Научная статья на тему 'Метод повышения личностной мотивации учащихсяна занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования'

Метод повышения личностной мотивации учащихсяна занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИКА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Дмитрий Владимирович

В данной статье изложены структура, ход и результаты педагогического эксперимента по внедрению авторской методики обучения на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством, учитывающей разнородный по возрасту, подготовленности, социальному опыту контингент учащихся. Процедура проведения эксперимента состоит из анализа деятельности контрольной и экспериментальной групп и структурирована на основании трёх этапов учета оценки полученных знаний, умений и навыков. Сравнительные данные итоговых результатов обучения детей в группах свидетельствуют об эффективности выбранного метода повышения качества обучения учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ, опирающегося на индивидуальную личностно-значимую компоненту деятельности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAY OF IMPROVING THE PERSONAL MOTIVATION OF PUPILSAT THE LESSONS OF FINE ART AND DECORATIVE ART IN THE SYSTEMOF ADDITIONAL EDUCATION

This article describes the structure and methodology of the realization of the pedagogical experiment in the classrooms of fine art and decorative art, taking into account that the pupils are heterogeneous by age, training, social experience. The procedure of the experiment consists of the analysis of activity of control and experimental groups. It is structured on the basis of the three stages of assessing the received knowledge, abilities and skills. The comparative data of the final results of children's education in groups testify the effectiveness of the chosen method of improving the quality of education of students at the lessons of fine art and decorative art. The method is based on the individual personality-significant component of the pupils.

Текст научной работы на тему «Метод повышения личностной мотивации учащихсяна занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования»

УДК 372.874

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-101-109

МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зайцев ДВ.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье изложены структура, ход и результаты педагогического эксперимента по внедрению авторской методики обучения на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством, учитывающей разнородный по возрасту, подготовленности, социальному опыту контингент учащихся. Процедура проведения эксперимента состоит из анализа деятельности контрольной и экспериментальной групп и структурирована на основании трёх этапов учета оценки полученных знаний, умений и навыков. Сравнительные данные итоговых результатов обучения детей в группах свидетельствуют об эффективности выбранного метода повышения качества обучения учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ, опирающегося на индивидуальную личностно-значимую компоненту деятельности учащегося.

Ключевые слова: проблемы дополнительного образования, педагогический эксперимент, мотивация ученика, художественно-практическая деятельность.

THE WAY OF IMPROVING THE PERSONAL MOTIVATION OF PUPILS AT THE LESSONS OF FINE ART AND DECORATIVE ART IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

D. Zaitcev

Moscow Region State University

10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation

Abstract. This article describes the structure and methodology of the realization of the pedagogical experiment in the classrooms of fine art and decorative art, taking into account that the pupils are heterogeneous by age, training, social experience. The procedure of the experiment consists of the analysis of activity of control and experimental groups. It is structured on the basis of the three stages of assessing the received knowledge, abilities and skills. The comparative data of the final results of children's education in groups testify the effectiveness of the chosen method of improving the quality of education of students at the lessons of fine art and decorative art. The method is based on the individual personality-significant component of the pupils.

Key words: problems of additional education, educational experiment, pupil's motivation, art activities.

© CC BY Зайцев Д.В., 2018.

Пристальное внимание к постоянно изменяющимся индивидуальным социокультурным и образовательным мотивам учащихся - это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, являющийся одним из актуальных направлений для разработки инновационных педагогических методик. Учащиеся XXI в. объективно стремятся к мотивированному саморазвитию, что подтверждается рядом исследований Н.А. Горловой. По утверждению автора, «главное их отличие состоит в том, что в их сознании в качестве регулятора поведения доминирует смысловая сфера, отражающая потребности, желания, интересы ребёнка» [2, с. 19]. Учреждения дополнительного образования в настоящее время работают в парадигме «рынка услуг», что приводит к постоянной трансформации методических систем образования в поиске баланса между социальными индивидуальными требованиями обучающихся и родителей. Закономерно повышается значимость инновационных образовательно-воспитательных программ, используемых в учреждениях дополнительного образования.

