Научная статья на тему 'Метод проектов как инновационная технология естественно-научного образования в ДОО'

Метод проектов как инновационная технология естественно-научного образования в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE TECHNOLOGY / METHOD OF PROJECTS / EXPERIMENTAL AND SEARCH ACTIVITY / CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Г.Т., Дильмухаметова Р.Я.

В данной статье раскрывается специфика реализации инновационной проектной технологии при организации естественно-научного образования в детском саду. Авторы определяют основные проблемы развивающего и обучающего взаимодействия педагога и детей, связанного с интеграцией различных направлений развития старших дошкольников. Авторами предпринята попытка разработки и реализации краткосрочного познавательно-исследовательского проекта для детей подготовительной к школе группы ДОО, обеспечивающего оптимальную социализацию и индивидуализацию развития дошкольника на примере ознакомления с закономерностями роста и развития организмов в природе. В статье даётся обобщенная характеристика актуальности, цели, задач, ожидаемых результатов, этапов, программного содержания, а также технологии реализации проектного метода на тему «Выращиваем фасоль». Представленный материал позволяет заключить, что раскрытие в человеке исследовательских способностей создаёт условия для интеллектуального и коммуникативного развития воспитанников за счёт вариативности в выборе содержания и способов познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исхакова Г.Т., Дильмухаметова Р.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PROJECTS AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION IN KINDERGARTENS

In the article the authors reveal the specifics of realization of innovative project-based technology in the process of organization of natural-science education in preschools. The authors define the main problems of the developing and training interaction of a teacher and children, connected with integration of various directions of development of the senior preschool children. The researchers have made an attempt to work out and apply a short-term informative and research project for children of a kindergarten students’ group. The project provides an optimal socialization and individualization of the development of a child, who learns about growth and development of organisms in nature. In the article the generalized characteristic of relevance, the purpose, the tasks, expected results, stages, the program contents, and also technology of realization of a project “We Grow Up Haricot” is given. The presented material allows concluding that the disclosure in a person research abilities creates conditions for intellectual and communicative development of pupils for the account, variability in a choice of the contents and ways of knowledge.

Текст научной работы на тему «Метод проектов как инновационная технология естественно-научного образования в ДОО»

туре; критическое и творческое мышление; активное участие в студенческих и международных научно-практических конференциях; использование современных педагогических технологий. Это обусловливает новый подход к подготовке современного специалиста как процессу профессионально-научного становления личности, профессиональному совершенствованию личностных качеств, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на профессиональном рынке труда. Так, ведущими научными специалистами вуза, специально разрабатываются научные материалы и пособия, рассчитанные на учебный контингент, часто не имеющих достаточно солидной подготовки в области методологии и методов научного исследования. В подготовку включаются следующие разделы: «Методологическое обеспечение и логика научного исследования», «Методологические характеристики научного исследования», «Система характеристик научного исследования». Лаконичность и одновременно емкость изложения при тщательном отборе действительно самых ключевых и принципиальных положений научного исследования, делает эти разделы пригодными для использования в качестве учебного пособия по написанию диссертационного исследования, как для магистров, так и аспирантов педагогических специальностей вузов.

В контексте новых требований к подготовке будущего специалиста в современном образовательном пространстве, сегодняшний контингент выпускников обязан владеть методиками диагностики педагогического процесса и способами личностного развития учащихся, современными характеристиками методологии и методами научного исследования как системой знаний в области научно-познавательной деятельности, а также уметь решать учебно-образовательные задачи в процессе профессиональной деятельности на высоком научном уровне.

Для этого выпускник педагогического вуза должен уметь организовывать педагогический процесс на принципах системного подхода и выстраивать педагогическое взаимодействие с учащимися в образовательном процессе на диалогической основе, владеть личностно-ориентированными образовательными технологиями. Возрастает роль профессиональной самостоятельности, умения принимать правильные решения в условиях ограничения времени и информации, умения ставить цели и планировать их достижение, оценивать эффективность собственной деятельности.

