Научная статья на тему 'Метод противопоставления как методологическая основа обучения школьников'

Метод противопоставления как методологическая основа обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1904
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод противопоставления / технология укрупненных дидактических единиц (уде) / творческие способности / методологическая основа / a method of opposition / technology of integrated didactic units / creative abilities / a methodological basis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерова Галина Жоршовна

Рассматривается метод противопоставления, который является универсальным для обучения различным учебным предметам, поскольку он выступает методологической основой обучения и развития творческих способностей учащихся. Реализация метода противопоставления при обучении русскому языку и математике по технологии УДЕ приводит к развитию творческого мышления и речи младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of opposition which is universal for training to various subjects as it acts as a methodological basis of training and development of creative abilities of pupils is considered. Realization of a method of opposition at training to Russian and mathematics on technology УДЕ carries out to development of creative thinking and speech of younger schoolboys.

Текст научной работы на тему «Метод противопоставления как методологическая основа обучения школьников»

 и

'£ Практические исследования в сфере гуманитарных и педагогических наук ,

УДК 371.3

Г.Ж. Микерова© МЕТОД ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»

Рассматривается метод противопоставления, который является универсальным для обучения различным учебным предметам, поскольку он выступает методологической основой обучения и развития творческих способностей учащихся. Реализация метода противопоставления при обучении русскому языку и математике по технологии УДЕ приводит к развитию творческого мышления и речи младших школьников.

Ключевые слова: метод противопоставления, технология укрупненных

дидактических единиц (УДЕ), творческие способности, методологическая основа.

Традиционное образование сориентировано на изучение учебных предметов, а не на целостностное общение с ребенком, его саморазвитие. «Царящий уровень освоения опыта

- это воспроизведение, а не творчество. Доминирующая в школе форма реализации опыта

- речевая, в то время как моторная, перцептивная и мыслительная заметно отстают» [1, с. 6].

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебного процесса.

Проблема развития творческих способностей многоаспектна и непроста. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как на природу способностей, так и на само понятие «творчество» применительно к интеллектуальному развитию. Мы рассматриваем творческие способности применительно к понятию «общие интеллектуальные способности», под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях науки и культуры, в частности в обучении младших школьников. Иногда эти общие способности называют «генеральным фактором интеллекта», «базальным фактором одаренности». Но они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, а объясняют (обеспечивают) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

© Микерова Галина Жоршовна - доктор педагогических наук

Развитие творческих способностей напрямую зависит от методов обучения, которые составляют основу определенной технологии обучения. В различных технологиях обучения младших школьников определенные методы обучения являются ведущими: в игровых технологиях - метод игры, в проблемном обучении - создание проблемных ситуаций и их решение, в развивающих - частично-поисковые и т.п. Между тем, на наш взгляд, существует универсальный метод обучения, который должен быть положен в основу изучения различных учебных предметов - метод противопоставления. В каждой науке существует противопоставление основных понятий. К примеру:

- синтез - анализ (философия, математика, психология, педагогика);

- обобщение - обособление (логика, психология);

- абстрагирование - конкретизация (философия, логика, психология);

- конъюнкция - дизъюнкция (логика);

- ассимиляция - диссимиляция (биология, биохимия);

- соединение - расщепление (физика, химия);

- центростремительность - центробежность (физика);

- притяжение - отталкивание (физика);

- конвергенция - дивергенция (социология, политология);

- интериоризация - экстериоризация (социология, политология) [2].

Этот перечень можно продолжить, что доказывает, что противопоставление лежит в основах всех наук, и это должно учитываться при обучении различным учебным предметам. Это означает, что метод противопоставления выступает методологической основой обучения и развития творческих способностей учащихся.

В нашем исследовании, посвященном развитию языкового творческого мышления посредством технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) на уроках русского языка в начальной школе, мы обнаружили, что обучение по данной технологии заметно повышает уровень языкового творческого мышления, тем самым и общий уровень творческих способностей личности каждого ученика. Противопоставление - основа технологии УДЕ, разработанной в результате многолетних экспериментальных исследований Академика РАО, профессора П.М. Эрдниева. Метод противопоставления (по П.М. Эрдниеву) предполагает одновременное изучение взаимообратных действий или аналогичных понятий, изучаемых совместно.

Психологическим обоснованием целесообразности одновременного изучения названных выше действий и операций является принцип обратимости, значение которого в процессе развития увеличивается. «Операции и действия могут развертываться в двух направлениях, и понимание одного из этих направлений вызывает в силу самого факта понимание другого», - замечал известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. В формуле противопоставления мы имеем дело, по-видимому, с законом функционирования живой ткани. «Противопоставление, - писал И.П. Павлов, - ускоряет и облегчает наше здоровое мышление».

Противопоставление наблюдается в детской речи при образовании ими «ассоциированных логических пар» (Т.Н. Ушакова). Маленькие дети часто смешивают противоположные по значению слова: на - дай, потерял - нашел, завтра - вчера и другие. В этом явлении отражается один из этапов формирования структуры, включающей слова с противоположным значением. «В состав указанных нервных структур входят базовые второсигнальные элементы, объединенные нервными связями, в результате чего образуются «ассоциированные пары» по характеристике И.П. Павлова» [3, ч. 1]. Возможность установления «ассоциированной пары» создается, видимо, благодаря тому, что оба в известном смысле противоположные слова обладают общим глобальным значением. В указанном явлении детской речи, по мнению Т.Н. Ушаковой, не только отражается факт ассоциирования противоположных по значению слов, но в известной мере становится понятным путь формирования «ассоциированной пары». Этот путь

проходит через общее и глобальное к специальному и дифференцированному усвоению значений слов.

