Научная статья на тему 'Метод компьютерного моделирования в диагностической деятельности психолога'

Метод компьютерного моделирования в диагностической деятельности психолога Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
628
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ-ДИАГНОСТ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / МЕТОД КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / PSYCHOLOGIST-DIAGNOSTICIAN / PSYCHO-DIAGNOSTIC TASK / DIAGNOSTIC MISTAKES / METHOD OF COMPUTER MODELING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Старовойт Елена Николаевна

В статье представлены возможности, которые представляет метод компьютерного моделирования при изучении логики мышления диагностов, выбора основных стратегий диагностического поиска, а также при выявлении диагностических ошибок, возникающих у психолога в ходе решения психодиагностической задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF COMPUTER MODELING IN DIAGNOSTIC ACTIVITY OF A PSYCHOLOGIST

The article presents possibilities of a method of computer modeling in studying the logic of thinking of diagnosticians in choosing main strategies of diagnostic search as well as in figuring out diagnostic mistakes that occur during the solution of a psycho-diagnostic task.

Текст научной работы на тему «Метод компьютерного моделирования в диагностической деятельности психолога»

проблемы практической психологии

Е.Н. Старовойт

Метод компьютерного моделирования в диагностической деятельности психолога

в статье представлены возможности, которые представляет метод компьютерного моделирования при изучении логики мышления диагностов, выбора основных стратегий диагностического поиска, а также при выявлении диагностических ошибок, возникающих у психолога в ходе решения психодиагностической задачи.

Ключевые слова: психолог-диагност, психодиагностическая задача, диагностические ошибки, метод компьютерного моделирования.

Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Актуальным является изучение влияния диагностического мышления психодиагноста на эффективность его профессиональной деятельности.

Такое исследование предполагает изучение логики мышления диагностов, основных стратегий диагностического поиска, а также выявление диагностических ошибок, возникающих у психологов в ходе решения задачи. По нашему мнению, успех в деятельности практического психолога зависит прежде всего от качественных особенностей и уровня развития процессов мышления самого психолога, поскольку эффективность его деятельности в конечном итоге определяется тем, насколько успешно он смог определить причины того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность.

проблема психологического диагноза представлена в работах отечественных психологов А.Ф. Ануфриева, А.А. Бодалева, Л.Ф. Бурлачу-ка, Л.С. Выготского, Ю.З. Гильбуха, К.М. Гуревича, И.В. Дубровиной. Ю.М. Забродина, Н.Ф. Талызиной и др.

Н.И. Чуприкова указывает, что целью психодиагностической деятельности является установление соотношений между определенными внешними проявлениями отражательной деятельности и скрытой от непосредственного восприятия конкретной внутренней структурнофункциональной организацией соответствующих психических процессов. Из этого следует, что основным «инструментом» практического психолога является его собственное мышление, позволяющее такие соотношения устанавливать. То, в какой мере это удается, будет определять степень эффективности работы психолога [7].

профессиональная специфика мышления психолога обусловлена, прежде всего, необходимостью понимания скрытых от непосредственного наблюдения внутренних механизмов и законов развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний, отношений, интересов, причин возникновения различных психологических проблем.

В своей профессиональной деятельности психолог оперирует двумя составляющими частями объекта психодиагностического исследования, которые в поле его профессионального сознания должны находиться одновременно, - внешними (видимыми) и внутренними (невидимыми) [Там же].

педагогика и психология

проблемы практической психологии

На сегодняшний день задача целенаправленного формирования профессионального психологического мышления четко не осознана и не сформулирована как одна из приоритетных задач вузовской подготовки. лишь с накоплением опыта психологической работы мышление специалиста приобретает профессиональные качественные характеристики. Свидетельством тому служат эмпирические данные, полученные при изучении процесса решения психологами образования диагностических задач как одного из видов их профессиональной деятельности [3], и результаты наших наблюдений за особенностями протекания мыслительной деятельности у студентов-психологов в процессе их профессиональной подготовки на основе анализа устных ответов на экзаменах и письменных работ (отчетов, контрольных).

Одним из существенных недостатков профессионального мышления психологов является смешивание показателей, относящихся к пространству внешних проявлений психической деятельности, и показателей, связанных с содержанием психологических процессов, протекающих на внутреннем, скрытом от непосредственного наблюдения, уровне. Другим часто встречающимся недостатком является малое количество выдвигаемых теоретически обоснованных гипотез о причинах подвергаемых анализу психологических явлений, их узкая, ограниченная направленность, а нередко и шаблонность их формулирования даже для разных случаев.

