Научная статья на тему 'Метод построения адаптивных логико-динамических систем автоматического управления с селекторами'

Метод построения адаптивных логико-динамических систем автоматического управления с селекторами Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
249
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМЕРНЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / MULTIDIMENSIONAL OBJECT UNDER CONTROL / СЕЛЕКТОР КАНАЛОВ / SELECTOR OF CHANNELS / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / ЛОГИКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / LOGICDYNAMIC SYSTEM / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Петунин Валерий Иванович, Фрид Аркадий Исаакович

Рассматривается задача управления многомерным объектом с одним управляющим воздействием на режимах селективного выбора каналов системы. Показано, что эффективным средством построения таких логико-динамических систем является применение алгоритмов адаптации. Рассмотрены вопросы синтеза систем управления. Приведены результаты моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Петунин Валерий Иванович, Фрид Аркадий Исаакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF CONSTRUCTION OF ADAPTIVE AUTOMATIC CONTROL LOGIC-DYNAMIC SYSTEM WITH SELECTOR

The problem of control over multidimensional object with sole operating action and channel selector is considered. Application of adaptation algorithms is shown to provide an effective mean for construction of corresponding logic-dynamic system. Questions of the control system synthesis are analyzed. Results of modeling are presented.

Текст научной работы на тему «Метод построения адаптивных логико-динамических систем автоматического управления с селекторами»

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 681.51

В. И. Петунин, А. И. Фрид

МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ АДАПТИВНЫХ ЛОГИКО-ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ С СЕЛЕКТОРАМИ

Рассматривается задача управления многомерным объектом с одним управляющим воздействием на режимах селективного выбора каналов системы. Показано, что эффективным средством построения таких логико-динамических систем является применение алгоритмов адаптации. Рассмотрены вопросы синтеза систем управления. Приведены результаты моделирования.

Ключевые слова: многомерный объект управления, селектор каналов, система автоматического управления, логико-динамическая система, адаптация.

Введение. В системах автоматического управления (САУ) сложных технических объектов, например газотурбинных двигателей (ГТД), в которых число управляющих воздействий меньше числа управляемых величин, для формирования управления часто используются логические элементы — селекторы сигналов, изменяющие структуру системы в зависимости от ее состояния [1, 2]. Обычно применяется принцип селектирования, согласно которому регулируется значение параметра двигателя, наиболее приблизившееся к величине, определяемой программой регулирования. Такое селектирование реализуется с помощью алгебраических селекторов (АС), функции преобразования которых имеют вид: и = тт(и 1,и2,...,ит ) при

ограничении параметров сверху или и = тах(и 1,и2,...,ит) при ограничении снизу, где и1 — входные, а и — выходной сигналы. Аналогичные задачи могут решаться и в САУ летательными аппаратами, например, для ограничения предельных параметров полета [3].

Такие САУ, использующие логику упорядоченного выбора и имеющие динамическую часть в виде регуляторов и объекта управления, называются логико-динамическими системами [2].

В САУ с алгебраическими селекторами структура и динамические характеристики объекта управления обычно различаются для отдельных каналов. Это приводит к тому, что структура и параметры регуляторов в различных каналах на входе АС будут разными. При этом нарушаются условия переключения каналов, возникают „забросы" регулируемых величин, ухудшается качество САУ.

Следовательно, возникает необходимость адаптации логико-динамических САУ с АС на режимах переключения каналов к изменениям структуры системы.

САУ с селектором каналов управления. В САУ с АС на режимах переключения можно рассматривать работу только двух селектируемых каналов, поэтому рассмотрим САУ с АС двух каналов управления (рис. 1). Важным информативным параметром для АС и, следовательно

для САУ, является разность его входных сигналов, т.е. выходных сигналов селектируемых каналов [2]:

е = и - и2,

знак которой говорит о включении того или иного канала, а величина е — о близости к моменту селектирования.

