Научная статья на тему 'Метод проектов как способ реализации задач компетентностно-ориентированного образования'

Метод проектов как способ реализации задач компетентностно-ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЗАДАЧИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROJECT METHOD / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE / TASKS OF COMPETENCE ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Битюк Валентина Леонидовна

Формирование профессиональной компетентности студентов актуальная задача современной теории и практики профессионального образования. Метод проектов представлен как способ реализации задач компетентностно-ориентированного образования, направленный не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Иностранный язык выступает в этом процессе средством коммуникации и источником профессионального роста в будущей профессиональной деятельности студентов. Библиогр. 14. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional competence of students is an urgent task of modern theory and practice of professional education. Project method is given as an implementation technique of tasks of competence oriented education, directed not to the integration of practical knowledge but to its application and gaining new ones. A foreign language in this process is a means of communication and a source of professional development of their future professional occupation.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как способ реализации задач компетентностно-ориентированного образования»

ББК 74.580.29:81.2-9863

В. Л. Битюк

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, стратегической целью государственной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1].

Ключевым направлением совершенствования качества высшего образования является поиск новых путей модернизации системы образования. В программе долгосрочного социальноэкономического развития отмечается, что на период до 2020 г. Российская Федерация должна достигнуть экономического и социального уровня, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в. Основным фактором экономического прогресса является развитие человеческого потенциала, которое определяется прежде всего содержанием и качеством образования.

В числе других приоритетными направлениями модернизации российского образования названы:

— обеспечение инновационного характера базового образования;

— модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

— создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

— формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;

— участие в международных сопоставительных исследованиях [2].

Все большее внимание общественности вызывает присоединение России к Болонскому процессу, цель которого - создание единого европейского пространства высшего образования. Основными направлениями Болонской декларации являются:

— принятие системы легкочитаемых и сравнимых степеней, базирующихся в основном на двух уровнях - бакалавра/магистра;

— внедрение системы зачётных единиц (академических кредитов) как накопительной системы, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;

— увеличение конкурентоспособности, академической мобильности студентов и преподавателей в рамках европейского пространства;

— внедрение внутривузовских систем контроля качества образования, позволяющих легко определить уровень подготовки и степень, полученную выпускниками;

— привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, что обеспечит соответствие современным требованиям на рынке труда;

— активизация участия вузов и студентов в развитии межинституционального сотрудничества, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований, которые открывают дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией [3].

Международное сотрудничество в области образования возможно при переходе на общий язык, поэтому одной из актуальных задач современного высшего образования является подготовка квалифицированных специалистов, владеющих иностранным языком и способных к профессиональному росту в условиях использования новых информационных технологий.

Таким образом, одна из задач высшей школы - обеспечить студентам возможность овладеть иностранным языком как одним из эффективных способов формирования и развития профессиональной компетентности. Изменившийся статус иностранного языка как учебного предмета требует переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов и средств обучения, максимально ориентированных на самостоятельность, креативность студентов, на развитие их способности к самообразованию («образование через всю жизнь»).

Существует большое количество определений, раскрывающих основные аспекты термина «профессиональная компетентность». Обратимся к некоторым из них.

С. М. Вишнякова трактует компетентность как меру соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем, которая включает в себя, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [4].

B. А. Сластенин определяет профессиональную компетентность как единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, как характеризующий его профессионализм [5].

В Энциклопедии профессионального образования профессиональная компетентность рассматривается не только как представление о квалификации (профессиональные навыки, опыт деятельности, умения и знания), но и как освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности [6].

Ю. В. Варданян под профессиональной компетентностью специалиста с высшим образованием понимает единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, позволяющей характеризовать профессионализм специалиста [7].

C. Е. Шишов и И. Г. Агапов определяют компетентность как общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретаются благодаря обучению, ориентированную на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленную на ее успешное включение в трудовую деятельность [8].

А. К. Маркова трактует компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции [9].

А. М. Новиков считает, что компетентность подразумевает целый ряд других компонентов, имеющих в основном внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых в настоящее время в той или иной мере каждому специалисту. Это в первую очередь такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, гибкость мышления, умение вести диалог, коммуникабельность, способность к сотрудничеству и т. д. [10].

М. Д. Ильязова рассматривает профессиональную компетентность выпускника вуза как интегральную, содержательно-процессуальную характеристику личности, определяющую успех дела и ответственность за результаты профессиональной деятельности [11].

