Научная статья на тему 'Место и роль страховых правоотношений в современном инвестиционном процессе'

Место и роль страховых правоотношений в современном инвестиционном процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
856
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СТРАХОВОЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INSURANCE / INSURANCE RELATIONS / INSURANCE LEGISLATION / INSURANCE MARKET / INVESTMENT POLICY / FINANCIAL STABILITY OF AN INSURANCE COMPANY / FEDERAL SUPERVISION INSURANCE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Ирина Алексеевна

Данная статья посвящена выявлению некоторых проблем современных страховых правоотношений, которые являются тормозящими в общем инвестиционном процессе, а также путям их разрешения, так как страховые организации, мобилизуя весомую часть финансовых средств хозяйствующих субъектов, путем размещения их в различные виды инвестиций имеют возможность обеспечивать стимулирование их инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the analysis of certain problems in the field of modern insurance relations, hampering general investment process, and also with the ways of solving them, to the extent that insurance companies, which raise a significant part of business entities financial means by placing them in different types of investments, have the opportunity to stimulate their investment activity.

Текст научной работы на тему «Место и роль страховых правоотношений в современном инвестиционном процессе»

© И.А. Волкова, 2009

УДК 347.4 ББК 67.404.213.3

МЕСТО И РОЛЬ СТРАХОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

И.А. Волкова

Данная статья посвящена выявлению некоторых проблем современных страховых правоотношений, которые являются тормозящими в общем инвестиционном процессе, а также путям их разрешения, так как страховые организации, мобилизуя весомую часть финансовых средств хозяйствующих субъектов, путем размещения их в различные виды инвестиций имеют возможность обеспечивать стимулирование их инвестиционной активности.

Ключевые слова: страхование, страховое правоотношение, страховое законодательство, страховой рынок, инвестиционная политика, финансовая устойчивость страховой компании, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью.

Страховые организации занимают особое место в обеспечении инвестиционного процесса, так как, с одной стороны, они сами способны выполнять функции институциональных инвесторов, мобилизуя значительную часть финансовых средств юридических и физических лиц и направляя их в различные виды инвестиций, а с другой -с помощью страхования можно обеспечить стимулирование инвестиционной активности отечественных и иностранных владельцев капитала путем осуществления страховых операций по видам страхования, гарантирующим инвесторам возврат вложенных средств, а в ряде случаев и возмещение неполученного дохода при наступлении различных неблагоприятных событий, приведших к потере всех или части вложенных сумм.

Возможность осуществления страховщиками инвестиционной деятельности вытекает из особенностей перераспределения средств методом страхования. Специфика договора страхования дает возможность страховщику

в течение определенного периода распоряжаться средствами, полученными от страхователей, инвестируя их в различные сферы. Помимо привлеченных средств, страховые организации имеют в своем распоряжении собственные средства, и эти ресурсы также используются страховщиками в инвестиционных целях.

Вышесказанное имеет следствием то, что страховые компании считаются обычно одними из крупнейших инвестиционных институтов. Однако объемы ресурсов, аккумулируемых российским страховым рынком, совсем невелики, поскольку невелики финансовая мощность наших страховщиков и объемы их операций. Причина тому видится, прежде всего, в недооценке роли и места страхования со стороны государства, потенциальных инвесторов, могущих вкладывать капитал в создание и развитие страховых организаций, а также потребителей страховых услуг. Если в развитых странах доля страховых взносов в величине валового внутреннего продукта достигает 8-12 %, то в нашей стране по итогам года этот показатель составлял всего 1,2 % [2, с. 9]. Таким образом, для того чтобы объемы инвестиций отечественных страховых компаний занимали подобающее место в общей величине инвестиций, должна быть сформирована соответствующая политика в отно-

шении страхового рынка и прежде всего в эффективности законодательного регулирования отношений по страхованию.

