Научная статья на тему 'Метод драматизации как средство формирования творческой профессионально-методической компетентности будущего учителя иностранного языка в начальной школе'

Метод драматизации как средство формирования творческой профессионально-методической компетентности будущего учителя иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1370
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CREATIVE PROFESSIONAL-METHODIC COMPETENCE / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF TEACHING / ДРАМАТИЗАЦИЯ / DRAMATIZATION / ИНСЦЕНИРОВАНИЕ / ТРЕНИНГИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА / ACTORS' TRAINING / ПОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ / TEACHING BREATHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Ольга Евгеньевна

Статья посвящена современным проблемам подготовки педагогических кадров для начальной школы, способных работать с применением активных технологий, в том числе, метода драматизации. Данный метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными, т. к. позволяет создать условия, приближенные к естественному общению обучающего и обучающихся, непосредственно на уроке иностранного языка в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of Dramatization as a Means of Formation of Creative Professional Methodic Competence of Would-be Foreign Language Teacher in Primary School

The article is devoted to modern ways of preparing future primary school English teachers who will be able to work at a school using drama techniques in general, and dramatization in particular. This method has by all means a lot of advantages in comparison with traditional methods of teaching, as it allows to create the kind of communication as close to the real one as possible.

Текст научной работы на тему «Метод драматизации как средство формирования творческой профессионально-методической компетентности будущего учителя иностранного языка в начальной школе»

Методика преподавания языка

МЕТОД ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О. Е. Молчанова

Статья посвящена современным проблемам подготовки педагогических кадров для начальной школы, способных работать с применением активных технологий, в том числе, метода драматизации. Данный метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными, т. к. позволяет создать условия, приближенные к естественному общению обучающего и обучающихся, непосредственно на уроке иностранного языка в начальной школе.

Ключевые слова: творческая профессионально-методическая компетентность, активные методы обучения, драматизация, инсценирование, тренинги актерского мастерства, постановка дыхания.

Современная образовательная парадигма предъявляет новые требования к подготовке педагогических кадров. Эффективность процесса обучения требует творческих подходов к формированию профессионально-методической компетентности учителя иностранного языка в начальной школе.

Авторы современных подходов к подготовке учителя все чаще обращаются к проблеме становления творческой личности учителя. Опыт творческой деятельности - это наиболее важный компонент в деятельности учителя, т.к. любая методическая задача есть творческая задача с большим количеством переменных объективного и субъективного характера, связанных с особенностями учебного материала, уровнем обученности учащихся, их общего развития, возрастных и индивидуальных особенностей класса и отдельных учеников; условиями обучения, индивидуальными особенностями учителя, уровнем его профессиональной подготовки и отношением к профессиональной деятельности. Творчество безгранично по своей сути. Творчеству невозможно обучить, но важно научить видеть проблемы, анализировать учебные ситуации, соотносить имеющие-

139

Lingua mobilis № 5 (31), 2011

ся знания с конкретной учебной ситуацией и принимать решения с учетом этих особенностей, т.е. формировать методическое мышление [5. С. 62]. А это, в свою очередь, предполагает включение в систему подготовки учителя творческого компонента, подготовку их к осуществлению педагогической деятельности на основе творческих технологий, приемов драматизации, инсценирования и других. Современный педагог должен уметь выбирать способы мышления и действия, позволяющие проявлять понимание и терпимость, толерантность к чужим вере, культуре, мирооношению и способствующие сохранению и развитию гуманистической культуры. Современный учитель должен быть способен к сотрудничеству со своими учениками, стать для них референтной личностью, неповторимой, нетипичной, учителем, который может вместе со знаниями, эмоциями и верой передать ребенку свое мотивационно-ценностное отношение к ним. Для этого педагог должен обладать целым комплексом свойств, способствующих индуцированию в них творчества [1. С. 7]. Этот вопрос кажется тем более актуальным в связи с подготовкой учителя иностранного языка в начальной школе, т. к. для детей младшего школьного возраста обучение в школе представляется наиболее трудным. Попытки учителей зачастую оканчиваются неудачей, т. к. при достаточно высокой мотивации к изучению иностранного языка, процесс обучения (учения), связанный с возникающими трудностями отвращает их от иностранного языка на долгие годы. В результате, как мы видим на практике только в старшем школьном возрасте, в связи с необходимостью сдавать экзамены для поступления в вуз, потребность в знании иностранного языка пересиливает страх от трудностей его усвоения.

