Научная статья на тему 'Место среднего бизнеса в социальном развитии общества'

Место среднего бизнеса в социальном развитии общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корпоративное предпринимательство / средний бизнес / Экономика / социальная сфера / Corporate entrepreneurship / medium-scale business / Economy / social sphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворцов Ю. В.

Из структурообразующих хозяйственных элементов страны в статье выделен средний бизнес в качестве основы социального развития общества. Средний бизнес выступает как реальная сила формирования необходимой социальной среды во взаимодействии с крупным и малым бизнесом, с государственными и некоммерческими структурами. Отмечается важность такого взаимодействия в депрессивных регионах России для достижения необходимого уровня их социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article distinguishes medium-scale business as the foundation of the social development of the society and as a real power in formation of the social environment. Medium-scale business is discussed in its interaction with smalland large-scale business, state and non-commercial structures, which is particularly important for depressive regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Место среднего бизнеса в социальном развитии общества»

вающих компаний. В качестве основных направлений государственной политики по созданию благоприятных условий деятельности малых нефтедобывающих компаний можно выделить:

1. Принятие закона на федеральном уровне «О поддержке малых и средних нефтедобывающих компаний», в котором должны быть закреплены критерии отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего предпринимательства «независимые» нефтяные компании, специализирующиеся на разработке мелких месторождений или остаточных запасов, на внедрении инновационных технологий, повышении эффективности добычи трудноизвлекаемых видов сырья.

2. Создание гибкой системы налогообложения. В частности, необходимы изменения в главу 26 Налогового Кодекса (Налог на добычу полезных ископаемых), которые бы позволили рассчитывать налог, уплачиваемый малыми нефтяными компаниями с привязкой к внутренним ценам на нефть, а не к мировым; ус-

тановить льготную ставку налога на прибыль; упростить предоставление рассрочки, отсрочки и инвестиционного налогового кредита. Было бы целесообразным создание специального налогового режима для малых и средних нефтедобывающих компаний. Необходимо и на уровне региона создать систему налоговых льгот.

3. Использование действенной системы стимулов для добывающих компаний к воспроизводству минерально-сырьевой базы, к применению ресурсосберегающих технологий, разработке месторождений со сложными горно-геологическими условиями, рациональному использованию минерального сырья при его добыче и переработке.

В результате выполнения перечисленных выше мероприятий, государству удастся создать необходимые условия для эффективного и рационального развития малых нефтедобывающих компаний, и для нефтедобывающей отрасли в целом.

Литература

1.Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-консультационная система «Консультант-плюс»

2.Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-консультационная система «Консультант-плюс»

3.Даниленко М.А. Об опыте работы инновационной нефтедобывающей компании // Минеральные ресурсы России. — 1999. —

№5.

4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: «АСА», 2006.

5. Сергеева О. Выживают крупнейшие! //Нефть России. — 1999. — №9.

6. Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой. Экономическая Комиссия ООН для Европы, 2007. / http://www. uneee.org/indust/sme/ece-sme.htm

7. Independent Gain Prominence in Oil and Gas. U.S. Deparment of Energy, 1995. — http://www.eia.doe.gov

МЕСТО СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Ю.В. Дворцов,

аспирант Камчатского государственного технического университета (Петропавловск-Камчатский) rectordvf@mail.ru

Из структурообразующих хозяйственных элементов страны в статье выделен средний бизнес в качестве основы социального развития общества. Средний бизнес выступает как реальная сила формирования необходимой социальной среды во взаимодействии с крупным и малым бизнесом, с государственными и некоммерческими структурами. Отмечается важность такого взаимодействия в депрессивных регионах России для достижения необходимого уровня их социального развития.

