Научная статья на тему 'Метафорические произведения как средство разрешения конфликтов у студентов сферы спортивной деятельности'

Метафорические произведения как средство разрешения конфликтов у студентов сферы спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СИТУАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТРЕНЕР / МЕТАФОРЫ / БАСНИ / ПРИТЧИ / КОНФЛіКТ / СИТУАЦіЯ / СТУДЕНТИ / СПОРТСМЕНИ / ВИКЛАДАЧ / МЕТАФОРИ / БАЙКИ / ПРИТЧі / CONFLICT / SITUATION / STUDENTS / ATHLETES / LECTURER / COACH / METAPHORS / TABLES / PARABLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заколодная Е. Е.

Большинство преподавателей, тренеров и спортсменов негативно относятся к возможности возникновения конфликтов в спорте, не используют стихийно возникающие, и не моделируют преднамеренные конфликтные ситуации для решения воспитательных задач. Существуют различные средства, способствующие предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном и тренировочном процессах. Особую роль здесь играют метафорические произведения. Анализ, оценка, разрешение конфликтных ситуаций (основой которых являются метафорические произведения) даёт возможность студентам более глубоко осознать получаемые знания и является важным средством формирования личности студента-спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphorical works as a means of solving conflicts among athletes engaged in sports activities

Most of lecturers, coaches and athletes demonstrate negative attitude to possible conflicts in sports dont use spontaneous and dont design deliberate conflict situations in order to solve educational tasks. There are various tools, contributing to prevention and solution of conflict situations in educational and training processes. Metaphorical works play a specific role in them. Analysis, assessment and solution of conflict situations (based on metaphorical works) makes it possible for the students to become more deeply aware of the knowledge obtained of forming of students person.

Текст научной работы на тему «Метафорические произведения как средство разрешения конфликтов у студентов сферы спортивной деятельности»

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У СТУДЕНТОВ СФЕРЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заколодная Е.Е. Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск

Аннотация. Большинство преподавателей, тренеров и спортсменов негативно относятся к возможности возникновения конфликтов в спорте, не используют стихийно возникающие, и не моделируют преднамеренные конфликтные ситуации для решения воспитательных задач. Существуют различные средства, способствующие предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном и тренировочном процессах. Особую роль здесь играют метафорические произведения. Анализ, оценка, разрешение конфликтных ситуаций (основой которых являются метафорические произведения) даёт возможность студентам более глубоко осознать получаемые знания и является важным средством формирования личности студента-спортсмена.

Ключевые слова: конфликт, ситуация, студенты, спортсмены, преподаватель, тренер, метафоры, басни, притчи. Анотащя. Заколодна О.£. Метафоричт твори як зас1б itiipiiiic'iiiiii конфлжтш у студенпв сфери спортивно! даяльностъ Бшьшкть викладачiв, тренерiв i спортсмешв негативно вщносяться до можливост виникнення конфлiктiв в спорт^ не використовують ri, що стихшно виникають, i не мо-делюють навмисш конфлiктнi ситуацп для вирiшення виховних завдань. 1снують рiзнi засоби, сприяючi попередженню i до-зволу конфлжтних ситуацiй в учбово-виховному i тренуваль-ному процесах. Особливу роль тут грають метафоричш твори. Аналiз, оцшка, дозвiл конфлiктних ситуацiй (основою яких е метафоричнi твори) дае можливiсть студентам бiльш глибоко усвiдомити отримуваш знання i е важливим засобом формуван-ня особи студента-спортсмена.

Ключов1 слова: конфлiкт, ситуащя, студенти, спортсмени, ви-кладач, тренер, метафори, байки, притчг

Annotation. Zakolodnaya E.E. Metaphorical works as a means of solving conflicts among athletes engaged in sports activities.

Most of lecturers, coaches and athletes demonstrate negative attitude to possible conflicts in sports don't use spontaneous and don't design deliberate conflict situations in order to solve educational tasks. There are various tools, contributing to prevention and solution of conflict situations in educational and training processes. Metaphorical works play a specific role in them. Analysis, assessment and solution of conflict situations (based on metaphorical works) makes it possible for the students to become more deeply aware of the knowledge obtained of forming of student's person.

Key words: conflict, situation, students, athletes, lecturer, coach, metaphors, tables, parables.

Введение

Современный спорт характеризуется постоянным ростом тренировочных нагрузок, увеличением количества международных соревнований, а также возрастающей профессионализацией и коммерциализацией. Эти тенденции предъявляют

© Заколодная Е.Е., 2009

дополнительные требования к подготовке спортсменов различных видов спорта, но особенно спортсменов игровых командных видов спорта, которые чаще подвержены разного рода конфликтным проявлениям, возникающим в результате постоянного взаимодействия игроков. Некоторые исследователи отождествляют конфликт с соревнованием [1-5].