Особую роль играют резервы по страхованию жизни, так как для этой подотрасли страхования характерен, во-первых, длительный срок действия договоров и, во-вторых, наступление обязательств по выплатам страхового обеспечения в основной их части лишь по окончании действия договоров или в другие заранее оговоренные сроки, обычно отнесенные на значительное время от начала уплаты страховых взносов. Это позволяет инвестировать значительную часть резервов по страхованию жизни в относительно долгосрочные проекты. Причем чем на более длительные сроки заключены договоры, тем более долгосрочными могут быть инвестиции. Таким образом, средства резервов страхования жизни являются основным и наиболее важным источником инвестиций страховых организаций. Об этом наглядно свидетельствует и опыт зарубежных стран, где основная часть страховых инвестиций осуществляется за счет средств, поступающих по страхованию жизни.

Совсем иная ситуация сложилась сегодня в нашей стране. До начала 90-х гг. договоры страхования жизни были весьма популярны среди населения: их имели 70-80 % трудоспособного населения России [3, с. 18]. Их заключали, в основном, на пять лет, и привлеченные средства широко использовали в качестве кредитных ресурсов государства. Однако дальнейшие политические и экономические события сказались на популярности данного страхования: число вновь заключаемых договоров катастрофически упало, и в настоящее время страховые премии по договорам долгосрочного страхования жизни не играют какой-либо существенной роли в операциях страховщиков. В частности, в последнее десятилетие договор страхования жизни имел лишь каждый третий трудоспособный гражданин РФ.

При этом следует отметить, что широкое распространение получили договоры так называемого краткосрочного страхования жизни, которые, по существу, никакого отношения к страховым операциям не имеют. Идея проведения таких сделок состоит не в накоплении средств на определенную цель или

к определенному сроку, а в минимизации выплат предприятий и организаций в бюджет и внебюджетные фонды. Поскольку промежуток времени между сроками поступления взносов и выплат страхового обеспечения при такой схеме проведения операций, как правило, совсем невелик, рассматривать взносы по данному страхованию как источник для сколько-нибудь значимых инвестиций нельзя.

Таким образом, первая задача, которую следует попытаться решить для повышения роли страховщиков в инвестиционном процессе, - существенно расширить объем операций по долгосрочному страхованию жизни.

Чтобы разработать пути решения этой задачи, необходимо прежде всего понять, почему это страхование утратило былую популярность.

Первая из причин, на наш взгляд, состоит в том, что либерализация цен еще в далеком 1992 г. привела практически к полному обесценению страховых сумм по договорам смешанного страхования жизни и страхования детей. Такие договоры обычно заключались на суммы 500-1 000 руб., и в 1980-е гг. это составляло несколько месячных зарплат [3, с. 18]. Поскольку никаких значимых индексаций практически не проводилось, люди, вполне понятно, считают, что они потеряли свои вложения.

Второй причиной следует назвать банкротство многих финансовых компаний и банков в 1994-1996 годы. Это тоже сказалось на отношении к страхованию. Во-первых, потерпели крушение и не выполнили своих обязательств перед клиентами и ряд страховых компаний. Во-вторых, многие страховщики имели договоры страхования финансовых рисков с «лопнувшими» пирамидами, а случаи выплат возмещения потерпевшим по таким договорам нам неизвестны. В-третьих, общее негативное отношение населения к финансовым организациям, естественно, коснулось и страховщиков. И это вполне обосновано. Достаточно сказать, что за последние четыре года Росстрахнадзором и Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью за различные серьезные нарушения в работе отозваны лицензии на право заниматься страховой деятельностью у 460 страховых организаций [5].

Третьей причиной падения популярности страхования жизни является общая неуверенность в политической и экономической стабильности в стране, особенно на фоне экономического кризиса 2009 года. Хозяйствующие субъекты будут вкладывать свои сбережения на длительные сроки только тогда, когда они будут убеждены в том, что в стране не случится в течение этого времени каких-либо катаклизмов. Сейчас же нет уверенности в незыблемости нынешнего политического и экономического курса, стабильности рубля, окончательной победе над инфляцией и т. п.

