Научная статья на тему 'Метод кейс-стади в обучении студентов в вузе'

Метод кейс-стади в обучении студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2038
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс-стади / интерактивные методы обучения / развивающее обучение. / case studymethod / interactive teaching methods / developing training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Г. Жуматова, Н.А. Мырзабаева, А.К. Кайырбеков

Для улучшения качества подготовки студентов в медицинских вузах необходимо использование инновационных методов преподавания. В статье подчеркивается важное значение метода кейс-стади в обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Г. Жуматова, Н.А. Мырзабаева, А.К. Кайырбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY METHOD IN TEACHING STUDENTS AT THE UNIVERSITY

In order to improvethe quality in teachingof studentsin medical universities itsnessesery to use innovativeteaching methods.The articlehighlights the importance ofthe case studymethodin teaching of students.

Текст научной работы на тему «Метод кейс-стади в обучении студентов в вузе»

Вестник КазНМУ, №1-2015

УДК 616.43/.45:378.129

М.Г. ЖУМАТОВА, Н.А. МЫРЗАБАЕВА, А.К. КАЙЫРБЕКОВ

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, г. Алмат ы кафедра клинической фармакологии

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Для улучшения качества подготовки студентов в медицинских вузах необходимо использование инновационных методов преподавания. В статье подчеркивается важное значение метода кейс-стади в обучении студентов. Ключевые слова: кейс-стади, интерактивные методы обучения, развивающее обучение.

Важнейшей целью обучения в медицинских высших учебных заведениях является не только познание человека, лечение его болезней, но и воспитание самостоятельно и творчески мыслящего врача, способного решать современные задачи медицины. Эта цель диктуется задачами по созданию единого образовательного Европейского пространства в сфере высшего образования (ЕПВО), истоки которых мы находим в подписании декларации в 1999 г. в Болонье (Италия), где были сфокусированы основные цели к единению национальных образовательных систем, достижению сопоставимости высшего образования всех стран, участвующих в Болонском процессе.

Практика показала, что обучение в медицинских вузах должно носить характер развивающего. Методы его должны быть направлены на эффективность усвоения знаний, приближения теоретических знаний к практической деятельности.

Перед преподавателями различных кафедр медицинских вузов стоит важная задача повышения качества медицинского образования. Их реализация требует новых подходов и современных технологий обучения студентов-медиков, внедрение в учебный процесс интерактивных методов преподавания. Значимым фактором в оценке качества профессионального образования является возможность будущего специалиста трудоустроиться, быть конкурентоспособным и уметь видеть перспективы карьерного роста. Современному врачу необходимо быть не только грамотным, но и аналитически мыслить и творчески решать проблемы медицины. В связи с этим возникает необходимость новых моделей образования, нацеленных прежде всего, для создания приоритетов непрерывного образования в течении всей жизни, для успешной адаптации к рыночной экономике сегодняшнего дня. Интерактивные методы обучения очень разнообразны и каждый из них обладает своими преимуществами и особенностями. Среди интерактивных технологий обучения наиболее известны такие как: творческие задания, работа в малых группах, работа в парах, ролевые игры, образовательные игры, кейс-стади, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, проблемная учеба (например, мозговой штурм), развитие критического мышления через чтение и письмо, технология «Портфолио». Применение такого системного подхода к учебному процессу в подготовке студентов помогает развитию клинического, критического и аналитического мышления будущих врачей.

На кафедре эндокринологии КазНМУим. С.Д. Асфендиярова используются все возможности интерактивных методов преподавания, каждый из них в большей или меньшей степени. Одним из интересных для студентов и преподавателей является кейс-стади - метод, основанный на разборе практических клинических ситуаций. Возникший в начале XX века в Гарвардском университете, этот метод шагнул далеко за пределы своего университета и стал важным фактором в развитии развивающего обучения. Акцент на развивающее образование при применении кейс-стади представляется в том, что одна и та же клиническая ситуация или клинический пример подхода к лечению больного может иметь значительно больше решений, чем это кажется на первый взгляд. Разнообразный и

захватывающий поиск этих решений и ответы на них возникают в ходе дискуссий между студентами совместно с преподавателями. В ходе дискуссий развивается умение студентов отстаивать свои решения, импровизировать, слушать и слышать друг друга, вести дискуссионную борьбу с оппонентами за поиск правильных решений. Учебно-методические материалы в отечественной литературе, также как и в западной публикуются нечасто. По всей видимости, каждый представленный для разбора кейс-стади случай имеет свою оригинальность, «изюминку» и является своеобразным ноу-хау данного учебной дисциплины в вузе.

На кафедре клинической фармакологии кейс-стади используется в следующих вариантах. Это:

A) непосредственно сам текст кейс-стади - клинический случай из практики преподавателя, изложенный четко, последовательно, в то же время кратко. Этот случай высвечивает различные детали, которые могут помочь в решении различные медицинские проблемы.

