Научная статья на тему 'Метод включенного наблюдения как прототип телевизионного лайф-ту-тейп'

Метод включенного наблюдения как прототип телевизионного лайф-ту-тейп Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2939
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАЙФ-ТУ-ТЕЙП / МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РЕПОРТАЖ / ЖАНР / LIFE-TO-TAPE / THE METHOD OF PARTICIPANT OBSERVATION / TELEVISION / REPORT / GENRE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кислая Лилия Николаевна

Обосновывается утверждение о том, что телевизионный лайф-ту-тейп является творческим методом. С его использованием могут быть сняты репортажи, спецрепортажи, очерки и даже документальные фильмы; он не имеет своего предмета изображения и определенной функции, следовательно, не может считаться самостоятельным жанром. Проведена аналогия с методом включенного наблюдения, широко используемым в практике печатных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF PARTICIPANT OBSERVATION AS A PROTOTYPE TV LIFE-TO-TAPE

Life-to-tape is a special type of shooting plot, where the journalist is constantly in the frame and participates in the surrounding events, the article examines the features, functions and options use the television life-to-tape as a method of journalistic activities. The author argues with other researchers, who called the life-to-tape independent genre, because it is impossible to distinguish its specific function and object. Plots created using this method can be entertaining, educational, research, advocacy or information purposes, and to cover a particular event, issue or unknown phenomenon. With its use may be withdrawn variety of subjects: reports, spesial reports, histories, and even documentaries. Today it is widely used in domestic and foreign practice of central and regional television. Two traits are so important for this method: first, the presence of the reporter in the frame, and, secondly, his involvement in the surrounding events. These qualities allow us to draw parallels with actively used in print journalism by the method of participant observation. Active and passive life-to-tape will differ in the degree of participation of the correspondent in the event, emotional storytelling and installation techniques. In the article special attention is paid to the professional qualities of a television journalist who is able to use the life-to-tape in its activities. Among them is the ability to improvise, ability to adapt, to respond quickly to changes. Looks closely at the life-to-tape in the reports highlighted the effects it brings in stories of this genre.

Текст научной работы на тему «Метод включенного наблюдения как прототип телевизионного лайф-ту-тейп»

modern linguistics and linguodidactics]: Mat-ly VII Mezhdunar. nauch. konf., Volgograd, 6 fevr. 2013 g. / Sost. N. N. Ostrinskaya, A. V. Prostov. Volgograd, pp. 178-186. (in Russ.).

7. Zheltukhina, M. R. and Makarova, Yu. A. (2012) "O zhanre «populyarizatsionnaya stat'ya» v sovremennom mediadiskurse" [=About genre 'popularization article' in the modern media discourse], in: Lingvistika rechi. Mediastilistika [=Speech linguistics. Media stylistics]: koll. monogr., posv. 80-letiyu prof. G. Ya. Solganika. Moskva, pp. 302-319. (in Russ.).

8. Zheltukhina, M. R. and Makarova, Yu. A. (2014) "Sovremennyy mediadiskurs: leksiko-grammaticheskie osobennosti zhanra 'populyarizatsionnaya stat'ya' (razdel v koll. monogr.) " [=Modern media discourse: lexical and grammatical features of the genre "popularization article"], in: Chelovek i ego diskurs-4 [=Person and his Discourse - 4]: koll. monogr. / otv. red. M. R. Zheltukhina; VGSPU; IYa RAN. Moskva, pp. 9, 114-123, 351. (in Russ.).

9. Zheltukhina, M. R. and Makarova, Yu. A. (2012) "Struktura populyarizatsionnoy stat'i v sovremennom mediadiskurse" [=Structure of popularization article in the modern media discourse], in: II mezhdunar. nauch. konf. "Stilistika segodnya i zavtra: mediatekst v pragmaticheskom, ritoricheskom i lingvokul'turologicheskom aspektakh" [=Stylistics today and tomorrow: the media text in pragmatical, rhetorical and linguoculturological aspects]. Mat-ly konf. Moskva, pp. 137-140. (in Russ.).

10.Karasik, V. I. (2010) Yazykovaya kristallizatsiya smysla [=Language sense crystallization]. Volgograd, 422 p. (in Russ.).