Ключевые слова: корпоративное предпринимательство, средний бизнес, экономика, социальная сфера

УДК 334; ББК 65.9(2Рос)09, Д 24

Экономические достижения стран с рыночной экономикой напрямую зависят от успешного использования предпринимательского потенциала, общеэкономической политики государства и отношения общества к бизнесу. История развития мирового хозяйства свидетельствует: когда бизнес эффективен, он и социально ответственен. Связь между эффективностью и социальной ответственностью бизнеса в развитых странах сегодня считается аксиомой. Социальная ответственность бизнеса проявляется в осознании, что предпринимательская организация нацелена на интересы сообщества, ресурсами которого (кадровыми, материальными, экологическими, финансовыми и др.) она пользуется.

Мировой опыт последнего десятилетия свидетельствует о возрастающей роли предприятий среднего бизнеса в развитии регионов. Эти предприятия часто демонстрируют более эффективные результаты своей деятельности и, следовательно, более высокую социальную ответственность за сферы и место приложения своих бизнес — усилий.

Социальная ответственность во многом остается проблемой крупных и транснациональных корпораций, однако средний бизнес все чаще вовлекаются в этот процесс. Основная причина такого отношения — этические и социальные требования, выдвигаемые «социально ответственными» корпорациями, а также принятие социально ориентированных законов.

Социально ориентированный бизнес перестает быть прерогативой только транснациональных и крупных государственных корпораций. Средний бизнес все более использует свои преимущества и возможности для применения эффективных бизнес — моделей, построенных на прогрессивных управленческих решениях и четком представлении о своем потребителе. Зачастую именно средний бизнес обладает большими ресурсами для четкого и оперативного реагирования на требования времени и рынка, чем компании-гиганты или малые предприятия.

Проведенные исследования показывают, что «крупных» компаний в России должно быть 3-5 тысяч, «средних» от 10 до 25

тысяч, «мелких» от 30 до 150 тыс., остальные — это либо очень крупный, либо индивидуальный бизнес. В российской научной литературе нет однозначного подхода к определению: «средний бизнес».

Чаще всего на практике даются и оцениваются количественные характеристики размеров предприятий. Под «средним» бизнесом понимаются существенно разные по размеру предприятия. В развитых странах средний бизнес — это преимущественно компании с оборотом 30-50 млн долл., иногда до 100 млн долл. В России предприятие, имеющее порядка нескольких миллионов долларов годового оборота, относится к «среднему» бизнесу. Такой маломощный «средний» бизнес остается вне поля зрения зарубежных ERP-игроков.

Российской статистикой границы крупного бизнеса никогда четко не определялись. Предполагалось, что в крупном бизнесе численность занятых составляет тысячи и десятки тысяч человек, к примеру, на предприятиях «РЖД» или «Газпром» трудятся сотни тысяч работников.

Сегодня не определены критерии отнесения предпринимательства к среднему бизнесу и его качественное отличие от бизнеса крупного и малого. Создается впечатление, что средний бизнес не интересен ни исследователям, ни чиновникам госструктур. Ситуация эта выглядит достаточно странно, учитывая значительную долю среднего бизнеса в производстве валового продукта. Проще всего определить масштаб средней компании по количеству сотрудников. В самом первом приближении она может составлять от 250 до 1000 человек. Исходя из этого, получается, что средних компаний у нас в стране от 25 до 160 тысяч. Это очень большой разброс.

Для отдельных отраслей определены границы малого бизнеса по численности занятых работников. Это было сделано для применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. Они колеблются по различным отраслям от 15 до 200 человек, но четко определить границы среднего бизнеса с точки зрения численности занятых пока не представляется возможным. В самом общем приближении речь может идти о границах между несколькими десятками и несколькими тысячами человек. Сегодня по российскому законодательству претендовать на упрощенную систему отчетности для малого бизнеса могут компании, чей оборот не превышает 15 млн руб. Сами представители малого бизнеса уже просят увеличить границу «упрощенки» до 60 млн руб. Следовательно, эту цифру также можно условно считать границей, разделяющей малый и средний бизнес.

Международная финансовая корпорация (IFC) делит предприятия малого и среднего бизнеса в Евросоюзе по критериям численности компании и годовому валовому доходу.

