Научная статья на тему 'Место высшей театральной школы в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации'

Место высшей театральной школы в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ВЫСШАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА И ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / THEATRE / HIGHER THEATRE SCHOOL / CONCEPT OF A LONG-TERMED DEVELOPMENT OF THEATRE BUSINESS IN RUSSIA / SOCIO-CULTURAL PURPOSE OF THEATER AND DRAMA SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азеева Ирина Викторовна

В статье предпринимается попытка определить место высшей театральной школы в существующей Концепции долгосрочного развития театрального дела в России. Автор анализирует положения данной Концепции, в которых позиционируется тесная взаимосвязь театра и школы. Констатируются существенные изменения, произошедшие в их совместном существовании в начале XXI века. В частности: формирование нового понимания театром и школой своего социокультурного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азеева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A place of a theater school in a Concept of long-term development of theater business in Russian Federation

The article attempts to define the place of the highest theatrical school in existing long-term development of the Concept of the theater business in Russia. The author analyzes the features of the concept, in which close relationship of Theater and School are positioned. Significant changes that occurred in the beginning of XXI century during the co-existence of these two are also revised by this article. In particular: a process of forming up of a new understanding of theater school and its social and cultural purposes.

Текст научной работы на тему «Место высшей театральной школы в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации»

УДК 378.679.2(470)

И. В. Азеева

Место высшей театральной школы в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации

В статье предпринимается попытка определить место высшей театральной школы в существующей Концепции долгосрочного развития театрального дела в России. Автор анализирует положения данной Концепции, в которых позиционируется тесная взаимосвязь театра и школы. Констатируются существенные изменения, произошедшие в их совместном существовании в начале XXI века. В частности: формирование нового понимания театром и школой своего социокультурного назначения.

Ключевые слова: театр, высшая театральная школа, концепция долгосрочного развития театрального дела в России, социокультурное назначение театра и театральной школы

Irina V. Azeeva

A place of a theater school in a Concept of long-term development of theater business in Russian Federation

The article attempts to define the place of the highest theatrical school in existing long-term development of the Concept of the theater business in Russia. The author analyzes the features of the concept, in which close relationship of Theater and School are positioned. Significant changes that occurred in the beginning of XXI century during the co-existence of these two are also revised by this article. In particular: a process of forming up of a new understanding of theater school and its social and cultural purposes.

Keywords: theatre, higher theatre school, Concept of a long-termed development of theatre business in Russia, socio-cultural purpose of theater and drama school

Социология театра - одна из активно развивающихся в ХХ веке областей социологии искусства. На рубеже ХХ-XXI веков она энергично впитывает в себя существенные изменения, происходящие «на территории» ее предмета - театра, расширяя представления о нем1. Театральная школа, являясь, казалось бы, в пространстве социологических наук в первую очередь предметом изучения социологии образования, оказывается более интересной именно социальной психологии и социологии театра. Феномен этот объясняется тем, что театральная школа в большей степени институция творческая, чем образовательная. Отсюда, надо отметить, и большие трудности, которые она испытывает в процессе реформирования российского высшего образования, частью которого является. Будучи в системе российского высшего образования своеобразной «резервацией», отстаивающей свое право на самобытность, в системе театрального дела она уверенно ощущает свою необходимость и значимость. Неразрывно связанная с театральной практикой, школа во многом определяет настоящее и будущее театра, ответственно относясь и к его традициям.

236

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Вышесказанное позволяет осмыслять современную театральную школу в ее теснейшей взаимосвязи с театром, с социокультурной ситуацией, в которой находятся и театр, и школа на текущем этапе развития российского государства. Театр и театральная школа, как его часть, приходят к пониманию своего нового социального и культурного назначения, находясь в ситуации активного реформирования, воспринимаемого и творческой, и театрально-педагогической общественностью весьма неоднозначно. Доминантно являясь в большинстве своем государственными институциями, и театр, и школа кардинально зависят от государственной социальной, культурной и образовательной политики.

В 2011 году Правительством России одобрена «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года»2, на которую вначале театральными деятелями возлагались большие надежды. Творческо-педагогическое сообщество также отнеслось к данному документу с большим вниманием, поскольку в его концептуальных положениях нашлось достаточно места для театрального образования. Подтверждением тому является акцентирование этого документа, как актуального и чрезвычайно важного, на VI Съезде Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации» (Всероссийское театральное общество), прошедшем в октябре 2011 г. Руководство СТД позиционировало разработку данной Концепции как одно из важнейших дел Правления СТД и не скрывало удовлетворения, что документ, наконец, одобрен Правительством России и им можно пользоваться в текущем процессе организации театрального дела.

