Научная статья на тему 'Месторождение им. В. Филановского - Флагман ЛУКОЙЛа на Каспии'

Месторождение им. В. Филановского - Флагман ЛУКОЙЛа на Каспии Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1746
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы —

В конце октября 2016 г. в присутствии Президента РФ Владимира Путина был дан старт промышленной эксплуатации месторождения им. В. Филановского на шельфе Каспийского моря крупнейшего месторождения из открытых в России за последние 25 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Месторождение им. В. Филановского - Флагман ЛУКОЙЛа на Каспии»

Многопластовое нефтегазоконденсатное месторождение на лицензионном участке Северный в Каспийском море было открыто в 2005 г. и названо впоследствии в честь известного советского нефтяника, бывшего первого заместителя министра нефтяной промышленности СССР Владимира Юрьевича Филановского. Первая скважина дала фонтанный приток легкой безводной малосернистой нефти дебитом более 800 т в сутки.

В 2009-2010 гг. было завершено обустройство и введено в эксплуатацию месторождение им. Юрия Корчагина: в декабре 2009 г. здесь было начато эксплуатационное бурение, а в апреле 2010 г. запущена промышленная добыча нефти.

Бурение

В октябре 2012 г. ЛУКОЙЛ впервые в России провел тестовую операцию гидроразрыва пласта в море на одной из поисково-разведочных скважин месторождения им. В. Филановского. До проведения работ максимальный приток нефти при испытании продуктивных пластов в данной скважине составлял всего 3,7 т в сутки. После применения ГРП дебит вырос в 20 раз.

В настоящий момент на месторождении пробурены три добывающие скважины, глубиной более 3 тыс. м.

Как и на месторождении им. Ю. Корчагина, бурение велось наклонно направленным способом. Скважины с горизонтальным окончанием, несмотря на технологические и инженерные сложности при строительстве, имеют целый ряд преимуществ. Максимальное увеличение площади контакта с продуктивным пластом позволяет при минимальных затратах в более короткие сроки значительно повысить коэффициент извлечения нефти.

Применение наклонно направленного бурения также уменьшает количество скважин, необходимых для освоения месторождения, что заметно снижает промышленную нагрузку на экосистему.

Бурение осуществлялось в закрытом режиме — внутри водоотделяющей колонны. 13 колонн забиты в морское дно на глубину 120 м для укрепления устьев скважин, создания циркуляции.

Обеспечены усиленные меры по безопасности бурения. Заколон-ный пакер и внутрискважинный клапан-отсекатель установлены под водой, что обеспечивает закрытие скважины в любой аварийной ситуации. На платформе также расположено противовыбросовое оборудование на устье скважины.

В июне 2016 г. началось бурение первой эксплуатационной скважины. 4 августа 2016 г. получена первая нефть. А в конце сентября 2016 г. компания запустила вторую скважину.

При тестировании скважины показали рекордно высокие для России дебиты - 3 тыс. т (23 тыс. барр.) нефти в сутки на каждую скважину.

В настоящий момент завершено строительство третьей скважины. Благодаря накопленному опыту текущая скорость бурения на месторождении в 2 раза превышает начальную скорость на соседнем месторождении им. Ю. Корчагина.

Инфраструктура и технологическое оборудование

Реализация проекта потребовала сооружения шести морских объектов, транспортной и резервуарной инфраструктуры. Все сооружения построены на судостроительных верфях Астраханской области.

В рамках первой очереди обустройства месторождения были построены четыре платформы, жёстко прикреплённые к морскому дну и соединённые между собой тремя переходными мостами:

1. стационарная ледостойкая платформа №1

с расположенным на ней буровым, энергетическим и эксплуатационным комплексами (ЛСП-1);

2. центральная технологическая платформа для подготовки товарной нефти и природного газа (ЦТП);

3. райзерный блок для подключения трубопроводов, кабельных линий и размещения факельной установки;

4. платформа жилого модуля (ПЖМ-1).

Каждая из платформ представляет собой сложное техническое сооружение, насыщенное разнообразными технологическими установками и системами.

Так, ЛСП-1 предназначена для буровых работ и эксплуатации углеводородных скважин. В ее состав входят буровой комплекс для бурения 11 скважин, эксплуатационный комплекс для сбора продукции, ее замера и подачи на центральную технологическую платформу, а также энергетический комплекс. Платформа соединяется с помощью переходных мостов с платформой жилого модуля и с центральной технологической платформой.

