Научная статья на тему 'Место службы занятости в вопросах регулирования регионального рынкатруда'

Место службы занятости в вопросах регулирования регионального рынкатруда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / АНАЛИЗ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТНЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева И.В.

Конкретным объектом исследования в работе выбран региональный рынок труда Ставропольского края. Проанализирована деятельность региональной службы занятости. Представлена динамика основных социально-экономических показателей, определяющих состояние рынка труда. Проанализирована ситуация на региональном рынке труда и предложены конкретные мероприятия направленные на повышение эффективности работы службы занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место службы занятости в вопросах регулирования регионального рынкатруда»

8 (143) - 2010

ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ

МЕСТО СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В ВОПРОСАХ

РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКАТРУДА*

И. В. ЗАЙЦЕВА, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры компьютерной безопасности

E-mail: ziki@mail.ru Ставропольский государственный университет

Конкретным объектом исследования в работе выбран региональный рынок труда Ставропольского края. Проанализирована деятельность региональной службы занятости. Представлена динамика основных социально-экономических показателей, определяющих состояние рынка труда. Проанализирована ситуация на региональном рынке труда и предложены конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности работы службы занятости.

Ключевые слова: служба занятости, анализ, занятость, безработный.

Кризис, разразившийся в 2008 г., изменил структуру рынка труда в Российской Федерации и, как следствие, повлек за собой существенный рост безработицы. В данных условиях одной из центральных социально-экономических проблем становится занятость населения. Это актуализирует целенаправленные воздействия на рынок труда для минимизации масштабов высвобождения занятых, сохранения его устойчивости и возможности развития. Особая роль в данной ситуации принадлежит службе занятости.

В работе [1] приведена методологическая схема, примененная для анализа деятельности государственной службы занятости Российской Федерации в период устойчивого развития экономики. Используем предложенную методику для изучения деятельности государственной службы занятости

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 08-02-00245а).

на региональном уровне. Экономический кризис изменил структуру рынка труда Ставропольского края и, как следствие, повлек за собой существенный рост безработицы, поэтому рассмотрим временной период до 2007 г.

По аналогии с [1] рассмотрим состав тех, кто обращается к услугам государственной службы занятости Ставропольского края за содействием в поиске работы (табл. 1 [4, 6]).

Анализ данных табл. 1 наглядно демонстрирует динамику и характер контингента, обращавшегося в рассматриваемые годы к услугам службы занятости. Отрицательную динамику представляет резкий «скачок» в сторону увеличения общей численности занятых трудовой деятельностью и желающих ее поменять с 2% в 2006г. до 21,4% (21,3%) в 2007г. (2008 г.). Количество не имеющих работы имеет тенденцию нарастания (63,3—78,7%), хотя пик

Таблица 1

Трудоустройство граждан органами государственной службы

занятости по Ставропольскому краю

Год Всего, чел. По принадлежности к занятиям, % от общей численности

Занятые трудовой деятельностью Учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время Не занятые трудовой деятельностью

2002 70 088 1,9 34,8 63,3

2003 65 088 2,6 31,6 65,9

2004 73 826 1,9 22,2 75,9

2005 91 179 1,2 16,1 82,7

2006 104 279 2,0 14,1 83,9

2007 87 804 21,4 19,7 78,6

Таблица 2

Численность зарегистрированных безработных

Год Состояло на учете на начало года Признано безработными Численность с начала года Снято с учета в течение года Состояло на учете на конец года

Ткс. чел. % Ткс. чел. % Ткс. чел. % Ткс. чел. % Ткс. чел. %

2000 177,7 95,0 9,3 5,0 187 100 66,6 35,6 120,4 64,4

2001 120,4 91,7 10,9 8,3 131,3 100 15,5 11,8 115,8 88,2

2002 115,8 90,3 12,4 9,7 128,2 100 4,3 3,4 123,9 96,6

2003 123,9 89,9 13,9 10,1 137,8 100 16,7 12,1 121,1 87,9

2004 121,1 85,0 21,4 15,0 142,5 100 52,5 36,8 90 63,2

2005 90 75,2 29,7 24,8 119,7 100 3,5 2,9 116,2 97,1

2006 116,2 77,2 34,3 22,8 150,5 100 62,6 41,6 87,9 58,4

2007 87,9 78,0 24,8 22,0 112,7 100 15,3 13,6 97,4 86,4

Индекс 2007/2000 0,49 2,67 0,60 0,23 0,81

приходится на 2005-2006гг. (82,7-83,9%). Доля учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в рассматриваемые годы снижается (34,8—19,4%). Вероятно, что они либо стали отдавать предпочтение учебе, либо просто остаются статистически неучтенными.

