмета. Выдвинуто положение о необходимости выделения инварианта методической подготовки. Показано, что при проектировании инварианта необходима интеграция компетентностного, личностно-ориентированного, культурологического и синергетического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the grounds for applicability of developing the ways of projecting the theoretical bases of humanistic education into the practical actions of a biology teacher. The author analyses the present-day conditions and trends of improving the methodological training of biology students in the context of multilevel variative education. The notions of 'professional training' and 'methodological training' are defined in terms of competency building approach. The methodological training is characterized as an integral part of the professional training, within the framework of which students master the ways of solving professional tasks within the scope of the academic subject. The author erects a proposition about the necessity of singling out the invariant of the methodological training. The article shows that in the process of projecting the invariant one should integrate competency building, personally-oriented, culturological and synergetic approaches.

Текст научной работы на тему «Методическая подготовка будущего учителя биологии в условиях многоуровневого вариативного образования»

УДК 378

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.И. Булавинцева

В статье обоснована актуальность разработки способов перевода теоретических основ гуманистически ориентированного образования в практические действия учителя биологии. Дан анализ современного состояния и тенденций совершенствования методической подготовки студентов биологов в условиях многоуровневого, вариативного образования. Раскрыты понятия «профессиональная подготовка», «методическая подготовка» в контексте компетентностного подхода. Дана характеристика методической подготовки как составляющей профессиональной подготовки, в рамках которой студенты осваивают способы решения профессиональных задач в формате преподаваемого предмета. Выдвинуто положение о необходимости выделения инварианта методической подготовки. Показано, что при проектировании инварианта необходима интеграция компетентностного, личностно-ориентированного, куньтурологического и синергетического подходов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, методическая подготовка, профессиональная задача, гуманизация, саморазвитие личности, методические средства, проектирование.

Совершенствование методической подготовки будущего учителя один из аспектов необходимого изменения в системе подготовки педагогических кадров, самой острой проблемы модернизации образования. Одной из важнейших доминант модернизации современного образования является гуманизация. В многообразии характеристик гуманистически ориентированного образования ключевым выступает положение о создании условий для саморазвития личности, способной к свободному гуманистически ориентированному выбору. В проекте ФГОС основного общего образования цель и основной результат образования определены как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Возможность подготовки учителя биологии к осуществлению гуманистически ориентированного образования обусловлена разработками его основ в отечественной педагогике. Исследования, проведенные на рубеже ХХ-ХХ1 вв., изменили представления о целях, содержании, процессе, результатах, как общего, так и высшего образования. Различные аспекты изменений подготовки учителя в названном направлении исследуются достаточно давно и глубоко [1, 8, 9,]. Вместе с тем отмечается недостаточная разработанность содержания профессиональной подготовки и механизма проектирования личностно развивающего естественнонаучного образования. По мнению ряда исследователей, это может быть причиной разрыва между личностно-ориентированными целями и результатами образования [4]. Очевидна злободневность именно методических исследований, цель которых состоит в переводе теоретических положений в способы практических действий учителя предметника.

Особая актуальность совершенствования методической подготовки студентов биологов связана со значением биологии в современном мире. Биология - это предмет, за которым стоит наука, играющая все большую роль в формировании новых регулятивных принципов в современной культуре. Она занимает промежуточное положение между естествознанием и общественными науками, вступая в резонанс с теми и другими, являясь проводником гуманистических устремлений в другие естественные науки. Своевременность совершенствования методической подготовки студентов биологов обусловлена не только потребностями практики, но и научными достижениями в решении проблем подготовки педагога в области естественнонаучного образования.

Более детальный анализ ситуации позволил выявить противоречия между:

- разработанностью теоретических основ гуманистически ориентированного образования и отсутствием методологии конструирования эффективных способов их воплощения в практической деятельности учителя биологии;

- необходимостью погружения студента-биолога в квазипрофессиональную деятельность по достижению целей гуманистически ориентированного образования и недостаточностью разработки методологических основ организации этой деятельности;

- требованиями перехода к личносгно-ориентированной модели построения учебно-воспитательного процесса в школе и необходимостью сохранения достижений предметного преподавания биологии;

Перечисленные выше противоречия трансформируются в актуальную научную проблему: определение методологии перевода теоретических основ гуманистически ориентированного образования в способы практических действий учителя биологии и создание адекватной системы методической подготовки студентов биологов.