Построена локальная автономная энергетическая система суммарной электрической мощностью 50 МВт. Она включает в себя как объекты генерации энергии (электрической и тепловой), так и

Месторождение им. В. Филановского

300

рабочих мест

46,7,

тыс т

вес объекта (сооружения и мосты)

129

извлекаемые запасы нефти С1+С2

1

V

ЕШЕНЗШНЕГ

системы трансформации и коммутации энергетических потоков. На каждой платформе установлены аварийные дизель-генераторы и источники бесперебойного питания, которые автоматически запускаются при исчезновении напряжения в системе электроснабжения.

Автоматическое управление всеми технологическими процессами, контроль параметров работы энергетического комплекса и сигнализация об отклонениях или аварийных отключениях обеспечиваются современной интеллектуальной АСУ ТП, все основные показатели которой выведены на мнемосхемах на главном и центральных постах управления, расположенных, соответственно, на ПЖМ-1 и ЛСП-1.

Центральная технологическая платформа предназначена для подготовки попутного газа и нефти и транспортировки их на берег. На ней размещены установка подготовки нефти (УПН), компрессорная станция (КС) и установка подготовки и закачки пластовой воды (УППВ). Подготовка нефти будет осуществляться на двух технологических линиях. После очистки пластовая вода будет закачиваться обратно в пласт.

Технологические линии УПН состоят из двух- и трехфазных сепараторов трех ступеней сепарации, электродегидраторов и обессоли-вателей для удаления воды и хлористых солей, пластинчатых теплообменников для нагрева нефти, насосов (бустерных и для внешнего транспорта нефти).

В состав компрессорной станции для компримирования попутного газа входят многоступенчатые газотурбинные компрессоры, скрубберы, теплообменники.

УППВ состоит из блоков гидроциклонов, дегазаторов пластовой воды, фильтров тонкой очистки, центробежных насосов для закачки воды в пласт.

До конца 2017 г. ЛУКОЙЛ планирует завершить строительство объектов второй очереди.

Логистика нефти и газа

Для транспортировки углеводородов на берег построена система подводных и сухопутных нефте- и газопроводов.

Нефть поступает по подводному трубопроводу в резервуарный парк головных береговых сооружений, а затем сдается в систему Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) для дальнейшей реализации на экспорт.

Трубопроводы от месторождения им. В. Филановского свяжут сразу четыре региона Юга России, вовлекая в процесс производства до десятка отраслей промышленности.

Нефть месторождения относится к категории легкой малосернистой. Высокое качество нефти и наличие банка качества в КТК при реализации обеспечивает ценовую премию к сорту Urals.

Попутный газ подается по трубопроводу на газоперерабатывающую установку нефтегазохимического завода ЛУКОЙЛа «Ставролен» в г. Буденовск Ставропольского края.

Экологические принципы

ПАО «ЛУКОЙЛ» поддерживает высокий уровень в области промышленной, экологической безопасности и охраны труда, получены сертификаты по международным стандартам ISO и OHSAS.

Как и на всех других морских проектах ЛУКОЙЛа, на месторождении им. В. Филановского внедрен принцип «нулевого сброса», исключающий попадание в море каких-либо отходов с буровых платформ — они в полном объеме вывозятся на берег для обезвреживания и утилизации.

Утилизация попутного нефтяного газа на проекте обеспечивается на уровне 98% благодаря его переработке на заводе «Ставролен».

Платформы по всему периметру оборудованы системой датчиков обнаружения пожара и газа. При срабатывании одного из них активируется автоматическая система аварийных отключений.

Безопасность добычи в районе объектов месторождения круглосуточно обеспечивают аварийно-спасательные суда с оборудованием по ликвидации аварийных разливов нефти на борту. Также осуществляется постоянная защита прибрежной и береговой зон на мелководных участках с использованием специализированных судов и оборудования для ликвидации последствий в случае разливов нефти.

Ежегодно проводятся региональные и международные учения по отработке совместных действий, сил и средств при ликвидации последствий морских аварий.

В рамках корпоративной программы экологического мониторинга Северного Каспия ведется постоянный спутниковый мониторинг участков акватории моря в районе производственных объектов.

Компания также реализует программу минимизации возможного негативного воздействия своей деятельности на экосистему Каспийского моря, участвуя в региональных программах по воспроизводству осетровых видов рыб.

Кроме того, ПАО «ЛУКОЙЛ» внедряет новые методологические подходы в оценке фактического воздействия нефтегазодобывающей деятельности на окружающую среду и фауну. Для этой цели создана система стационарных донных станций производственного экологического мониторинга, которые располагаются в непосредственной близости от стационарных морских добывающих платформ.

млрд м извлекаемые запасы газа С1+С2

250

млрд руб общие инвестиции по месторождению

100

подрядных организации задействовано при реализации проекта обустройства месторождения

^ 'Л1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.