повышая уровень профессиональной подготовки студентов-психо-логов, необходимо не только расширять используемый психологами арсенал психодиагностических средств, но и отрабатывать логическую сторону диагностического мышления [7]. С нашей точки зрения, гораздо важнее сформировать саму мыслительную деятельность психологов, такие ее качества, как системность, дифференцированность/интегриро-ванность, постоянную и общую направленность на познание внутренних психических процессов, их особенностей и структурной организации на основании анализа различных внешних поведенческих проявлений во всей их целостности, многогранности и многомерности.

Стремительное развитие новых информационных технологий влияет на стиль и методологию работы психологов, обеспечивая следующими основными возможностями: 1) повышение эффективности работы за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования; сокращение сроков проведения психологического тестирования за счет одновременного тестирования нескольких испытуемых; освобождение от трудоемких рутинных операций; 2) повышение «чистоты» эксперимента за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения ошибок обработки исходных данных; 3) возможность для

испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования; 4) использование времени не только как управляемого фактора, но и в качестве диагностического параметра; 5) сокращение времени и повышение качества анализа результатов эксперимента за счет использования прикладного программного обеспечения, реализующего математическое моделирование психических процессов; 6) доступ к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные компьютерные сети; 7) реализация в психологической практике методологии искусственного интеллекта (например, экспертных систем) [5].

Для многих психологов компьютер выполняет две функции: построение моделей, которые позволяют создавать теории, объясняющие механизмы протекания психических процессов, и проверка этих теорий. компьютер может показать то, чего мы не замечаем, достаточно точно воспроизвести структуру когнитивных процессов человека - объективизировать те шаги, которые в действительности и подготавливают интуитивные решения. Создание компьютерных моделей мышления - это рефлексивная попытка, при которой разум пытается воссоздать собственные конструкционные процессы.

Разработка понятийного аппарата, характеризующего процесс постановки психологического диагноза и, в частности, определение содержание «психодиагностическая задача», позволяет осуществить моделирование диагностической деятельности практического психолога на основе компьютерного моделирования психодиагностических задач [1].

В реальных условиях процесс постановки психологического диагноза заключается в выявлении причин, вызывающих отклонение в состоянии объекта диагностики от «нормального». поэтому в лабораторных условиях модель психодиагностического процесса должна имитировать поиск возможных причин отклонения в виде решения своеобразной задачи с заданными условиями, предварительными данными и вопросом, на который необходимо найти ответ. Иными словами, она должна являться объективной моделью реальной психодиагностической ситуации и в полной мере воссоздавать поэтапную логическую схему диагностического процесса. Этапы психодиагностического процесса в своей совокупности образуют модель способа решения типовых проблемных ситуаций, которая в самом общем виде отражает структурную целостность процесса диагностики путем явного задания всех взаимодействующих компонентов этого процесса. Следовательно, этапы процесса постановки психологического диагноза могут быть использованы для моделирования аналогичной схемы психодиагностической деятельности в лаборатор-

педагогика и психология

проблемы практической психологии

ных условиях, правда, удовлетворяя определенные общие требования. А это означает, что модель, имитирующая психодиагностический процесс, должна быть абстрактной, специфической, емкой, элементарной, целостной, оперативной. Кроме этого, процесс постановки диагноза в реальной жизни существенно отличается от его воспроизведения в лабораторных условиях. В реальной практике психолог, работая с запросом и непосредственно контактируя с клиентом, имеет возможность получать новые данные по мере необходимости посредством диагностики различных сторон психического развития. В лабораторных условиях такая возможность представлена наличием информации, полученной в ходе избыточного обследования. В лабораторных условиях также существует возможность проверить, верно ли поставлен психологический диагноз. В реальной практике подобная верификация осуществляется за счет результатов коррекционного воздействия: если диагноз был поставлен верно, то после коррекционной работы нарушения будут полностью или частично сняты. В лабораторных условиях при моделировании психодиагностических задач внесен в программу тот результат, который изначально был тщательно проверен на практике. Учет особенностей построения модели психодиагностической деятельности и моделирование процесса постановки диагноза в лабораторных условиях требует соблюдения определенных принципов.

1. Принцип причинности. Задача-модель должна отражать причинноследственные связи реальной практической диагностической задачи.

