Научная статья на тему 'Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий на уроках технологии'

Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина А. В.

В статье автор рассматривает метод проектов как способ формирования универсальных учебных действий. Автор выдвигает проблему недостаточно эффективного использования метода проектов для формирования универсальных учебных действий, предлагает предположительные решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий на уроках технологии»

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. М.Г. Ярошев-ского. - М.: Педагогика, 1987.

2. Мухина В.С. Индивидуальное развитие личности // Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Просвещение, 1997. -Раздел 1. Гл. 2. - С.56-83

3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», «РОСПРЕД-АГЕНСТВО» 1997. - 156 с.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999.

5. Якобсон М.Г. Психология художественного творчества. - М.: Знание. 1971. - 43 с.

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

© Гришина А.В.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье автор рассматривает метод проектов как способ формирования универсальных учебных действий. Автор выдвигает проблему недостаточно эффективного использования метода проектов для формирования универсальных учебных действий, предлагает предположительные решения данных проблем.

Ключевые слова универсальные учебные действия, метод проектов, учебный проект, проектная деятельность, самостоятельность.

Согласно государственной программе развития образования до 2020 года миссией современной школы является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов. Вышеперечисленные результаты достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий, направленных на развитие способности обучаемого к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного получения нового социального опыта.

* Студент.

Таким образом, универсальные учебные действия - это совокупность действий обучаемого, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Существует четыре вида универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность, сознательную готовность обучающихся активно взаимодействовать с людьми (прежде всего, с партнерами по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполага-ние (постановка учебной задачи в виде соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно); планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование - предположение результата, его временных характеристик; коррекция - внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия; оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные универсальные учебные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

В соответствии с данным описанием универсальных учебных действий и рекомендаций Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение обучающимися какого-то нового продукта в ходе самостоятельной творческой, исследовательской, учебной деятельности.

Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [2, с. 9].

Основной проблемой является то, что в настоящее время метод проектов применяется недостаточно эффективно. В основном проект на уроке технологии используется в качестве итогового контроля знаний обучающихся.

Для решения данной проблемы в современной педагогике проектная деятельность должна применяться наряду с классно-урочной системой обучения, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Во-первых, проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления.

Во-вторых, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную или групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

В-третьих, метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения, применение знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми: при решении теоретической проблемы результатом будет конкретное ее решение, если проблема практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию (П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муравьев, М.Б. Павлова, И.А Сасова, Л.Н. Серебренников, В.Д. Симо-ненко, Ю.Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личностного потенциала обучающихся в процессе проектной учебной деятельности.

Таким образом, специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

- специальной организацией процесса поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

- широким использованием форм групповой работы и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

Также огромное значение для формирования универсальных учебных действий имеет метод учебных проектов.

Учебный Проект - это относительно новый вид школьной работы, который позволяет развивать специфические проектные умения:

1. Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

2. Определить перспективу и спланировать необходимые шаги (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);

3. Найти и привлечь нужные ресурсы;

4. Точно реализовать имеющийся план, при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения);

5. Оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки, чтобы избежать их в будущем;

6. Осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности [3].

Этапы работы над учебным проектом:

1. Проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему (это первичный мотив к деятельности);

2. Этап целеполагание - здесь проблема преобразуется в личностно -значимую цель. Наличие проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности;

3. Этап планирование. Разъясняется, в каком порядке будет выполняться работа, как ее можно сделать более разнообразной, каким может быть план работы. Здесь же предполагается обсуждение наличия ресурсов (имеющиеся материалы, рабочие руки, время и т.д.);

4. Реализация имеющегося плана - наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других - возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться - это в значительной степени касается подростков. По завершении работы, как правило, сравнивается полученный результат с первоначальным замыслом, и, если есть возможность, вносятся исправления;

5. Этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценка своих достижений - все это является содержанием этапа под названием рефлексия - завершающего этапа работы.

Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнить в ходе работы.

Завершается этап, обычно, презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта [4, с. 27].

Нужно обратить внимание на тот факт, что выполнение проекта предполагает наличие у обучающегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Если ребенок вообще ничего не сможет сделать без помощи взрослого, такую работу нельзя поручать ему как проект. Это - то ограничение, которое имеет проектная деятельность как метод обучения. В этом заключается смысл работы над проектом: знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком и в дальнейшем переносятся на другие виды школьной работы.

Рассмотрим влияние использования Учебного проекта на формирование универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД: Проектная деятельность предполагает дискуссии между обучающимися, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Учитель - из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Обучающийся - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

Познавательные УУД: проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям - все это компоненты проектной деятельности, которые ведут к развитию познавательных УУД.

Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.

Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей [1, с. 140].

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.

3. Ступницкая М.А., Родионов В.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. - 2004. - № 46.

4. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся // Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». - М., 2004.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ

© Иванова А.М.*, Хода Л.Д.*

Северо-Восточный федеральный университет, г. Нерюнгри

В работе описаны методики по выявлению интернет-зависимости у студентов, описаны характерологические особенности коммуникативных навыков и самооценки студентов с интернет-зависимостью.

Ключевые слова интернет-зависимость, студенты, коммуникативные навыки, самооценка.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что проблема интернет-зависимости приобрела большое значение в связи с повсеместным распространением интернета и стала причиной утраты социальных связей между молодыми людьми.

* Студент кафедры Педагогики и методики начального образования.

* Профессор кафедры Педагогики и методики начального образования, д.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.