В контексте смены образовательной парадигмы, разработке новых научных целей, содержания, форм и методов обучения требуется переосмысление и переход к компетентностному научному направлению. Вступление России в Болонский про-

Библиографический список

цесс способствовало актуализации психолого-педагогических исследований и изучения компетентностного подхода в трудах А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.В. Яковлева и др.

В условиях современной России реализация научной компетентности будущих специалистов становится фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства, фактором интеграции в мировое образовательное пространство. При этом научная деятельность в высшем педагогическом учебном заведении должна являться фактором развития инновационной образовательной среды и условием совершенствования профессионально-педагогического образования, обеспечивающего качество подготовки специалистов в контексте его научных компетенций. В этой связи, образовательная среда функционирует как инновационно-ориентированная система, в которой происходит интеграция научных знаний, представляющая собой важнейшую часть инновационной образовательной системы.

Организация научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе требует актуализации качественно новых задач, соответствующих современному состоянию общества, образования и перспектив их развития. В этих условиях особенно важную роль играет постоянное самосовершенствование будущего специалиста в его научной деятельности, направленной на получение и применении новых знаний и экспериментальных разработок, создания новых моделей и технологий образования и воспитания путем научных исследований.

Понятие «научная компетентность» выявляется из инновационной деятельности и должно быть направлено на создание новой образовательной среды в вузе в целях активизации интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского контингента, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов, а также внедрения научных результатов, направленных на развитие научно-образовательного процесса.

Опыт практической научной деятельности позволил выделить факторы, влияющие на развитие научной компетентности у выпускников педагогических вузов:

- повышение значимости научно-исследовательской подготовки в профессиональном становлении будущих специалистов и установки на активное участие в исследовательской деятельности;

- разработка новых педагогических технологий, методов, средств диагностики и проектирования педагогических систем, их инновирования.

1. Грибкова О.В. Проектирование модели образовательного пространства в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 2013.

2. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.

3. Грибкова О.В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта: монография. Москва, 2011.

References

1. Gribkova O.V. Proektirovanie modeli obrazovatel'nogo prostranstva v professional'noj podgotovke pedagoga-muzykanta. Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: RUDN, 2013.

2. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

3. Gribkova O.V. Teoriya i praktika professional'noj kul'tury pedagoga-muzykanta: monografiya. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 22.07.15

УДК 372

Iskhakova G.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Birsky branch of Bashkir State University (Birsk, Russia), E-mail: guldar5@rambler.ru

Dilmukhametova R.Ya., preschool teacher of the highest qualification, Kindergarten No. 7, "Ulybka" Center of Development of Children's Education; honorable worker in general education of the Russian Federation (Birsk, Russia), E-mail: sadic7@mail.ru

METHOD OF PROJECTS AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF NATURAL-SCIENCE EDUCATION IN KINDERGARTENS.

In the article the authors reveal the specifics of realization of innovative project-based technology in the process of organization of natural-science education in preschools. The authors define the main problems of the developing and training interaction of a teacher and children, connected with integration of various directions of development of the senior preschool children. The researchers have made an attempt to work out and apply a short-term informative and research project for children of a kindergarten students' group. The project provides an optimal socialization and individualization of the development of a child, who learns about growth and development of organisms in nature. In the article the generalized characteristic of relevance, the purpose, the tasks, expected results,

stages, the program contents, and also technology of realization of a project "We Grow Up Haricot" is given. The presented material allows concluding that the disclosure in a person research abilities creates conditions for intellectual and communicative development of pupils for the account, variability in a choice of the contents and ways of knowledge.

Key words: innovative technology, method of projects, experimental and search activity, children of the advanced preschool age.

