Научная статья на тему 'Метод оценки мультипликативного эффекта инвестиций в туристскую индустрию региона'

Метод оценки мультипликативного эффекта инвестиций в туристскую индустрию региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLIER EFFECT / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / TOURIST MARKET / КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА / COMMUNICATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнина Елена Борисовна

В статье рассматриваются прогнозирование эффективности инвестиций в туристский бизнес и их мультипилкативный эффект через динамическую временную модель, позволяющую определять доходы по периодам времени с начала капитальных вложений и через определенные промежутки времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of estimation the multiplier effect of investments in the tourism industry in the region

The article examines the prediction of the effectiveness of investment in tourism and their effect multipilkativny through a dynamic temporal model allows to define time periods on income from capital investments and start at regular intervals.

Текст научной работы на тему «Метод оценки мультипликативного эффекта инвестиций в туристскую индустрию региона»

Е.Б. КВАШНИНА

Елена Борисовна КВАШНИНА — аспирантка кафедры экономикии и управления социальной сферы СПбГУЭФ,

В 2006 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — методики оценки влияния мультипликативного эффекта туристской деятельности на смежные

отрасли в региональной экономике. ^ ^ ^

МЕТОД ОЦЕНКИ МУЛЬТИПЛИКАТИВНОГО ЭФФЕКТА ИНВЕСТИЦИЙ В ТУРИСТСКУЮ ИНДУСТРИЮ РЕГИОНА*

Строительство новых или реконструкция старых объектов туристской рекреации региона требуют прогнозной оценки эффективности вложения денежных средств.

Указанная проблема обострилась с разработкой Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» [1]. Бюджетные средства, предусмотренные в Программе, планируются на мероприятия по продвижению отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках. При этом оценка экономического воздействия расходов туристов, распределенных по таким составляющим, как транспортные и гостиничные услуги, услуги объектов туристско-развлекательного комплекса, проводится с помощью мультипликатора [2, с. 68].

В настоящее время широкое распространение получили методы оценки трансформации мультипликативного эффекта туристской деятельности в динамику развития смежных отраслей региональной экономики.

При этом учет экономически оправданного срока окупаемости инвестиций и общего времени полезного использования инвестиционного проекта позволяет повысить привлекательность инвестиций. Однако метод окупаемости инвестиций, во-первых, не учитывает доходы (поступления), которые получит фирма после завершения экономически оправданного срока окупаемости и другие возможные варианты, рассчитанные на более длительный срок окупаемости инвестиций и требующие больших капиталовложений; во-вторых, не учитывается фактор времени, т. е. временной аспект стоимости денег.

Другим недостатком оценок инвестиционной активности, предложенных в настоящее время, является то, что они рассматривают оценку этой активности в рамках одного предприятия, одной отрасли или одного региона. У них отсутствует четкая взаимосвязь влияния факторов, которые могут привести к общему мультипликативному эффекту, т. е. к трансформации мультипликативного эффекта туристской деятельности в динамику развития смежных отраслей региональной экономики. Кроме того, применение показателя, учитывающего мультипликативный эффект инвестиционной деятельности, приводит к сложности расчетов и несопоставимости результатов во времени.

Следовательно, понятие «инвестиционная активность туристской деятельности» нужно рассматривать в рамках региона с учетом таких факторов, как доходы населения, система налогообложения, мотивации потребителей, сезонность, государственные инвестиции [3].

ГРНТИ 06.71.57 ©Е.Б. Квашнина, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. Г.А. Карповой.

При этом необходимо учитывать, что расходы в первую очередь идут на предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, потребляемых туристами на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество денег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов (заработная плата, прибыль и т. д.). Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы.

Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели [6], но они обладают недостатком, который заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны, а статичность мультипликатора не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику. Вместе с тем для разработки инвестиционной политики мультипликатор дохода является наиболее ценным, так как он обеспечивает прогнозирование эффективности этих вложений. Поэтому подробный анализ мультипликаторов проводится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Данный прогноз может быть получен с использованием динамической модели, в которой учтены инвестиции в основной капитал экономики туристской дестинации. Инвестиции, увеличивая ежегодно туристский поток, неизбежно увеличивают доходную часть региона, связанную с доходами, полученными от оплаты туристами различного рода услуг (гостиничный комплекс, услуги, оказанные объектами туристско-развлекательного комплекса). Кроме того, часть доходов получают секторы смежных областей экономики, в том числе и транспортный комплекс региона.

Очевидно, что прогноз этих затрат должен быть макроэкономическим, т. е. использующим агрегированные показатели. К агрегированным показателям отнесем общий объем туристического продукта (потока) и услуг за год [6, с. 2].

Поскольку вследствие инвестиций в основной капитал туристской дестинации этот объем растет с течением времени, то для прогноза роста поступлений в один из секторов (например, транспортный комплекс), необходимо вначале найти зависимость объем туристского продукта (потока) за год от времени.