Наконец, не так легко найти страховую организацию, которой можно было бы доверить свои деньги на 10-15 лет. И скандал с приватизацией Росгосстраха еще более убеждает в этом потенциального страхователя.

Таким образом, именно в снижении негативного воздействия отмеченных факторов видятся нам возможности существенного увеличения объемов операций по страхованию жизни и, соответственно, инвестиций в отечественную экономику. Этому должно способствовать: 1) обеспечение надежности вложенных в страхование средств; 2) разработка страховых услуг, удовлетворяющих специфические страховые потребности населения; 3) обеспечение конкурентоспособной доходности вложений средств в страхование по сравнению с другими финансовыми инструментами.

Решение данных задач является, прежде всего, делом самих страховщиков. Им придется позаботиться, если они захотят привлечь страхователей, о создании привлекательных для населения страховых услуг, обеспечении своей финансовой устойчивости, поиске выгодных сфер вложения страховых резервов, развитии сети реализации договоров страхования.

В то же время государство могло бы законодательно решить проблему возврата населению средств, утраченных в результате неплатежеспособности страховщиков, например, путем создания специального страхового фонда за счет отчислений страховых компаний. Далее важно будет установить особый порядок контроля за деятельностью страховщиков, занимающихся долгосрочным страхованием жизни, и не допускать использования

средств из страховых резервов на цели, не связанные с этой подотраслью страхования.

Наконец, особо следует регламентировать порядок инвестирования средств резервов по страхованию жизни. Такое инвестирование должно способствовать решению двух обычно взаимоисключающих задач: обеспечить надежность вложений в операции долгосрочного страхования жизни и в то же время более высокую доходность, чем при вложениях в банки и иные финансовые институты. Проблема более высокой доходности вложений в страхование может быть решена, во-первых, с помощью выпуска специальных государственных долгосрочных ценных бумаг для вложений в них части средств резерва по страхованию жизни; во-вторых, через допуск страховщиков на рынок ценных бумаг напрямую, а не через финансовых посредников и, в-третьих, постепенно снимая запрет (при сохранении, понятно, определенных ограничений) для страховых компаний на прямое кредитование юридических лиц.

В последнее время представители многих страховых компаний настойчиво проводят идею того, что основным рычагом для стимулирования страхователей к заключению договоров страхования жизни являются налоговые льготы. Мы не считаем, что широкое применение налоговых льгот может стать основным способом решения данной проблемы. На наш взгляд, во-первых, налоговые льготы без решения отмеченных проблем не будут достаточно эффективными. Во-вторых, не следует вообще рассматривать налоговые льготы как универсальный метод стимулирования и широко применять их, тем более при современном положении с бюджетными доходами в стране. В-третьих, предоставление налоговых льгот неминуемо приведет к разработке и применению на практике различных форм лжестрахования и заключению фиктивных сделок с целью ухода от налогообложения.

Это особенно относится к юридическим лицам. Исключением здесь могут быть лишь договоры по таким социально значимым видам страхования, как страхование пенсий, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и заболеваний в связи с выполнением трудовых обязанностей (хотя проблему обеспечения граждан при трудовых

увечьях и профессиональных заболеваниях лучше решать путем принятия закона об обязательном страховании ответственности работодателей за ущерб, причиненный здоровью их работников). Страховые взносы, уплачиваемые предприятиям по всем остальным видам страхования их работников, должны относиться на чистую прибыль.

Что касается договоров страхования, заключаемых непосредственно гражданами, то и для них налоговые льготы в виде исключения из налогооблагаемых доходов взносов, уплачиваемых по договорам страхования, на наш взгляд, возможно устанавливать лишь для социально значимых видов страхования. К таким видам страхования жизни мы относим, прежде всего, страхование пенсий.

Но по тем видам страхования, по которым будут предусмотрены налоговые льготы, следует установить определенные ограничения для предоставления таких льгот: предельные суммы, вычитаемые из налогооблагаемого дохода; сроки таких договоров; перечень страховых рисков; последствия досрочного расторжения договоров.