Г.Т. Исхакова, канд. пед. наук, доц. Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, E-mail: guldar5@rambler.ru

Р.Я. Дильмухаметова, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка Детский сад №7 «Улыбка», Почётный работник общего образования РФ, г. Бирск, E-mail: sadic7@mail.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО

В данной статье раскрывается специфика реализации инновационной проектной технологии при организации естественно-научного образования в детском саду. Авторы определяют основные проблемы развивающего и обучающего взаимодействия педагога и детей, связанного с интеграцией различных направлений развития старших дошкольников. Авторами предпринята попытка разработки и реализации краткосрочного познавательно-исследовательского проекта для детей подготовительной к школе группы ДОО, обеспечивающего оптимальную социализацию и индивидуализацию развития дошкольника на примере ознакомления с закономерностями роста и развития организмов в природе. В статье даётся обобщенная характеристика актуальности, цели, задач, ожидаемых результатов, этапов, программного содержания, а также технологии реализации проектного метода на тему «Выращиваем фасоль». Представленный материал позволяет заключить, что раскрытие в человеке исследовательских способностей создаёт условия для интеллектуального и коммуникативного развития воспитанников за счёт вариативности в выборе содержания и способов познания.

Ключевые слова: инновационная технология, метод проектов, экспериментально-поисковая деятельность, дети старшего дошкольного возраста.

Педагогические инновационные процессы получили распространение в нашей стране в последнее десятилетие прошлого столетия (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Ши-янов и др.). Осознание необходимости разработки конкретных технологических нововведений в обучении дошкольников привело к внедрению в образовательный процесс ДОО комплекса обновлений научного, методического, технологического и организационного характера. Для большинства дошкольных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде, умение реализовывать инновационную деятельность в современной социокультурной ситуации приобретают первостепенную значимость [1; 2].

Определение дефиниции «инновация» включает нововведение, создание и реализацию чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в детском саду под ним понимают введение нового в целевые ориентиры, содержание, формы и методы обучения детей, организацию взаимодействия педагога и детей, обеспечивающего формирование ключевых компетенций дошкольника. Современная разработка инновационных технологий связана с реализацией и интеграцией различных направлений развития детей дошкольного возраста. Результаты инновационной деятельности соотносятся с критериями качества преобразований и мотивации личности как критерия самочувствия дошкольников и воспитателей.

Учёт вышеизложенных положений позволил нам разработать и реализовать метод проектов. Он предполагал создание дошкольным педагогом организационных, психолого-педагогических и социально-психологических условий, которые позволили бы старшим дошкольникам формировать собственный практический опыт, добывая его экспериментальным путем. Мы исходили из учёта исследований ряда авторов о недостаточной сформиро-ванности у дошкольников представлений в естественнонаучном образовании, что отражается на установлении причинно-следственных связей в живой и неживой природе. При разработке данного проекта мы также опирались на идеи о влиянии метода экспериментирования на реализацию заложенной в дошкольниках программы саморазвития, удовлетворения потребности познания через самостоятельное исследование мира [3; 4].

Образовательная работа была построена на принципах развивающего обучения и направлена на формирование у ребёнка практических умений и навыков деятельностного и коммуникативного участия. В основу содержания проекта была отобрана одна из актуальных и доступных для понимания детьми проблема роста и развития живых организмов. Мы остановились на теме «Выращиваем фасоль». Был определен вид проекта - краткосрочный познавательно-исследовательский, рассчитанный на 3 месяца собственной реализации и направленный на интеллек-

туально-речевое и социально-личностное развитие детей 6 - 7 лет. Участниками исследовательской деятельности стали дети подготовительной группы, воспитатели и родители воспитанников.

Актуальность проекта. Современные преобразования в сфере дошкольного образования выдвигают комплексные задачи создания равных стартовых возможностей для обучения детей на последующих этапах образования наряду с индивидуализацией образовательного маршрута конкретного ребёнка. По мнению ряда авторов, познавательно-исследовательские проекты, нацеленные на формирование субъектной позиции детей и педагогов, свободы выбора содержания и средств деятельности детей; развитие интереса и умений организовать, спланировать самостоятельную, а также совместную исследовательскую деятельность, будут способствовать решению обозначенной проблемы. Вместе с тем, организация проектной деятельности позволит решать задачи подготовки детей к школе, так как воспитывает интегративные качества, необходимые для последующего обучения [5; 6].