11.Murav'eva, N. V. (1997) Kommunikativnye strategii zhurnalista: chto takoe «neponyatnyy» tekst i kak sdelat' ego «ponyatnym»[= Communicative strategy of the journalist: what is the "unclear" text and how to make it "clear"]. Moskva, 454 p. (in Russ.).

12.Uilkoks, D. L. (2004) Kak sozdavat' PR-teksty i effektivno vzaimodey-stvovat' so SMI [=How to create PR texts and effectively to interact with mass media]: Per. s angl. 4-e izd. Moskva, 761 p. (in Russ.).

13.Fowler, R. (1991) Language in the News. London, 272 p.

14.Slyshkin, G. G., Zheltukhina, M. R., Baybikova, S. I. and Zubareva, T. T. (2014) "The Linguistic-Cultural Conceptology as a Trend in Contemporary Russian Linguistics", in: 4th International Conference on the political, technological, economic and social processes, ISPC 2014; SCIEURO, London, 27-28 July 2014. London, pp. 134-137. (Web of Knowledge and ORCID, RID: A-8765-2014 SCIEURO).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 219-224.

УДК 070, ББК 76.03

Л. Н. Кислая

метод включённого наблюдения как прототип телевизионного лайф-ту-тейп

Обосновывается утверждение о том, что телевизионный лайф-ту-тейп является творческим методом. С его использованием могут быть сняты репортажи, спецрепортажи, очерки и даже документальные фильмы; он не имеет своего предмета изображения и определенной функции, следовательно, не может считаться самостоятельным жанром. Проведена аналогия с методом включенного наблюдения, широко используемым в практике печатных СМИ.

Ключевые слова: лайф-ту-тейп; метод включенного наблюдения; телевидение; репортаж; жанр.

С формированием журналистики как массово-информационной деятельности можно говорить о взаимодействии различных ее субъектов. Внешне средства массовой информации разобщены, имеют свои особенности, обу-

словленные каналом распространения информации, в то же время они составляют единую систему с общим набором целей и задач, принципов функционирования.

Развитие информационной сферы проис-

ходит поступательно: новые виды и типы СМИ опираются на имеющийся у других масс-медиа опыт, приспосабливая наработанные технологии под свою специфику, развивая и находя новые формы творческой деятельности [6; 7 ; 10]. Так, например, в первое десятилетие существования радио как средства массовой информации не было каких-либо принципиальных особенностей в подборе, обработке информации, отличающихся от газетных. Как отмечают исследователи, в 20-х годах значительное место в программах радиовещания занимало чтение у микрофонов газетных материалов, а также обзор тех или иных изданий - газет, журналов, книг [11]. Помощь «старшего товарища» помогла в разы сократить период становления радиовещания: от самых примитивных форм работы - дублирования газетной информации, через дифференциацию радиопрограмм по темам - к самостоятельной функционально-тематической и жанровой наполненности уже в 1930-х годах. Аналогичный путь прошло в своем развитии и телевидение, но оно опиралось уже на опыт не только печати, но и радио. Р. П. Овсепян пишет: «В середине 40-х годов еще трудно было полностью предвидеть возможности телевидения. В ту пору предполагалось, что задачи радио и телевидения совпадают. На основе подобных суждений строилась их деятельность» [6. С. 64].

Таким образом, очевидно, что все СМИ имеют общие «корни», следовательно, можно предположить, что даже самые прогрессивные методы работы современных редакций в той или иной степени являются продуктом переработки уже имеющихся приемов и техник.

Бесспорно, развитие системы предполагает усиление специфики каждого канала массовой информации, при этом, на наш взгляд, знание о формах и методах работы в других видах СМИ могло бы обогатить приемы работы любого современного журналиста. Между тем, сегодня в отечественной журналистике, особенно сетевой и телевизионной, много перенимается из практики зарубежных СМИ. Ученые, пытаясь осмыслить эти заимствования, по-разному описывают новые явления и часто не приходят к консенсусу в споре о дефинициях, категориях и концепциях. Хотя выявление аналогий в практике печати - «пионера журналистики» -способствовало бы прояснению многих научных проблем, например, как в случае с телевизионным лайф-ту-тейп, прототипом которого, на наш взгляд, можно считать газетный метод включенного наблюдения.