По данным Гильдии Маркетологов России и Исследовательской компании ROMIR Monitoring (г. Саратов), в нашей стране есть 80 субъектов Федерации с населением превышающим 750 тысяч жителей. В каждом из них около 300-500 средних компаний. В 10-15 наиболее благополучных в экономическом отношении регионов — их около 1000. Итого по России можно условно выделить 35-45 тыс. средних компаний. Сегодня в диапазоне 3-30 млн долл. коммерческого оборота работает основная масса российских средних компаний. Сектор российского среднего бизнеса формируют успешные и быстрорастущие компании в различных отраслях хозяйствования. Объем выдан н ых среднему бизнесу кредитов уже составляет в целом по России 40 млрд долл., а остатки на счетах — 30 млрд долл.

В последние годы значение среднего бизнеса в России для социально-экономического развития общества существенно повысилось. Не умоляя роли и значения крупного бизнеса для развития социальной сферы регионов, необходимо отметить наличие соответствующего места и возможностей участия среднего бизнеса во многих социальных процессах. При этом малый и средний бизнес еще практически не вовлечен в такую практику. В результате крупные компании остаются наиболее передовыми в смысле внедрения социальных программ в силу целого ряда причин. Но это не означает, что средние и малые предприятия могут оставаться в стороне от названного процесса.

В ближайшей перспективе средние предприятия, скорее всего, смогут избежать сильного общественного давления по внедрению программ социальной ответственности, но не в долгосрочной стратегии. При этом не исключено, что часть средних предприятий уже сейчас несут весьма существенную социальную нагрузку и общественное внимание.

Средний бизнес обладает инновационной оперативностью малых предприятий и инвестиционной надежностью крупных компаний. В условиях экономического кризиса поддержке среднего бизнеса должна способствовать и общегосударственная стратегия развития хозяйства страны.

Кроме численности компаний и их годового оборота, разделить компании можно и по доле рынка, которую они занимают. Компании, чья доля рынка в стране превышает 5%, можно считать крупными, с долей в 0,5% — малыми, а средние — с долей рынка между 0,5% до 5%. В результате можно выделить три группы: «средне-малые» от 0,5 до 1%, «средние» от 1 до 2,4%, «средне-крупные» от 2,5 до 5% рынка. Представленную шкалу нельзя назвать универсальной из-за специфики каждой области бизнеса. Кроме того, различные рынки имеют различную степень концентрации и сопоставлять их или объединять в какие-либо группы не рационально.

Во многих развитых странах крупные корпорации заинтересованы в развитии сопутствующего среднего бизнеса как наиболее эффективного и гибкого в определенных сферах деятельности. Средний бизнес может выступать организующим и связывающим звеном между крупным и малым бизнесом. Такой бизнес может стать цементирующим звеном между верхом и низом по масштабу предпринимательства, вносящим свой вклад в создание ценностей, превращая бизнес — идеи в действия, а действия — в новые коммерческие идеи.

В современных условиях многие японские компании не говорят о деловых процессах, построенных «сверху вниз» или «снизу вверх». Они считают, что структуру перспективной организации лучше характеризовать как построенных «вверх и вниз из центра». Например, на заводах «Тойота» сосредоточено не более половины добавленной стоимости продукции, остальная часть производится на средних независимых предприятиях в отсутствие установленных для корпораций нормах допустимого рабочего времени, охраны труда и социального страхования.

Одной из методических и прикладных проблем, стоящих перед обществом, является четкое определение: кто, когда, где и на сколько должен участвовать в социологизации жизни. В России действуют два неравноправных партнера: государство с его институтами власти; бизнес-сообщество, объединяющее представителей крупного, среднего и малого бизнеса, а также иностранных участников предпринимательской деятельности. Предпринимателя интересует возможность реализации выбранной корпоративной миссии и формирования позитивного образа компании в сознании потребителей, общественности и других контактных структур. В тоже время руководители коммерческих структур несут ответственность за социальную эффективность бизнеса с точки зрения ее влияния на прибыльность своего бизнеса.

