Научная статья на тему 'Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы'

Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / художественно-экологическая акция / метод проектов / художественная школа / ecological education / eco-art action / project method / art school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козина Елена Олеговна

Статья посвящена актуальной проблеме поиска действенных форм экологического воспитания. В качестве такой новой формы автором предлагается художественно-экологическая акция. Автор показывает, что именно метод проектов создает оптимальные условия для организации художественно-экологической акции, и анализирует особенности реализации метода проектов в условиях детской художественной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the relevant problem of the search for effi cient forms of ecological education. An eco-art action is proposed as a new form of ecological education. The author shows that the project method creates optimal conditions for organisation of an eco-art action. Furthermore, the author analyses the application of the project method in the children s art school conditions.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в экологическом воспитании учащихся художественной школы»

Е. О. Козина

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой рисунка РПГУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. Б. Михаленко

Статья посвящена актуальной проблеме поиска действенных форм экологического воспитания. В качестве такой новой формы автором предлагается художественно-экологическая акция. Автор показывает, что именно метод проектов создает оптимальные условия для организации художественно-экологической акции, и анализирует особенности реализации метода проектов в условиях детской художественной школы.

Ключевые слова: экологическое воспитание, художественно-экологическая акция, метод проектов, художественная школа.

E. Kozina

PROJECT METHOD IN ECOLOGICAL EDUCATION OFART STUDENTS

The article covers the relevant problem of the search for efficient forms of ecological education. An eco-art action is proposed as a new form of ecological education. The author shows that the project method creates optimal conditions for organisation of an eco-art action. Furthermore, the author analyses the application of the project method in the children's art school conditions.

Key words: ecological education, eco-art action, project method, art school.

Главной особенностью метода проектов, провозглашенного Д. Дьюи [2], является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую

его личным интересам. Последователь Джона Дьюи, Уильям Херд Килпатрик, также считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых

знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Это представляется нам весьма актуальным в условиях гумманизации современного образования.

В 1905 г. в России небольшая группа педагогов под руководством С. Т. Шацкого активно внедряли в педагогическую практику аналогичные образовательные методы до того момента, когда в 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено. Главными причинами, по которым метод проектов не смог проявить себя, стали: недостаток учителей, способных работать с проектами, отсутствие разработанной методики проектной деятельности и то, что чрезмерное увлечение методом проектов шло в ущерб другим методам обучения.

Интерес современных педагогов и исследователей к методу проектов закономерен в связи с компетентностным подходом в образовании: бесконечное накопление учащимися как знаний, так и навыков бесперспективно при отсутствии умения применять их в повседневной жизни.

«Метод обучения посредством делания», как характеризовал метод Д. Дьюи, особенно актуален для художественного образования. Ю. А. Фильчакова [9] утверждает, что данный метод является основным при занятиях художественным проектированием в процессе создания дизайн-проекта или картины. Следующее высказывание автора: «Полагаем, что изучение основ дизайнерской деятельности в условиях применения художественных, проектных и пропедевтических заданий недостаточно для успешного применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Школьный учебно-воспитательный процесс должен включать посильную социально-значимую практику по реализации творческих замыслов на дополнительных занятиях» - является важным, поскольку такая посильная социально значимая практика за пределами школы может осуществляться в системе дополнительного образования. Но условия реализации метода проектов в детской художественной школе (ДХШ) нуждаются в теоретическом и экспериментальном обосновании.

Поскольку, по мнению Е. Полат [7], в каждом учебном предмете можно выделить свою типологию проектов, с учетом специфики данного предмета, определим такую типологию для ДХШ. Типология, выведенная на основании многолетней практики, отражена на рис. 1. Прокомментируем ее для того, чтобы определиться с использованной в статье терминологией.

По терминологии РМ (Projekt Menegment [4], международная организация, занимающаяся внедрением методик управления проектами) в любой организации осуществляется два вида деятельности: повторяющиеся процессы и проекты. Применительно к ДХШ к повторяющимся процессам можно отнести обычные уроки. А проекты, если школа берется и за них, можно разделить на две категории: художественно-проектное обучение и художественно-проектная деятельность.

Под художественно-проектным обучением мы пониманием художественное проектирование (создание дизайн-проекта или станковой композиции, индивидуально и под руководством педагога).