Средства резервов по договорам рискового страхования, в отличие от страхования жизни, могут быть инвестированы главным образом в высоколиквидные краткосрочные активы.

Для развития операций по рисковым видам страхования, а следовательно, для повышения величины страховых резервов, формируемых по ним, следует, как нам кажется, в первую очередь убедить население и руководителей предприятий, что страхование является для них наиболее эффективным методом решения проблем, которые могут возникнуть в случае гибели или повреждения их имущества, причинения вреда третьим лицам и в других подобных случаях. Потенциальные страхователи должны быть уверены, что нет более дешевого и надежного способа ликвидации убытков в таких ситуациях, чем заключение договоров страхования.

Прежде всего страхователи должны твердо знать, в каких случаях причинения ущерба они могут рассчитывать на помощь государства, а в каких им придется возмещать убытки за счет собственных средств. Во-вторых, нужна система гарантий выпол-

нения страховщиками своих обязательств по договорам страхования. В-третьих, возможно использование (по крайней мере в первое время) льготного порядка заключения договоров страхования по некоторым видам страхования.

Что касается предоставления тех или иных налоговых льгот страхователям, то, соглашаясь теоретически с тем, что затраты юридических лиц на социально значимые виды страхования являются издержками производства, вновь необходимо напомнить, что на практике при таком решении проблемы договоры страхования будут использованы для сокращения налогооблагаемой базы предприятий. Поэтому определенные ограничители здесь пока необходимы. Равным образом и затраты граждан на уплату страховых взносов по таким видам, которые обеспечивают страховую защиту от социально значимых рисков (утраты единственного жилья; домашнего имущества, находящегося в нем; убытков, связанных с потерей трудоспособности и необходимостью получения медицинской помощи и т. п.), могут, на наш взгляд, исключаться из их налогооблагаемых доходов. В то же время должна быть создана система контроля за тем, чтобы страховые выплаты осуществлялись только строго за последствия страховых случаев, не допуская использование страхования для ухода от уплаты налогов.

Для расширения возможностей проведения страховых операций и повышения роли страховщиков в инвестиционном процессе должны быть существенно увеличены размеры собственного капитала страховщиков. Только крупные страховые организации способны аккумулировать в виде источников инвестиций значительные средства и вызывать доверие со стороны потенциальных клиентов. Кроме того, роль собственного капитала страховщиков в инвестиционном процессе состоит и в том, что, поскольку данные ресурсы, как правило, свободны от конкретных обязательств, определенная их часть также может быть вложена в сравнительно долгосрочные и менее ликвидные виды инвестиций.

Кроме того, низкая финансовая емкость отечественного страхового рынка приводит к тому, что значительные суммы страховых взносов в связи с отсутствием у российских

страховщиков и перестраховщиков возможностей принимать на себя обязательства по крупным рискам уходят на страхование и перестрахование к зарубежным страховым и перестраховочным организациям, а вместе со страховыми взносами уходят за рубеж и инвестиционные ресурсы. Тем самым повышение емкости российских страховщиков снизило бы отток средств за границу и привело бы к росту объемов страховых резервов отечественного страхового рынка.

В связи с этим весьма актуальным является принятие изменений и дополнений к Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в соответствии с которыми предполагается существенно увеличить минимальные требования к величине уставных капиталов страховщиков.

Однако одного этого может оказаться недостаточно. Инвесторам должно быть выгодно вкладывать деньги в создание и развитие страховых компаний. Следует иметь в виду, что вложения в страховые компании чаще всего не дают быстрой отдачи, а потому серьезные инвесторы могут делать их лишь в расчете на относительно длительную перспективу. Но для таких вложений необходимы стабильность политической и экономической ситуации в стране, законодательства, налоговой системы и т. д.

В страховой практике известно достаточно большое число видов страхования, обеспечивающих страховой защитой имущественные интересы инвесторов. Таким образом, для усиления роли страховщиков в инвестиционном процессе необходимо стимулировать развитие данных видов страховой деятельности. Все они могут быть подразделены на две разновидности.