Цель проекта. Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Интегрированные задачи проекта. Образовательные задачи: формирование новых представлений, актуализация и закрепление имеющихся знаний; отработка навыков и приемов организации самостоятельной познавательной деятельности, опытов и наблюдений; ознакомление детей с приемами элементарного научного исследования; формирование умений работать с литературой, картинками, схемами и др. Развивающие задачи: развитие у детей 6 - 7 лет интереса и желания заниматься исследовательской деятельностью; развитие мышления, а именно операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.; развитие коммуникативных умений вести дискуссию, отвечать на возникающие вопросы, поддерживать беседу; развитие качеств исследователя, а именно активности, целеустремлённости; обогащение практического опыта. Воспитательные задачи: формирование бережного отношения к разным видам труда (умственный, физический, художественный); воспитание бережного отношения к природе (рукотворной и нерукотворной).

Продукт исследовательской деятельности: альбом групповой детской деятельности «Как мы выращиваем фасоль».

Ожидаемые результаты развития старших дошкольников: сформированность представлений о факторах природы и об их влиянии на организм человека; сформированность умений выращивать и ухаживать за ростом растений; сформированность умственных умений наблюдать, сравнивать, делать выводы и др. Желательно владение дошкольниками основными природоведческими знаниями о росте и развитии живых организмов; основ-

ными понятиями о фасоли как продукте питания, его полезных свойствах; знаниями о сортах растений и требованиях к их выращиванию. Желательно умение дошкольниками использовать знания об уходе за ростом фасоли; выполнять опытные замеры развития фасоли; формулировать выводы на основе собственных наблюдений.

Реализация проекта осуществлялась через проведение серии регулярных наблюдений естественно-научного цикла. Были подобраны материалы для экспериментальной деятельности детей, как семена фасоли; горшочки с разными по плодородию почвами; ящики для высадки семян фасоли, линейки, средства фиксации результатов опытной работы, карандаши, ручки. Образовательная работа включала три последовательных взаимодополняющих друг друга этапа.

1. Подготовительный этап. Первоначально были определены тема, цель и задачи предстоящей работы. Детям мы объясняли, что сначала нам необходимо собрать полезную информацию и сделать ее доступной. У дошкольников формировали понятие о множественности сбора информации - «методов исследования». Старались вызвать интерес и желание самим определять и называть способ сбора информации. Для этого были составлены проблемные вопросы как «С чего нам начать? Где и как можно найти ответ? Кто или что нам может помочь?». Вместе с тем детей подводили к выводу, что прежде чем что-либо начать, осуществить, необходимо все обдумать, спросить, посмотреть, составить план, понаблюдать, провести исследование.

Результаты исследований фиксировали в виде несложных рисунков, выполненных детьми. По мере реализации проекта обучали детей приемам и технике графического символического изображения полученных результатов - это были несложные схемы, карточки, таблицы. Все материалы фиксации были собраны в отдельные папки для последующей презентации перед сверстниками и родителями.

Примерное содержание программы обучения представлено в таблице 1.

Работа по реализации проекта осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями детей. Было проведено собрание о целях и задачах проектной деятельности. Также были использованы такие формы и методы работы с родителями, как беседы, тренинги, непосредственное участие по поддержанию творческой активности детей.