Под художественно-проектной деятельностью мы понимаем процесс осуществления художественного проекта. В числе задач художественного проекта в художественной школе - воспитание различных аспектов личности будущего художника, повышение мотивации и закрепление полученных навыков на практике. Используя классификацию по Е. Полат [8], художественный проект можно охарактеризовать как творческий, практико-ориентированный, с элементами игры. В зависимости от приоритетов школы это может быть: экологический проект, который завершается проведением экологической акции. Выставочный проект завершается проведением выставки. Культурологический проект завершается тематическим праздником, посвященным какому-либо явлению культуры.

И в художественно-проектном обучении, и в художественно-проектной деятельности очевидны преимущества метода проектов, отмеченные Ю. И. Довженко [1]:

1. Системное закрепление знаний.

2. Развитие когнитивных умений, знаний.

Рис 1. Типология проектной деятельности в художественной школе

3. Развитие социальных и физических умений.

4. Развитие уверенности в своих силах.

Для того чтобы осуществить художественный проект, выпускник педагогического вуза должен иметь представление о том, как руководить проектом, как подготовить его к реализации. Важна технологическая проработанность метода проектов, с тем чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной творческой деятельности.

По мнению Т. В. Левченко [6], проект готов к реализации, если:

• сформулирована цель предстоящих действий;

• намечены основные этапы;

• определены результаты каждого этапа в виде задач;

• установлены сроки выполнения проекта;

• определены исполнители, распределены функции каждого;

• намечены источники средств для достижения цели;

• определены финансовые средства выполнения;

• определена форма отчетности по результатам проекта;

Все эти положения применимы к любому из выбранных направлений экологическому, выставочному или культурологическому художественному проекту.

В данной статье мы определим особенности художественно-экологического проекта и художественно экологической акции как результата его осуществления, поскольку именно экология является приоритетной в опытно-экспериментальной работе автора исследования в течение последних 12 лет в Авторской художественной школе города Тосно. Это направление было предложено школе в 1996 г. руководителем отделения Ленкомэкологии В. Д. Вдовиченко, ныне заслуженным экологом России, кандидатом технических наук. По его мнению, взрослых воспитывать поздно, надо начинать с детей. В то время единственной формой, в которой

мы, как художники, могли себя проявить, было участие в конкурсе рисунка на тему «Береги природу!». Работа в экологическом направлении показалась нам интересной, но продолжили ее с условием самостоятельного определения с возможных форм. Знакомство с тем, что происходило в области экологического образования и воспитания, сочеталось с поиском на практике. Главным условием стало: то, чем мы занимаемся, должно быть интересно и нам, и детям.

Проблему загрязнения окружающей среды можно отнести к тем вопросам, которые не могут не волновать каждого из нас. На «Высшем форуме Земли» по проблемам окружающей среды и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро 179 стран, в том числе и Россия, сформулировали общую позицию планетарного сообщества - устойчивое развитие. Формирование экологической культуры, которое было определено как необходимое условие реализации данной модели, может идти различными путями. В том числе, по нашему убеждению, через искусство и художественную деятельность.

Многие мыслители прошлого и настоящего, в том числе известный теоретик культуры М. Каган, обращали внимание на важность и специфику роли искусства в формировании личности. Народный художник России, член Российской академии образования, автор многочисленных публикаций, посвященных художественному образованию, Б. Неменский считает, что главной задачей изобразительного искусства как предмета общеобразовательной школы является воспитание чувств ребенка, умения воспринимать мир на чувственном уровне. Поэтому привлечение искусства и различных видов художественной деятельности способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к вопросам экологии.

Знакомство подростков с экологическими проблемами чаще всего осуществляется на уроках биологии, географии, физики, химии и даже экономики, т. е. на рациональном уровне. Но для ребенка важнее прочувствовать, а не только осознать вред, наносимый человеком окружающей среде. Тогда основы мировоззрения будут заложены на более глубоком уровне - эмоциональном. Традиционным

подходом в формировании экологической культуры школьников средствами искусства является рисование учениками плакатов на тему защиты окружающей среды. Т. Коп-цева [5], автор программы «Художник и природа», воспитательный момент видит в эмоциональном отношении к окружающему миру, которое формируется в процессе занятий. Есть все основания полагать, что учащийся, рисующий природу с любовью, также с любовью будет к ней относиться. Однако эколого-эстетическое воспитание, к сожалению, не всегда приводит к активной жизненной позиции и реальной деятельности экологической направленности.