Целью данной статьи является определение места высшей театральной школы в современной социальной и культурной политике России. Анализ вышеназванной Концепции и, прежде всего, тех ее положений, которые свидетельствуют о тесной взаимосвязи театра и школы, и позволяет сделать выводы об этом. Важным является и обращение к уже существующим формам реализации Концепции, к тому, как она используется в современном театральном процессе. Система жизни театра и школы рассматривается как система зеркал, в которых школа и театр наблюдают и отражают друг друга.

Социокультурная роль и назначение театра в современном обществе существенно изменились даже по сравнению с концом ХХ века, не говоря уже о позднем советском периоде. Положение театра в обществе, все более и более воспринимающем его как учреждение, оказывающее услуги в определенной области, меняет и отношение общества к театральной школе, которая выглядит в этой перспективе всего лишь образовательным учреждением (а в перспективе последней редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - организацией), обеспечивающим театр молодыми кадрами. Из жизни театра уходит тема служения искусству, и приходит тема работы в театре. Профессиональный прагматизм ощутим и в творческих мастерских театральных школ.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

237

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Говоря о театральной школе и ее месте в Концепции развития российского театрального дела, стоит подчеркнуть, чем, собственно, она является, в чем заключается ее феномен. Отечественная театральная школа, авторская по своей природе и не порвавшая окончательно связи с традицией, глубоко и органично оправдана сценической практикой. Ее сущность обнаруживается в атмосфере вузовских авторских актерских и режиссерских мастерских, при чтении книг великих театральных педагогов и в профессиональном мастерстве русского актера, режиссера и того же театрального педагога. Один из ведущих отечественных специалистов в области менеджмента театра Е. А. Левшина, представляя петербургскую театральную школу в контексте театрального процесса России конца 90-х, следующим образом раскрыла термин «школа»: он «означает не только институцию, осуществляющую специальную профессиональную подготовку, но и систему образования, характеризующуюся неким коренным принципом, единством основных взглядов последователей, общностью и преемственностью методов обучения»3.

Российская высшая театральная школа в настоящее время переживает один из сложнейших периодов своего существования. Творческо-педагогическое сообщество среди причин очевидного кризиса театрального образования выделяет истощение творческих образовательных практик, скудное финансирование жизнедеятельности школ, но прежде всего - жесткое вмешательство государства в образовательный процесс с целью унификации его, абсолютного подчинения современной российской образовательной доктрине. Такова государственная политика в сфере образования. Высшие театральные школы вынуждены жить в соответствии с теми аккредитационными, мониторинговыми и прочими требованиями, которые позволяют государству поставить школе диагноз о соответствии государственным образовательным стандартам, об уровне эффективности ее деятельности4.

Свою стратегию работы с высшей театральной школой предлагает государственная политика в сфере культуры. Планируя долгосрочное развитие театрального дела в России, государство стимулирует и развитие отечественного театрального образования. В целях подтверждения данного тезиса обратимся к тексту Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации. Являясь частью государственной политики в сфере культуры, Концепция направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. Театр, как отдельная отрасль культуры, обеспечивает решение этой же задачи. Он обладает «особой миссией» - «доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни»5. Театральное дело, как организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности, призвано заниматься реализацией как вышеназванной «особой миссии» театра, так и прочих его задач, среди которых на первом плане деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей.

238 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Театральное образование, высшая и средняя театральные школы позиционируются в данной Концепции как неотъемлемая часть театрального дела в России:

Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное, образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности6.

В этой неразрывности велика значимость модели репертуарного театра, поскольку именно она и обладает необходимыми творческими и организационными «механизмами», позволяющими актеру пройти путь от профессионального становления до мастерского владения профессией:

Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссером, с мастерами сцены старшего поколения7.

Репертуарный театр имеет особую значимость в развитии и «функционировании» театрального дела еще и потому, что именно в его рамках «благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа»8.