К сожалению, сведения службы занятости Ставропольского края, выделяющие обращавшихся лиц, имевших какой-либо трудовой стаж с распределением по профессиональной принадлежности, удалось найти только за 2007 г. [2]. Из общего количества 52,1 тыс. чел. 8,8 % работали на должности специалиста или служащего, а остальные 91,2 % — по рабочей профессии. Из общего числа нашедших работу при содействии службы занятости за этот же год трудоустроены на постоянную работу 58,9%, а соответственно 41,1% — на временную. Таким образом, делать какие-либо выводы на этот счет не представляется возможным.

Проанализируем контингент обращающихся к услугам государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве, который согласно Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации» может претендовать на официальный статус безработного. Основные обобщенные сведения о ежегодном формировании и движении контингента безработных, по данным управления федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю, представлены в табл. 2 [4, 6].

Представленные в табл. 2 итоговые данные о динамике использованных показателей регистрируемой безработицы свидетельствуют о том, что наименьший рост [1] произошел среди численности снимаемых в течение года с учета, а наибольший — среди тех, кто официально признан безработным. Уменьшение количества обратившихся в службу занятости при прослеживающейся тенденции уве-

личения количества официально регистрируемых безработных, по всей видимости, свидетельствует о качественной работе службы.

Проанализируем основные направления снятия с учета зарегистрированных безработных (табл. 3) [4, 6].

Из анализа табл. 3, данные которой наглядно представлены на рис. 1, можно увидеть картину зеркального отражения по двум крупнейшим по охвату составляющим (нашедшие работу и другие причины снятия с учета) с их ярко выраженным для каждой противоположным поэтапным движением.

До 2005 г. шло плавное сближение количественных характеристик данных составляющих. Особенно интересны 2005—2007 гг. Разница между составляющими, достигавшая в 2006 г. 42,4 процентных пункта (п. п.), в 2005г. была 7,9 п. п., а в 2007г. — всего лишь 3 п. п.

Таблица 3

Основные направления снятия с учета зарегистрированных безработных

Количество безработных по направлениям, % от общей численности населения

Год Всего, чел. Нашли работу (доходное занятие) Направлено на профессиональное обучение Оформлено на досрочную пенсию Другие причины

2000 52 540 69,9 7,5 0,7 21,9

2001 72 008 76,1 6,7 0,5 16,6

2002 70 088 73,0 5,1 0,3 21,6

2003 65 088 71,9 6,6 0,6 21,0

2004 73 826 62,7 5,8 0,7 30,8

2005 91 179 51,3 4,7 0,6 43,4

2006 67 568 68,1 5,4 0,9 25,7

2007 87 804 49,1 4,1 0,7 46,1

Нашли работу (доходное занятие)

Направлено на

профессиональное

обучение

Оформлено на досрочную пенсию

Другие причины

Рис. 1. Динамика снятия с учета зарегистрированных безработных Ставропольского края по возрастным группам в 2000—2007гг., %

Следует отметить, что количество зарегистрированных безработных в 2005 г. было наибольшим среди приведенных в табл. 1 данных (91 179 чел.), следующим за ним был 2007 г. (87 804 чел.). В 2006 г. всего было зарегистрировано 67 568 безработных.

Таким образом, можно предположить, что причина этого: специфика спроса на рабочую силу, охватываемого службой занятости, для которого характерно преобладание массовых и малооплачиваемых работ в условиях постоянно растущих требований к оплате труда [1]. Но при этом, в отличие от 2006 г. [1], в Ставропольском крае были стабильные социально-экономические показатели.

Количество направленных безработных на профессиональное обучение представлено в табл. 4 [5]. Очевидно снижение обращаемости к услугам профессиональной ориентации, предшествующим направлению напрофобучение, а также количества безработных, отказавшихся от обучения.

В таблице 5 представлены формы профессионального обучения безработных Ставропольского

Год Численность безработных, чел.

Получившие услуги с ориентацией на обучение Направленные на обучение

2000 5 732 3 953

2001 6 989 4 820

2002 5 148 3 550

2003 4 235 1 314

2004 4 478 1 210

2005 3 863 1 272

2006 4 283 1 430

2007 3 519 1 276

края [5]. Значком (—) отмечены ячейки, для которых отсутствуют сведения в отчетах службы занятости.