Лайф-ту-тейп («жизнь на пленку») в отечественном телевидении пока не имеет единого понимания. Так, например, сетевой «Словарь терминов журналистов» дает следующее определение: «Лайф-ту-тейп - особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях» [4]. Е. Ю. Агамян полагает, что L2T (life to tape) - это информационный жанр, самостоятельное драматургически выстроенное произведение. «Его задачи - разъяснить, показать, продемонстрировать происходящее. Основной метод - корреспондент в кадре, повествующий о событии. Главная отличительная особенность этого жанра от других - корреспондент на протяжении всего сюжета находится в кадре, что обусловлено не только жанровыми требованиями, но функциональными. <...> Автор выступает в роли конферансье - представляет в кадре синхронизируемых; в роли шоумена - удерживает внимание зрительской аудитории на происходящем; в роли комментатора - интерпретируя, объясняет суть происходящего и проч.» [1. С. 45].

Трудно согласиться с трактовкой лайф-ту-тейп как самостоятельного жанра, так как невозможно выделить его специфическую функцию и предмет. Сюжеты, созданные с применением этого метода, могут иметь развлекательный, познавательный, исследовательский, пропагандистский или информационный характер, и освещать конкретное событие, проблему или неизвестное явление.

О том, что лайф-ту-тейп - это метод, а не оформившийся жанр, свидетельствует и тот факт, что с его использованием могут быть сняты самые различные сюжеты: репортажи, спецрепортажи, очерки и даже документальные фильмы. Сегодня он активно используется не только в зарубежной практике (например, «Разрушители мифов»), есть выразительные примеры и на российском центральном (фильмы и программы Л. Парфенова, «Ехперимент» А. Войцеховского, «Вокруг света» М. Кожухо-ва) и местном телевидении.

Итак, анализ телевизионных сюжетов с лайф-ту-тейп и изучение научных источников по этой теме, приводит к выводу о том, что для этого метода определяющими становятся две черты: во-первых, присутствие корреспондента в кадре, и, во-вторых, его участие в окружающих событиях. Исследователи, занимающийся изучением печатной журналистики, очевидно, увидят здесь очевидное сходство с методом

включенного наблюдения - методом, который более ста лет используется в российской периодике.

Включенное наблюдение - это метод журналистики, при котором журналист является не свидетелем, а участником какого-либо события. При таком наблюдении, как пишет А. И. Соков, «журналист получает возможность без помех, целенаправленно исследовать жизненное явление "изнутри", став активным участником происходящего» [9. С. 520]. М. И. Шостак, рассматривая включенное наблюдение применительно к жанру репортажа, отмечает, что оно определяет тип жанра, и называет его ролевым репортажем: «В ролевом репортаже выделяются два направления:

- Изучение явления "изнутри".

- Испытано на себе.

Репортеры действуют вместе со своими героями. Другой вариант - автор выступает в роли "подопытного кролика", пробуя на себе сложности, тяготы и привычные заботы людей определенного круга» [14. С. 131].

Сегодня нет единого взгляда на видовое разнообразие включенного наблюдения [14; 2 ; 9]. Однако исследователи сходятся во мнении, что оно может проходить как скрыто (журналист не указывает свою профессию, не раскрывает истинную цель контакта с источником), так и открыто (фиксируется окружающими, журналист при встрече с источником не срывает свою профессиональную принадлежность, издание, которое представляет, а также цель наблюдения). В современной телевизионной журналистике, исходя из специфики коллективного творчества (журналист работает совместно с оператором), чаще всего корреспондент открыто записывает лайф-ту-тейп, привлекая в качестве свидетелей или экспертов других людей. Однако, на наш взгляд, возможности этого метода могут быть сильно расширены и при скрытой видеосъемке, когда журналист является персонажем события, комментирует его как участник, а оператор со стороны ведет скрытую съемку.

При использовании лайф-ту-тейп корреспондент может активно участвовать в событии, влияя на его развитие, демонстрируя на себе некоторые аспекты нового явления, профессии, незнакомой среды. В случае, когда он рассказывает о событии, разворачивающемся на его глазах, например, об аварии, пожаре, художественной выставке, - но при этом по объективным причинам не может быть в нем

активно задействован, следует говорить о пассивном включении корреспондента в событие.

