Научная статья на тему 'МЕСТО ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

МЕСТО ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристская привлекательность / системный туристский аттрактор / системный туристский продукт / туристские ресурсы / показатель насыщенности / tourism attraction / systemic tourist attractor / systemic tourist product / tourism resources / index of quantity

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Назаева М.И.

В статье представлено исследование туристской привлекательности территории Чеченской республики с позиций формирования туристского продукта. Туристская привлекательность определена в контексте таких понятий как «имидж территории Чеченской республики», степень насыщенности системными туристскими аттракторами, формирующими системный туристский продукт. Рассчитан показатель насыщенности системными туристскими аттракторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Назаева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TOURIST ATTRACTION IN THE SYSTEM OF TOURISM MANAGEMENT OF CHECHEN REPUBLIC

In the article the tourism attraction of Chechen republic is analyzed through the formation of a tourist product. Tourist attractiveness is defined in the context of such concepts as "the image of the territory of the Chechen Republic", the quantity of systemic attractors, which can be combined in the systemic tourist product. The index of quantity of systemic tourist attractors is calculated in this article.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

2. Гуров В.А., Алексунин В.А. Управление брендами в фармацевтической промышленности // Бухучет в здравоохранении", 2010, №12, с.24-27

3. Макленнан Дж. Планирование брендов в фармацевтической индустрии. - М. Литтерра, 2004.

4. Суслов Н.И. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие / Суслов Н.И., Добрусина М.Е., Чурин А.А., Лосев Е.А. - М.: Юрайт, 2016. -319с.

Назаева М.И.

аспирант ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

МЕСТО ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ТУРИЗМА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

THE ROLE OF TOURIST ATTRACTION IN THE SYSTEM OF TOURISM MANAGEMENT OF

CHECHEN REPUBLIC

Nazaeva M.I.

post-graduate student of the «Maikop state technological University

АННОТАЦИЯ

В статье представлено исследование туристской привлекательности территории Чеченской республики с позиций формирования туристского продукта. Туристская привлекательность определена в контексте таких понятий как «имидж территории Чеченской республики», степень насыщенности системными туристскими аттракторами, формирующими системный туристский продукт. Рассчитан показатель насыщенности системными туристскими аттракторами.

ABSTRACT

In the article the tourism attraction of Chechen republic is analyzed through the formation of a tourist product. Tourist attractiveness is defined in the context of such concepts as "the image of the territory of the Chechen Republic", the quantity of systemic attractors, which can be combined in the systemic tourist product. The index of quantity of systemic tourist attractors is calculated in this article.

Ключевые слова: туристская привлекательность, системный туристский аттрактор, системный туристский продукт, туристские ресурсы, показатель насыщенности.

Keywords: tourism attraction, systemic tourist attractor, systemic tourist product, tourism resources, index of quantity.

В настоящее время Чеченская Республика является одной из динамично развивающейся территорией в Российской Федерации. В настоящее время продолжаются активные работы, связанные с реализацией туристского продукта и формированием необходимых условий, позволяющих получать туристам комфортный, интересный и безопасный отдых. Подобные действия руководства республики привели к тому, что, в первую очередь, увеличился турпоток в Чечню: по данным республиканского правительства, в 2015 году республику посетили на 20% больше туристов, чем годом ранее, а к началу 2016 года - на 50% больше относительно аналогичного периода в прошлом году [5].

Территориальной особенностью Чеченской республики является ее богатое культурно-историческое наследие и уникальная природа. Столица республики город Грозный уже сам по себе представляет собой уникальный памятник национальным традициям и деловой бизнес-центр. Внимание туристов может привлечь озеро Кезеной-Ам, а также средневековый некрополь Цой-Педе, Аргунское ущелье, красоты альпийских лугов и многие другие достопримечательности.