А вместе с тем в публикациях по экологическому воспитанию повсеместно встречаются сетования по поводу недостаточного использования именно действенных форм воспитания. К действенным формам воспитания как раз и можно отнести экологические акции. Экологические акции носят разнообразный характер: от спасения птиц и животных, пострадавших от экологических катастроф, до уборки мусора в парке.

Органичное соединение действенной по сути экологической акции с художественным творчеством, обращенным на эмоциональное восприятие проблем окружающей среды, является новой формой работы с учащимися - художественно-экологической акцией. Искусство делает акцию ярким событием, которое сохранится в памяти на долгие годы.

В настоящее время различные акции прочно заняли место в нашей жизни - от политики до торговли и рекламы, и будем относиться к этому как к свершившемуся факту. Такое в истории искусства случалось не однажды, когда что-то открытое художниками затем переходило в разряд вещей повседневных. Именно искусство может претендовать на первенство в появлении «акционизма». Не вдаваясь в особенности зарубежного и отечественного акциониз-ма 1960-х, а затем и 1980-х гг., отметим, что он использовался в том числе и для привлечения внимания общества к проблемам окружающей среды. Так, известный немецкий акционист Ха Шульт провел в наши дни по самым крупным городам мира свою «Мусорную Армию».

Строй людей, сделанных из мусора, выставлялся на главных площадях, заставляя цепенеть зрителей и задумываться, какая масса мусора завоевывает с нашей помощью планету.

Художественно-экологические акции в течение 12 лет организуют во время ежегодной пленерной практики педагоги и учащиеся художественной школы из Тосно. Такие акции чаще всего раскрывают какой-либо аспект воспитания экологической культуры. Проект «Руки-ноги береги!» - обращен к теме торчащих из-под земли кусков арматуры и труб, не убранных строителями. «Не делайте ваших друзей нашими врагами!» - посвящен проблеме отсутствия культуры у владельцев собак, «Лес, который не вернется» - был обращен к проблемам несанкционированных вырубок лесов вокруг небольших российских городов. «Фестиваль одноразовой скульптуры», «Упаковка одноразовая, планета нет!» - сосредоточил внимание на отсутствии в нашем городе раздельного сбора мусора. Нас могут спросить: а причем здесь искусство? Художественно-экологическая акция основным своим компонентом предполагает художественную деятельность - детские рисунки могут украшать обложки школьных тетрадей, значки, баннеры, листовки, использоваться в компьютерной анимации. Кроме того, акция использует и приемы современного искусства, такие как инсталляция, художественный объект и перфоманс. В результате практического поиска была найдена и внедрена форма, с помощью которой удается привлечь внимание к актуальнейшей теме наших учеников, их сверстников, жителей города и СМИ.

Теоретическое исследование позволило осмыслить итог многолетней работы, научно обосновать методику подготовки и сформулировать условия, позволяющие успешно подготовить и провести художественно-экологический проект:

• Тема проводимой акции должна быть злободневна и понятна учащимся, а название похожим на слоган - ярким, образным, запоминающимся.

• Необходимым является наличие концепции художественного проекта и создание концептуальной статьи, которая в дальнейшем будет прилагаться к письмам местной адми-

нистрации, спонсорам либо к заявке на грант в качестве приложения.

• Желательным является привлечение различных коллективов творческой направленности - воздействие искусства усиливается, действие становится ярче и насыщеннее.

• Использование ярких, необычных и доступных материалов в художественном творчестве станет дополнительным стимулом.

• Написание подробного сценария, особенно в случае проведения заключительного мероприятия как праздника. Обеспечение качественного звука, рекламы и т. д.

• Во время акции обязательно должно использоваться все, что было сделано в ходе подготовки проекта.

• Фиксирование всех этапов работы над проектом при помощи видео- и фотосъемки, если есть возможность - создание фильма, который может стать методическим пособием.

• Подведение итогов проекта должно проходить в виде круглого стола, презентации, с демонстрацией выставки, фильма, награждения участников, с приглашением СМИ.