Вышеприведенный анализ позволяет нам определять профессиональную компетентность как совокупность теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, основанной на самостоятельности, креативности, коммуникабельности, гибкости мышления и направленной на успешное включение в трудовую деятельность.

При формировании профессиональной компетентности человека необходим комплексный подход, что предъявляет особые требования к используемым методам, формам и средствам обучения.

Для достижения необходимого результата, адекватного поставленным целям, студентам необходимо наложить теоретические знания на «канву» усваиваемой ими профессиональной деятельности. Таким образом, с помощью всей системы форм, методов и средств обучения в учебной деятельности студентов последовательно моделируется предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности [12].

Следующей актуальной проблемой, стоящей перед техническими вузами, является интеграция традиционных технологий обучения с новыми, которые могут обеспечить формирование специалистов требуемого уровня подготовки.

В числе эффективных технологий, характеризующихся образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, ряд авторов рассматривают метод проектов, ставший предметом нашего исследования.

Фундаментальные исследования в рамках метода проектов были предприняты Е. С. По-лат, которая отмечает, что основой метода является развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Под методом проектов понимается совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта [13].

Доминирующее место в методе проектов занимают не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с организующей, координирующей, положительно стимулирующей функцией учителя [14] (рис. 1).

*•

Классно-урочная система

Проектная методика

Рис. 1. Характеристика учебного взаимодействия

Как видно из рис. 1, при использовании метода проектов реализуется равнопартнерское учебное сотрудничество преподавателя и студентов. Преподаватель должен вызывать интерес к себе как к партнеру, информативной, содержательной личности, в равной степени как и к предмету общения. Классно-урочная система, напротив, рассматривает обучающихся как объект обучения и воспитания, в ней активным субъектом, инициирующим обучение, передающим знание, формирующим умения, контролирующим и оценивающим их, является преподаватель [14]. Следовательно, изменение схемы учебного взаимодействия повышает эффективность учебного процесса, его результатов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем трактовать профессиональную компетентность в методе проектов как интегративное личностное новообразование, характеризующееся наличием глубоких, прочных знаний, умений и положительного опыта решения проектных задач.

Как видно из рис. 2, иностранный язык и метод проектов образуют тесные, взаимопроникающие связи при формировании профессиональной компетентности.

Метод Иностранный

проектов ■ уГ язык

Профессиональное

образование

Рис. 2. Факторы формирования профессиональной компетентности

Иностранный язык предоставляет хорошую возможность приобщения к мировому опыту, способствует самоопределению, самореализации и социальной адаптации личности, используется в качестве «инструмента» познавательной деятельности. Особую роль в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста занимает метод проектов, реализующий проблемное содержание обучения, наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.

Таким образом, метод проектов позволяет формировать у обучающихся общие и специальные компетентности, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Именно поэтому метод проектов можно считать одним из эффективных способов под-

готовки специалиста требуемого уровня - специалиста, который способен принимать деловые решения на основе знаний, умений и активной жизненной позиции в нестандартных ситуациях, готов к саморазвитию в ходе осуществления труда, способен вносить свой индивидуальный творческий вклад в профессию, стимулировать в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышать престиж своей профессии в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rc.edu.ru.

3. Болонский процесс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.wikipedia.org.

4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000 - 512 с.

6. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Т. 1 / науч.-ред. совет: С. Я. Батышев. -М.: Рос. академ. образование: Проф. образование, 1999. - 568 с.

7. Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: на материале подготовки педагога и психолога: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: РГБ ОД, 1998. - 353 с.

8. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2. - С. 58-62.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

10. Новиков А. М. Профессиональное образование России - перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - 254 с.

11. Ильязова М. Д., Бусурина Л. Ю., Жиляева Т. В. Компетентностный подход к результатам высшего образования: сущность, анализ, реализация: моногр. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. - 120 с.

12. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

13. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 9-15.

14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - М.: Логос, 2003. - 384 с.

Статья поступила в редакцию 4.04.2011

PROJECT METHOD AS AN IMPLEMENTATION TECHNIQUE OF TASKS OF COMPETENCE ORIENTED EDUCATION

V. L. Bityuk

The formation of professional competence of students is an urgent task of modern theory and practice of professional education. Project method is given as an implementation technique of tasks of competence oriented education, directed not to the integration of practical knowledge but to its application and gaining new ones. A foreign language in this process is a means of communication and a source of professional development of their future professional occupation.

Key words: project method, competence, professional competence, foreign language, tasks of competence oriented education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.