Научная статья на тему 'Методическая модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы'

Методическая модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Бизяева Н.В.* *, Бизяева Н.Д.*

ГБОУ города Москвы «Школа № 2097», г. Москва Московский городской педагогический университет, г. Москва

В данной статье описана методическая модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы на примере ГБОУ города Москвы «Школа № 2097» с учётом федеральных образовательных стандартов образования, современной научной парадигмы и требований к компетенциям обучающихся.

Ключевые слова проектно-исследовательская деятельность, управление в образовании, ФГОС НОО, УУД, начальное образование, модель.

Начало XXI столетия характеризуется всеобъемлющими преобразованиями в абсолютно всех областях (в том числе социальных институтов) общества. Наиболее значительные перемены мы можем наблюдать в содержании концепции и парадигмы образования, включающего в себя: пересмотр содержательных, методических, научно-технических аспектов образования, прошлых ценностных приоритетов, целевых направлений и педагогических средств. Изменения в социальной жизни требуют становления новейших методов образования и трансформации старых, их адаптации к требованиям стандартов; педагогических технологий, обладающих проблемным содержанием с ориентацией на индивидуализированное развитие личности; опыта мобильности в информативных сферах; становление регулятивных УУД у обучающихся.

Новейшая модель обучения, основанная на внедрении ФГОС второго поколения, базируется на идее развития у ребенка возможности без помощи посредников размышлять, добывать информацию и использовать ресурсы УУД, самостоятельно мыслить и составлять план действия, продуктивно содействовать в различных профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей. Основополагающей формой работы в таком случае является самостоятельная работа обучающегося, в которой он становится активным субъектом педагогического процесса.

* Учитель начальных классов и куратор проектно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ города Москвы «Школа .№ 2097».

* Ассистент общеинститутской кафедры математики и информатики дошкольного и начального образования Г АоУ ВО МГПУ.

Профессиональное развитие менеджера образования

143

Взаимоотношения между учителем и учеником можно характеризовать партнерскими.

Смещение акцента на форму самостоятельной работы и рост культуры партнёрского взаимодействия между педагогами и обучающимися является также базой для успешного внедрения в образовательный контекст учебных заведений способов и технологий проектной и исследовательской деятельности.

Доказательство данному мы обнаруживаем в следующих федеральных документах:

- ФГОС НОО, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373) сообщает, что формирование УУД возможно реализовывать «в том числе и через проектную деятельность учащихся» [7];

- ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897) устанавливает, что «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированное^ умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» [8];

- «Фундаментальное ядро содержания общего образования» декларирует, что обучающихся необходимо активно вовлекать в общественную жизнь и реализацию социальных проектов. При этом «в процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования)» [9].

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [4].

На сегодняшний день проектная технология является актуальной ещё и потому, что формирует ключевые компетенции:

- ценностно-смысловую;

- общекультурную;

- учебно-познавательную;

- информационную;

- коммуникативную;

- социально-трудовую;

- компетенцию личного самосовершенствования.

144

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Компетенция - это заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке субъекта, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - совокупность личностных качеств субъекта (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Проектная компетентность - это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах.

Включение учащихся в проектную деятельность решает ряд педагогических задач, которые очень трудно, а подчас и невозможно решать в рамках классно-урочной системы. Это задачи индивидуализации образовательного процесса, становления субъектной позиции ребенка в этом процессе, формирования ряда универсальных учебных действий. Работая в проекте ребенок, прежде всего, получает опыт поиска, выбора, рефлексии.

Он учится прогнозировать результат и планировать свои действия по его получению. Затем - опыт ответственного действия и получения продукта деятельности. Наконец, опыт предъявления продукта и себя, своих действий, интересов, ответственности через этот продукт. Проектная компетентность складывается из знания технологии проектирования, проектных умений и опыта проектной деятельности. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных моделей проектной деятельности в образовательных организациях. Наибольший интерес представляют те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.

В современном образовании зачастую употребляется понятие «модель». Термин «модель» значит: мера, облик, метод и т.д. Моделирование является одной из технологий познания и научного исследования, в ходе которого отмечаются значительные взаимосвязи среди составляющих систем или категорий. Исходя из исторических источников, моделирование появилось в области естественно-математических наук. В середине прошлого столетия В.А. Штоф опубликовал свои работы по вопросам моделирования, в которых утверждал, что что «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает и воспроизводит объект так, что её изучение дает новую информацию об этом объекте» [10].