• Регулярное обновление новостного раздела сайта художественной школы даст возможность привлечь к теме еще большее число зрителей и участников.

Из этих рекомендаций сознательно убрано слово «экологический», поскольку они применимы и для других направлений проектной деятельности. Использование метода проектов эффективно в процессе воспитания учащихся ДХШ, поскольку позволяет применять свои навыки здесь и сейчас, не ожидая, когда они пригодятся в будущем, повышает мотивацию художественно-творческой деятельности и занятий изобразительным искусством. Между учащимися и педагогами устанавливаются доверительные отношения: дети видят в педагогах своих помощников и союзников. Индивидуальную художественную деятельность удается сделать частью деятельности коллективной, что повышает ответственность за свою часть работы. Учащиеся приобретают уверенность в своих силах. В этом состоит практическая значимость исследования. Что касается теоретической значимости, то данное исследование

• определяет то место, которое может занимать метод проектов наряду с другими методами в художественной школе;

• дает разработанную методику проектной деятельности для художественной школы.

С содержанием данного исследования и иллюстрированным приложением с 2006 г.

знакомятся студенты факультета изобразительного искусства ГРПУ им. А. И. Герцена во время научно-практических конференций, что способствует подготовке к проектной деятельности будущих педагогов и сделает их более компетентными и востребованными специалистами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Долженко Ю. А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования: практико-ориентированное пособие для руководителой ОУ. Барнаул: АКИПЛЗЩ, 2001. 569 с.

2. Дьюи Д. Педагогика: классические труды / пер. с англ. Ю. И.Турчаниновой и др. М.: Педагогика ПРЕСС, 2000. 384 с.

3. Бирюкова Н. А. Особенности экологического образования за рубежом // Педагогика. 2005. № 7. С. 89-94.

4. Зачесова Е. В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века. // Библиотека сайта лаборатории методики и информационной поддержки развития. URL: http://doob-054.narod.ru/ proekt.html (29.06.2009).

5. Копцева Т. А. Природа и художник: программа по ИЗО. М.: Сфера, 2006. 208 с.

6. Левченко Т. В. Проектная деятельность учащихся в области экологии. URL: http://schools/keldysh.ru/lam-bro/lib/2006/levchenko.htm

7. Печко Л.Экологическое и эстетическое воспитание школьников. М., 1984.

8. ПолатЕ. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 168 с. (педагогическая мастерская).

9. Фильчакова Ю. А. Условия проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2003.

REFERENCES

1. Dolzhenko Yu. A. Problemy formirovaniya «uspeshnogo» pedagoga v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya: praktiko-oriyentirovannoye posobiye dlya rukovoditeloy OU. Barnaul: AKIPLZShch, 2001. 569 s.

2. D'yui D. Pedagogika: klassicheskiye trudy / per. s angl. Yu. I.Turchaninovoy i dr. M.: Pedagogika PRESS, 2000. 384 s.

3. Biryukova N. A. Osobennosti ekologicheskogo obrazovaniya za rubezhom // Pedagogika. 2005. N 7. S. 8994.

4. Zachesova E. V. Metod uchebnykh proektov - obrazovatel'naya tekhnologiya XXI veka. // Biblioteka sayta labo-ratorii metodiki i informatsionnoy podderzhki razvitiya. URL: http://doob-054.narod.ru/ proekt.html (29.06.2009).

5. Koptseva T. A. Priroda i khudozhnik: programma po IZO. M.: Sfera, 2006. 208 s.

6. Levchenko T. V. Proektnaya deyatel'nost' uchashchikhsya v oblasti ekologii. URL: http://schools/keldysh. ru/lambro/lib/2006/levchenko.htm

7. Pechko L. Ekologicheskoye i esteticheskoye vospitaniye shkol'nikov. M., 1984.

8. Polat E. S. Sovremennaya gimnaziya: vzglyad teoretika i praktika. M.: Gumanitarny izdatel'skiy tsentr VLA-DOS, 2000. 168 s. (pedagogicheskaya masterskaya).

9. Fil'chakova Yu. A. Usloviya proektnoy kul'tury podrostkov na zanyatiyakh izobrazitel'nym iskusstvom i dizay-nom v obshcheobrazovatel'noy shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ryazan', 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.