Научная статья на тему 'Место вневедомственной охраны на рынке охранных услуг'

Место вневедомственной охраны на рынке охранных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / ОХРАННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильчинский Антон Александрович

в свете проведенной реформы МВД одним из непроясненных вопросов остается статус вневедомственной охраны как органа, который, с одной стороны, является структурным элементом МВД, а с другой функционирует на коммерческих началах, а, следовательно, должен быть выведен из состава органа исполнительной власти, каковым является МВД. Актуальность выбранной темы продиктована тем, что реформа полиции обошла стороной вопрос реформирования Управление вневедомственной охраны при министерстве внутренних дел, и ее статус в структуре министерства до конца не ясен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место вневедомственной охраны на рынке охранных услуг»

Место вневедомственной охраны на рынке охранных услуг

Вильчинский А.А.

Вильчинский Антон Александрович / Vilchinskiy Anton Aleksandrovich - магистр, юридический факультет, Институт истории и права, Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова,

г. Абакан

Аннотация: в свете проведенной реформы МВД одним из непроясненных вопросов остается статус вневедомственной охраны как органа, который, с одной стороны, является структурным элементом МВД, а с другой - функционирует на коммерческих началах, а, следовательно, должен быть выведен из состава органа исполнительной власти, каковым является МВД. Актуальность выбранной темы продиктована тем, что реформа полиции обошла стороной вопрос реформирования Управление вневедомственной охраны при министерстве внутренних дел, и ее статус в структуре министерства до конца не ясен.

Abstract: in the light of the reform ofthe Ministry of Interior one of the remains unclarified questions the status ofprivate security as a body, which on the one hand, is a structural element of the Ministry of Internal Affairs, and the other -operates on a commercial basis, and therefore should be removed from the executive authority, which is the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the topic chosen is dictated by the fact that the reform of the police spared the issue of reforming the Department of private security at the Interior Ministry, and its status within the Ministry is not completely clear.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, охранные услуги. Keywords: private security, security services.

На рынке охранных услуг присутствуют частные и государственные поставщики. К государственным поставщикам охранных услуг относятся: вневедомственная охрана (Управление вневедомственной охраны при МВД), ФГУП «Охрана» и ведомственная охрана. В структуре рынка охранных услуг самую большую долю занимают частные охранные предприятия. В этом сегменте существует жесткая конкуренция: присутствуют как крупные поставщики, так и небольшие предприятия. Главным образом, частные охранные предприятия присутствуют в крупных городах.

Помимо агентов, авторизованных государством на предоставление охранных услуг, на рынке присутствует значительное число разнообразных квази-охранников (сторожей, вахтеров, консьержей, администраторов торговых залов и т.п.). Это нелицензированные агенты, которые в той или иной мере являются поставщиками охранных услуг. Исходя из данного выше определения, они предоставляют только часть блага «безопасность»: ограничивают и регулируют доступ на объекты собственности и наблюдают за поведением людей на этих объектах, но не обладают властью немедленного пресечения преступных действий.

Частные охранные предприятия

Частная охранная деятельность начала развиваться в России в начале 90-х годов, когда с одной стороны, в результате реструктуризации и сокращения силовых ведомств безработными оказались десятки тысяч человек, которые начали предлагать услуги в этой сфере, а с другой стороны, возник спрос на защиту собственности и обеспечение исполнения контрактов в среде появляющегося класса предпринимателей.

Частная детективная и охранная деятельность регулируется Законом РФ 2487-1 от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности» и определяется как «оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов».

Легальный рынок частной охраны составляют: частные охранные предприятия, детективные предприятия и частные детективы, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.

Деятельность рынка частной охраны регулирует Управление лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. В 2009 году при МВД был создан также Координационный совет по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при Департаменте охраны общественного порядка МВД России, задача которого обеспечивать взаимодействие полиции и частной охраны.

Основу персонала на рынке частных охранных услуг составляют охранники, имеющие государственные лицензии. Количество лицензированных охранников увеличивается год от года. В 2010 году их численность составляла 718 745 человек, что немного меньше, чем годом раньше, когда численность охранников достигла максимума в 745 329 человек.

Определение стоимости услуг по охране объекта или работы на каком-либо мероприятии зависит от комплекса факторов. Базовая ставка по обеспечению безопасности в регионах составляет порядка 60-80 рублей в час, на территории объекта в Москве и Петербурге составляет 90-120 рублей в час. Полная стоимость охраны может увеличиваться в зависимости от вида деятельности клиента, размера и месторасположения охраняемого объекта, наличия технических средств охраны.

Вневедомственная охрана

Вневедомственная охрана является одним из крупнейших подразделений в российской полиции и крупнейшим в стране игроком на рынке охранных услуг.

В 2005 году вневедомственная охрана была реорганизована и разделена на две структуры: Управление вневедомственной охраны (УВО) и ФГУП «Охрана». Первая структура, то есть Управление вневедомственной охраны, осталась в составе МВД и их сотрудники вооружены боевым оружием и обладают правовым статусом милиционеров, а, следовательно, наделены широким спектром полномочий, которых нет у других занятых в этой сфере. Сотрудники УВО имеют право и обязанность пресекать преступления вне зависимости от места их совершения и задерживать преступников. ФГУП «Охрана» оказывает платные услуги охраны гражданам и предприятиям и организациям. «Охрана» устанавливает и обслуживает сигнализацию, а на сигналы тревоги выезжают наряды УВО. И те, и другие относятся к юрисдикции Департамента государственной защиты имущества.