На современном этапе изучения проблемы, социальный эффект можно рассматривать как результат деятельности любого хозяйствующего субъекта. В этом аспекте может идти речь о своеобразной рентабельности социально-экономической деятельности, которую можно определить как отношение произведенного социального эффекта к соответствующим хозяйственным затратам (по методической аналогии с рентабельностью экономической). Только эффективная стратегия, основанная на этике бизнеса, согласно институциональной теории, может обеспечить компромисс между интересами акционеров, менеджеров, работников и потребителей. При этом добывание прибыли и не разрушает окружающую среду. Концепция корпоративной социальной ответственности не отвергает экономический мотив максимизации прибыли, но считает его подчиненным по отношению к другим стратегическим целям. Хозяйственное развитие в понимании сторонников «социологи-зированного» подхода определяет не система цен и доходов, а система деловых, культурных ценностей, на которой покоится экономика общества.

Социально ориентированным может быть только успешный, конкурентоспособный бизнес. Повышенные обязательства перед обществом, которые не предусмотрены законами, может себе позволить только успешная компания. Бизнес может быть «социально ответственным» только добровольно, осознав необходимость внутренних преобразований, которые реализуются в корпоративной политике устойчивого стабильного развития компании. Социальные обязательства перед обществом и людьми должны стать внутренней философией каждой компании, философией успешного собственного её развития.

20 1

Российский бизнес в последние годы все смелее вторгается в сферу оказания широкого спектра социальных услуг, способствуя развитию полноценной социальной инфраструктуры по таким, в частности, направлениям, как пенсионное обеспечение, добровольное медицинское и индивидуальное страхование, финансовые услуги населению (ипотека, потребительский кредит и т.п.), образование, жилищно-коммунальная сфера и многое другое. Соответственно, эффективность социальных программ правомерно начинает оцениваться не масштабами расходов по объемам финансирования, а достигнутым социально-экономическим эффектом. Как следствие, многие корпорации все меньше воспринимают социальные расходы как одностороннюю «благотворительность» и все больше — как взаимовыгодное партнерство с обществом.

В России назрела настоятельная необходимость максимизации результативности хозяйствующих субъектов, деятельность которых направлена на удовлетворение социально значимых потребностей общества. Это касается и таких государственных субъектов, как административные структуры и органы управления, и негосударственных, как общественные организации, фонды, ассоциации и т.п.

Основу состава заинтересованных участников должны составлять региональные администрации и представители ведущих компаний крупного и среднего бизнеса. При единстве социальных целей, задачи крупных и средних компаний будут существенно отличаться. Если крупный бизнес должен активно участвовать в наиболее крупных общерегиональных социальных программах, как правило, инфраструктурных, то средний бизнес должен направить свои усилия на решение локальных социальных задач, реализуя конкретные проекты.

Важную роль в национальном хозяйствовании играет государство в целом, так как в его функциях — защита предпринимательства, обеспечение свободы конкуренции, общества и формирование социального партнерства. Но принимаемые меры по реализации этих функций не всегда оказываются успешными. Для эффективного дальнейшего развития важно найти оптимальное соотношение между масштабами и формами государственного вмешательства в экономику, степенью господства конкурентных рыночных отношений и уровнем жизни в стране.

Коммерческие предприятия должны учитывать, что в экономике XXI века главный капитал это не природные ресурсы, а человеческий потенциал и доверие к компании (брэнду). Управление корпоративной социальной ответственностью укрепляет и развивает именно эти два фактора.

Средние компании — важные налогоплательщики и работодатели. По оценке экспертов, потребность таких компаний в банковских услугах будет расти ежегодно на 25%. В отличие от крупных корпораций, где маржа довольно низкая из-за сильной конкуренции со стороны иностранного капитала, в средних компаниях прибыль часто более высокая и стабильная. Это привлекает к ним не только российских, но и иностранных инвесторов. Так, ряд финских кредитных компаний предлагает российскому среднему бизнесу уже кредиты под 4% годовых, несмотря на кризисную ситуацию.