Б) - приложения к нему в виде подборки различных подтверждающих документов, например: общих и биохимических анализов, гормональных показателей, ЭКГ, результатов различных тестов (аллергологических тестов, тест на толерантность к глюкозе, дексаметазоновый тест и др.), рентгеновских снимков, снимков МРТ или компьютерной томографии и др. Приложениями к кейс-стади по изучаемому предмету могут служить также фотографии больных до и после лечения, а также небольшие видеофильмы, ярко раскрывающие тему занятия. Иногда к приложения дополняются новыми ксерокопиями статей из отечественных, российский или европейских журналов на английском или русском языках, рассказывающие о новейших достижениях в сфере изучаемых заболеваний, или будущих перспектив развития самой клинической фармакологии для корректного лечения, а также методов диагностики с приведением фактов о распространенности побочных действий применяемых фармакологических препаратов.

Приложениями также могут служить и журнальные публикации самих преподавателей кафедры, посвященные теме занятия.

B) - возможное решение проблемы - заключение по кейс-стади, к которому пришли в ходе дискуссии студенты в группе. Метод кейс-стади - как метод анализа конкретных ситуаций требует энергичной дискуссии и возникшей в ходе нее практически единогласного вывода, поддержанного подавляющим большинством студентов.

Г) - это записи с изложением авторского подхода преподавателя к разбору кейса (заключение по кейсу). Все материалы кейс-стади предоставляются в письменном виде в определенном формате, который включает в себя:

1. Название кейс-стади на титульном листе с указанием авторов текста, года написания.

2. Суть информации, которая излагается как - бы по схеме истории болезни, где в начале выясняются данные о пациенте, в паспортной части отмечаются кроме имени, фамилии и возраста и пола, характер работы, район или адрес проживания.

3. При сборе анамнеза выясняются: время начала заболевания, его развитие, характер течения, периоды обострения и способы лечения, к которым прибегал

www.kaznmu.kz

Вестник КазНМУ, №1-2015

больной в поликлинике или в стационаре, а также указывается эффективность этих методов лечения. 4.Заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события) - это идеи и способы решения проблемы с изложением авторского подхода преподавателя к разбору кейса. Посредством кейс-стади преподаватель развивает свой педагогический потенциал, имеет возможность расти профессионально вместе со студентами,

быть приверженцами инновационных подходов в учебном процессе.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает все большее признание со стороны как студентов, так и преподавателей. Кейс-стади способствует развитию нестандартного мышления, инициативности и более глубокому овладению практических навыков в медицине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий / / Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 11. — С. 45-47.

2 Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. - СПб.: 2012. - 26 с..

3 Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. - Сумы: СумДПУ, 2009. - 122 с.

М.Г. ЖУМАТОВА, Н.А. МЫРЗАБАЕВА, А.К. КАЙЫРБЕКОВ

СТУДЕНТТЕРД1 ОКЫТУДА К£ЛДАНАТЫН, КЕЙС-СТАДИ ЭД1С

tywh: медицина жегаргы оку сапалыгын жегарлату ушш, медициналы; вуздарда иновациялы; эдктерд колданылу аясыныц кендтмен толыктыцына мэц беру кажет. Бул макалада кейс-стади эдтане студенттерге бтм беру колданылу мацыздкш керсетшедь

ТYЙiндi сездер: кейс-стади эдк, иновациялы; о;ыту эдктеь дамытушi окыту.

M.G. ZHUMATOVA, N.A. MYRZABAEVA, A.K. KAIRBEKOV

CASE STUDY METHOD IN TEACHING STUDENTS AT THE UNIVERSITY

Resume: In order to improvethe quality in teachingof studentsin medical universities itsnessesery to use innovativeteaching methods.The articlehighlights the importance ofthe case - studymethodin teaching of students. Keywords:case studymethod, interactive teaching methods,developing training

УДК 61:378.14:65.9.21

М.Б. ЖАНГЕЛОВА, У.А.УСКЕНБАЕВА, Ш.Б. ЖАНГЕЛОВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д,Асфендиярова, г.Алматы, Казахстан

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ учреждениях образования

Медицинские образование являются инновационным и непрерывным в течение всей творческой жизни. Одним из современных технологий обучения в медицинских вузах является кейс-технология, которая является средством формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. В статье изложены вопросы внедрения кейс-технологии обучения на цикле «Клиническая лабораторная диагностика» по теме «Общеклинические лабораторные исследования мочи». Дана характеристика содержания кейса, возможные клинические сценарии и алгоритм лабораторных исследований при гематурии. Представлен менеджмент для интернов, обучающихся по направлению «Терапия».

Ключевые слова: инновационные технологии, кейс-технология, познавательная деятельность, общеклинические лабораторные исследования мочи, гематурия истинная и ложная, искусство преподавания.

Как известно, качество медицинского образования - понятие многофакторное. Согласно современным требованиям, медицинское образование является инновационным и непрерывным в течение всей творческой жизни, сочетающим новые знания, практические навыки, систему моральных ценностей и исследовательскую работу. Казахстан в настоящее время интегрируется в мировое образовательное пространство через вхождение в глобальную сеть университетов и активное внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших учебных заведений.

Современные образовательные технологии являются эффективными. Они дают возможность раскрыться созидательной, инновационной энергии каждого студента в процессе получения новых знаний и освоения практических навыков.

Постоянное увеличение в высших медицинских учреждениях образования объема учебного материала и дифференциация знаний привели к необходимости включать в содержание учебных дисциплин большой теоретический и практический материал. В этих условиях приобретает особую значимость интенсификация учебного

www.kaznmu.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.