Эта зависимость является решением уравнения, которое представляет собой упрощенную динамическую модель [4, с. 116]:

х(0 = ax{t) + bx\t + г) + <p(t), 0 <t< в, (1)

x(t) > хО при t > 0, х(0 = хО, -т< t < 0, хО = const, где а — коэффициент емкости туристской дестинации, а = const, О < а < 1;

b — коэффициент приростной капиталоемкости, b = const, b > 0;

г — сосредоточенный лаг, равный промежутку времени от момента инвестирования до момента, вызванного им увеличения x{t), г = const, г>0;

(fit) — заданная как функция времени t сумма потребления туристских услуг;

х — объем туристского продукта (потока) за год.

В современных условиях емкость туристской дестинации ограничивается совокупностью накопленных материальных ресурсов региона, к которым, в первую очередь, относятся предприятия рек-реационно-туристской сферы, непосредственно обслуживающие отдыхающих.

Оценка туристского потенциала территорий для развития туризма должна вестись с точки зрения как пригодности данной территории для удовлетворения различных потребностей туристов во время их нахождения на ней, так и возможностей строительства инженерных сооружений и рационального функционирования предприятий туристской сферы.

В связи с этим предлагается, в целях упорядочения структуры управления туристско-рекреационными комплексами, использование принципов аудирования и мониторинга, с одной сто-

роны, и использование имеющегося механизма финансовых гарантий туроператорской деятельности — с другой.

Процессы дифференциации и специализации различных субъектов сферы туризма привели к появлению нескольких типов элементов. Традиционное представление данного рынка показано на рисунке.

Рис. Схема функционирования туристского рынка

Все участники туристского рынка функционируют в среде ряда полей:

— правовое поле, определяющее границы возможных изменений поведения рыночных субъектов;

— информационное поле, предоставляющее возможности продвижения на рынок производимых услуг;

— коммуникативная среда, определяющая эффективность бизнес-коммуникаций в сфере туризма;

— территориальная инфраструктура, обеспечивающая воспроизводственные процессы в туристской отрасли и включающая предприятия — производители услуг (гостиницы, санатории и пр.), транспортные коммуникации, связь и др.

В соответствии с базовым положением о двойственной природе коммуникативной подсистемы рынка туруслуг ее основными свойствами являются:

— общесистемный (региональный или территориальный) и локальный уровни (уровень предприятия);

— достижение позитивных эффектов координации, единства правил поведения рыночных субъектов, согласованности принимаемых ими управленческих решений с последующим переходом к следующей стадии — самоокупаемости и замене функций региона (подсистемы управления, территории) на саморегулирование.

Коммуникативная система связывает всех участников: предприятия индустрии гостеприимства, туроператоров, турагентов и конечных потребителей. Здесь же осуществляется согласование целей, как действующих рыночных агентов, так и организаций нерыночного сектора, отражающих интересы развития территории, населения.

Важным составным элементом отраслевой региональной информационной системы должна стать база данных, позволяющая получить необходимую для принятия решений информацию, особенно в области политики денежных вложений [5]. Другой важной задачей для формализации методологической базы в данной политике является формирование системы статистического мониторинга туристской сферы. В последнее время Ростуризмом предприняты шаги для ее решения.

Таким образом, при выбранном горизонте прогнозирования и инвестировании в основной капитал экономики туристской дестинации при начальном отсчете времени отношение средних затрат в транспортном комплексе и установленной стоимости туристских услуг будет находиться в определенных в результате расчетов пределах в зависимости от лага запаздывания. Этот результат свиде-

тельствует о значительной роли мультипликативного воздействия инвестиций в туристские проекты на экономику региона, в том числе на транспортный комплекс, и является оценкой их зависимости от лага и, следовательно, темпа роста туристского продукта.

Следовательно, для прогнозирования эффективности вложений в туристский бизнес и их мультипликативного эффекта необходима динамическая временная модель, позволяющая определять доходы по периодам времени с начала данных вложений и через определенные промежутки времени. При этом статистика туризма нуждается в постоянном внимании, а технологической составляющей в процессе оценки мультипликативного эффекта должен быть комплекс математических моделей, что особенно важно в условиях ограниченных вложений, и применение которых требует входной информации, полученной на основе обработки информации развития инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аносова Л.А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 7-15.

2. Боголюбов B.C. Экономика туризма. М.: Академия, 2005. 192 с.

3. Голубецкая Н.П., Калъницкий И.А. Разработка системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5. С. 28-33.

4. ГранбергА.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985.

5. Квинт B.JI. Российская экономика: состояние и перспективы посткризисного развития // Экономика и управление. 2011. № 2. С. 3-6.

6. ФурщикМ. Прогнозирование туристских потоков // Маркетинг услуг. 2010. № 1 (21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.