К первой относятся классические виды страхования имущества и гражданской ответственности. Развитию таких видов страхования и повышению роли страхования в защите инвесторов могут способствовать:

1. Повышение мощности и устойчивости страховых компаний, их авторитета у отечественных и иностранных инвесторов путем повышения размеров собственного капитала, улучшения организации работы, предоставления качественных страховых услуг, безусловного выполнения принятых на себя обязательств.

2. Усиление контроля за деятельностью страховщиков со стороны органов страхового надзора, принятие ими своевременных мер, предотвращающих неплатежеспособность страховщиков.

3. Развитие системы перестрахования; создание нормативной базы, регулирующей права, обязанности и ответственность сторон по договорам перестрахования; формирование этических норм взаимоотношений страховщиков и перестраховщиков и режима игнорирования страховым сообществом фирм, не соблюдающих эти нормы.

4. Предъявление к предприятиям и организациям требований предоставлять финансовые гарантии возмещения причиненного ими ущерба. Такие гарантии можно требовать: на случай причинения предприятиями ущерба третьим лицам, окружающей среде, потребителям их продукции или услуг, в том числе убытки, причиненные перевозчиком, а также нанесения ущерба здоровью работников в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; на случай гибели или повреждения заложенного имущества, а также имущества, взятого в лизинг, в аренду и т. п.

5. Повышение ответственности руководителей предприятий и менеджеров перед собственниками за убытки, вызванные незак-лючением договоров страхования.

6. Развитие судебной практики решения споров по договорам страхования и исполнению принятых решений.

7. Создание системы гарантий выполнения обязательств по договорам страхования, заключенным неплатежеспособными и обанкротившимися страховыми организациями.

Ко второй разновидности страховых операций относятся виды деятельности, имеющие определенную специфику по сравнению с классическим страхованием. Сюда относятся, например, страхование финансовых инвестиций от политических и коммерческих рисков, страхование экспортных кредитов, страхование банковских депозитов и т. п.

Целью такого страхования является защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения политической обстановки, конъюнктуры рынка, военных действий и ухудшения других условий для осуществления инвестиционной деятельности.

Оно подразделяется на страхование от политических и коммерческих рисков.

Договоры страхования от политических рисков заключают обычно инвесторы, осуществляющие вложения в зарубежные страны. Такое страхование чаще всего проводят государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Частные страховщики этим страхованием за редким исключением не занимаются, поскольку оно характеризуется невозможностью математической оценки вероятности наступления страховых случаев и крайне высокими, катастрофическими размерами ущерба. Поэтому в случае необходимости страховые выплаты частично дотируются за счет бюджетных средств. Данное страхование представляет собой одну из форм стимулирования государством проникновения своего отечественного капитала на зарубежные рынки.

Страховыми рисками здесь являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а также народных масс. При определении конкретного их перечня в договоре учитывается политическое и экономическое положение страны, ее финансовый потенциал, возможности, уровень развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, величина валового внутреннего продукта, объемы внутренней и внешней задолженности государства и ее структура, своевременность погашения имеющихся займов, уровень инфляции, объект и субъект страхования, сумма инвестиций, географическое местонахождение объекта инвестиций, срок страхования и т. д. При этом указанные факторы могут повлиять не только на объем страхового покрытия, но и в целом на экономическую целесообразность и возможность страхования и, следовательно, на сам факт инвестирования.

В настоящее время на три государственные организации (в США, ФРГ и Японии) приходится 80 % от общих объемов операций, осуществляемых в рамках национальных государственных программ страхования инвестиционных рисков [1].

Одним из ведущих специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, является учрежденная в 1969 г. правительством США Кор-

порация частных зарубежных инвестиций (ОПИК). Она оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по ряду программ, одной из которых является страхование имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений и войн, изменения политического режима и т. п. Деятельность ОПИК охватывает американские инвестиции в 140 развивающихся странах и развивающихся рыночных экономиках.