Концепция закономерно выдвигает на первый план проблемы театрального дела, позволяя театральной школе уверенно присутствовать на втором плане. Сущность театральной школы с большим трудом находит адекватное выражение в прагматичном и сухом тексте Концепции. Может ли театральная школа использовать данный программный документ как опору в своем развитии? Решение каких задач, поставленных в Концепции, может способствовать развитию театральной школы?

Одна из важнейших задач Концепции - включение отечественного театра в общемировой контекст. Российский театр и театральная школа должны ориентироваться на накопленный мировым театром и театральным образованием опыт, сохраняя собственные традиции. Решая поставленную задачу, необходимо создавать организационные и финансовые возможности для повышения конкурентоспособности в международном пространстве как российских театров, так и театральных учебных заведений. Концепция существует уже без малого три года. Появились ли у российских театральных школ организационные и финансовые возможности, позволяющие им быть конкурентоспособными, например, на европейском уровне?

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

239

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

Организационные - скорее да, чем нет, финансовые - скорее нет, чем да. То же самое можно сказать и о театре.

Концепция утверждает, что российские театральные учебные заведения уже обладают значительными экспортными возможностями, что в них учатся до 20 % иностранных студентов. Отметим, что основная часть иностранных студентов -граждане Беларуси и Казахстана, обучающиеся на местах, финансируемых из российского государственного бюджета, а также граждане других стран СНГ и трех прибалтийских государств - Латвии, Литвы и Эстонии. Их численность могла бы быть более высокой, но рост ее «сдерживается чисто техническими причинами». Видимо, имеется в виду дефицит учебных площадей в вузах и мест в студенческих общежитиях. Напрашивается вывод, что великая русская театральная школа, высоко ценимая западным театральным сообществом, востребована им весьма ограниченно, лишь в самых «экспортных» своих вариантах.

В Концепции есть и еще одно утверждение, свидетельствующее о включении театральной школы в мировой образовательный контекст: профессорско-преподавательский состав театральных вузов активно привлекается к деятельности за рубежом. Если высшее театральное образование в нашей стране сводится территориально к двум городам, Москве и Санкт-Петербургу, то, наверное, это утверждение имеет основания. Если включить в территориальное пространство театральной школы регионы России - то ситуация там выглядит совсем по-другому. Концепция имеет в виду регионы, но в другом разделе - о кадровом обеспечении деятельности театров, а именно - о подготовке кадров и повышении квалификации работников театра. Здесь отмечается, что подготовку творческих кадров ведут восемь государственных театральных вузов страны, из них в Москве располагаются четыре, в Санкт-Петербурге - один, еще три - в Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. Профессорско-преподавательский состав региональных вузов к преподавательской деятельности за рубежом привлекается крайне редко и, как правило, такая деятельность сводится к краткосрочным мастер-классам. Да и в целом приходится отметить, что в государственной социокультурной политике провинциальным театральным школам отведена роль «бедных родственников». В частности, деятельность четырех московских и одной петербургской школы поддерживается правительственными грантами. Ни одна из трех провинциальных школ (две из которых - федеральные), обеспечивающих молодыми специалистами практически всю «нестоличную» театральную Россию, такой поддержки не имеет.

Целью Концепции является и обеспечение «динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере». Для достижения этой цели предусматривается «кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям»9. То есть в театр должны придти актеры, режиссеры, сценографы и другие профессионалы, умения и навыки которых соответствуют со-

240 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

временным требованиям конкретной театральной сцены. Как театр может повлиять на эту ситуацию? Например, приходом в театральную педагогику сегодняшних театральных лидеров, декларирующих своими спектаклями новое театральное искусство. Процесс необходимый, но и опасный, поскольку театральные новаторы часто достаточно жестко работают с педагогической традицией (без которой театральную школу трудно себе представить), радикально от нее отказываясь. Второй вектор влияния на ситуацию, в развитии которого заинтересован театр, ориентированный на живую традицию - поддержка традиционных театрально-педагогических методик. Развитие и того, и другого направления Концепция поддерживает.