Рис. 1

Рассмотрим САУ ГТД как двумерного объекта с одним управляющим воздействием, в которой используется алгебраический селектор минимального сигнала. Первый канал этой САУ является каналом управления, определяющим режим работы объекта по выходной координате ¥{, его заданная величина Ую зависит от времени. Второй канал — канал ограничения, его заданная величина является постоянной и определяет максимальный режим работы объекта по координате ^. ГТД имеет различные динамические

характеристики по разным выходным координатам относительно расхода топлива. Передаточные функции ГТД:

в первом канале

во втором канале

Я,(р) = Ш = К, АМ ;

г(р) 1 в(р)'

Н2(р) = МР) = *2 А2(Р)

г(р) в( р)

где р — оператор преобразования Лапласа; К1, К2 — коэффициенты передачи; ^(р), А(р), В(р) — полиномы, зависящие от вида объекта. Примем, что порядок Д(р) меньше, чем порядок В( р), а порядок р) равен порядку В(р). Такое математическое описание характерно, например, для динамических характеристик ГТД по частоте вращения ротора ¥{ = п и температуре газа за турбиной ^ = Т^* при изменении расхода топлива

в камере сгорания 2 = От. Здесь звездочка в Т* обозначает температуру полного торможения потока газа.

Передаточная функция изодромного регулятора, общего для обоих каналов,

К (р) = К

Тр р +1 р р(Тр +1)

Передаточные функции регуляторов первого К1(р) и второго р) каналов выбираются исходя из заданных требований к динамическим характеристикам каждого из них.

Это можно сделать следующим образом. Потребуем, чтобы передаточные функции отдельных разомкнутых каналов без учета запаздывания измерителей координат удовлетворяли равенствам:

Щ (р) = Щ (р)Щр (р)Щ (р) = ЖМ1 (р); (1)

Щц (Р) = Щ2 (Р)Щр (Р)Н2 (Р) = Щм2 (Р), (2)

где Щм1( р) и Щ^ ( р) — передаточные функции эталонных моделей разомкнутых каналов. Если передаточные функции разомкнутых каналов выбрать в виде

щ1( р) = Щп(р) = Щм (р), (3)

то для получения необходимого качества регулирования выходных координат регуляторы, согласно (1) и (2), должны иметь следующие передаточные функции:

Щм (Р) .

Щ1( р) =

Щ>( Р) =

щр (р) Н1( рУ

Щм (Р)

Щр (Р)Н2 (р)

При этом инерционность датчиков должна быть скорректирована так, чтобы измерители параметров были безынерционными.

Следовательно, Щ (Р) ^ Щ (Р) , и САУ не сможет обеспечить необходимые динамические характеристики при переключении каналов.

Как было отмечено выше, обычно применяется принцип селектирования, согласно которому регулируется параметр ГТД, наиболее приблизившийся к величине, определяемой программой регулирования. Следовательно, для получения необходимого качества регулирования переключение селектора должно происходить в момент равенства рассогласований между текущими значениями выходных координат и их задающими значениями, т.е. в момент равенства сигналов перед регуляторами Е = Е2. Проведенный анализ показывает, что регулятор температуры газа является инерционным по отношению к регулятору частоты вращения ротора ГТД, поэтому селектор переключается с канала частоты вращения ротора на канал температуры газа с запаздыванием. В результате происходит „заброс" по температуре газа.

Задача построения адаптивной САУ с селектором каналов. Рассматриваемые логико-динамические САУ являются системами с переменной структурой, поэтому решение задачи их адаптации возможно на основе алгоритмов самоорганизации каналов.

Рис. 2

На рис. 2 приведена обобщенная структурная схема такой системы, где И — измерители выходных координат; Р — регуляторы отдельных каналов управления; БА — блок адаптации; Е — вектор сигналов рассогласования каналов управления; и — вектор входных сигналов АС; и — выходной сигнал АС; Ь — вектор логического выходного сигнала АС.

При работе логико-динамической САУ ГТД с АС селектор каналов замыкает один из них, оставляя остальные разомкнутыми. Поэтому при работе САУ на режимах ограничения выходных координат задача адаптации системы может быть решена за счет самонастройки разомкнутых каналов и определенного согласования условий переключения. Это позволяет обеспечить необходимые динамические характеристики включаемого канала и качества САУ в целом [2].

Эффективность предложенных алгоритмов подтверждена моделированием рассмотренных САУ ГТД с помощью пакета Simulink системы Matlab.

Адаптивная САУ двумерного объекта управления. На рис. 3 представлена структурная схема адаптивной САУ ГТД. В САУ определяется разность сигналов на выходе селекторов минимального и максимального сигналов

8 = ишт — ишах = изам — ираз ,

где изам — выходной сигнал регулятора замкнутого канала; ^раз — выходной сигнал регулятора разомкнутого канала.