В большинстве регионов УВО и «Охрана» географически и идеологически не разделены и по-прежнему рассматриваются как единый организм. Всего в РФ функционирует 82 филиала «Охраны», в которых работают 110 тыс. человек (работники военизированной и сторожевой охраны, технических служб, которые осуществляют проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны).

В управлении вневедомственной охраны служит 157 тыс. милиционеров и около 60 тысяч вольнонаемных работников, к которым относятся дежурные пультов централизованного наблюдения, юрисконсульты, работники бухгалтерий, кадровых подразделений и обеспечивающих служб. Доля вневедомственной охраны в общей численности полиции составляет 12,6%.

Перечень оказываемых вневедомственной охраной услуг практически не отличается от перечня услуг, оказываемых ЧОП. Поскольку тарифы на оказание услуг устанавливаются не централизованно, а каждым ГУВД, то наблюдается значительные региональные различия в стоимости услуг. Почасовая оплата (без НДС) милицейского поста на объекте обходится в 265-305 рублей.

В свете проведенной реформы МВД одним из непроясненных вопросов остается статус вневедомственной охраны как органа, который, с одной стороны, является структурным элементом МВД, а с другой -функционирует на коммерческих началах, а, следовательно, должен быть выведен из состава органа исполнительной власти, каковым является МВД.

Реформа полиции обошла стороной вопрос реформирования Управления вневедомственной охраны (УВО) при МВД. И хотя президент обещал подумать о запрете на коммерческую деятельность для вневедомственной охраны, эту тему заслонило обсуждение чрезвычайно широких полномочий будущих полицейских. Проблема преобразования УВО ограничилась несколькими комментариями на сайте законопроекта, к которым, как показал финальный текст законопроекта «О полиции», никто не прислушался.

Однако реформирование системы МВД все-таки задело деятельность вневедомственной охраны. Нововведением, по сравнению с Законом о полиции представляется норма, регламентирующее зачисление в полном объеме в федеральный бюджет средств, получаемых полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам. Закон о полиции, обходя стороной это правовое поле, оставлял регламентацию этих вопросов ведомственным правовым актам и правовым актам территориальных органов внутренних дел, что позволяло органам внутренних дел на уровне субъектов федерации самим определять бюджеты, в которые зачислялись полученные средства. Проанализировав практику последних лет законодатель, как видим, пришел к выводу, что эту область деятельности следует четко регламентировать именно на уровне федерального закона, тем самым сохранив общую тенденцию правового акта, направленную на укрепление вертикали органов полиции и обеспечение их надлежащего финансирования.

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества», разработанным в соответствии с принятым законом «О полиции», тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций формируются в соответствии с методикой, утверждаемой МВД РФ по согласованию с Минфином РФ.

Тарифы текущего года на услуги по охране имущества граждан (квартир и иных мест хранения личного имущества граждан) останутся без изменений, тарифы на услуги по охране имущества организаций устанавливаются с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров. Исключение сделано для федеральных государственных учреждений, стоимость услуг которым в случае увеличения (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям, в 2011 году пересмотру не подлежит. Тарифы на услуги по охране имущества граждан и организаций на 2012-й и последующие годы будут индексироваться с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете, с 1 января соответствующего года и не будут подлежать пересмотру в течение года.

Управление вневедомственной охраны возникло в 1952 г. как реакция на необходимость снизить финансовую нагрузку на предприятия, которые были вынуждены содержать собственные службы сторожей. Создание высокоцентрализованной охранной структуры в системе МВД стало на тот момент своего рода управленческой инновацией, которая позволяла воспользоваться эффектом экономии от масштаба. Когда техническое сопровождение безопасности было дорогостоящим, спрос на охранные услуги незначительным, а

собственность - государственной, не возникало сомнений, что охраной должна заниматься полиция. Но за последние 20 лет ситуация изменилась. Появилась и развилась частная собственность, появились новые технические решения в сфере безопасности, возник конкурентный рынок частных охранных услуг. На этом фоне вневедомственная охрана утратила свои преимущества.

В 1993-2003 гг. постановлением правительства №2 589 УВО был предоставлен специальный режим, когда все заработанные средства оно могло тратить на собственные нужды. Право распоряжаться заработанными деньгами привело к тому, что к концу 1990-х вневедомственная охрана стала одним из лучших подразделений МВД по кадровому составу и техническому оснащению. В 2004 г. после перевода на сметно-бюджетную систему финансирования вневедомственная охрана еще принесла в бюджет государства больше средств, чем израсходовала, но потом ее эффективность пошла на спад. За последние несколько лет УВО превратилось в структуру, которая тратит, а не зарабатывает деньги, тем не менее, УВО не может не выполнять 25-го приказа МВД, в котором рост доходов от оказания договорных услуг стоит первым в списке оценочных показателей эффективности работы управления. Поскольку вневедомственная охрана является крупнейшим участником достаточно конкурентного рынка охранных услуг, она идет на различные ухищрения, чтобы добиться роста этого показателя. В этом ей способствует изданный в конце 2009 г. федеральный закон № 272, который вводит ограничения на деятельность частных охранно-сыскных структур. В частности, устанавливает запрет на оказание охранных услуг на объектах, имеющих особо важное значение. Этот запрет создает возможности для УВО нарастить клиентскую базу за счет принуждения организаций к заключению договоров на оказание охранных услуг.

Литература

1. Деятельность подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел на рынке охранных услуг: науч.-аналит. обзор / С.В. Кондратюков, Е.С. Стаурский, Л.А. Сурикова. Омск: ОмА МВД России, 2008.

2. Федеральный закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.