В системе современного профессионального образования методическая подготовка осуществляется как в педагогических ВУЗах, так и в классических университетах. Системообразующим курсом является теория и методика обучения биологии, которая дополняется практикумами и инновационными методическими спецкурсами.

В контексте компетентностного подхода методическая подготовка рассматривается как важ.. составляющая профессиональной подготовки, в рамках которой студенты осваивают способы решения профессиональных задач в формате преподавания предмета. Поэтому вначале целесообразно остановиться на раскрытии понятия «профессиональная подготовка». Одна из первых попыток содержательного толкования понятия «профессиональная подготовка» встречается в учебном пособии «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности» [7]. Первоначально понятие «профессиональная подготовка» определяется как профессиональное (специальное) образование, основной путь получения которого - самообразование или обучение в системе профессионального образования.

На основе обращения к энциклопедическому словарю рассматриваются определения терминов, входящих, в круг понятия «профессиональная подготовка». Под термином «профессия» (лат. professio - объявляю своим делом) понимается род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования. Там же понятие «специальность» (лат. specia - род, вид) трактуется как вид занятия в рамках одной профессии. Далее отмечается, что в специальной литературе приводятся определения двух основных понятий, составляющих цель профессиональной подготовки, - «профессия» и «специальность». Специальность раскрывается через предмет деятельности. Она может быть сколь угодно узкой или широкой, но в любом случае - это совокупность знаний о некотором фрагменте объективной реальности, отраженном соответствующим научным предметом. Профессия - объективно необходимый, определенный через цель, особый вид деятельности, связанный с этим фрагментом реальности. Иными словами, профессия - деятельность, обладающая собственной целью и имеющая собственные продукты, нормы, средства, которые, в конечном счете, детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественного производства, которую данная деятельность обслуживает. В рамках одной специальности в ее современном понимании, отвечая каждая своей цели, т.е. общей направленности на исследование или преподавание, на преобразование, управление или проектирование и т.п., реально существуют самостоятельные профессии. В плане разведения понятий «специальность» и «профессия» предлагается говорить как о технологии обучения специальности, так и о технологии обучения профессии, т.е. о технологии профессиональной подготовки.

Как видим, в энциклопедическом словаре понятие профессия и специальность соотносятся как род и вид, а в специальной литературе разведение этих понятий осуществляется на другом основании. Примерно на тех же основаниях, что и в специальной литературе, разводятся понятия профессиональная подготовка и педагогическое образование в коллективной монографии [3]. Подчеркивается, что цели профессиональной подготовки и цели педагогического образования не совпадают. Цели педагогического образования значительно шире. Конечная цель профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода определена как подготовка к решению задач обновленной школы.

На основании выше изложенного можно говорить о том, что в науке и практике идет разведение понятий профессиональное образование и профессиональная подготовка. Процесс еще не завершен. Это естественное состояние в период модернизации образования, сопровождающейся быстрым внедрением в практику результатов научных исследований.

Анализ различных подходов к толкованию понятия профессиональная подготовка показывает, что единого содержательного определения нет, но характеристика данного понятия всегда дается на основе цели, указывается, что целью профессиональной подготовки является подготовка к выполнению профессиональной деятельности, решению профессиональных задач.

Методическая подготовка как овладение способами решения профессиональных задач в формате преподавания предмета предполагает моделирование деятельности учителя биологии с целью овладения обучающимися опытом решения профессиональных задач. Методическая подготовка не сводится к совокупности знаний и умений о некотором фрагменте объективной реальности, зафиксированных в образовательных программах, и выступающих лишь средствам решения профессиональных задач. Необходимы программы методической подготовки наряду с образовательными программами.

Проектирование методической подготовки студентов биологов, составление программ методической подготовки предполагает как анализ современного состояния и тенденций совершенствования практики высшего профессионального образования, так и учет новых научных достижений в этой области.

Как было отмечается во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, перед образованием стоят грандиозные задачи, требующие его радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось [2]. Это обусловлено тем, что в общественном сознании сложилось понимание необходимости перехода к новому типу человеческой культуры, обеспечивающей коэволюцию природы и общества. Формирующийся тип культуры не имеет пока адекватной системы образования, что обусловливает интенсивные поиски оптимальной модели образования. Важнейшим методологическим условием корректировки образовательных моделей является трактовка образования как формы трансляции культуры. Образование рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме. Содержание высшего образования в настоящее время черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия всех стран, а также из жизни и практики человека. Растет

5заимодействие образовательных систем разных стран.