Рассматривая вопросы этики спортивного педагога, наряду с другими проблемами, М.И. Стан-кин также выделяет проблему конфликта. Говоря об урегулировании конфликтов, автор отмечает такие приемы и средства, как наличие у тренера тактичности, использование авторитетных лиц в разрешении конфликтов и оперативность в разрешении различных коллизий [7].

Работа выполнена по плану НИР Белорусского государственного университета физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы заключается в выявлении результатов использования метафорических средств воспитания в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в спортивной деятельности у студентов сферы физической культуры.

Методы исследования. В исследовании мы использовали метод педагогических ситуаций, основой которых служили метафорические произведения.

Результаты исследования.

В современных условиях тренер общается со спортсменами 6-8 часов ежедневно и его поведение, культура речи, оценивания, стиль руководства спортивным коллективом оказывает большое, если не решающее влияние на формирование личности воспитанника. Тренер - главная фигура современного спорта. Известный специалист по волейболу В. А.Платонов высказал мысль о том, что тренер в игровых командных видах спорта и в индивидуальных спортивных дисциплинах - это разные профессии. В индивидуальных видах спорта наставник руководствуется в основном «семейной» педагогикой, когда он и ученик составляют маленькую спортивную семью. А в командных видах спорта он должен уметь использовать воспитывающее влияние коллектива команды на личность каждого спортсмена.

Отношения между педагогом и воспитанником в процессе взаимодействия не обладают постоянством. В процессе межличностного общения возможны не только доброжелательные отношения, но и конфликтные, в зависимости от ситуации. Очень много здесь зависит от стиля руководства спортивным коллективом, от положения каждого спортсмена в нем, от его психического состояния и особенностей темперамента.

Тренеру необходимо учить спортсменов кон -центрации всех сил для достижения максимального результата, победы над соперником, но при этом параллельно воспитывать у них такие нравственные качества как доброта, ответственность, честность, порядочность. Это достаточно сложная задача, решение которой удается не всегда и не каждому.

Воспитать гармоничную, нравственную личность может только тот педагог, который сам является такой личностью.

Конфликтная ситуация как один из видов педагогических ситуаций является закономерностью и при определенных условиях средством, методом и результатом воспитательного процесса. Если педагог воспитывает в своих учениках принципиальность, честность, требовательность к себе и другим, чуткость и другие нравственные качества, то на каком-то этапе его работы, воспитанники обязательно вступят в конфликт с негативными проявлениями личности, выявив уровень своего нравственного развития и эффективность работы своего воспитателя. Конфликтная ситуация является индикатором нравственной воспитанности личности, раскрывает ее для внешнего психолого-педагогического наблюдения [9].

Проблема использования моделируемых конфликтных ситуаций в процессе формирования профессионально-этического поведения студентов высших физкультурных учебных заведений рассмотрена в работе А.Б. Учаева. По результатам исследования установлено, что большинство преподавателей, тренеров и спортсменов негативно относятся к возможности возникновения конфликтов в спорте, не используют стихийно возникающие, и не моделируют преднамеренные конфликтные ситуации для решения воспитательных задач. Методика использования моделируемых конфликтных ситуаций как одного из видов педагогических ситуаций включает в себя: разработку преподавателем, тренером системы ситуаций, соответствующих задачам занятия; создание условий для упражнений студентов в нормах поведения, вытекающих из конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; применение на учебно-тренировочных занятиях после завершения анализа и разрешения конфликтной ситуации элементов дискуссии [8].

Умение конструктивно разрешать конфликт, использовать случайно возникающие и специально создаваемые конфликтные (педагогические) ситуации в решении воспитательных задач - важное качество в профессионально-педагогической подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта, способствующее повышению уровня его педагогического мастерства и общей культуры личности.

Существуют различные средства, способствующие предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном и тренировочном процессах. Особую роль здесь играют те произведения культуры, которые имеют такой признак, как «метафоричность». Человек узнает о физическом мире, используя правила логики и абстрактные принципы, а о социуме - через метафорические истории (сказки, притчи, мифы и др.): через эти повествования люди впитывают специфическую интерпретацию событий и опыта, интегрируются в культуре.

Д. Лакофф и М. Джонсон (1990), эксперты в сфере применения метафор, утверждают, что если

картина заслуживает 1000 слов, то метафора стоит 1000 картин, поскольку картина дает нам статический образ, а метафора - динамический, личностный и побуждающий к действию [6].

В контексте конфликта, возникающего в спортивной деятельности, метафора может служить тем мощным и творческим инструментом описания ситуации или проблемы, который предложит альтернативу, поможет увидеть ситуацию в другом свете и, вероятно, укажет дополнительные (а иногда и новые) способы устранения трудностей. Метафоры всегда проникают в область бессознательного, активизируют потенциальные возможности человека и представляют собой не жесткое указание, не директиву - они только лишь намекают, направляют, наставляют. Метафора и воспринимается не посредством выводов и умозаключений, а непосредственно, чувственно, образно: мы сначала воспринимаем метафору, а потом уже ищем ей «оправдания», «объяснения» [6].

