Научная статья на тему 'Метод оценки степени зрелости форм теневых экономических отношений'

Метод оценки степени зрелости форм теневых экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ОТНОШЕНИЯ КОНТРОЛЯ / ФОРМЫ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ОЦЕНКА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / SHADOW ECONOMY / CONTROL RELATIONS / FORMS OF SHADOW ECONOMIC RELATIONS / A SHADOW ECONOMY ESTIMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чапля В. В.

В статье представлен авторский подход к анализу теневой экономики на основе метода оценки степени зрелости форм теневой экономики. Автор анализирует различные исторические формы теневых экономических отношений. В статье предлагается авторский метод качественной оценки теневой экономики, противопоставляемы существующим статистическим методам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of an estimation of degree of a maturity of forms of shadow economic relations

In article the author''s approach to the analysis of shadow economy on the basis of a method of an estimation of degree of a maturity of forms of shadow economy is presented. The author analyzes various historical forms of shadow economic relations. In article the author''s method of quality standard of shadow economy is offered, are opposed existing statistical methods.

Текст научной работы на тему «Метод оценки степени зрелости форм теневых экономических отношений»

МЕТОД ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ЗРЕЛОСТИ ФОРМ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЧАПЛЯ В.В.,

директор, кандидат экономических наук, академик Академии философии хозяйства, Научно-исследовательский институт экономики Южного Федерального округа, e-mail: [email protected]

В статье представлен авторский подход к анализу теневой экономики на основе метода оценки степени зрелости форм теневой экономики. Автор анализирует различные исторические формы теневых экономических отношений. В статье предлагается авторский метод качественной оценки теневой экономики, противопоставляемы существующим статистическим методам.

Кпючевые слова: теневая экономика; отношения контроля; формы теневых экономических отношений; оценка теневой экономики.

THE METHOD OF AN ESTIMATION OF DEGREE OF A MATURITY OF FORMS OF SHADOW ECONOMIC RELATIONS

CHAPLYA V.V.,

Director, Ph.D., Academician of the Academy of National Economy Philosophy Scientific Research Institute of Economy SFD, e-mail: [email protected]

In article the author's approach to the analysis of shadow economy on the basis of a method of an estimation of degree of a maturity of forms of shadow economy is presented. The author analyzes various historical forms of shadow economic relations. In article the author's method of quality standard of shadow economy is offered, are opposed existing statistical methods.

Keywords: shadow economy; control relations; forms of shadow economic relations; a shadow economy estimation.

JEL classification: B41, B51.

Современная ситуация в России актуализирует внимание к проблеме теневой экономики. Рассматривая проблему анализа теневых экономических отношений, большинство авторов затрагивают два вопроса: оценку ее масштабов, зачастую указывая, на гипертрофированный размер по отношению к легальной, и структурного состава теневой экономики.

По вопросу масштабов данного явления полагаем необходимым отметить, что большинство авторов, ссылаясь на размеры теневой экономики, подчеркивают этим актуальность всемерных научных изысканий по этой проблематики, так как масштабы теневой экономики напрямую угрожают национальной безопасности.

Оставим в покое формальную сторону необходимости обозначить актуальность исследований, и сосредоточимся на одной особенности отмечаемой всеми авторами, а именно: со времен работ конца 90-х гг., приводится статистика двух методологически различных ведомств Росстата и МВД РФ. Первые используют методику СНС-93, а вторые «ведомственные» методики досчета. А дальше в зависимости от года проводимых исследований авторы приводят авторские расчеты динамики объемов теневой экономики. Заложенные пропорции Росстат 23% и 42% МВД РФ приблизительно остаются неизменными в коридоре от 18-27% и 37-49% соответственно, завидное постоянство, не правда ли?

© В.В. Чапля, 2013

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Правда, ряд особо впечатлительных авторов, приводит оценку масштабов теневой экономики в России, основанную на собственных расчетах, более ста процентов.

Все это по нашему глубокому убеждению говорит о том факте, что оценка объемов теневой экономики авторами не проводится, а является неким умозаключением основанном на принципе «сколько не жалко». Особняком стоят работы все тех же специалистов Росстата и МВД РФ, а также упраздненной Налоговой полиции, где присутствует попытка формирования ясной методики оценки объемов теневой экономики, с честной оговоркой о неполноте охвата и ограничениях присущих используемой модели.

Еще более незавидна участь работ, посвященных сравнения масштабов теневой экономики России и зарубежных стран. Авторы в зависимости от своих предпочтений наперебой предлагают первые десятки бестеневых экономик, тем растерянней они выглядят, когда в странах лидерах данных рейтингов, происходят коррупционные скандалы, крупные махинации, разворовывание бюджетных средств.

