Научная статья на тему '«Меткие, озаряющие слова» (имя прилагательное в тексте): пути формирования ключевых компетентностей на уроках русского языка в 6 классе'

«Меткие, озаряющие слова» (имя прилагательное в тексте): пути формирования ключевых компетентностей на уроках русского языка в 6 классе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1578
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / ХОД УРОКА / КАРТОЧКИ-ИНСТРУКЦИИ / ПРЕЗЕНТАЦИИ / ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ / STUDENTS' RESEARCHES / ADJECTIVE / COMPETENCES / LEARNING OUTCOMES / COURSE OF THE LESSON / CARDS-INSTRUCTIONS / PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Ирина Георгиевна

В статье предлагается конкретная методика проведения урока русского языка с учетом компетентностного подхода. Формирование ключевых компетентностей осуществляется в рамках системы работы по изучению функции имени прилагательного в тексте. Система включает в себя различные формы деятельности на уроке, в том числе работу с таблицей, анализ отрывка текста, презентации мини-исследований учащихся (с использованием заранее выданных карточек-инструкций), наконец, мультимедийную презентацию, подготовленную учителем. Подобная структура урока, по мысли автора, максимально активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует формированию ключевых компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Precious, illuminating words" (an adjective in the text): Ways of formation of key competences for the lessons of Russian language in the 6th grade

A specific methodology for the Russian language lesson arranging (taking into account the competence approach) is proposed in the article. The formation of key competencies is carried out within the system of research of the adjective's function in the text. The system includes various forms of activities in the classroom, particularly work with tables, a piece of text analysis, students' presentations of mini-researches (using a pre-distributed cards, manuals), and finally, a multimedia presentation prepared by the teacher. This structure of the lesson, according to the author, activates the cognitive activities of students at most and promotes the formation of core competencies.

Текст научной работы на тему ««Меткие, озаряющие слова» (имя прилагательное в тексте): пути формирования ключевых компетентностей на уроках русского языка в 6 классе»

ИДЕТ УРОК

И.Г. Савельева

«МЕТКИЕ, ОЗАРЯЮЩИЕ СЛОВА» (ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В ТЕКСТЕ): ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Современное образование основывается на компетентностном подходе к обучению. В свете этого на уроках русского языка приоритетной единицей обучения становится текст как речевое произведение, так как он создает правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта. Уроки, посвященные выяснению роли морфологической единицы (части речи) в тексте, строятся на компетентностно-ориентированных заданиях, позволяющих формировать такие ключевые компетентности, как информационная, коммуникативная, компетентность разрешения проблем. В основе такого урока лежат миниисследования учащихся, работающих в группе. Он дается после того, как изучено имя прилагательное в 6 классе.

Основными результатами обучения на уроке должны стать следующие:

• учащиеся должны иметь представление о роли прилагательных в текстах разных стилей;

• пронаблюдать за использованием прилагательных в художественных текстах;

• понимать, что способность прилагательного передавать признак предмета является выразительным средством языка в художественном тексте;

• уметь презентовать результаты своих наблюдений.

Урок начинается с наблюдения над текстом, позволяющего ввести в тему урока. Предлагается текст Г. Скребицкого:

«Как он был хорош под лучами весеннего солнца на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные ветвистые корни-рога. Сам тяжелый, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти - весь темно-бурый, а на ногах словно белые чулки туго натянуты».

Ирина Георгиевна Савельева — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№ 7 (г. Екатеринбург).

Учащиеся должны отгадать, о каком звере идет речь, назвать слова, которые помогли им узнать лося, и определить их принадлежность к части речи, дав ее определение.

Учитель сообщает тему урока и просит учащихся прочитать основополагающий вопрос урока (записан на доске): какова роль имени прилагательного в тексте и почему слова этой части речи называют «меткими, озаряющими»?

Работа с таблицей

Опираясь на таблицу, учащиеся должны рассказать о роли прилагательных в тексте, привести примеры из таблицы, прокомментировав их.