2. Принцип фактической правильности диагноза. Для моделирования должна быть взята задача из реальной практической деятельности психолога, а в качестве правильного ответа в задаче-модели должна быть признана не любая логически выводимая из имеющихся симптомов, а лишь фактически имеющая место причина, которая прошла проверку по результату коррекционного воздействия.

3. Принципа избыточности данных. Предоставление избыточного количества фактических данных обеспечивает свободный выбор диагностической информации и возможность реализовывать различные варианты диагностического поиска, в зависимости от предпочтений диагноста. Соблюдение принципа избыточности данных наряду с принципами причинности и фактической правильности диагноза создает необходимые условия для приближения процесса решения диагностической задачи в лабораторных условиях к практической деятельности [2].

Разработка задач-моделей подразумевает реализацию таких этапов, как: выделение типологии запросов и разработку соответствующей им классификации наиболее вероятных психологических причин; описание

диагностических случаев из практики с поставленными диагнозами; про- к ведение избыточного исследования на основе программ дополнительного | о

диагностического обследования; разработка компьютерной программы. | §

Такая программа в процессе решения диагностической задачи обеспе- ^ ^

чивает психологу предъявление запроса, данных анамнеза, результатов психодиагностического обследования по запрашиваемым на данного обследуемого методикам, подтверждение или опровержение правильности построенного диагностического заключения, а также регистрацию особенностей решения диагностических задач [1; 2].

Применение метода компьютерного моделирования позволяет также изучить типичные ошибки субъекта диагностики на разных этапах диагностического процесса, а на каждом этапе диагностического процесса они специфичны. На этапе феноменологии и анамнеза такими ошибками являются неадекватность (диагност недостаточно хорошо понимает значение данного этапа, вследствие чего симптом отождествляется с гипотезой и диагнозом), избыточность данных в резюме по феноменологии (диагност сопровождает перечень найденных симптомов избыточной или малозначимой информацией), неполнота данных в резюме по феноменологии (в процессе анализа феноменологической информации диагност не находит все симптомы психологической трудности обследуемого) [4].

Для этапа выдвижения гипотез типичными ошибками являются отсутствие формулировки диагностических гипотез (диагност при решении диагностической задачи пропускает этап выдвижение гипотез), их неадекватность (диагностом не формулируются альтернативные гипотезы для установленных симптомов), неоперациональность (при формулировке гипотез диагност использует понятия чрезмерно высокого уровня абстракции, которые невозможно проверить с помощью имеющихся психологических методик), недостаточное количество выдвинутых гипотез (диагност либо не выдвигает гипотезы для всех симптомов, установленных на этапе «Феноменология и анамнез», либо не выдвигает альтернативные гипотезы для каждого симптома).

Для этапа проверки гипотез характерны такие ошибки, как проверка не всех гипотез, несоответствие методики проверяемой гипотезе, использование избыточного количества методик.

Для этапа диагностического заключения типичными ошибками являются отсутствие формулировки заключения, его неадекватность, игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении [Там же].

Метод компьютерного моделирования позволяет осуществить анализ типичных ошибок субъекта диагностики в различных компонентах диаг-

проблемы практической психологии

ностической деятельности. Наибольшее количество ошибок связано с гностическим компонентом психодиагностики, т.е. с операционной стороной диагностического мышления (ошибки сбора феноменологических данных, выдвижения, проверки гипотез, построения диагностического заключения) [6].

Моделирование психодиагностических задач открывает возможность наиболее эффективного, экспериментального изучения процесса постановки психологического диагноза, позволяет организовать тренировку в решении психодиагностических задач-моделей в лабораторных условиях и тем самым - подготовку к осуществлению профессиональной диагностической деятельности [1].

Методика компьютерного моделирования психодиагностической деятельности субъекта диагностики также может применяться для организации системы повышения квалификации психологов, для проведения мониторинга уровня профессиональной подготовленности к осуществлению психодиагностической деятельности и оценки сформированности умений решать практические задачи.

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач. М., 2012.

2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. Система основных понятий. М., 2006.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 26-37.

4. Ануфриев А.Ф., Рыжкова А.Н. Типичные ошибки психолога-диагноста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 2. С. 105-111.

5. Гапанович-Кайдалов Н.В. Компьютерное моделирование в диагностической работе практического психолога // Собрание книг по психологии: бесплатные учебники и книги. URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/gapanovich-kaydalov-kompyutemoe-modelirovame-16286.html (дата обращения: 15.03.2013).

6. Костромина С.Н. Исследование процесса решения психодиагностических задач практическим психологом: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

7. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 104-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.