Вопросы школьной художественной педагогики, освещённые в исследованиях Н.Н. Ростовцева [8],

B.С. Кузина [5] и других авторов, методика обучения изобразительной деятельности, изложенная в работах

C.П. Ломова [6] в области дидактики художественно-творческой деятельности подтверждают, что на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством особенно эффективно происходит самосовершенствование учащегося, воспитывается его

стремление достичь собственных идеалов. Основой научных трудов Л.А. Бу-ровкиной [1, с. 10] можно считать утверждение, что «способность мыслить образами, творить образы, способность переводить в образы свое внутреннее видение, впечатление, ощущение, восприятие, понимание жизни и окружающего, способность к художественному воображению ... помогает обучающемуся замечать в окружающей жизни то, что без искусства могло бы остаться незамеченным, . учит переживать чужой опыт как свой». В своих трудах знаменитый художник и педагог П.П. Чистяков особенное внимание отводит пониманию личностных мотивов ученика, автор пишет: «Надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути» [9, с. 436, 437]. После анализа теоретико-методологической базы приведённых исследований в области методологии художественной деятельности становится неоспоримой актуальность вопроса изучения проблемы личностной мотивации воспитанника на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Исходя из вышесказанного, для решения вопроса о личностной мотивации воспитанника была разработана и апробирована авторская методика обучения в основе практической деятельности на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством, опирающаяся на индивидуальную личностно-значимую ком-

поненту и на возможности учащегося как активного члена социальной группы. На основании проведённого анализа педагогических теорий и методик в фундамент построения структуры обр аз ов ательно-в оспитательного пр о-цесса легли следующие этапы:

- определение начального уровня знаний, умений и навыков учащихся в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- определение социальной и личностной компоненты мотивации учащегося;

- обучение по персонализированной интегрированной модели в системе личностно ориентированного подхода к образовательной деятельности;

- определение достигнутого уровня знаний, умений и навыков детей и подростков в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- сравнительный анализ эффективности разработанной модели обучения.

Согласно исследованию Н.Н. Ростовцева по вопросу учёта успеваемости учеников [8, с. 207, 208], для нашего педагогического эксперимента оценка знаний, умений и навыков проводилась в три этапа.

1 этап. Предварительный учёт -оценка начального уровня умений и навыков учащихся в работе с изучаемыми средствами художественной выразительности и пластическими материалами, анкетирование по выявлению мотивации и личных целей учащихся при получении художественного образования и проведение специально разработанных тестовых заданий, включающих вопросы, направленные на проявление как практических, так и теоретических умений

и навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

2 этап. Периодический учёт - оценка успеваемости за данный временной отрезок путём выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика. Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ ученика - не только учебных, но и внеклассных.

3 этап. Итоговый учёт - это оценка работы учащегося за весь отчетный период. В нашем исследовании итоговый учёт состоит из выполнения учащимися практической экзаменационной работы и контрольного тестирования.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» [7], независимая оценка качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется в форме оценивания результатов:

- тестирования;

- практических творческих работ учащихся.

Рассмотрим практические результаты педагогического эксперимента в возрастной категории 11-15 лет, в контрольную группу которой вошли общеобразовательные классы 20142015 гг. МБУДО ДХШ г. Щелково, а в экспериментальную группу - 25 учащихся Школы Художников «Чердак» (МБУ ЩМР по работе с молодёжью «КДЦ "Навигатор"» г. Щелково) в 2016-2017 гг. по курсу «Скульптура» и «Прикладная композиция».

1 этап - предварительный учёт.

На этом этапе учащиеся контрольной и экспериментальной групп по-

лучили одинаковое практическое подавателем, результаты приведены в задание, которое было оценено пре- таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Результаты диагностики начального уровня знаний, умений и навыков детей и подростков в контрольной группе

№ Критерий Количество баллов % абсолютной успеваемости

Возрастная группа 11-15 лет

1 Объем выполненной работы 8 16

2 Выразительность пластического решения 7 14

3 Пропорции объекта и его композиционное решение 6 12

4 Форма объекта, качество проработки и деталировка 6 12

5 Владение материалом и грамотность его использования 7 14

Набранная сумма баллов: 34 (68 %)

Таблица 2

Результатов диагностики начального уровня знаний, умений и навыков детей и подростков в экспериментальной группе

№ Критерий Количество баллов % абсолютной успеваемости

Возрастная группа 11-15 лет

1 Объем выполненной работы 8 16

2 Выразительность пластического решения 6 12

3 Пропорции объекта и его композиционное решение 6 12

4 Форма объекта, качество проработки и деталировка 7 14

5 Владение материалом и грамотность его использования 7 14

Набранная сумма баллов: 34 (68 %)

«Критерии оценки качества практических работ учащихся» приведены по двум группам соответственно. В скульптурах учащихся оценивались знания в работе с оборудованием и пластическими материалами, умение применять технические приёмы лепки, умения наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции, форму, умения создавать художественный образ на основе образного и ассоциативного мышления.