Из анализа данных табл. 5 видим, что повышение квалификации не являлось приоритетным направлением профессиональной ориентации ни в рабочих профессиях, ни по специальностям. Основной упор у безработных делался на профессиональную подготовку и переподготовку. Данных об эффективности обучения автором не было найдено.

В таблице 6 приведены данные общего уровня регистрируемой безработицы по состоянию на конец соответствующего года и уровня для лиц, закончивших профессиональное обучение, из сборника [5].

Из приведенных в табл. 6 данных видно, что у закончивших обучение уровень безработицы значительно выше общего ее уровня. Очевидно, что данный факт не может не настораживать. Если это отражение современного состояния региональ-

Таблица 5

Формы профессионального обучения безработных

Таблица 4

Профессиональная ориентация и направление на обучение безработных

Год Общая численность закончивших обучение, тыс. чел. Из них по формам обучения, в процентах от общей численности

Получили профессиональную подготовку Прошли переподготовку Освоили вторые (смежные) профессии Повысили квалификацию

Порабочим профессиям

2003 60 15 37 8 *

2004 78 24 50 3 1

2005 40 24 12 1 3

2006 23 13 8 1 1

2007 85 24 58 - 3

По специальностям

2004 53 29 7 - -

2005 19 43 10 - -

2006 16 13 6 - -

2007 70 11 5 - -

Уровень регистрируемой безработицы, 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Год По всем состоявшим на учете безработным По закончившим обучение

2003 1,1 10,5

2004 1,7 9,6

2005 2,3 7

2006 2,6 8,9

2007 2,6 6,4

ного рынка труда, то необходима краевая программа, направленная на снижение уровня безработицы у закончивших обучение.

Сведения о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации граждан на рынке труда Ставропольского края в 2007 г. сводятся к количеству безработных, получивших услуги по социальной адаптации. В крае таковых 2,3 тыс. чел.

На рисунке 2 представлена численная динамика потребности предприятий края в работниках, заявленной в службы занятости, и численности граждан, имеющих статус безработных. Очевидно, что необходимо повышение эффективности работы службы занятости совместно со всеми заинтересованными органами.

Проведенный автором анализ деятельности государственной службы занятости Ставропольского края выявил ряд проблем, требующих непосредственного решения. Таким образом, действия органов службы занятости населения должны способствовать смягчению или полному снятию социальной напряженности, росту числа трудоустроенных безработных и незанятых граждан, т. е. более полному использованию потенциала, заложенного в человеческом капитале.

С началом финансового кризиса на региональном рынке труда начались серьезные процессы снижения производства, которые привели к увеличению объемов высвобождения работников. Такая ситуация на рынке труда требует всестороннего анализа текущих проблем для оперативной разработки мер экономической поддержки занятости. Выходом из данной ситуации должны стать конкретные меры социально-экономического характера краевых властей.

Краевая служба занятости Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства РФ подготовила ряд мероприятий, призванных снизить напряженность на рынке занятости. Одним из конкретных примеров таких мер может служить краевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2009 г.» [2].

Вместе с тем в целях повышения эффективности работы службы занятости можно предложить еще ряд мероприятий, способствующих сглаживанию негативных последствий наступившего кризиса:

Потребность предприятий в работниках, заявленная в службы занятости (человек)

Численность

граждан, имеющих статус безработных(человек)

Рис. 2. Сравнительная динамика потребности предприятий края в работниках, заявленной в службы занятости, и численности граждан, имеющих статус безработных в 2000—2007 гг., тыс. чел.

• повышение информированности населения о положении и динамике рынка труда с использованием всех возможных средств;

• более тесное и взаимовыгодное сотрудничество с работодателями в части трудоустройства на существующие рабочие места;

• планирование и прогнозирование рынка образовательных услуг края;

• оказание материальной поддержки безработным и членам их семей.

Список литературы

1. Попов А. Д. Государственная служба занятости как помощник в трудоустройстве: 2000— 2007 годы // Вопросы статистики. 2009. № 2. С. 38-43.

2. Ситуация на рынке труда в крае не взрывоопасная, а контролируемая // Вестник профсоюзов. 2009. № 136.

3. Ставропольский край в цифрах: статистический сборник. Ставрополь: Ставропольстат, 2007.

4. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставро-польскомукраю: URL: http://www.stavstat.ru.

5. Труд и занятость в Ставропольском крае. 2008: статистический сборник. Ставрополь: Ставропольстат, 2008.

6. Сайт Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Ставропольскому краю: URL: http://www.stavropol. rostrud.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.