За все время деятельности ОПИК были застрахованы капиталовложения на сумму 9 млрд долл., что составляет около 10 % от общих объемов американских инвестиций за данный период [там же].

За последние три года корпорация поддержала 125 инвестиционных проектов американских инвестиций в России, которые оцениваются в 3 млрд долларов. С 1997 г. ОПИК увеличила страховую сумму при страховании инвестиций в Россию до 200 млн долл. на один проект.

Сеульской конвенцией 1985 г. было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), которое является акционерным обществом с капиталом в 1 млрд долларов. Его акционеры - более ста государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют во Всемирном банке. Первое место по величине капитала занимают США - 17 %. Россия, подписавшая конвенцию еще 15 сентября 1992 г., являясь самым крупным акционером МИГА, владеет 2,78 % акций [1].

Задача МИГА - поощрение иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. Одним из видов деятельности МИГА является предоставление инвесторам страховой защиты от политических рисков. Гарантии МИГА обладают высоким мультипликационным эффектом: на каждый застрахованный доллар обычно инвестируется еще 4 доллара [1].

Основной возможностью получить такую страховую защиту для нашей страны оказыва-

ется заключение соответствующих двухсторонних договоров со странами, представляющими инвесторов, или международными организациями, проводящими такие операции. При этом в зависимости от объемов предоставляемого страхового покрытия можно судить о заинтересованности органов власти в поощрении инвестиций в то или иное государство. Если же говорить о создании отечественной организации, проводящей подобные операции, то ее основной задачей может быть страховая защита отечественных инвесторов от рисков вложения капитала в зарубежные страны.

Страхование инвестиционной деятельности от коммерческих рисков проводится, как правило, частными страховыми компаниями. Одной из его разновидностей является страхование финансовых гарантий, предусматривающее предоставление страховщиком гарантий того, что определенные финансовые обязательства, оговоренные в процессе заключения сделки, сторонами которой выступают заемщик и инвестор, будут выполнены.

Среди видов страхования финансовых гарантий можно выделить:

1. Страхование облигаций и других ценных бумаг.

2. Страхование кредитов для краткосрочных торговых сделок и долгосрочных инвестиций.

3. Страхование закладных облигаций.

4. Страхование выплат по сдаче в аренду, лизинг и т. п.

5. Страхование оплаты стоимости поставляемого оборудования.

6. Страхование автомобильных ссуд.

Одна из особенностей данного страхования состоит в том, что при его проведении страховщик ставит задачу обеспечить практически безубыточное прохождение операций (то есть не допускать выплату страхового возмещения), поскольку применяемые тарифные ставки предусматривают, что вероятность наступления страховых случаев и суммы убытков от них должны быть минимальными. В связи с этим страховщики осуществляют тщательный отбор страхователей и принимаемых на страхование объектов, руководствуясь в первую очередь принципом осмотрительности.

Одним из наиболее известных видов страхования финансовых гарантий является

страхование муниципальных облигаций, появившееся в США в начале 1970-х годов. При его проведении страховщик гарантирует инвестору выплату капитала и процентов по застрахованным облигациям.

Страховой интерес инвестора состоит здесь в том, что оно позволяет, во-первых, перенести риск вкладчика на страховую компанию, во-вторых, обеспечить стабильность цены застрахованных облигаций, то есть меньшую их подверженность воздействию конъюнктуры рынка, в-третьих, повысить степень ликвидности застрахованных облигаций, то есть возможность реализовать их на вторичном рынке до наступления сроков выкупа, а в-четвертых, освободить инвестора от тщательного изучения кредитоспособности эмитента.

С точки зрения эмитента, данное страхование обеспечивает лучшую реализацию облигаций, а также уменьшение издержек по их выпуску за счет снижения сумм выплачиваемого дохода. Последнее объясняется тем, что застрахованная у авторитетного страховщика облигация становится более надежной, а потому может быть распространена при меньшей доходности.