Ключевым для проведения дальнейшей образовательно-воспитательной деятельности в экспериментальной группе становится этап исследования личностно-значимых мотивов учащихся. На данном этапе исследования воспитанникам экспериментальных групп было предложено написать эссе на тему «Чем я занят? Что мне интересно?» Данную работу учащиеся сдавали как в художественной свободной форме изложения, так и в форме разверну-

тых тезисов. Полученные ответы были расформированы преподавателем по следующим категориям:

- увлечение кино-, видеоиндустрией, тяга к современному анимационному искусству (37%);

- социальные сети, общение со сверстниками (31%);

- чтение фантастической литературы (22%);

- увлечение наукой и техникой, робототехникой (7%), изучение новых материалов, технологий;

- другое (3%).

Полученные результаты подтверждают разноплановость интересов детей и подростков в учреждениях дополнительного образования. Структурно-содержательный анализ мотиваций и целей учащихся выявил специфические связи для разработки направлений совершенствования качества обучения. Разноплановость интересов участников эксперимента подтвердила актуальность темы исследования и подчеркнула необходимость особенного внимания к мотивации детей и подростков в обучении художественно-практической деятельности, необходимость разработки качественных личностно ориентированных программ для каждого субъекта образовательного процесса.

В качестве основополагающей категории для дальнейшего проведения педагогического эксперимента было принято решение выбрать «увлечение киноиндустрией», включая элементы оставшихся категорий. Данный выбор основан на проведении авторского исследования по вопросу социокультурных и гносеологических основ взаимосвязи науки и искусства как двух взаимодополняющих источников

творчества и вдохновения [4], а также изучении ряда исследовательских трудов М.И. Жабского [3], рассматривающего искусство кино в социологическом контексте.

2 этап - периодический учет.

Работа в контрольных группах на данном этапе разрабатываемого исследования проводилась по традиционной рабочей программе, соответствующей требованиям государственной программы и государственным стандартам исследуемой дисциплины.

Экспериментальным группам возрастной категории 11-15 лет в качестве направления для художественной деятельности было предложено создать работы к ежегодной весенней выставке, используя инновационный материал - бархатный пластик.

Материал «бархатная глина», или бархатный пластик - это современная полимерная глина, лёгкая и приятная на ощупь масса. Материал не является аллергеном, не имеет сильного запаха, не трескается при высыхании, отлично красится акрилом. Удобство работы заключается в том, что никаких отвер-дителей или нагрева не нужно, застывает на воздухе. Отталкиваясь от установленных категориальных интересов, выставочные работы созданы по мотивам популярных фильмов фэнтези, легенд и сказаний.

Изготовленные работы воспитанников примут участие в экспозиции на ежегодной весенней выставке 2018 г. МБУ ЩМР по работе с молодёжью «КДЦ "Навигатор"» г. Щелково.

Таким образом, практические результаты промежуточного этапа педагогического эксперимента отражают эффективность заявленной личностно ориентированной авторской методики

обучения. На базе полученных ранее данных о начальном уровне знаний, умений и навыков каждой возрастной группе были предложены варианты самостоятельного выбора творческой работы, которые максимально отразят личностно-значимую мотивацию субъектов образовательного процесса.

По итогам промежуточной части педагогического эксперимента сделаны следующие выводы:

- Профессиональный анализ интересов и личных целей учащихся позволил эффективно разработать варианты творческих заданий образовательно-воспитательного процесса.

- Ресурсное обеспечение должно соответствовать целям и задачам личностно ориентированной модели (учебно-программное, информационное, аудиовидеовизуальное обеспечение);

Результаты проведённого педагогического эксперимента в рамках исследования возрастной категории 11-15

- Эффективность педагогического эксперимента зависит от качественной самостоятельной подготовки учащегося, предоставления обучающимся возможности консультироваться с преподавателем, применяя современные информационные технологии;

- Особенностью применения разработанной личностно ориентированной авторской методики можно обозначить некоторую малочисленность обучающихся групп, что связанно с потребностью преподавателя уделять большее время для решения частных вопросов.

3 этап - итоговый учёт.

На итоговом этапе педагогического эксперимента была проведена оценка экзаменационных практических работ учащихся контрольных групп и экспериментальных групп, согласно рассмотренным и разработанным ранее методам оценки (см. таблицу 3).

лет показали, что рост среднего балла составляет:

- в контрольной группе: с 68% до 74%;

Таблица 3

Сравнительные данные итоговых результатов обучения детей и подростков в контрольной и экспериментальной группах

Контрольная группа Экспериментальные группы

№ Критерий Количество баллов % абсолютной успеваемости Количество баллов % абсолютной успеваемости

Возрастная группа 11-15 лет

1 Объем выполненной работы 8 16 10 20

2 Выразительность пластического решения 7 14 9 18

3 Пропорции объекта и его композиционное решение 7 14 10 20

4 Форма объекта, качество проработки и деталировка 7 14 9 18

5 Владение материалом и грамотность его использования 8 16 10 20

Набранная сумма баллов: 37 (74%) 48 (96%)

- в экспериментальной группе: с 68% до 96%.