На выходе логического устройства (ЛУ) формируется логический сигнал Ь, определяющий замкнутый канал САУ

Ь [1 при и = иъ

[0 при и = и2.

Рис. 3

Сигнал в через блок согласования Жс (р) и переключатель П поступает на вход соответствующего регулятора разомкнутого канала с помощью суммирующих элементов, что определяется состоянием переключателя в соответствии с сигналом Ь логического устройства. Так как 8 < 0, то этот сигнал уменьшает задающее воздействие разомкнутого канала и тем самым корректирует момент переключения каналов.

Как было отмечено выше, регуляторы частоты вращения ротора и температуры газа имеют разные динамические характеристики, в результате чего условие переключения селектора минимального сигнала и = и2 отличается от необходимого условия переключения САУ — равенства рассогласований между текущими значениями выходных координат и их задающими воздействиями Е1 = Е2 .

Следовательно, необходимо согласование этих условий. Как известно [4], согласование поведения отдельных каналов САУ возможно за счет введения контура управления их относительным движением. В данном случае оно обеспечивается за счет введения

контура адаптации — сигнальной самонастройки по разности сигналов 8 на выходе регуляторов с воздействием на задающее воздействие разомкнутого канала системы. Это позволяет построить САУ ГТД, адаптивную к изменению ее структуры при переключении каналов селектором.

Пусть замкнутым является канал регулирования частоты вращения ротора, т.е. первый канал. Тогда выход контура сигнальной самонастройки включен с помощью первого суммирующего элемента на вход регулятора температуры газа — второго разомкнутого канала.

Сигнал на выходе регулятора частоты вращения ротора

и = р) Еъ

сигнал на выходе регулятора температуры газа

и = ж2(р) Е + Ж(р)Ж2(р) и

2 1 + Ж2(р)Жс (р) 2 1 + Ж2(р)Жс (р) 15

тогда разность сигналов на выходе регуляторов

8 = А и = и1 - и2 = Ж1(р) Е__Ж2( р) Е2 .

1 2 1 + Ж2( р )ЖС (р) 1 1 + Ж2( р)Щ. (р) 2

При Жс (р) = К и достаточно большой величине К получаем

8 ^ 0; и2 ^ и1,

или

Ж( р) Ж2( р)

и - и2 = Кш--Е1 - Нш --Е2 =

1 2 к^ 1 + Ж2(р)Жс (р) 1 к^ 1 + Ж2(р)Жс (р) 2

= т(Е1 - E2),

где т мало.

Таким образом, за счет работы контура сигнальной самонастройки момент переключения селектора минимального сигнала и = и2 приближается к условию переключения каналов по ошибкам каналов Е1 = Е2. Это позволяет ликвидировать заброс и обеспечить необходимое качество переходного процесса при замыкании и включении в работу регулятора температуры газа.

Аналогичные процессы характерны для САУ и при переключении селектора с замкнутого канала температуры газа на канал частоты вращения ротора.

На рис. 4 приведены результаты моделирования переходных процессов в САУ двух-вального ГТД при переключении каналов: а — с канала частоты вращения ротора вентилятора на канал температуры газа, б — с канала температуры газа на канал частоты вращения ротора вентилятора, с контуром и без контура адаптации, при этом выходные координаты

ГТД П в и ТТ представлены в °тн°сительнЫх единицах у = Ау / Ушах . Результаты моделирования рассмотренной САУ ГТД при задающих воздействиях каналов Уупро = 0,25 Уогро = 0,8 и

выполнении условия (3) показывают, что при прямом и обратном переключении каналов селектором качество переходных процессов включаемого канала существенно улучшается при введении контура адаптации. САУ сохраняет заданное качество при изменении структуры, т. е. является адаптивной.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 с

Рис. 4

Адаптивная САУ многомерного объекта управления. Аналогичный подход используется при построении адаптивной САУ многомерного объекта управления с одним регулирующим воздействием. На рис. 5 приведена структурная схема адаптивной САУ ГТД, поясняющая данный подход. В каждом канале управления определяется разность сигналов на выходе регуляторов

8г = ишт — и1 .

Сигнал 8у через блок согласования Жс (р) поступает на вход соответствующего регулятора канала с помощью суммирующего элемента. Контуры сигнальной самонастройки работают во всех N каналах. Если г -й канал разомкнут, то 8г- < 0, и этот сигнал уменьшает задающее воздействие данного разомкнутого канала, тем самым корректируя момент пере-

ключения каналов; если замкнут, т.е. является ведущим, то 8, = 0, и этот сигнал не меняет задающее воздействие данного замкнутого канала.