Для профессионального образования развитых стран характерны общие процессы. Так в перестройке современного образования одной из важнейших доминант становится его гуманизация. Важными факторами гуманизации высшего образования становится дифференциация, направленная на формирование многовариантной образовательной системы; переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования, демократизацию и гуманитаризацию образования.

В начале второго десятилетия XXI века в России завершается переход к многоуровневой системе высшего профессионального образования. Многоуровневая система подготовки учителя должна оперативно и качественно реагировать на потребности развивающейся общеобразовательной школы, дополнительного образования, начального профессионального и других подсистем образования. Вместе с тем до сих пор бытует мнение, что переход к многоуровневой структуре высшего профессионального образования ведет к снижению качества подготовки специалистов. В определенной степени это так, если не будет приведено в соответствие содержание и новая структура профессионального образования, не будут соблюдаться условия, адекватные современным требованиям к выпускнику ВУЗа.

Поиск адекватных направлений модернизации российского высшего образования в значительной мере связан с внедрением стандартов нового поколения. Центральным вопросом разработки стандартов третьего поколения явился вопрос о требованиях к уровню подготовки выпускников, поскольку четко заданные требования, конкретизирующие цели высшего профессионального образования как ожидаемые результаты, определяют содержание, которое необходимо для того, чтобы эти требования были выполнены. На основании Государственного образовательного стандарта разрабатывается Основная образовательная программа, учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебно-исследовательской и педагогической практик, программы итоговой аттестации. Учитывая, что в современной ситуации кроме традиционной профессии «учитель», востребованы и социальные педагоги, организаторы воспитательного процесса, педагоги учреждений дополнительного образования идр., то следует, на наш взгляд, говорить и о программах профессиональной подготовки.

В контексте общих изменений в высшем образовании осуществляется и совершенствование методической подготовки будущих учителей биологии. Анализ литературы и работы учителей; работа в качестве преподавателя ВУЗа; участие в работе конференций по проблемам методики преподавания биологии позволили выявить противоречивые тенденции, сопровождающие модернизацию методической подготовки учителя биологии.

Позитивные тенденции: смещение акцента на формирование системообразующих личностных качеств, основой формирования которых является деятельность студентов, адекватная деятельности учителя; постепенный переход к изучению теории и методики обучения биологи как технологии решения учителем профессиональных задач; расширение спектра применяемых технологий обучения (информационно-коммуникационные, проектные, контекстные) и контроля (тестирование, рейтинг, портфолио).

Негативные тенденции:

1. При всех достоинствах вариантности образования, студенты зачастую приступают к методической подготовке, не имея достаточных знаний по биологии. Биология изучается либо в составе интегрированного модуля, либо не сбалансировано.

2. Основная дисциплина «Теория и методика обучения биологии» «обрастает» курсами по выбору, в которых реализуются предложения по совершенствованию методической подготовки, в то время как освоение нового необходимо всем студентам. Сложившаяся структура курса теории и методики обучения биологии не в полной мере соответствует требованиям подготовки учителя биологии к решению новых задач. Однако опыт показывает, что изменение подхода в изучении не требует изменения содержания самого курса, но обязательно приводит к переструктурированию содержания и изменяет приоритеты в методах и средствах обучения.

3. Не всегда различие в требованиях к методической подготовке бакалавра и магистра достаточно обосновано. Прежде всего, это касается обучения организации исследовательской деятельности учащихся.

4. Несмотря на то, что и при изучении педагогики, психологии и методики биологии даются научные основы личностно-ориентированное обучения, молодой учитель воспроизводит опыт предметного преподавание биологии. Это свидетельствует о том, что в процессе методической подготовки не складывается целостного образа гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии. Наиболее очевидные причинами этого, на наш взгляд: отсутствие единой инструментальной цели, подчиняющей себе многообразие профессиональных задач; слабая разработанность методических средств осуществления личностно-ориентированного образования; недостаточное развитие проектировочных умений у будущих учителей.