Ряд авторов нашли выход из ситуации, когда невозможно получить достоверные данные об объемах теневой экономики, в составлении и тиражировании всевозможных рейтингов и шкал, основанных на экспертных оценках и соцопросах.

Таким образом, невозможность адекватного сопоставления оценок объемов теневой экономики объясняется различием в понимании составных элементов теневой экономики и формирует второй вопрос.

Исследователи по проблемам теневого сектора делятся на тех, кто проводит анализ различных концепций к структуре теневой экономики и приходит к закономерному выводу, что необходим некий интегральный подход и авторов впечатленных «Цветными рынками», и использующих все цветовую гамму в отрыве от обоснованной концепции Конциебойгенна (Каценелинбойген, 1988).

Помимо необходимости предоставления потребителям объективной статистической информации о ВВП и теневой экономике, существует еще немало технических проблем, связанных с методологией построения показателей национальных счетов, и особенно - балансировкой между собой различных показателей производства, расходов и накопления активов, которые обуславливают необходимость учета скрытых и незаконных экономических операций. Именно это обстоятельство послужило основанием для включения требования расчета параметров теневой экономики и учета их при расчете ВВП и других системных макроэкономических показателей в методологические положения по построению Системы Национальных Счетов (СНС).

Таким образом, при расчете показателей теневой экономики достигаются следующие цели:

• повышается адекватность оценки ВВП и других макроэкономических показателей, которые, таким образом, приводятся в соответствие с методологическими требованиями СНС;

• получается объективная информация о теневой экономике, которая может быть использована правительством для выработки эффективных решений по борьбе с этим явлением;

• статистические органы получают дополнительную возможность для качественной балансировки статистических показателей в рамках СНС.

Перечисленные проблемы не являются особенностью ситуации в РФ. В той или иной степени они являются актуальными для всех статистических служб мира. Поэтому они находятся в центре внимания, как национальных статистических служб, так и международных организаций, занимающихся проблемами статистики. Принципиальные теоретические подходы к определению феномена теневой экономики согласованы на международном уровне, нашли применение при разработке методологического руководства по составлению Системы Национальных Счетов, известного как "Голубая книга", СНС-93. Эти подходы не могут решить всех проблем, потому что в каждой стране могут быть свои собственные проявления элементов теневой экономики.

Практические расчеты показателей теневой экономики весьма затруднены. Это связано с наличием ряда проблем теоретического, информационного и организационного плана. Наличие единого подхода к теоретическому определению феномена теневой экономики является необходимым условием. Это позволяет не только облегчить работу практическим работникам, ведущим расчеты, но и обеспечить правильное понимание полученных результатов. Отсутствие надежной первичной информации является главным сдерживающим фактором. С помощью специальных методов некоторые расчеты могут быть проведены на основании имеющейся информационной базы. Однако для расчета более широкого круга показателей и повышения их качества должны быть использованы дополнительные источники информации. Для этого должно быть налажено регулярное взаимодействие с другими государственными органами, а также научными центрами и независимыми исследователями. Настойчивая пропаганда используемых методов и разъяснение полученных результатов также является важным условием.

Нами уже указывалось, что в анализе проблематики теневой экономики в советский и в пореформенный периоды присутствует различие не только идеологического но и методологического плана, следовательно, сравнение масштабов данного явления необходимо различать: как доля в ВВП и как распространенность данного явления в хозяйственной практике, отсюда стоимостные оценки перемежаются качественными критериями крайне субъективными по восприятию оценивающего.

Произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, и неформальный характер. Популярны высказывания о подпольных производствах "цеховиков", но эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К тому же, как правило, они располагались вблизи или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных пред-

МЕТОД ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ЗРЕЛОСТИ ФОРМ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 43

приятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.

Поэтому правильней было бы говорить о динамических процессах в структуре теневой экономики.

Попробуем разобраться в динамических процессах структуры теневой экономики:

1. Статична ли структура теневой экономики во времени? Анализ форм теневой экономики убеждает, что ее структура подвижна, постоянно меняется под действием внешних и внутренних факторов.

2. Какие факторы влияют на изменение структуры теневой экономики? Какова природа этих факторов, рыночная или административная? Хозяйственная практика демонстрирует, что в разных периодах теневая экономика выступает как отражение неэффективности рыночного механизма или неэффективности государственного вмешательства.

3. Какие критерии необходимо использовать при структурировании теневых форм хозяйственной деятельности? Разные принципы структурирования не позволяют, проводить сравнительный анализ динамики по странам и по времени.

Сравнительный анализ теневой экономики в различных экономических системах показывает, что разнообразие форм проявления теневых экономических отношений порождено спецификой отношений контроля.

Рост теневой экономики обычно связывают с рядом факторов: неадекватность налоговой политики, несовершенство рыночного законодательства, незавершенность либеральных реформ, неэффективность государственного контроля.