Многие авторы пишут о нетрадиционных методах и технологиях обучения. Существует ряд концепций по обучению детей иностранному языку в начальной школе. Но, чаще всего, все они сводятся к тому, что основной учебной деятельностью в начальной школе предлагают игру. Бесспорно, игровая деятельность имеет огромный ряд преимуществ, по сравнению с традиционными методами и приемами обучения. Но, часто бывая на практике в школе, мы видим, что игровая деятельность включается, в основном, в так называемые, физкультминутки, проводимые на определенном этапе урока, а собственно учебная деятельность проходит по традиционному сценарию, принятому в средней и старшей школах. Проанализировав уроки студентов во время педагогической практики, а также про-

140

Методика преподавания языка

ведя опрос студентов, мы приходим к выводу, что опыт творческой деятельности представляется одним из наиболее актуальных компонентов деятельности современного учителя иностранного языка в начальной школе.

Формирование педагогического творчества необходимо начинать с первых занятий студентов в педагогическом вузе. Профессия учителя во многом сродни профессии актера. Публичность - специфика работы и учителя и актера. Как актер учитель обращается к чувствам, умам своих учеников, воздействует на их эмоциональную сферу. Поэтому правильная речь это визитная карточка не только актера, но и учителя, и учителя иностранного языка в первую очередь. Общая культура речи, хорошо поставленный голос, четкая, внятная дикция являются неотъемлемыми элементами подготовки учителя, вообще. Красота голоса, его тембр, мелодичность, интонационная окраска во многом зависят от правильной постановки дыхания. От речевого дыхания зависят громкость, чистота и выразительность речи. В ходе развития речи вырабатывается особый речевой механизм дыхания, обеспечивающий правильное звукопроизнесение. Студентам предлагается тренинг, результатом которого является свободное дыхание, формирование мышечного тонуса, артикуляционного аппарата, концентрация внимания [4. С. 69]. Тренинг начинается с постановки дыхания с помощью дыхательных упражнений, которые учат не только правильному дыханию, но и артикуляции звуков английского языка. Вводный курс фонетики, проводимый в первом семестре, может быть организован таким образом, что, наряду с работой над совершенствованием фонетических навыков, тренировкой дыхания мы работаем над техникой речи и формированием актерского мастерства. В качестве эффективного средства формирования техники речи выступают скороговорки, тренирующие различные английские звуки. Студенты получают задания, требующие от них перевоплощения, представления той или иной скороговорки не только от имени различных персонажей, но и с соблюдением различного интонационного рисунка, изменения тембра голоса, темпа речи и т.

д. в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

Формирование методической компетентности учителя иностранного языка в начальной школе требует от него умения использовать в своей работе метод драматизации. Он, бесспорно, обладает рядом преимуществ, по сравнению, с другими приемами и методами. Драматизацию нельзя считать иллюстрацией рассказа учителя, посколь-