Средние и малые предприятия менее мобильны по сравнению с транснациональными компаниями, они не могут «если что» просто уйти из региона на какое-то время. Поэтому их подход к инвестированию и эксплуатации оборудования более ответственный и в большей степени учитывает местные особенности. В тоже время у средних предприятий больше связей с местной гражданской и культурной средой, они в большей степени учитывают местные риски по сравнению с крупными международными компаниями.

Учитывая ограниченные финансовые возможности среднего бизнеса, следовало бы рассмотреть вопрос о частичной коммерциализации его деятельности в социальной сфере. Так, в частности, представляется возможным возведение для них социальных объектов в области строительства жилья, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта и т.п. на условиях льготной аренды или совместного пользования ими со стороны администрации субъекта РФ и бизнес-структур при их коллективном содержании.

Позитивно оценивая значение среднего бизнеса в социальном развитии общества, следует отметить, что он не свободен и от целого ряда присущих только ему проблем. В первую очередь это касается перспектив его инвестиционного развития. Так, например, в середине 90-х гг. XX в. крупная компания SAP предприняла попытку разработать продукт специально для среднего бизнеса, так называемый R/3-Light. Но продукт этот на рынок не вышел, хотя вложили в его разработку не менее 300-400 млн долл. Продвигать его не стали, так как оказалось, что средний бизнес, в совокупности, ничуть не проще «крупного».

Следующей проблемой становления и расширения среднего бизнеса заключается в неумении и часто нежелании многих собственников и управленцев строить долгосрочную стратегию развития бизнеса. По данным бизнес-исследований только 34% предприятий малого и среднего масштаба имеют планы по развитию собственного дела на перспективу. В лучшем случае срок прогнозирования у них составляет 1-3 года, а срок в 5 лет — это уже нереальные для анализа горизонты. Для социальной сферы эти сроки представляются весьма незначимыми.

Серьезной проблемой российского для среднего бизнеса является рейдерство. Рейдерство в России уже обрело не только мощную методическую базу, но и развитый собственный язык, что свидетельствует о зрелости понятий и консервативности явления. Причем объектом целей рейдеров становятся даже не только и не столько успешные предприятия, сколько менее защищенные предприятия среднего бизнеса с привлекательными активами в виде недвижимости и, прежде всего, земли.

Четкая система взаимодействия государства, бизнеса и общества может позволитъ без аккумулирования больших бюджетных средств со стороны администраций регионов в ближайшей перспективе создать необходимую социальную инфраструктуру, в том числе и на частично коммерческой основе. В результате возможно будет обеспечить населению требуемый уровень социальной поддержки. Со временем, при частичной компенсации издержек бизнеса по возведению социальных объектов, они могли бы передаваться в государственную собственность, а полученные предпринимателями средства от эксплуатации могли бы направляться на создание новых социальных структур. Такой подход позволил бы бизнесу органично вписаться в единую социальную программу региона, повышая свой коммерческий статус, формируя для него и для общества в целом необходимую социальную среду.

Условия бизнес — среды в современных условиях не позволяют использовать универсальную для всех регулирующую структуру. Чтобы добиться успеха, необходима новая корпоративная культура среднего бизнеса, которая бы объединяла различные виды изысканий как индивидуальных, так и коллективных.

Для соответствующего разделения функций и полномочий крупного и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии необходимо всестороннее исследовать все аспекты социальной сферы, чтобы определить рациональное распределение участия каждого предприятия в зависимости от его масштаба и направления деятельности в решении общих социальных проблем.

Литература

1. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / Под общ. ред. РМ. Нуреева. — М.: ТЕИС, 2007.

2. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. — М.: Ассоциация менеджеров, 2003.

3. Социальная ответственность бизнеса в условиях современной России: теория и практика: Материалы заседания «круглого стола» / Под общ. ред. В.С. Комаровского, Н.А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2005.

4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект / Под общ. ред. И.Ю. Беляевой и М.А. Эскиндарова. — М, КноРус, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.