Учитель акцентирует внимание школьников на прилагательных, входящих в состав терминов, предоставляя слово учащимся, которые, обратившись к учебникам по разным предметам (опережающее задание), нашли в них такие

Роль прилагательных в тексте Примеры

1. Прилагательные могут употребляться в тексте для того, чтобы выделить нужный предмет из ряда однородных. Декабрьский день короток.

2. Прилагательные помогают дать дополнительную характеристику предмета и выразить авторское отношение к нему. Чистейшего снега, белейшего снега зима отряхнула на рощу с разбега (М. Дудин).

3. Прилагательные нередко входят в состав терминов. Сложное предложение, равнобедренный треугольник.

4. Прилагательные, употребленные в переносном значении, придают особую выразительность художественной речи, являясь эпитетами. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня (А.С. Пушкин).

прилагательные: восклицательное предложение, кольцевая композиция, семейство бобовых, прямой угол и другие.

Анализ художественного текста (фрагмента из стихотворения В.А. Жуковского).

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Вопросы и задания к тексту:

• Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В.А. Жуковского.

• Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, укажите разряд прилагательных.

• Прочитайте словосочетания, определяя разряд прилагательных, входящих в их состав.

• Прилагательные какого разряда и почему преобладают в тексте?

• В качестве какого изобразительного средства они использованы здесь?

• Проведите стилистический эксперимент: прочитайте текст, исключив из него прилагательные, и пронаблюдайте за тем, как изменилось содержание текста. Сделайте вывод о роли прилагательных в нем.

Учащиеся в ходе этой работы убеждаются в том, что употребление прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность, помогает создать яркую образную картину. Кроме того, актив изи-руются знания учащихся об этой части речи.

Презентация мини-исследований учащихся, работающих в группе. Мини-исследования они проводили, опираясь на карточку-инструкцию.

Пример карточки-инструкции:

«Прочитайте басню И.А. Крылова «Разборчивая невеста» и исследуйте ее текст в направлении следующих вопросов:

• какие формы прилагательных здесь употреблены?

• какими членами предложения они являются?

• какую стилистическую окраску придают они тексту?

Обобщите свои наблюдения».

Приводим фрагменты из выступлений учащихся.

1. «Я исследовала роль прилагательных в басне И.Крылова «Разборчивая невеста» и обнаружила, что баснописец использует в ней

преимущественно прилагательные в краткой форме. Например: она была спесива;, жених был хорош, умен; красавица была прихотлива; она была счастлива; он был молод; карманы пустыг; нос широк; брови густыи Большинство из них придают тексту разговорную окраску. Это такие прилагательные, как прихотлива, пусты, хорош, спесива. Кроме того, эти прилагательные придают тексту краткость, афористичность. Итак, краткие прилагательные придают тексту большую выразительность, эмоциональность. Выступая в роли эпитетов, они помогают баснописцу создать образ невесты и выразить свое отношение к ней».

2. «Я исследовал роль прилагательных в тексте Н.Сладкова. Этот текст написан о деревьях и представляет собой рассуждение. Первое предложение является тезисом: У каждого дерева свой вид. А вот убедить читателя в этом автору помогают имена прилагательные. Не случайно текст насыщен словами этой части речи. Я обнаружил, что все прилагательные здесь относятся к одному разряду - качественных. В тексте они выполняют роль эпитетов и помогают автору подчеркнуть своеобразие каждого дерева: сосна - стройная, береза - кудрявая, ива - развесистая, дуб - могучий, осина - трепетная, ель - величавая. Можно сделать вывод о том, что эти прилагательные помогают создать образ каждого дерева и придают тексту экспрессивную окраску».

3. «Я исследовала роль прилагательных в отрывке из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:

Кругом меня цвел Божий сад.

Растений радужный наряд...

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Я убедилась, что прилагательные в художественных произведениях служат не только для обозначения признаков предметов, но и придают тексту стилистическую и эмоциональную окраску. Это свойство прилагательных и использовал Лермонтов. Прилагательные радужный, небесных, виноградных, прозрачной не только называют признаки предметов, но и придают высказыванию поэтическую эмоциональную окраску. Выступая в роли эпитетов, они помогают создать яркую, живописную картину Божьего сада».