То же разделение характерно и для газетного включенного наблюдения. Классическое использование метода как смены профессии, например, в творчестве М. Кольцова («Три дня в такси», «Семь дней в школе») - образец активного наблюдения, когда журналист влияет на развитие событий, на ситуацию. В современной печати все чаще используется пассивное включение, когда журналист, находясь в незнакомой среде, являясь её частью, не предпринимает активных действий, а лишь наблюдает за происходящим. Например, журналист под видом медбрата находится в кабинете врача во время приема пациентов или в качестве начинающего поэта проникает в «тусовку» городского андеграунда, при этом, однако, активно никак себя не проявляет, стихи свои не читает, а лишь слушает выступление других участников. В результате использования пассивного наблюдения автор подробно описывает свои ощущения, но оценивает ситуацию эксперт (врач, настоящий поэт, художественный критик, полицейский, пожарный), и это характерно как для телевизионной «жизни на пленку», так и для газетного метода «маски».

Кроме того, включенное наблюдение, исходя из специфики предмета изображения, можно поделить на тематическое (без ярко выраженного событийного повода, обычно используется для внедрения в незнакомую профессиональную среду) и событийное. На наш взгляд, справедливо такое деление будет и для телевизионного лайф-ту-тейп, который используется не только для ознакомления зрителей с новым видом спорта или профессией, но и применяется в репортажах, для более эмоционального освещения события или при нехватке «картинки». Именно во втором случае обычно используется «немонтажный L2T» [1], то есть такой прием, при котором все событие снимается одним кадром.

Очевидно, что использование лайф-ту-тейп, а особенно его немонтажной разновидности, требует особой подготовки и специальных умений от корреспондента. Ведь здесь, помимо четкого понимания цели и возможностей такого вида съемки, необходимо заранее продумать текст, движение в кадре, если в сюжете будут синхроны, подготовить (прежде всего, психологически) к съемкам в один дубль экспертов и т. д. Специфика газетного творчества не требует от журналиста такой значительной

одномоментной концентрации усилий, однако предварительная подготовка и здесь является залогом успеха.

И лайф-ту-тейп, и включенное наблюдение требуют от журналиста импровизации. Реальная действительность, а именно она является целью отображения корреспондентов, использующих эти методы, требует умения приспосабливаться, оперативно реагировать на изменения. Более того, самыми яркими в газетном тексте, написанном с помощью метода «маски», являются те моменты, когда журналист сталкивается с чем-то новым (фактами, эмоциями, событиями), чего он даже не мог предположить. И в этом случае задача автора - умело обыграть ситуацию, чтобы и у читателя было ощущение этой «встречи». Говоря об импровизации в телевизионной практике, в первую очередь, следует указать на то, что текст в лайф-ту-тейп хоть заранее и продумывается (может быть, даже прописывается), но не заучивается (в отличие от классического стендапа). Тем самым подчеркивается естественность ситуации, создается иллюзия, будто корреспондент так же, как и зрители, естественным образом, знакомится с событием. А когда съемки всего сюжета ведутся одним планом, то требования к журналистской импровизации возрастают многократно - ведь все предугадать и смоделировать невозможно.

Персонификация как особенность современного репортажа ярко проявляется в лайф-ту тейп, что «создает у телезрителя психологическую установку на "эффект присутствия", на особое доверие к телевизионной программе в целом. В силу такой установки даже предварительно зафиксированная передача часто воспринимается многими зрителями как сообщение безусловно достоверное» [10. С. 132].

По мнению Е. В. Шиповой, «в центре внимания, таким образом - как в буквальном, так и в переносном смысле - оказывается "лицо в кадре", главная персона телевизионного эфира: ведущий программы, коммуникатор. И усилия команды телевизионных специалистов часто ложатся в основу создания и поддержания, удержания в сознании зрителя этого "лица", формирования и закрепления образа ведущего, работают на его имидж» [13. С. 47]. В. С. Саппак выделяет импровизационность, документальность и интимность, как свойства, позволяющие говорить о персонификации телевизионной информации, которые в полную силу проявляются в лайф-ту-тейп [8. С. 168].

Очевидно, что описываемые нами методы особенно эффективны в репортажах, так как они увеличивают наглядность сообщения, позволяют привлечь внимание аудитории к подробностям [12]. Журналист, активно участвующий в действии, актуализирует не только визуальные (что передает видео и фотография без вмешательства корреспондента) и ауди-альные, но и обонятельные, тактильные и вкусовые ощущения. Сенсорные детали делают повествование более объемным, увеличивают достоверность повествования и позволяют в большей мере проявить авторскую оценку.