В нравственном воспитании студентов-спортсменов (и в частности, в разрешении конфликтной ситуации) на учебных занятиях мы использовали притчи, басни и другие метафорические произведения.

Притча - это краткое повествовательное произведение с нравственным поучительным содержанием. Как правило, притча имеет аллегорическую форму без четких жанровых границ. Она сходна и с пословицей, и с басней, и с рассказом. Это и простое изречение, замечательное, мудрое слово, нравоучение, поучение на примере, иносказание. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать как «игру символов». Как золото обретает ценность только, когда его отделяют от земли, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия.

Басня - жанр нравоучительного или сатирического (обычно короткого стихотворного) рассказа, иносказательно изображающего людей и их поступки (Большой толковый словарь русского языка, 1998).

В ходе учебно-воспитательного и тренировочного процессов студентов Белорусского государственного университета физической культуры в содержание лекций и семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» были внесены некоторые изменения. В конце лекций студентам зачитывались притчи, басни, имеющие отношение к кон -кретной теме с заданием осмысления и перевода их в афоризмы, а на семинарских занятиях студенты проигрывали различные конфликтные ситуации, основанием которых служили метафорические произведения. Этот же метод был использован в работе с гандболистами высокой квалификации. Некоторые из них являются членами сборной национальной команды Республики Беларусь по гандболу.

Студентам-спортсменам приходилось осуществлять моральный выбор, принимать непро-

стые решения в сложных конфликтных ситуациях, анализировать последствия принятых решений. Особое внимание обращалось на нравственную оценку отношений человека в обществе и его поведения, на роль общественного мнения как основного регулятора нравственных отношений и поступков личности, а также на их роль и значение в оценке деятельности педагога. Большое внимание обращалось на оценку студентами нравственного и безнравственного поведения людей в различных конфликтных ситуациях.

Например, в басне Эзопа «Солнце и Ветер», мы проводили аналогию между конфликтом людей и соперничеством солнца и ветра. Основная идея басни заключается в том, что сила и агрессия - не лучший и не самый эффективный способ достижения желаемого результата. Задача студентов увидеть, что в басне доказывают свою силу различные стихии, Солнце и Ветер, а в конфликте участвуют люди. Студенты должны были выявить сходство между метафорической и собственной конфликтной ситуацией (реально когда-либо происходившей с ними) и сделать верные выводы. Приводим текст басни.

«Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было силы. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепея, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему не снять плаща.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного замерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».

Выводы.

Применение метафорических произведений, которые являются основой моделируемых конфликтных ситуаций на учебно-тренировочных занятиях студентов, способствует: самореализации студентов в моделируемой практической деятельности; преодолению конфликтов, возникающих в различных видах жизнедеятельности; выявлению отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе анализа конфликтных ситуаций; коррекции поведения; социализации: включению в систему общественных отношений, усвоению норм человеческого общежития.

Анализ и оценка конкретных жизненных ситуаций (основой которых являются метафорические произведения) даёт возможность студентам более глубоко осознать получаемые знания. Самостоятельное решение нравственной задачи в созданной для этого конфликтной ситуации является важным средством формирования личности студента-спортсмена.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем разрешения конфликтов у студентов сферы спортивной деятельности.

Литература:

1. Блинов, В. А. Управление конфликтами в процессе подготовки футболистов - юношей 13-14 - летнего возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А.Блинов. - Омск. - 2001. - 24 с.

2. Воронин, И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: автореф. дис. ... канд. пед. наук /И.Ю.Воронин. - Белгород. - 2000. - 22 с.

3. Келлер, В.С. Деятельность спортсменов в вариативных кон -фликтных ситуациях. / В.С.Келлер. - Киев: Здоровья, 1977. - 184 с.

4. Киршбаум, Э.И. Психолого-педагогический анализ кон -фликтных ситуаций в педагогическом процессе: дис. . канд. психол. наук / Э.И.Киршбаум. - Л., 1986. - 252 с.

5. Парамонова, Г. А. Стратегии поведения студентов различных спортивных специализаций в межличностном конфликте: дис. .канд. психол. наук /Г. А Парамонова. - СПб, 2004. -161 с.

6. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2006.- 296 с.

7. Станкин М.И. Этика спортивного педагога / М.И.Станкин, М.: Знание, 1983. - 63 с.

8. Учаев, А.Б. Формирование профессионально - этического поведения студентов институтов физической культуры в процессе подготовки тренера к тренерской деятельности: дис. ...канд. пед. наук / А.Б.Учаев. - СПб., 1991. - 156 с.

9. Ященко, М.М. Влияние сложных жизненных ситуаций на нравственное становление старшеклассников. - В кн.: Кол -лектив, личность ребенка, внутриколлективные отношения / Под ред. Л.И.Новиковой, В.И. Чапелева. - М.,1970. - С. 187-213.

Поступила в редакцию 09.04.2009 г.

dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.