Научная статья на тему 'Метафизический аспект исследования слова'

Метафизический аспект исследования слова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОС / СЛОВО / КУЛЬТУРА / МЕТАФИЗИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Василькова Е. В.

В статье поднимается вопрос об исследовании языка и слова в метафизическом аспекте, который указывает нам на космологичность языка, формирующего «культурную» реальность человека. В Слове отражается все разнообразное единство человеческой культуры, его бытия. Таким образом, культура это пространство всеобщего Логоса, явленного нам через язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метафизический аспект исследования слова»

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВА

© Василькова Е.В.*

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) Тюменского государственного университета, г. Нижневартовск

В статье поднимается вопрос об исследовании языка и слова в метафизическом аспекте, который указывает нам на космологичность языка, формирующего «культурную» реальность человека. В Слове отражается все разнообразное единство человеческой культуры, его бытия. Таким образом, культура - это пространство всеобщего Логоса, явленного нам через язык.

Ключевые слова Логос, Слово, культура, метафизика.

Каким образом проявляется связь языка и космоса, как язык соотносится с онтологическими и метафизическими исследованиями культуры?

Языковой знак - особый феномен человеческой культуры, поэтому и сама культура неизбежно лингвоцентрична. Культура определяет информационное содержание языка, так как она является для языка: 1) источником информации; 2) моделью «содержательной» организации; 3) фактором развития; 4) функциональным регулятором [1, с. 247]. Язык, в свою очередь, формирует вторую «культурную» реальность человека. Слово - объект внимания с момента своего «сотворения». Много поколений старается постичь тайну его бытия. Попытки, которые предпринимали люди в этом направлении, привели к различным отношениям к Слову: от архетипического до научного, от эмоционально-чувственного до душевно-эстетического. В каждом случае, это было новое знание, новая информация, «эволюция» духовно-ментального постижения слова. В «эволюционирующей парадигме» знаний о Слове И.В. Зыкова выделяет семь направлений его толкования, которые позволяют исследовать Слово как сложное культурное явление в следующих его аспектах: архетипически-мифологическом, религиозно-философском, психологическом, эстетическом, физио-биологическом, социально-этническом и лингвистическом.

Остановимся на религиозно-философском аспекте исследования Слова. Согласно религиозному учению, Слово - откровение существа Божия, предвечный образ Божий, воплотившийся в Сыне Божием - Иисусе Христе. Слово - проявление Бога (Бытия). Познание Бога осуществляется только через Слово. Мир сотворен через Слово; оно является безначальным началом и источником всего существующего. Сила Слова - в вере в ту реальность, которую оно выражает. Благодаря религиозному осмыслению Слово понима-

* Доцент кафедры Иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации, кандидат культурологии.

ется как посредник между Богом и миром. Слово отражает высшую реальность, поэтому Слово и есть Бог.

«Построение» мышления в этом направлении можно найти уже у Филона Александрийского. В его учении связаны безличный логос стоиков и ветхозаветный Бог иудеев. Метафизическая позиция Филона выстраивается в контексте бытия как слова. Убежденность Филона в боговдохновенности Писания выражается в его вере в то, что в Библии нет ни одного слова, не заключающего в себе глубокого и таинственного значения. Библейское Откровение -это сокровищница всевозможных знаний. Для Филона оно - единственный источник всякой истинной философии. Как же Филон показывает связь между Богом и миром? Бог, как полагает Филон, единственная производящая и действующая причина всего сотворенного. Однажды сотворив мир, Бог-Творец продолжает свою творческую деятельность и никогда ее не прекращает. Таким образом, Творец имманентен своему творению. Второй элемент Филоновской доктрины - Логос. Он безначально рожден из сущности Бога, излучается из субстанции вечного света как точный образ и отпечаток абсолюта, равносущий первому. Логос одновременно является и связующим и разъединяющим звеном между Богом и миром. Поэтому, несмотря на то, что Логос - имманентное начало мира, связующего Бога и мир в одно целое, он отделяет его от мира и не позволяет миру слиться с Творцом. Логос - только форма проявления единой и неизменной субстанции. Поэтому Филон приписывает Логосу черты Верховного сущего, устраняя промежуточные связи между Богом и миром. «Если голос человеческий можно только слышать, то глас Божий поистине видим, ибо что изрекает Бог, это есть уже не слово, а дело, которое глазами вместо ушей воспринимается» [цит. по: 5, с. 134].