3. Заключительный этап. Завершением исследовательского проекта стало создание альбома «Как мы выращиваем фасоль», в котором были освещены такие рубрики, как «О роли исследователей», «Что мы умеем», «Наши впечатления». Вместе с тем по результатам наблюдения за детьми отмечалась выраженность таких качеств как возросшая самостоятельность и инициативность детей, живой интерес к окружающему миру. Также дети проявляли активность, сформированность навыков свертывания информации, умения проводить аргументированные обсуждения, др. Деятельность экспериментирования с объектами природы способствовала ознакомлению старших дошкольников со свойствами веществ, а участие в групповых опытах помогало в совершенствовании коммуникативных навыков и субъектных отношений на основе сотрудничества и партнерства.

Итоги осуществленной работы. Опытно-экспериментальная работа была организована в период со 2 февраля по 2 мая 2015 года. Ежедневные наблюдения и замеры роста фасоли наглядно демонстрировали динамику изменений роста и развития растения. Из небольшого семени выросло растение в несколько раз превышающее сам боб. На нём сформировался стручок, в котором зародились новые семена фасоли, тем самым наглядно демонстрируя дошкольникам круговорот и цикличность сезонных изменений в природе.

Такому результату способствовало использование таких форм работы как:

• Беседы с детьми.

• Исследовательская работа.

• Труд в природе по уходу за фасолью.

Таблица 1

Примерное содержание программы естественнонаучного образования детей подготовительной к школе группы на тему «Выращиваем фасоль»

Тематика наблюдений План и содержание образовательной работы

Растим фасоль Что нужно для роста растения? Какое растение ты хотел бы вырастить? Если знать условия для роста растения, то можно ли его вырастить в групповом помещении? Что нам будет нужно?

Семечко у растений Для чего растению нужно семя? Что нужно для распространения семени? Что нужно для роста семечка? Как правильно посадить семечко? Почему семечко и само растение разного цвета?

Факторы роста растения Свет. Тепло. Почва. Жители почвы. Вода.

Значение фасоли в жизни человека Практическое, оздоровительное, эстетическое значение фасоли. Сорта фасоли. Выращивание фасоли. Значение фасоли как продукта питания.

Посадка фасоли Создание условий для прорастания семени фасоли. Наблюдение за ростом и развитием фасоли. Контрольный замер и фиксация каждую неделю. Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы. Обобщение и подведение итогов работы. Оформление альбома по исследовательской деятельности.

2. Основной этап. На данном этапе работа по реализации проекта была сгруппирована в два блока - организация работы с детьми и их родителями. Основной задачей работы с детьми выступало обучение навыкам исследовательской деятельно-стит - видение проблемы и планирование своих действий по её решению. Для этого целесообразно использование карточек, моделей, схем, знаков с указанием последовательности шагов опыта. Также детей обучали навыкам контроля исследования -представить отчет о проделанной работе, сформулировать выводы эксперимента. Педагог обращает внимание на отстающих детей, имеющих пробелы в проведении опыта. Вместе с тем решались задачи развития операций мышления через постановку вопросов, предложение вариантов ответов, использование серии условных обозначений и др.

Примерный план исследовательской деятельности на тему: «Семечко у растений»

• Изучение всхожести семени.

• Значение семени для роста и развития растения.

• Основные условия прорастания семени фасоли.

Детей подводили к пониманию значимости создания и соблюдения всех необходимых условий для роста и развития растения даже в условиях группового помещения, а именно - света, тепла, воды, ухода, плодородной почвы.

Нами также отмечалось владение дошкольниками основными природоведческими понятиями о росте и развитии растения фасоли, о его полезных свойствах, требованиях к его выращиванию. Дети научились ухаживать за фасолью, выполнять опытные замеры развития фасоли; формулировать выводы на основе собственных наблюдений.

Таким образом, полученные результаты демонстрируют положительный эффект использования метода проектов в педагогическом процессе ДОО как инновационной технологии естественнонаучного образования и позволяют заключить, что раскрытие в человеке творческих качеств и исследовательских способностей создает условия для личностного, интеллектуального и коммуникативного развития личности воспитанников за счет предоставления свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, вариативности в выборе содержания и способов познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.