Анализ названных тенденций привел к пониманию необходимости выделения инварианта методической подготовки, призванного обеспечить гибкость подготовки учителя биологии в условиях вариативного образования. Ведь вне зависимости от ВУЗа, уровня подготовки студент должен быть готов к решению профессиональных задач, подчиненных основной цели новой гуманистически ориентированной

пколы.

Учет новых научных достижений в области профессиональной подготовки позволил выдвинуть положение, что инвариант методической подготовки должен основываться на модели деятельности учителя биологии в учебном заведении, ориентированной на цель идеал, выраженный в контексте гуманистической парадигмы. Для придания инварианту свойства инструментальности в его описании должна содержаться характеристика деятельности учителя биологии, гарантированно вносящей вклад в достижение общей цели гуманистически ориентированного образования: создание условий для саморазвития личности, способной к свободному гуманистически ориентированному выбору. Поиск характерных черт названной деятельности шел путем сравнения представлений об основаниях, следствием которых является способность человека к выбору направления и характера деятельности:

- с позиций культурологического подхода - это освоение содержания образования, представленного знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений;

- в соответствии с основными положениями педагогической технологии Н.Е. Щурковой - это формирование знаний на уровне истины, отношений - на уровне идеи, умений - на уровне жизненного опыта;

- в методике обучения биологии - это слитая воедино деятельность по получению, применению и оценке знаний.

Обобщая названные выше представления, заключили, что для характеристики инварианта необходимо отобрать необходимые и достаточные знания о компонентах содержания образования, способах их освоения на технологическом уровне. Именно деятельность по проектированию равноценного освоению компонентов содержания образования объединит в единую систему профессиональные задачи, решаемые учителем биологии. Ведь принципиальная необходимость в проектировании возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития», переход системы образования из одного состояния в другое. При переходе от предметноцентрированного к личностно-ориентированному образованию, проектирование как функция управления попадает в центр внимания не только руководителя школы, но и становится главной компетентной составляющей профессиональной деятельности учителя.

Возможность проектирования равноценного освоению компонентов содержания образования опосредована достижениями современной психологии и педагогики. Теория поэтапного формирования понятий и умственных действий [10], закономерности развития творческих способностей по Я.А. Пономареву [6], принципы и технологическая карты воспитания Н.Е. Щурковой [11] могут служить теоретической основой для проектирования освоения всех компонентов содержания образования на операционном уровне. Многолетние экспериментальные исследования позволили определить методические средства перевода теоретических основ в практические действия учителя биологии. К таким средствам были отнесены структурные компоненты взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие равноценное освоение компонентов содержания образования на основе:

- освоения знаний и умений в соответствии с этапами формировании понятий и умственных действий;

- учета наличия прямого и побочного продуктов познавательной деятельности и введений в исследования;

- реализации принципов воспитания: ценности, амплификации, свободы выбора, «здесь и сейчас», субъектности;

- реализации технологической карты воспитания и принципов научного познания.

Разработка инварианта методической подготовки осуществлялась нами на основе интеграции

личностно-ориентированного, культурологического и компетентностного подходов. В исследованиях различных авторов, выполненных в рамках названных подходов, изложены теоретические основы гуманистически ориентированного образования. Все эти подходы нацелены на решение проблемы становления личности на основе создания условий для саморазвития. Поскольку личность - это самоорганизующаяся система, мы пришли к заключению, что интеграция возможна на принципах педагогической синергетики (субъектности познающего сознания, дополнительности, открытости учебной и воспитательной информации) при соблюдении условий запуска механизмов саморазвития. С целью соблюдения условий, необходимых для возникновения новых качеств личности с позиций синергетического подхода [5], методическая подготовка должна выстраиваться как самоорганизуемый процесс (табл. 1).

Таблица 1

Соответствие методической подготовки условиям, необходимымдля возникновения

новых качеств личности обучаемых

Условия Особенности методической подготовки

Старая система должна находиться в кризисном состоянии, т.е. переживать критический момент, когда ее прежние структуры не могут справляться с требованиями новой ситуации. Имеющий у студентов наличный объем информации не достаточен для решения профессиональных задач учителя в контексте новой парадигмы образования.

Основной источник возникновения новых качеств заложен в самой системе, т.е. он - внутренний. Однако, для того чтобы запустить механизм самоорганизации, этот источник должен «подпитываться» извне. Для достижения критического объема информации, необходимого для проектирования студентом новых способов деятельности, выделяется содержательный и процессуальный инвариант подготовки.