Чтобы учащиеся ощутили, как нелегко бывает найти подходящее слово-эпитет и как важно уметь это делать, проводим лингвистиче-

ский эксперимент. Учащимся предлагается текст стихотворения А. Белого «Зима», в котором пропущены прилагательные:

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженней дышим мы.

Люблю деревню, вечер _______

И грусть________зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,

Прохлещет хладом в глубь аллей;

Ломает__________подвески

__________,___________хрусталей.

Навесив синий, синий иней

В_________ток остывших вод,

На снежной,___________пустыне

Воздушный водит хоровод.

Задача учащихся - восстановить текст, вставив на месте пропусков прилагательные, которые им кажутся наиболее удачными. Далее учащиеся сравнивают свои находки с авторскими и объясняют, какие прилагательные у поэта показались им наиболее интересными и почему. Подобный эксперимент позволяет прививать вкус к слову, формирует у учащихся умение выбирать из массы слов наиболее точное, яркое для выражения своей мысли.

Завершаем урок мультимедийной презентацией «Роль прилагательных в романе А.С. Пушкина “Дубровский”», подготовленной ученицей. Приводим фрагмент из ее работы:

«В пушкинском тексте встречаются многозначные прилагательные, употребляемые и в прямом, и в переносном значении. Например, в главах с 1 по 4, характеризуя старшего Дубровского и все, что его окружает, автор часто использует прилагательное-эпитет бедный в прямом значении («небогатый»), чтобы подчеркнуть разницу между двумя помещиками -Троекуровым и Дубровским: бедныш дворянин, бедныш сосед, бедныш дом. Далее же этот эпитет приобретает другое значение, выражая отношение автора к герою: Пушкин словно жалеет Дубровского, замечая . здоровье бедного Дубровского было плохо..., положение бедного больного ужасало его... Называя своего героя беднгым, автор выражает ему своё сочувствие.

Многозначным является у Пушкина в тексте и прилагательное холодныгй. В 18 главе автор несколько раз употребляет его в эпизоде венчания Марьи Кирилловны. Например: Они

вошли в холодную, пустую церковь. Она чувствовала холодныгй поцелуй немилого супруга. Князь нимало не был смущен еехолодныгм видом...

В первом предложении это прилагательное имеет прямое значение: «не нагретый, не содержащий тепла». Читатель сразу представляет, в какой печальной для невесты обстановке происходит обряд венчания. В остальных предложениях это прилагательное употреблено в переносном значении: «равнодушный, бесстрастный». Итак, употребление одного и того же прилагательного-эпитета в разных значениях позволяет автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку, и состояние героини.

Прилагательные используются писателем и для того, чтобы передать авторскую иронию. Например: Такой ласковыш прием изумил заседателя. (Глава 1, Троекуров принимает чиновника Шабашкина). Прилагательное ласковыш имеет здесь иронический оттенок.

Использование нескольких прилагательных подряд создает в пушкинском тексте прием градации. Например: Отец. обходился с нею, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее своим суровыш, а иногда и жестоким обращением».

Исследуя роль прилагательных в пушкинском романе, ученица приходит к следующим выводам:

«Прилагательные в пушкинском тексте выполняют разные художественные функции:

• помогают точно передать состояние героя, авторскую иронию;

• подчеркнуть временные или постоянные черты характера героя;

• используются для противопоставления героев, их мнений;

• на базе прилагательных создается прием градации».

В заключении учащиеся вновь обращаются к основополагающему вопросу урока, а учитель предлагает им ответить на него.

Домашнее задание: записать текст, употребляя прилагательные в полной форме, провести текстоведческий анализ (определить тему, основную мысль, тип и стиль речи, средства связи предложений).

Ценность подобного урока заключается еще и в том, что он позволяет формировать такие общеучебные умения, как текстовосприя-тие и текстообразование; воспитывается читательская культура, интенсивно обогащается словарный запас учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.