Концепция справедливо полагает важной формой мониторинга актуального состояния и развития театрального искусства театральный фестиваль, акцентирует внимание на необходимости находить адекватные меры для поддержки фестивального движения. Реализацией этих программных утверждений Концепции, можно считать молодежный театральный фестиваль «Будущее театральной России», являющийся совместным проектом Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Г. Волкова и Ярославского государственного театрального института. В программе этого фестиваля, проходящего на двух сценах (Театра им. Волкова и Учебного театра ЯГТИ), дипломные спектакли тех самых восьми театральных школ России, отмеченных в Концепции, а также спектакли, подготовленные на театральных факультетах других вузов искусств. Фестиваль не только позволяет составить объемное представление о том, в каком состоянии находится современная театральная школа, тем самым поддерживая российское театральное образование, но и выполняет роль молодежной театральной биржи труда, активно способствуя трудоустройству выпускников. На фестивале система взаимосвязи театрального дела и театральной школы, существующая, как отмечалось выше, как система зеркал, в которых оба субъекта имеют возможность не только наблюдать, но и отражать друг друга, работает продуктивно. И, конечно же, не случайно одна из принимающих фестиваль сторон - Театр им. Волкова настойчиво стремится предлагать в рамках фестиваля свои спектакли, в которых заняты молодые актеры, принятые в театр «по итогам показов» на этом же фестивале в предыдущие годы.

Одним из слабых мест Концепции, по мнению автора данной статьи, является недостаточное внимание, уделяемое совершенствованию механизма трудоустройства выпускников театральных школ в российские театры. Главным препятствием, мешающим школе отдать своего выпускника в заботливые руки театра, где молодой артист или режиссер сможет вырасти в яркую творческую личность, остается отсутствие у театра широких возможностей обеспечить молодому специалисту достойные социальные условия жизни. В перечислении ожидаемых результатов реализации Концепции появляется констатация необходимости использовать федеральные, региональные и межрегиональные программы поддержки театрального дела с тем, чтобы к 2020 году обеспечить финансирование строительства (приобре-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

241

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

тения) не менее чем для 50 процентов государственных и муниципальных театров служебной жилой площади (общежитий-гостиниц) для временного проживания артистов, режиссеров и других творческих специалистов. Однако современное состояние решения данной проблемы свидетельствует о том, что это - скорее мечта, чем реальное положение дел. Остается только уповать на то, что к 2020 году мечта обретет очертания действительности.

Основная проблема, мешающая и театру, и школе двигаться по пути решения задач, поставленных в Концепции - рекомендательный характер данного документа. Концепция может быть учтена исполнительной властью субъектов Российской Федерации при разработке комплексных мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела, ее положения рекомендуется учитывать и при разработке региональных программ развития культуры. Однако театр и школа с трудом обнаруживают себя в подобных программах, им не остается ничего другого, как надеяться в процессе взаимодействия исключительно на самих себя. Можно предположить, что этот так много обещающий театральному делу документ постигнет судьба другого рекомендательного документа, на который большие надежды возлагала театральная школа, и срок действия которого заканчивается в 2015 году - Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы10. К сожалению, заметного влияния на развитие театральной школы этот документ не оказал. Его положения мало способствовали органичному вхождению высшего театрального образования в общероссийский образовательный процесс.

Анализ места театральной школы в Концепции долгосрочного развития театрального дела в России позволяет в очередной раз констатировать факт неразрывности школы и театра, но, к сожалению, не дает возможности обнаружить активную поддержку их взаимодействия, а, следовательно - и их развития. Функционирование театра и его школы в современном российском обществе зависит от множества субъективных и объективных факторов. Несмотря на то, что театр и его школа сегодня - достаточно динамичная саморегулирующаяся система, чутко реагирующая на изменения в обществе, глубокое понимание государством значимости их совместной деятельности и ее поддержка - фактор важнейший.

Примечания

1 Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра: история, теория, практика. М.: ГИТТИС, 2004. С. 4.

2 Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г.: одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р. // Рос. газ. 2011.21 июня. URL: http: // rg. ru (дата обращения: 05. 04. 2014).

3 Левшина Е. А. Петербургская театральная школа в театральном процессе России // Театральная жизнь: взаимосвязи во времени и пространстве: материалы междунар. конф.,

242 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел II. Искусство в зеркале социологии

17-19 нояб. 1998 г. СПб.: СПбГАТИ, 1998. С. 117.

4 Азеева И. В. Развитие современной российской театральной школы в ситуации модернизации системы высшего образования // Ярослав. пед. вестн.: науч. журн. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 1, № 2. С. 201-205.

5 Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 г.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг.: одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 авг. 2008 г. № 1244-р // Консультант Плюс: сайт. URL: http: // consultant.ru (дата обращения: 04. 03. 2015).

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.