Очевидно родство лайф-ту-тейп и стендапа, которое проявляется не только в присутствии журналиста в кадре, но и в функциях, которые выполняют эти средства: для выражении авторской позиции, эмоций, прогнозов, замещения информации при отсутствии видеоряда, наглядности, как связка различных фрагментов, для фиксирования журналиста на месте события, для изложения контекста, предыстории [1 ; 3]. Однако, в отличие от стендапа, который используется как связующий разные пространства или смысловые боки сюжета элемент, лайф-ту-тейп - ведущий, центральный метод, на нем зиждется вся композиция видеоролика, точнее, не на методе, а на корреспонденте, который благодаря этому приему активно участвует в событии. В работах, созданных с помощью лайф-ту-тейп и включенного наблюдения, журналист - главный герой, вокруг него выстроено все действие, он центр внимания, через него проходят все содержательные потоки. Корреспондент описывает происходящее, делится своими переживаниями, мыслями, сам определяет место наблюдения или съемки, отбор фактов, источников информации.

В классическом репортаже с использованием включенного наблюдения, как утверждают ученые, реализуется исследовательская функция [14 ; 2 ; 9]. Оценивая задачи лайф-ту-тейп, Е. Ю. Агамян отмечает, что они «связаны, прежде всего, с привлечением внимания телезрителей к телевизионному сообщению, одновременно удовлетворяя его информационные потребности» [1. С. 43].

Сегодня и в публикациях, написанных с привлечением метода «маски», и в сюжетах с лайф-ту-тейп, на первый план выходит развлекательная функция. Благодаря высокой эмоциональности и наглядности, динамичности и авторизации, они делают работу журналиста запоминающейся, «цепляющей». При этом заложенный в

методах ресурс, позволяющий глубже изучить проблему, практически не используется.

Таким образом, анализ применения лайф-ту-тейп в современном телевизионном сюжете и метода включенного наблюдения в газетном произведении подтверждает гипотезу о родственности этих методов, что еще раз свидетельствует о существовании единой логики журналистского творчества, независимой от каналов распространения массовой информации.

Список литературы

1. Агамян, Е. Ю. L2T как жанр современной медиасферы / Е. Ю. Агамян // Вестн. НГУ. Т. 13, вып. 6. Новосибирск, 2014. С. 42-50.

2. Ким, М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / М. Н. Ким. СПб., 2011. 400 с.

3. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учеб. пособие / А. А. Князев. Бишкек, 2001. 160 с.

4. Лайф ту тейп [Электронный ресурс] // Журдом. Словарь терминов журналистов. URL: http://jourdom.ru/news/8934 (дата обращения: 25.01.2015).

5. Митта, А. Кино между адом и раем / А. Митта. М., 1999. 675 с.

6. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие /

Р. П. Овсепян; под ред. Я. Н. Засурского. М., 1999. 304 с.

7. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов / Е. П. Прохоров. М., 2009. 368 с.

8. Саппак, В. Телевидение и мы / В. Сап-пак. М., 1988. С. 168.

9. Соков, А. И. От заметки до фельетона: учеб. пособие / А. И. Соков. Новосибирск, 2005.237 с.

10.Телевизионная журналистика: учебник / ред. коллегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М., 2002. 304 с.

11. Хелемендик, В. С. Некоторые проблемы взаимодействия СМИ. Ретроспективный взгляд / В. С. Хелемендик // Отечественное телевидение: традиции и новаторство. Ч. 3. М., 2006. 173 с.

12.Шестеркина, Л. П. Методика телевизионной журналистики: учеб. пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева. М., 2012. 224 с.

13.Шипова, Е. В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект: дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Шипова. СПб., 2006. 246 с.

14.Шостак, М. И. Репортёр: профессионализм и этика: учеб. пособие / М. И. Шостак. М., 2003. 164 с.

Кислая Лилия Николаевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.