В настоящее время в экономических исследованиях довольно популярным становится понятие, характеризующее туристскую привлекательность

территориальных образований, однако не выработано единство его интерпретации. Ряд авторов [4,6] считают, что туристскую привлекательность можно определить с позиций видения туристов, а в качестве индикатора могут выступать объемы туристских ресурсов и туристский потенциал с соответствующей инфраструктурой. Экспертами Всемирного экономического форума, который проходил в 2007 году в Давосе, определены основные индикаторы туристской привлекательности для территории. К ним отнесены показатели, характеризующие государственную политику в туристской сфере, особенности формирования туристского продукта, инфраструктуры, цены территориального продукта и т.п. Особенно значимыми, по их мнению, являются факторы экологии и безопасности [2]. Среди общепринятых индикаторов туристской привлекательности территорий в России называются индикаторы, характеризующие экспорт и импорт туристских услуг; число турагентских и туроператорских организаций; число коллективных и специализированных средств размещения; возможности транспортного сообщения; объекты культурно-исторического значения, досуговые организации и т. п.

Детальный анализ туристской привлекательности территории это достаточно сложное меро-

приятие, поскольку сопряжено с мониторингом динамики ряда показателей различных видов эконо-

мической деятельности, что довольно сложно проследить в отношении такой территории как Чеченская республика (рисунок 1)._

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ (ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

Государственная политика в сфере туризма Чеченской

республики

Территориальный брендинг

Безопасность территории

Кластерная организация туризма

Цена территориального продукта

Рисунок 1 - Место туристской привлекательности в системе управления Чеченской республики

Повышение привлекательности территории республики, в большинстве случаев соотносится с маркетинговыми инструментами, предполагающие реализацию мероприятий по созданию и развитию положительных факторов, характеризующих данную территорию. То есть понятие туристской привлекательности необходимо рассматривать в контексте с такими понятиями как «имидж территории Чеченской республики», степень насыщенности системными туристскими аттракторами (СТА), формирующими системный туристский продукт (СТП), то есть является сложным интегрированным понятием, которое можно охарактеризовать целым комплексом взаимосвязанных характеристик.

СТА - это комплекс объектов, относящихся к дополнительным туристским ресурсам, которые усиливают активность туристско-рекреационной системы Чеченской республики, созданные «с нуля» или переведённых из категории «не вызывающих интерес» в категорию туристской привлекательности.

Туристскую привлекательность возможно определять и с позиций ряда характеристик системного туристского продукта, формирующего интерес к территории: туристско-рекреационных, инфраструктурных, социально-экономических и других [7]. Туристская привлекательность тесно связана также с мотивами путешествий, привлекающих посещать Чеченскую республику. Туристские потребности формируются исходя из следующих групп факторов: □

- факторы, характеризующие природно-гео-графическое положение, климатические особенности, флору, фауну и др. К примеру, на территории Чеченской республики находится крупнейшее на Кавказе озеро Кезеной-Ам, которое возникло оно еще в древние века на месте обвала в горах, засыпавшего ущелье в долине рек Каухи и Хорсум. Площадь поверхности озера Кезеной-Ам составляет более двух квадратных километров. В районе озера замечательный климат - осадков здесь не много и практически круглый год в этих местах преобладает солнечная погода, однако вода довольно прохладная, не выше 18-19 градусов. В зимний период озеро покрывается толстой коркой льда, толщина которого достигает 80-ти сантиметров. В этом озере обитает особенный вид форели с яркой окраской. Так же в этих местах встречается белая бабочка «аполлон», что в свою очередь является показателем чистоты здешнего воздуха; □

- факторы, характеризующие социально-экономическое развитие республики и ее культурный уровень, объекты культурно-исторического наследия, язык, национальные особенности быта и т.п. Например, привлекает внимание средневековое чеченское жилье, башенные комплексы и боевые башни, буковый парк села Ведено, крепость-укрепление, созданная в период Кавказских воин; □

- факторы, характеризующие инфраструктура туризма: транспорт, гостиницы, санаторно-курортные предприятия, предприятия питания, досуга,

спортивно-курортные сооружения и др. В Сунженском районе Чеченской Республики открыт лечебно-оздоровительный санаторий «Серновод-ский». На территории санатория Серноводский располагается лечебный корпус, жилой и отдельные комфортабельные домики для съема. В горах Чечни строится крупный горнолыжный курорт "Ведучи". Он будет назван по имени древнего населенного пункта — «Ведучи». Таким образом, курортный комплекс будет самым комфортабельным и привлекательным комплексом, привлекающим как отечественных, так и зарубежных туристов. Будет оборудовано около 20 трасс с достаточно большим километражем, не менее 45 км. Сам же гостиничный комплекс будет иметь 5 звезд, в архитектуре планируются элементы национальных древних чеченских башен; □

- факторы туристского предложения: экскурсионного, спортивного, развлекательного, курортного, рекреационного и прочих услуг.