Таким образом, вся полнота возможностей божественного разума должна быть открыта и развернута, неизреченный Логос должен стать Логосом явленным, божественные идеи превратиться в дела, в мысли в слова. В лице Логоса и мира происходит самосознательное возвращение Бога в Самого Себя, в обогащенное единство изначального бытия. Логос пронизывает весь универсум и все его части. Логос, скрепляющий разнообразие сущего в одно целое, служит невидимой связью природы [5, с. 135].

Логос - мировая связь всех вещей в природе, «умная» необходимость, космически организующее и одушествляющее мир начало. Согласно Филону, не только весь универсум является живым и органически развивающимся существом, одушествленным божественным Логосом, но и каждая частичка мира носит внутри себя в так называемом «сокращенном виде» божественный Логос. То есть, Бог, творя все, создает и свои творческие силы, и своих посредников; творя мир, Бог творит и возвращается в Самого Себя. Для Филона, бытие находится вне связи с познаваемостью и совершенством. Совершенство бытия Бога заключено в его невыразимости и недоступности всему сотворенному. Соответственно, Бог Филона трансцендентен и далек от мира, но в своей удаленности Бог присущ миру.

Главное назначение познания - открывать божественные силы. Логос -есть дело Божие, в Логосе и в мире для познания отражается одно и то же -Бог, так как Бог и мыслит и творит одновременно. Логос - Бог размышляющий, тогда как мир - Бог чувственный, изреченное Слово Божие. Но Божество как «чистое бытие» без качественно определенного Логоса - пустая возможность бытия. Поэтому у Филона Логос и космос противоположны. Логос приближен к Богу, он «Сын Бога», образ и откровение Божества. Логос - идеальный план универсума и сила, имеющая энергию для осуществления этого плана. Мир, в свою очередь, отделен от Бога, являясь отпечатком Логоса или, своеобразным «внуком Бога».

Для христиан Христос есть Бог-Слово (Логос). Бога можно познать только верой. Познание первоначальных причин всего сущего не поддается объяснению, никакая человеческая мудрость их не познает. Бог безграничен, ничем не объемлется, но все объемлет. Далеко отстоящий от человека, Бог все же находится рядом с ним. Вера - упреждение ума, без которого нельзя ни искать, ни сомневаться, ни решать, ни доказывать. Человек в христианском космосе не «живое существо, имеющее логос», как определяли это греки-язычники, а «сущее во Христе»; по словам апостола Павла «нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины, ибо все вы - одно во Христе». Христианин не просто последователь Логоса: он прочно связан с воплотившимся Словом, Словом Истины и нетления, которое возрождает человека и возводит его к Истине. «Оно - средоточие спасения, тление изгоняющее, смерть преследующее, создавшее в людях храм, дабы Бога в нем поселить» [цит. по: 5, с. 153].

Бытие как слово в рамках христианского мировосприятия постигается как производная от Бога-Слова. В отличие от античного понимания бытия как чего-то оформленного и определенного, в христианстве бытие означает не столько вещественное, сколько духовное измерение. Христианский мир - это Бог и человек, стоящие друг перед другом лицом к лицу. При этом мир - не объединяет, а отдаляет человека от Бога, так как в мире выражена извращенность Божественного устроения, или морально-благостного миропорядка. Человек в земном мире странствует, несет в себе тяжкие первоначальные греховности и единственной целью его является преодолеть падшесть себя и мира в целом. Поэтому от каждого человека требуется соблюдение норм церковного вероучения, включающих в себя моральность и аскетику. Эта фундаментальная метафизическая позиция связана с пониманием бытия как слова. Слово даруется человеку и только через такое слова человек способен отдавать себя всего Богу.

По Августину Блаженному, содержание веры - есть Слово Бога. Бытие выступает как Слово и как истина Откровения. Через бытие как Слово формируется провиденциальный смысл истории; сама же история - исключительно трансцендентное обещание: человек, утративший свою истинную Божественную природу, в конце концов, обретет полноту и радость следованию заповедям Божиим.