Технология моделирования пришла в гуманитарные науки, в том числе и в педагогику, где обозначила своё место. К примеру, В.И Загвязинский обозначает что «под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чём-то

Профессиональное развитие менеджера образования

145

проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности» [2].

Зинченко В.П. даёт своё определение понятия модели так: «В общем случае под моделью понимается функциональный гомоморфный перенос (отображение) части внешнего мира на систему понятий (изображений, визуализированных картин, символов, знаков). Это отображение не является изоморфным, т.е. взаимно однозначным, однако оно сохраняет существенные связи между элементами внешнего мира и первичной модели» [3].

Леонтович А.В. представляет моделирование как последовательность конкретных действий (алгоритм), взятых нами за основу при создании модели организации проектной деятельности участников образовательного процесса [5].

Исходя из вышесказанного, мы определили построение модели организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школе на примере ГБОУ города Москвы «Школа № 2097». В нашем случае при построении модели организации проектно -исследовательской деятельности участников образовательного процесса необходимо говорить о двух видах моделей: структурной, отражающей наиболее важные звенья системы, и функциональной, отражающей назначение основных звеньев системы.

Модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 2097» выстраивается на цепочке последовательно выстроенных блоков. Каждый блок -этап имеет методическое сопровождение, адаптирован, согласован и утвержден администрацией и методической службой ГБОУ города Москвы «Школа № 2097».

Модель организации проектно-исследовательской деятельности ГБОУ города Москвы «Школа № 2097» состоит из двух содержательных блоков:

1. В организационно-управленческом блоке объединены субъекты - участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители, администрация.

Функционально блок даёт возможность:

- выявить и структурировать проектно - исследовательские работы по направлениям;

- провести конкурсы по проектно-исследовательской деятельности на уровне класса (с дедлайном в декабре);

- провести экспертизу проектно-исследовательских работ для школьного тура (с дедлайном в январе), а также для внешней оценки работ (городские, международные конкурсы);

- провести в рамках школьного тура (с дедлайном в феврале) - конкурс проектно-исследовательских работ в рамках созданной в 2014 году Академии Исследователей и Изобретателей (далее - АИиИ);

Рис. 1. Модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы (на примере ГБОУ города Москвы «Школа № 2097»)

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Профессиональное развитие менеджера образования

147

- провести в апреле итоговую конференцию среди победителей школьного тура и победителей городских и международных конкурсов проектно-исследовательских работ в рамках АИиИ.

Управленческое решением данного блока управляет куратор проектноисследовательской деятельности ГБОУ города Москвы «Школа № 2097». Все субъекты, принимающие участие в работе данного блока взаимосвязаны.

2. Учебно-методический блок представляет собой алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, включающий в себя такие компоненты, как:

- обучение;

- разработка;

- экспертиза;

- реализация;

- презентация;

- рефлексия;

- мониторинг.

При этом организационно-управленческий блок взаимосвязан с учебнометодическим блоком. Они не могут существовать раздельно, т.к. функционально они реализуют разные задачи, но в рамках одной цели (рис. 1).

Проектная деятельность коллектива ГБОУ города Москвы «Школа № 2097» направлена на создание условий, в которых оптимально реализуются индивидуальные и групповые проекты учителей и обучающихся и обеспечиваются связи с внешними организациями.

Таким образом, для решения поставленных в ФГОС задач необходимы:

- готовность учащегося к проектной деятельности;

- готовность учителя к проектной деятельности;

- разработана и внедрена модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Список литературы:

1. Бизяева Н.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества образования // Образование в XXI века. Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь: Издательство ООО «Купол», 2010. - С. 154-156.

2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование социально-педагогических систем». - 2001.

3. Зинченко В.П. Развивающее образование. Т. 1. - М., 2002. - С. 55.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).

148

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

5. Леонтович А.В. Концептуальные основы моделирования организации исследовательской [Электронный ресурс] / А.В. Леонтович. - Режим доступа: http://www amsy.ucoz.ru/publ...konceptualnye...modelirovanija. - Загл. с экрана.

6. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 176 с.

7. ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241).

8. ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 60 с. - (Стандарты второго поколения).

10. Штоф В.А. Моделирование и философия. - М., 1966. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.