Полученные данные наглядно иллюстрируют эффективность выбранного метода повышения качества обучения учащихся на занятиях ИЗО и ДПИ и правильность анализа личност-но-значимых мотивов для каждого субъекта образовательного процесса. Изменение среднего балла за практические работы с 37 баллов (в контрольной группе) до 48 баллов (в экспериментальной группе) свидетельствует о повышении уровня умений и навыков у учащихся, занимающихся по лич-ностно ориентированным моделям, что позволяет сделать вывод об их эффективности перед традиционными рабочими программами по дисциплине.

Развитие образовательного процесса тесно связано с современными условиями информатизации общества, изменениями, приобретающими динамический характер, по этой причине проблема «повышения качества

обучения» требует постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из главных мотивов образовательной деятельности становится обучение ребёнка или подростка возможности самостоятельно активно личностно осваивать новое, пополнять свои знания, органически сочетать умственный и физический труд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогический эксперимент, проведенный по авторской методике обучения, способствует развитию активной позиции учащегося, формированию необходимых умений и навыков в работе с пластическими материалами, ориентации учащегося на личностное и профессиональное самовыражение и, как следствие, становится основой для воспитания будущего специалиста, способного реализовать собственный творческий потенциал в самых различных профессиональных областях.

Статья поступила в редакцию 02.02.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. С. 8-15.

2. Горлова Н.А. Смысловая сфера современного ребенка как основа профилактики, коррекции и развития // Специальное образование. 2013. № 2. С. 19-32.

3. Кинематограф - зеркало или молот?: кинокоммуникация как социокультурная практика / М.И. Жабский и др.; под общ. ред. М.И. Жабского. М., 2010. 535 с.

4. Зайцев Д.В. Социокультурные и гносеологические основы взаимосвязи науки и искусства // «Наука на благо человечества - 2016»: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Москва, 01-29 апреля 2016 г. С. 33-36.

5. Кузин В.С. Психология: учебник / под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982. 256 с.

6. Ломов С.П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 49-52.

7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 № ВК-1232/09 «Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. URL: http://

legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28042017-n-vk-123209-o-napravlenii (дата обращения: 15.05.2018).

8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 2000. 251 с.

9. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832-1919 гг. М., 1953. 594 с.

REFERENCES

1. Burovkina L.A. [On the question of the admission of students to the folk arts and culture institutions of additional education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 3, pp. 8-15.

2. Gorlova N.A. [The semantic field of the modern child as the basis of prevention, correction and development]. In: Spetsial'noe obrazovanie [Special education], 2013, no. 2, pp. 19-32.

3. Zhabsky M.I. et al. Kinematograf - zerkalo ili molot?: kinokommunikatsiya kak sotsiokul'turnaya praktika [Cinema - a mirror or a hammer?: cinema communication as a sociocultural practice]. Moscow, 2010. 535 p.

4. Zaitsev D.V. [Sociocultural and gnoseological bases of the relationship between science and art]. In: «Nauka na blago chelovechestva - 2016»: materialy ezhegodnoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov i studentov, Moskva, 01-29 aprelya, 2016 ["Science for the benefit of mankind - 2016": the proceedings of the annual all-Russian scientific-practical conference of teachers and students, Moscow, April 01-29, 2016]. Moscow, 2016, pp. 33-36.

5. Kuzin V.S. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 1982. 256 p.

6. Lomov S.P. [The methodology of artistic activity]. In: Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2013, no. 2, pp. 49-52.

7. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 28.04.2017 № VK-1232/09 «Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii nezavisimoi otsenki kachestva dopolnitel'nogo obrazovaniya detei». [Letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 28.04.2017 N VK-1232/09 "Methodical recommendations on the organization of the independent assessment of the quality of additional education of children"]. Available at: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-28042017-n-vk-123209-o-napravle-nii (accessed: 15.05.2018).

8. Rostovtsev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole [Methods of teaching fine arts in school]. Moscow, 2000. 251 p.

9. Chistyakov P.P. Pis'ma, zapisnye knizhki, vospominaniya 1832-1919 gg [Letters, notebooks, memoirs 1832-1919 gg]. Moscow, 1953. 594 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зайцев Дмитрий Владимирович - аспирант кафедры живописи Московского государственного областного университета; e-mail: mc_celofan@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dmitry ^ Zaitsev - postgraduate at the department of painting in Moscow State Regional University;

e-mail: mc_celofan@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Зайцев Д.В. Метод повышения личностной мотивации учащихся на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством в системе дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 101-109. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-101-109

FOR CITATION

Zaitcev D. The way of improving the personal motivation of pupils at the lessons of fine art and decorative art in the system of additional education. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 101-109. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-101-109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.