Расчет размеров тарифных ставок основан на проводимых финансовыми экспертами исследованиях риска невыполнения обязательств эмитентом и оценках уровня его кредитоспособности. При этом для того чтобы выяснить вопрос о возможности муниципалитета выплатить свои долги, страховщики обычно анализируют целый спектр политических, демографических, экономических, юридических и финансовых факторов.

Другим видом страхования финансовых гарантий является страхование облигаций юридических лиц. Такому страхованию могут подлежать облигации предприятий различных отраслей промышленности, строительства, торговли и т. д. Оно гарантирует инвестору своевременную и в должном объеме выплату основного капитала и процентов на него. Страхование облигаций юридических лиц, если оно осуществляется авторитетной страховой организацией, повышает кредитные возможности компаний-эмитентов, делает облигации ликвидными, обеспечивает их размещение по более высоким ценам.

В нашей стране страхование финансовых гарантий практически не проводится. Его осу-

ществление будет способствовать снижению инвестиционных рисков и привлечению инвестиций в экономику.

Особым видом страхования финансовых инвестиций от коммерческих рисков является страхование банковских депозитов. Система депозитного страхования обеспечивает защиту вкладов в случае банкротства коммерческого банка. Оно существует в различных видах практически во всех развитых странах.

Такое страхование обычно призвано решить две основные задачи. Во-первых, обеспечить гарантии возврата вкладов вкладчикам. Во-вторых, сформировать на этой основе реальный механизм предотвращения кризиса банковской ликвидности и массового изъятия средств с депозитных счетов в случае неблагоприятной конъюнктуры и банковских банкротств. Обеспечивая прирост депозитов, страхование депозитных вкладов способствует повышению инвестиционных возможностей банков, а также увеличивает эффективность воздействия регулирующих решений Центробанка на функционирование денежно-кредитной системы.

Страхование депозитных вкладов подразделяется по формам проведения на обязательное и добровольное. Наиболее полным и дающим клиентам разных банков одинаковые гарантии является обязательное страхование.

Для нашей страны введение обязательного страхования депозитных вкладов граждан особенно актуально, поскольку, по различным оценкам, на руках у населения хранится от 20 до 30 млн долл. наличной валюты [4]. Одной из причин, почему население использует такой вид сбережений, является его не-

доверие к коммерческим банкам и неуверенность в возврате вложенных туда денег. Таким образом, введение такого страхования должно способствовать повышению инвестиционной активности населения страны путем перевода наличных сбережений, в том числе в валюте, в банковские вклады.

Подводя итог вышесказанному, необходимо еще раз отметить, что для повышения инвестиционной привлекательности страхования со стороны хозяйствующих субъектов прежде всего страхователи должны твердо знать, в каких случаях причинения ущерба они могут рассчитывать на помощь государства, а в каких им придется возмещать убытки за счет собственных средств. Во-вторых, нужна система гарантий выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования. В-третьих, возможно использование (по крайней мере, в первое время) льготного порядка заключения договоров страхования по некоторым видам страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорохина, Л. С. Институциональный аспект развития мирового страхового рынка / Л. С. Дорохина // Страховое право. - 2009. - №9 1. - С. 39-45.

2. Оценка эффективности работы страхового рынка // Экономика и жизнь. - 2009. - №9 37. - С. 9.

3. Прогнозы и оценки // Экономика и жизнь. -1993. - №> 3. - С. 18.

4. Прогнозы и оценки // Экономика и жизнь. -2009. - №> 34. - С. 12.

5. Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2008. -№ 12.- С. 31-33.

PLACE AND ROLE OF INSURANCE RELATIONS IN MODERN INVESTMENT PROCESS

I.A. Volkova

The paper deals with the analysis of certain problems in the field of modern insurance relations, hampering general investment process, and also with the ways of solving them, to the extent that insurance companies, which raise a significant part of business entities financial means by placing them in different types of investments, have the opportunity to stimulate their investment activity.

Key words: insurance, insurance relations, insurance legislation, insurance market, investment policy, financial stability of an insurance company, Federal Supervision Insurance Service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.