Отношение к языку в средние века также имело метафизические основания. Правильность и грамотность соответствуют восприятию мира как божественного творения. Они не только возможны, но и необходимы, поскольку речь идет о совместном и совместимом присутствии Творца и творения. Соответственно, искажение латыни, например, рассматривается как нарушение грамматики и правильности мышления, что, в свою очередь, способствует отходу от веры и Откровения и является отступлением от гарантирующих истину и вечное спасение священных слов, которые хранят и воспроизводят смысл божественного творения. «Продемонстрировать бытие Бога - значит добиться с помощью грамматических артикуляций такой «чистоты» слов и имен «забытого» языка, которая гарантирует образ максимальной наполненности, а не призрачно пустой продукт абстрагирования. Испорченность слов ведет к утрате самого бытия»... «Вещи, будучи сотворенными, из-за непригодности слов подвергаются уничтожению. Они перестают быть произведением Бога и становятся демоническими, как ангелы, отпавшие от бытия Творца. Испорченность слов и «демонизм» вещей - лишь оборотная сторона правильности и грамотности верующего, внимающего упорядоченности имен и совершенству вещей. Достоинство вещей состоит в благородстве слов, которыми они названы и в силу которых они обладают бытием, поскольку все, что сотворено Словом, тем самым причастно Слову как божественному произведению» [5, с. 197].

Слово есть всецело бытие и первая причина всякого творения. Никакое творение не способно быть благодаря только самому себе, кроме Творца.

В философском аспекте Слово-Логос - космическое начало, предметом и содержанием которого является мир. Начиная с Гераклита, считающего Логос всепроникающим законом природы, философы древности и Нового времени развивали идею о Логосе как «разумного принципа мира»; как тождественного материи и Богу и одновременно божественного разума; как «творческого принципа», пронизывающего собой все мироздание и регулирующего его.

Несмотря на различия, между религиозной и философской концепциями существует, как отмечает И.В. Зыкова, параллелизм.

Со времен Гераклита толкование Логоса было либо пересмотрено, либо существенно обогащено в ходе развития философской мысли. В одном из таких «расширений» сущность Логоса раскрывается через его связь с Софией. Тогда Логос осмысляется как исходное бытие Божественной мудрости и Слово-Логос - не только благость Божия, но и откровенная премудрость.

Язык «аккумулирует в себе смыслоценность и рафинирует в культуре ее собственную сущность» [4, с. 31]. Любое слово как «имя» вещи - это универсалия, «ограничивающая в сознании выступание вещи из сплошности». Любые грамматические конструкции выступают как реликты, в недрах которых «хранятся следы бурного горообразования словесных пород, когда древний Логос, еще не остывший, еще вулканически подвижный, пробивал

себе русло в праязыках, чтобы в последствии воплотиться в системе этих самых универсалий» [4, с. 31]. Культура в итоге являет собой пространство всеобщего Логоса, или метаязыка, который «смыкает самостоятельные языковые сущности в единую смыслообразовательность». В культуре вещь транс-цендирует в слово. А словесная трансценденция вещи - это ее символическое инобытие. Ясно, что культура вбирает в свое историческое пространство не вещи, а их смыслы с помощью символов, в том числе слов.

Культура - «негенетическая» память коллектива, сфера всеобщих смыслов, которыми люди наделяют все свои творения и действия. В историческом процессе человечество этот мир смыслов обогащает, хранит, передает, «кодирует» в знаках. В Слове отражается все разнообразное единство человеческой культуры. Слово - ценностно-значимый символ культуры.

Язык - метафизическое и метафилологическое основание бытия, космология, заключенная в бытии как слове. «Космическое многообразие нам открыто преимущественно через язык . язык приобщает нас к бытию самого мироздания» [2, с. 11].

Список литературы:

1. Зыкова И.В. Культура как информационная система: Духовное, ментальное, материально-знаковое: монография. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 368 с.

2. Океанская Ж.Л. «Философия имени» отца Сергия Булгакова в контексте поэтической метафизики конца Нового времени: автореф. дис. ... докт. культуролог. - Шуя, 2010. - 37 с.

3. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г. Л. Тульчинского, М.С. Уварова. - СПБ.: Але-тейя, 2000. - 415 с.

4. Суханцева В.К. Метафизика культуры. - К.: Факт, 2006. - 368 с.

5. Толстенко А.М. Европейская метафизика: от бытия-как-природы к бытию-как-истории. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2011. - 383 с.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОСЕТИН © Дзацеев Д.Р.*, Зангиева З.Н.*

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ

Историки и религиоведы постоянно обращают внимание на характерную смесь различных вероисповеданий на Кавказе и, в частности, в Северной Осетии. Большинство верующих осетин вплоть до наших дней

* Студент Финансово-экономического факультета (направление подготовки: «Менеджмент»).

* Доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.