141

Lingua mobilis № 5 (31), 2011

ку в завершенном виде она является самостоятельным созданием учащихся, «оживлением» литературных, исторических, географических сюжетов [2. С. 13]. По мнению Н. А. Малкиной, «звучащий текст рассматривается как постоянное взаимодействие элементов языковой, паралингвистической и кинестетической систем, в которой авербальным компонентам принадлежит важнейшая роль» [3. С. 48]. Этот прием способствует развитию у обучающихся коммуникативной, творческой, культурной, стратегической, социальной и других компетенций. У них формируются навыки непринужденного общения. Он способствует снятию комплексов, позволяет преодолеть стеснительность и застенчивость. Психологи едины в своем мнении - то, что вызывает эмоциональные сопереживания, запоминается гораздо лучше, чем нейтральное. Поэтому активное вмешательство учителя иностранного языка в начальной школе в эмоциональный настрой урока обеспечивает у обучающихся эмоциональные состояния, способствующие лучшему усвоению материала, повышению мотивации, активности, вовлеченности всех без исключения обучающихся в учебный процесс. Для овладения приемом драматизации одним из наиболее важных умений является выразительность речи , постановка дыхания, тон и тембр голоса.

На занятиях по практической фонетике, практике основного иностранного языка, методике преподавания иностранных языков и спецкурсе по обучению иностранным языкам дошкольников и младших школьников мы проводим тренинги по организации драматизации и инсценирования сказок.

Студентам предлагаются задания, предполагающие разыграть сказку непосредственно на уроке иностранного языка в начальной школе, когда инсценирование или драматизация происходят без предварительной подготовки во времени и являются приемом организации учебного занятия, направленного на тренировку и закрепление речевого материала или как элемент повторения. Здесь студенты должны продемонстрировать определенные умения: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, артистизм и творческий потенциал. Оценивая степень развитости вышеперечисленных умений, студенты 4 курса приходят к выводу о недостаточной сформированности у них артистизма ( в данном случае мы имеем в виду умения пользоваться голосом, мимикой, жестами, пантомимикой) и творческого потенциала ( воображения, импровизации, приемов драматизации и инсценирова-

142

Методика преподавания языка

ния). Интеграция специальных и общепедагогических предметов представляется нам наиболее эффективным условием формирования творческого компонента иноязычной профессионально методической компетентности учителя иностранного языка в начальной школе. Она охватывает весь период обучения в университете, в том числе и педагогическую практику. В результате проведенных тренингов студенты более успешно справляются с поставленными задачами.

Список литературы

1. Булатова, О. А. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О. А. Булатова. - Тюмень, 1999. - 24 с.

2. Иванова, Н. В. методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. В. Иванова. - М., 2007. - 163 с.

3. Малкина, Н. А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи [Текст] /

Н. А. Малкина: дис. . канд. пед. наук. - М., 2000. - 231 с.

4. Поповицкая, Н. В. Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка [Текст] / Н. В. Поповицкая // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С. 66-70.

5. Языкова, Н. В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов [Текст] / Н. В. Языкова. - Улан-Удэ, 1994. - 236 с.

List of Literature

1. Bulatova, O. A. Ispol'zovanie vozmozhnostej teatral'noj peda-gogiki v processe stanovlenija lichnosti uchitelja: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Tekst] / O. A. Bulatova. - Tjumen', 1999. - 24 s.

2. Ivanova, N. V. metodika dra-matizacii skazki kak sredstvo raz-vitija kommunikativnosti mladshih shkol'nikov pri obuchenii inostran-nomu jazyku: dis. ... kand. ped. nauk [Tekst] / N. V. Ivanova. - M.,

2007. - 163 s.

3. Malkina, N. A. Metodika ispol'zovanija skazki v obuchenii doshkol'nikov ustnoj rechi [Tekst] / N. A. Malkina: diss. ... kand. ped. nauk. - M., 2000. - 231 s.

4. Popovickaja, N. V. Trenirovka golosa i dyhanija na uroke inos-trannogo jazyka [Tekst] / N. V. Popovickaj a // Inostrannye j azyki v shkole. - 2010. - №2. - S. 66-70.

5. Jazykova, N. V. Formirovanie professional'no-metodicheskoj dejatel'nosti studentov [Tekst] / N. V. Jazykova. - Ulan-Udje, 1994. -236 s.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.