В настоящее время многие научные источники исследуют проблемы, связанные с мотивацией туристов и оценкой качества их обслуживания. Так, к примеру, оценку качества и уровня обслуживания на основе заполнения анкет (опросов) производят практически все отели, гостиницы и туристские фирмы Чеченской республики. Имеет распространение и интернет-опрос, связанный с оценкой качества и сервиса, который получили туристы при посещении ряда достопримечательностей, как в самом Грозном, так и других местностях республики. Однако, по набору параметров, заложенных в опросный лист, можно отметить, что некоторые показатели характеризуют не саму туристскую привлекательность, а туристский потенциал, которым обладает Чеченская республика. Сам опрос проводится, как правило, работниками туристских организаций, хотя рациональней бы было состав респондентов расширить за счет пользователей туристских услуг. Основными факторами, определяющими туристскую привлекательность, с нашей точки зрения, могут быть следующие: □

- туристские ресурсы, имеющие привлекательность для потенциальных туриста, которые формируют устойчивый туристский интерес, определяют туристские цели и ожидания;

- инфраструктура;

-уровень цен, учитывающих соотношение «цена-качество»; □

- наличие информационной обеспеченности; □

- благоприятные природно-климатические условия; □

- безопасносное пребывание на территории Чеченской республики; □

- благожелательность отношения местных жителей к приезжающим туристам и пр.

Наличие туристских аттракторов, которые формируют системный туристский продукт и определяют цели поездки, является важнейшими параметрами, определяющие туристскую привлекательность территориального туризма.

Однако при исследовании ресурсной обеспеченности системного туристского продукта было

определено, что важное значение в развитии туризма приобретают системные туристские аттракторы, многие из которых в процессе туристского использования могут быть утрачены, в частности, водные и ландшафтные составляющие, береговые линии, памятники национального наследия [2].

В этой связи необходимо определить вектора, характеризующие возможности, связанные с замещением указанных ресурсных компонентов аналогами, предусматривающие также и возможность их восстановления. Подобные меры дадут возможность своевременной реализации мер, которые предупредят утрату ряда системных туристских аттракторов и обеспечат возможность прогнозирования на перспективу. Поэтому, оптимизация системного туристского продукта Чеченской республики направлена, в первую очередь, на преодоление статичности параметров ресурсов, то есть на многовариантное и многомерное использование. В этой связи, алгоритм расчета показателя, характеризующего насыщенность территориального образования (Чеченская республика имеет в своем составе следующие 17 районов и 3 города республиканского значения -Аргун, Грозный, Гудермес) системными туристскими аттракторами должен быть скорректирован и дополнен факторами, которые характеризуют неопределенность, учитывают динамику утраченных и восстанавливаемых аттракторов.

Пнста = (1)

где Пнста - показатель насыщенности системными туристскими аттракторами конкретного территориального образования

А1 - величина показателя административного района

ТО - величина показателя территории

; _

индекс территории,

К - весовой коэффициент показателя

Ai

Пнста = ^i^rSU ГЭК

(2)

где: ГЭК - индекс геоэкологической комфортности

чете параметров

количество используемых в рас-

Используя данные «Инвестиционной карты Чеченской Республики» [1] о количестве объектов - системных аттракторов туризма в регионе, нами рассчитан показатель насыщенности системными туристскими аттракторами. При этом в качестве весового коэффициента показателя принят удельный вес численности населения муниципального образования в численности населения всех муниципальных образований и удельный вес численности населения в общей численности населения республики для городов.