Liliya12@yandex.ru

Kislaya L. Novosibirsk State Pedagogical University. Liliya12@yandex.ru

the method of participant observation as a prototype tv life-to-tape

Life-to-tape is a special type of shooting plot, where the journalist is constantly in the frame and participates in the surrounding events, the article examines the features, functions and options use the television life-to-tape as a method of journalistic activities. The author argues with other researchers, who called the life-to-tape independent genre, because it is impossible to distinguish its specific function and object. Plots created using this method can be entertaining, educational, research, advocacy or information purposes, and to cover a particular event, issue or unknown phenomenon. With its use may be withdrawn variety of subjects: reports, spesial reports, histories, and even documentaries. Today it is widely used in domestic and foreign practice of central and regional television. Two traits are so important for this method: first, the presence of the reporter in the frame, and, secondly, his involvement in the surrounding events. These qualities allow us to draw parallels with actively used in print journalism by the method of participant observation. Active and passive life-to-tape will differ in the degree of participation of the correspondent in the event, emotional storytelling and installation techniques.

In the article special attention is paid to the professional qualities of a television journalist who is able to use the life-to-tape in its activities. Among them is the ability to improvise, ability to adapt, to respond

quickly to changes. Looks closely at the life-to-tape in the reports highlighted the effects it brings in stories of this genre.

Keywords: life-to-tape; the method of participant observation; television; report; genre.

References

1. Agamjan, E. Ju. (2014) "L2T kak zhanr sovremennoj mediasfery" [=L2T as a genre of contemporary media], in: VestnikNGU, Volume 13, Issue 6, Novosibirsk, pp. 42-50 (in Russ.).

2. Kim, M. N. (2011) Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [=The basement of journalist creative activity], Sanct-Peterburg, 400 p. (in Russ.).

3. Knjazev, A. A. (2001) Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha [=The basement of television journalism and reports], Bishkek, 160 p. (in Russ.).

4. "Lajf tu tejp", in: Zhurdom. Slovar' terminov zhurnalistov [=Journalist House. The Dictionary of journalism], available at http://jourdom.ru/neshhs/8934., accessed 25.01.2015 (in Russ.).

5. Mitta, A. (1999) Kino mezhdu adom i raem [= The film between hell and paradise], Moscow, 675 p. (in Russ.).

6. Ovsepjan, R. P. (1999) Istorija novejshej otechestvennoj zhurnalistiki [=The history of modern national journalism]. Pod redakciej Ja. N. Zasoursky, Moscow, 304 p. (in Russ.).

7. Prohorov, E. P. (2009) Vvedenie v teoriju zhurnalistiki [=The introduction to the theory of journalism], Moscow, 368 p. (in Russ.).

8. Sappak, V. (1988) Televidenie i my [=TV and we], Moscow, 168 p. (in Russ.).

9. Sokov, A. I. (2005) Ot zametki do fel'etona [=From the notes to the feuilleton], Novosibirsk, 237 p. (in Russ.).

10.Televizionnajazhurnalistika (2002) [=The television journalism]. Redakcionnaja kollegija: G. V. Kuznecov, V. L. Cvik. A. Ja. Jurovskij, Moscow, 304 p. (in Russ.).

11.Helemendik, V. S. (2006) "Nekotorye problemy vzaimodejstvija SMI. Retrospektivnyj vzgljad" [=Some problems of interaction media. Retrospective] in: National TV: tradition and innovation. Part 3, Moscow, 173 p. (in Russ.).

12.Shesterkina, L. P., Nikolaeva, T. D. (2012)Metodika televizionnojzhurnalistiki [=The Technique of television journalism], Moscow, 224 p. (in Russ.).

13.Shipova, E. V. (2006) Personifikacija informacii na rossijskom televidenii: professional'no-jeticheskij aspekt [=Personification information on Russian TV: professional and ethical aspect] : the dissertation ... of candidate of philological Sciences: 10.01.10, Sanct-Peterburg, 246 p. (in Russ.).

14.Shostak, M. I. (2003) Reportjor: professionalizm i jetika [=The reporter: the professionalism and the ethics], Moscow, 164 p. (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 224-228.

УДК 070, ББК 76.005.3

К. В. Киуру

pin как жанр текста в социальных медиа и его дискурсивные характеристики

В статье представлен анализ нового жанра медиатекста, функционирующего в социальной сети Pinterest Определяются его жанрообразующие признаки: предмет, метод, функция. Pin рассматривается в группе информационных жанров, жанров рациональной и эмоциональной публицистики. Выявляются дискурсивные характеристики жанра: гипертекстуальность, интертекстуальность и креолизованность, как соединение вербальной и невербальной частей текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.