Эта мысль Т.Н. Ушаковой совпадает с мнением автора технологии УДЕ П.М. Эрдниева: «Идея УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации и утверждающейся в связи с этим в педагогике концепции непрерывного образования» [3, с. 6].

Известный писатель, сказочник Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии» также выделяет основополагающий принцип развития творческого мышления - принцип противопоставления. Основой мысли является её двойственная структура, а не её составляющие элементы. Идея, замысел рассказа или сказки могут возникнуть лишь при наличии противоположных понятий. Такой двуединый объект Дж. Родари называет «биномом фантазии». Использование этого сказочного «бинома» раскрывается автором на множестве примеров, представляющих особый интерес для методики обучения русскому языку. Джанни Родари вводит операцию обращения в вольную игру воображения. Писатель предлагает детям сказку о фантастическом превращении старого дедушки в кота. В девяноста девяти случаев из ста дети предлагают закончить сказку обратным превращением кота - в дедушку, интуитивно выбрав для этого действие, противоположное тому, которое вызвало первоначальное превращение. «Произошло волшебное событие, и воображение безотчетно ждет, чтобы такое же волшебство свершилось в обратном направлении», - объясняет этот выбор писатель [4].

П.М. Эрдниев также заметил, что первоклассникам чрезвычайно нравится игра в переходы от сложения к вычитанию и наоборот. На этой основе он создал систему учебников математики для школы, в которых группы взаимосвязанных понятий, взаимообратных задач изучаются одновременно, совместно.

Размышления над проблемой рационализации интенсификации обучения математике привели П.М. Эрдниева к мысли о целесообразности учитывать двойственную природу учения, как частного вида познания. Элементы «великих двоиц процессов учения» (доказательное и гипотетическое, геометрическое и аналитическое, психологическое и логическое) должны проходить в системе методов и приемов обучения различенные, но неразрывные связи. Внутри так усложненных, укрупненных упражнений постигаются переходы от одного к другому, что есть самое важное для познания и развития личности.

Творческое мышление есть синоним мышления диалектически постигающего, а его форма является типичной формой содержательно-диалектического движения мысли. Следовательно, теория и практика формирования творческих способностей в обучении должна быть диалектически обоснованной. Критикуя школу за то, что она не учит детей мыслить, известный философ Э.В. Ильенков видел причину этого в недиалектическом характере традиционного обучения. Выход из такого положения он усматривал в целенаправленном развитии творческого мышления в обучении на основе диалектики, как логики и теории познания современного материализма.

Данные выводы основаны, прежде всего, на творческой деятельности ребенка, которую глубоко исследовали психологи Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Новоселова, В.В. Давыдов и другие. Из этих работ четко прослеживается мысль, что схватывание человеком в образе воображения целостности некоторого предмета происходит раньше выявления его частей. Благодаря этой особенности воображения человек может создавать замыслы своих умственных действий, например, замысел предложения, рассказа, сказки, слова по схеме и т.д.

Реализация одного из принципов технологии УДЕ - «рассмотрение во

взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (деформированных упражнений, типа: □8-5=15; лесЛ) также способствует развитию творческих способностей учащихся. В других технологиях обучения присутствуют деформированные упражнения, но они используются фрагментарно. Деформированное упражнение по форме содержит столько же знаков, что и исходное, но оно придает ходу мыслительных операций новое

качество: превращая простое в сложное, оно поневоле включает в процесс решения специальные механизмы мозга по самоконтролю результатов. Причем ученик вынужден делать выбор действий, знаков, понятий, суждений, частей слов, слов, словосочетаний и т.п., а там, где есть выбор, и чем больше и чаще делается выбор, тем больше извлекается информации и интенсивнее идет процесс творческих решений.

Итак, идеи технологии УДЕ созвучны в научных открытиях литературы, физиологии, психологии и дидактики, которые обеспечиваются благодаря реализации метода противопоставления. Эта общность обусловлена единством цели обучения -приобщением школьников к творчеству, когда каждому ученику как творческой личности «предоставляется выход в царство свободы» и достигается она за счет широкого использования при обучении метода противопоставления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты // Школьные технологии. 2003. № 3.

2. Т.Н. Ушакова Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М., 1979.

3. П. М. Эрдниев. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. М., 1992.

4. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / пер. с ит. Ю.А. Добровольский. М., 1978.

G.Z. Mikerova METHOD OF OPPOSITION AS METHODOLOGICAL BASIS OF TRAINING OF SCHOOLBOYS

Kuban state university

The method of opposition which is universal for training to various subjects as it acts as a methodological basis of training and development of creative abilities of pupils is considered. Realization of a method of opposition at training to Russian and mathematics on technology УДЕ carries out to development of creative thinking and speech of younger schoolboys.

Key words: a method of opposition, technology of integrated didactic units, creative abilities, a methodological basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.