В последние годы развитие туризма в Чеченской республике начало набирать обороты [3]. И это связано не только с развитием туризма на всей территории России. Для этого Комитетом по делам молодежи Правительства Чеченской республики была разработана программа формирования и развития туристской инфраструктуры республики. Главной задачей программы является разработка туристических маршрутов по историческим местам Чечни, с обязательным посещением древних памятников архитектуры и мусульманских святынь. Так же предусматривается проведение различных спортивных и развлекательных мероприятий. То есть внимание акцентируется по тем основным позициям, которые формируют системные туристские аттракторы. Наличие определенных видов аттракторов в республике, в свою очередь, влияет на формирование инфраструктуры туризма, которая развивается также и в зависимости от предъявляемых

туристами требований. Чем больше разнообразных аттракторов, тем больше туристов он притягивает и тем интенсивнее развивается здесь инфраструктура туризма. На основании данных по температуре и скорости ветра, индекс геоэкологической комфортности пребывания на территории Чеченской республики равен 0,9, что говорит об очень высокой комфортности пребывания на территории.

1 + 0,8

= 0,9

ГЭК =

2

Исходя из вышеизложенного, с учетом индекса геоэкологической комфортности пребывания на территории, показатель насыщенности системными туристскими аттракторами Чеченской республики примет значения (таблица 1).

Данные таблицы показывают, что наибольшая насыщенность системными туристскими аттракторами присутствует в Грозненском, Шалинском и Урус-Мартановском районах.

Таблица 1

Показатель насыщенности системными туристскими аттракторами Чеченской республики

Ачхой-Мартановский ппттптт Веденский район Грозненский район Гудермесский район Итум-Калинский район Курчалоевский район Надтеречный район Наурский район Ножай-Юртовский район Сунженский район Урус-Мартановский район Шалинский район Шаройский район Шатойский район Шелковской район города

Пнста 3,96 2,58 13,40 11,54 0,10 9,01 2,24 1,82 4,99 0,24 12,89 13,17 0,05 0,39 2,45 2,64

В соответствии с дифференциацией ресурсов, характеризующих сферу туризма в целом в Чеченской республике, многие из них, по крайней мере, две группы из трех (культурно-исторические и при-родно-ориентированные), могут быть безвозвратно потеряны в ходе их эксплуатации. Поэтому, занимаясь процессами оптимизации системного туристского продукта, необходимо вести постоянный мониторинг и применять своевременные управленческие решения в этом направлении. Что касается третьей группы ресурсов, а точнее, социально-экономических, то они зависят от конъюнктуры рынка, и определяются именно рыночными параметрами. Хотя также необходимо постоянно контролировать систему их формирования, и что главное, использования, в процессе позиционирования территории Чеченской республики в качестве туристско привлекательной.

Список литературы

1. Инвестиционная карта Чеченской Республики [электронный ресурс] / Комитет Правительства Чеченской Республики по туризму - 2015. -Режим доступа: http:// www.investmap95

2. Липина, С.А. Перспективы формирования

туристско-рекреационного комплекса в республиках Северного Кавказа /Липина С.А. // Туристско-рекреационный комплекс - 2010 - 34 (91) - С.60-64.

3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы [электронный ресурс] / Комитет Правительства Чеченской Республики по туризму - 2016. - Режим доступа: http://www.chechentourism.ru/wp-content/uploads/2013/04/razvitie-turizma.pdf

4. Сычева, Н.В. Туристский ресурс как фактор экономического развития региона/Сычева Н.В. // Вестник ОГУ - 2011. - №8 (127) - С. 136-143.

5. Официальный сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Чеченской республике [электронный ресурс] / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чеченской республике - 2017. - Режим доступа: http://chechenstat.gks.ru/

6. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем /Уемов А.И. — М.: Мысль, 1978. -272 с.

7. ЧГТРК "Грозный". Лев Кузнецов: туризм требует господдержки [электронный ресурс]/ ЧГТРК "Грозный". - 2016. - Режим доступа: http://grozny.tv/news.php?id= 13719

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.