Рис. 5

На рис. 6 приведены результаты моделирования переходных процессов в САУ двух-вального ГТД при управлении расходом топлива, при этом выходные координаты ГТД: частота вращения ротора компрессора , частота вращения ротора вентилятора пв и температура газа за турбиной 7т* также представлены в относительных единицах. Результаты моделирования рассмотренной САУ ГТД при задающих воздействиях каналов: пк0 = 0,31,

пво = 0,8, 7^*0 = 0,8 и выполнении условия (3) показывают, что за время протекания переходного процесса замкнутым был канал пк, затем 7т* и в конце — пв. Качество переходного

процесса включаемого канала существенно улучшается при введении контура адаптации — оно соответствует эталонным процессам отдельных каналов. САУ сохраняет заданное качество при изменении структуры, т.е. является адаптивной.

ТТ , o.e. пв, о.е.

0,8

0,6

0,4

0,2

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 /, с Рис. 6

Заключение. Таким образом, применение рассмотренного метода адаптации логико-динамических САУ ГТД с селекторами каналов позволяет существенно улучшить динамические характеристики таких систем управления и тем самым увеличить ресурс работы двигателя.

56 С. A. Кабанов, Е. Н. Никулин, Б. Э. Якушев, Д. Б. Якушева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

список литературы

1. Интегральные системы автоматического управления силовыми установками самолетов / Под ред. А. А. Шевя-кова. М.: Машиностроение, 1983. 283 с.

2. Петунин В. И. Принципы построения логико-динамических систем автоматического управления газотурбинными двигателями // Вестн. УГАТУ. 2003. Т. 4, № 1. С. 78—87.

3. Петунин В. И. Синтез систем автоматического управления летательными аппаратами с автоматами ограничений предельных параметров // Изв. вузов. Приборостроение. 2010. Т. 53, № 10. С. 18—24.

4. МирошникИ. В. Согласованное управление многоканальными системами. Л.: Энергоатомиздат, 1990. 128 с.

Сведения об авторах

Валерий Иванович Петунин — канд. техн. наук, доцент; Уфимский государственный авиационный

технический университет, кафедра авиационного приборостроения; E-mail: petunin_vi@mail.ru

Аркадий Исаакович Фрид — д-р техн. наук, профессор; Уфимский государственный авиационный

технический университет, кафедра вычислительной техники и защиты информации; E-mail: arkfrid@mail.ru

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

авиационного приборостроения 04.02.11 г.

УДК 62-505.3

С. А. Кабанов, Е. Н. Никулин, Б. Э. Якушев, Д. Б. Якушева

ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ГРУЗА

МОСТОВЫМ КРАНОМ

Рассматривается задача управления перемещением груза мостовым краном с использованием различных методов оптимизации. Исследуется сходимость итерационной процедуры при решении краевой задачи. Представлены результаты численного моделирования.

Ключевые слова: мостовой кран, принцип максимума, прогнозирующая модель.

Мостовой кран является неотъемлемой частью оборудования любого предприятия в сфере обрабатывающей промышленности, зачастую единственным устройством, позволяющим перемещать тяжелые предметы в ограниченном пространстве промышленного цеха. Однако из конструктивны« особенностей мостового крана (невозможности жесткой фиксации тяжелого груза в процессе перемещения) вытекает существенный недостаток — трудность точного позиционирования груза вручную. Гибкая подвеска обусловливает возможность раскачивания груза как в процессе перемещения, так и в момент остановки в месте назначения. В связи с этим возникает проблема автоматизации управления тележкой мостового крана с целью обеспечения перевода захвата с грузом в заданное положение и его позиционной стабилизации. Учитывая актуальность проблемы, целесообразно оценить возможность реализации оптимальной динамики перемещения груза [1—3].

Разработку алгоритмов оптимального управления осложняет необходимость обеспечения сходимости итерационны« процедур решения соответствующих краевых задач. Ввиду того что вычислительные трудности быстро возрастают при усложнении математической модели динамики крана, в настоящей статье рассматривается система дифференциальны« уравнений, полученная при упрощающих предположениях: длина троса подвески груза постоянна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.