^овая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений, случайностей должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости. Для обеспечения устойчивости деятельности по ^^ проектированию личностно-ориентированного процесса обучения биологии предусмотрен самостоятельный перенос способов деятельности в новые ситуации.

Гуманистическое взаимодействие возможно только тогда, когда оно выстраивается на основе ориентиров для совместного творчества, создающих внешнюю питательную среду для проявления внутренних источников саморазвития, а не только на основе привычных методов передачи знаний и формирования опыта поведения. Весь процесс обучения строится на фоне реализации совместных творческих проектов по формированию ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях.

Следствием интеграции подходов стала разработка модели гуманистически ориентированной методической подготовки как основы проектирования инновационной системы методической подготовки (рис. 1).

Динамичное, поступательное становление учителя биологии, компетентно решающего задачи проектирования гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии, можно ожидать с высокой долей вероятности при применении специальной системы методической подготовки, адекватной теоретической модели. Реализуемая нами система методическая подготовка представлена двумя дидактическими циклами. Первый включает курс теории и методики обучения биологии, спецкурс «Проектирование гибких образовательных технологий», полевую и педагогическую практики. Второй представлен спецкурсом «Современные технологии обучения» и педагогической практикой на V курсе.

Цель: содействие становлению профессиональной компетентности, ведущим проявлением которой является способность к проектированию равноценного освоения компонентов содержания биологического образования

1-й дидактический цикл

Содержание: методология проектирования равноценного освоения компонентов содержания образования

Содержательный инвариант

инвариант методической подготовки

Процессуальный инвариант

Инновационная технология с элементами поэтапной интериоризации, учитывающая неоднородность продукта познавательной деятельности.

Результат 1: накопление критического объема информации

Информация,

полученная как прямой продукт познавательной деятельности

Информация,

полученная как побочный продукт познавательной деятельности

Информация,

полученная на основе рефлексии

2-й дидактический цикл

Содержание: проектирование равноценного освоения компонентов содержания образования

в новых ситуациях

Технология сопровождения самостоятельной работы студентов

Результат 2: формирование методологической культуры

Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач Конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса Методическая рефлексия

Результат: становление компетентности учителя, способного грамотно решать профессиональные задачи обновленной школы

Рисунок 1 - Модель методической подготовки

The article provides the grounds for applicability of developing the ways of projecting the theoretical bases of humanistic education into the practical actions of a biology teacher. The author analyses the present-day conditions and trends of improving the methodological training of biology students in the context of multilevel variative education. The notions of 'professional training' and 'methodological

;' are defined in terms of competency building approach. The methodological training is characterized as an integral part ofthQ professional training, within the framework of which students master the ways of solving professional tasks within the scope of the academic subject. The author erects a proposition about the necessity of singling out the invariant of the methodological training. The article shows that in the process of projecting the invariant one should integrate competency building, personally-oriented, culturological and synergetic approaches.

The key words: professional training, methodological training, professional task, humanization, personal self-development, methodological means, projecting.

Список литературы

1. Бондаревская E.B. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. №4. С. 11-17.

2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: [Электронный ресурс: http://dd.miem.edu.ru/NPT/NPTOO/declar.htm.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Колл. монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 392 с.

4. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Издат. центр «Академия», 2006. 246 с.

5. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: особенности перехода к постнеклассической теории воспитания / С.В. Кульневич // Известия Российской академии образования. 1999. №3. С. 41-48.

6. Пономарев Я.А. Психология творения / Я.А. Пономарев. - М.: Московский психолого-социальныйинститутВоронеж: «МОДЕК», 1999. 480 с.

7. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. 152 с.

8. Ретивых М.В. Основы профессионально-педагогической культуры: учеб. пособие для старшеклассников / М.В. Ретивых, В.Д.Симоненко, В.В.Шлык. Брянск: БГПИ, 1993. 63с.

9. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя / В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов // Национальные ценности образования: история и современность. М.: ИТОП РАО, 1996. С. 229-235.

10. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии / Н.Ф. Талызина. М.: Академия, 2002. 192 с.

11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

Об авторе

Булавинцева Л.И.- кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, lib-58-timob@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.