Можно согласиться по большинству позиций с авторами, рассматривающими динамику теневой экономики в данном ракурсе, но при определенной, но все-таки серьезной поправке. Диалектика хозяйственной жизни убедительно свидетельствует, что существуют общие закономерности роста (уменьшения) теневого сектора экономики. Специфические черты лишь дополняют это общее, демонстрируют своеобразие характерное исторически сложившиеся национальные модели.

Теневой рынок постоянно испытывает на себе проявления источника контроля с одной стороны, а с другой -стремление субъектов теневого рынка к максимизации своей выгоды.

Вычленение контроля как главного фактора динамики форм теневой экономики, на наш взгляд оправданно, так как это расширяет знание о формах теневой экономики.

По-видимому, теневая экономика это уклад за рамками доминирующего способа производства, а именно необходимо различать теневую экономику имманентную существующей формации и параллельно существующей и представляющую собой либо предшествующую, либо последующую. Та формация, которая характеризуется доминирующими отношениями контроля, отражается в легальной экономике. За рамками данной эффективности, ее обеспечивают, в размере до целого, системы отношений контроля прошлых и будущих формаций, таким образом, у теневой формы экономических отношений есть все шансы выиграть гонку за эффективность и стать в будущем легальной, а все предыдущие, в свой исторический отрезок времени таковыми являлись. Таким образом можно предложить еще один подход к структуре теневой экономики, теневая экономика в своем конкретном историческом развитии представлена теневыми отношениями тождественными по содержанию с легальной и этот факт вызван не совпадением производительных сил и производственных отношении. Теневая экономика либо представляет опережающую форму, либо устаревшую. Именно поэтому, на наш взгляд, не развитость машинного производства возродило элементы рабовладельческого строя в новом свете, в эпоху раннего капитализма. То есть отсутствие необходимого элемента формирующегося способа производства было заменено устаревшей формой экономических отношений, таким образом в настоящее время отсутствие эффективного собственника (технологий и.д.) компенсируется коррупцией, бюрократией и феодальной формой отношений. Именно по причине отсутствия тех или иных элементов постиндустриального способа производства. Этот конструктор формирует причудливую национальную модель. Так как в условиях глобализации транспортируемые элементы нового способа производства проникают из более развитых экономик самотеком или относительно легко, а ряду необходимо время для их формирования, на этой пустоте и образуются очаги других систем.

Структурирование теневых экономических отношений необходимо проводить не, перечислением форм и способов противоправной деятельности, ранжируя отношения к закону, объемы, а определения степени зрелости теневых экономических отношений.

Автором предлагается своеобразный алгоритм структурной дифференциации.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА.

Первый уровень: объективно исторический.

Содержание: исторически сложившийся тип теневой экономики (рыночный и нерыночный тип).

ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

Второй уровень: отраженный в сознании, методологический.

Содержание: теории, концепции, парадигмы, гипотезы (социологические теории, экономические, математические, криминологические и т. д.).

КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ, И СПЕЦИФИКА ТЕНЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Третий уровень: конкретно специфический.

Содержание: термины, понятия, дефиниции, определения.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2

Предложенный алгоритм позволит избежать недостатков существующих структурных моделей теневой экономики, так как будет учитывать степень зрелости форм теневых экономических отношений.

ЛИТЕРАТУРА

Каценелинбойген А. (1988). Советская политика и экономика. Книга третья. Глава «Цветные рынки и советская экономика». Boston, Chalidze Publications.

Мамедов О.Ю. (2010). Коррупция, коммерциализация и бюрократизм в американских университетах // TERRA ECONOMICUS. Т. 8. № 3. С. 5-7.

Матвеев А. (1999). Эконоимка и жизнь. Январь. № 01 (8747).

Ореховский П. (1996). Статистические показатели и теневая экономика // РЭЖ, № 4.

Пономарев П. (1996). Теневой лик банковской тайны // Экономика и жизнь, № 39.

Тамбовцев В. (2004). Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросы экономики. № 4.

REFERENCES

Katsenelinboigen A. (1988). Soviet politics and economics. Book Three. Chapter «Colored markets and the Soviet economy». Boston, Chalidze Publications. (In Russian.)

Mamedov O. (2010). Corruption , bureaucracy and commercialization in American universities. TERRA ECONOMICUS. Vol. 8. No. 3. Pp. 5-7. (In Russian.)

Matveev A. (1999). Ekonoimka and life. January. No. 01 (8747). (In Russian.)

Orekhovskiy P. (1996). Statistical indicators and the shadow economy. REZH, No. 4. (In Russian.)

Ponomarev P. (1996). Shadow face of banking secrecy. Economy and Life, No. 39. (In Russian.)

Tambovtsev V. (2004). Economic theory of compliance and enforcement of the State. Problems of Economics. No. 4. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.