Научная статья на тему 'Место и роль Сайтё: в истории японского буддизма'

Место и роль Сайтё: в истории японского буддизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЯ ЯПОНИИ / ШКОЛА ТЭНДАЙ / САЙТЁ: / МОНАСТЫРЬ ЭНРЯКУДЗИ / BUDDHISM / BUDDHIST PHILOSOPHY / JAPANESE HISTORY / TENDAI SCHOOL / SAICHO / ENRYAKUJI TEMPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашицыренова Эржэн Петровна

В статье рассмотрены место и роль Сайтё:, основателя школы Тэндай, в истории японского буддизма. Статья будет интересна специалистам в области буддийской философии и истории Японии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND THE ROLE OF SIACHO IN THE HISTORY OF JAPANESE BUDDHISM

The article analyses the place and the role of Saicho, the founder of the Japanese Tendai School, in the history of Japanese Buddhism. It can be of use for experts in Japanese history

Текст научной работы на тему «Место и роль Сайтё: в истории японского буддизма»

УДК 244 (52)

Э.П. Дашицыренова МЕСТО И РОЛЬ САЙТЁ: В ИСТОРИИ ЯПОНСКОГО БУДДИЗМА

В статье рассмотрены место и роль Сайтё:, основателя школы Тэндай, в истории японского буддизма. Статья будет интересна специалистам в области буддийской философии и истории Японии.

Ключевые слова: буддизм, буддийская философия, история Японии, школа Тэндай, Сайтё:, монастырь Энрякудзи.

E.P. Dasfiisyrenova

THE PLACE AND THE ROLE OF SIACHO IN THE HISTORY OF JAPANESE BUDDHISM

The article analyses the place and the role of Saicho, the founder of the Japanese Tendai School, in the history of Japanese Buddhism. It can be of use for experts in Japanese history.

Key words: Buddhism, Buddhist philosophy, Japanese history, Tendai school, Saicho, Enryakuji temple.

Для того чтобы лучше понять эволюцию буддизма в Японии в эпоху Хэйан, необходимо иметь четкое представление о школах, возникших в этот период, и их основателях, которые оказались выдающимися и талантливыми деятелями своего времени. Самыми яркими буддийскими лидерами в Японии были Сайтё: и Кукай - создатели буддийских школ, которые доминировали в это время и оказали немалое влияние на развитие школ, появившихся в последующие периоды. Подробное исследование роли и места Сайтё: в истории японского буддизма даёт возможность понять, насколько огромно было его влияние на дальнейшее развитие буддийской идеологии и философии и позволит, на наш взгляд, сформировать четкое представление о его месте и роли в развитии буддийской мысли.

Сайтё:, первый патриарх школы Тэндай, и Кукай, основавший школу Сингон, больше известны под своими посмертными именами Дэнгё-дайси и Кобо-дайси. Биография и философия Кукая более подробно освещена в отечественных исследованиях, о жизни, деятельности и взглядах Сайтё: отечественная наука располагает лишь фрагментарными и разрозненными сведениями, хотя в последние годы наметился интерес к изучению его работ. Прежде всего отметим работы Н.Н. Трубниковой [5], которая перевела петиции и прошения, написанные Сайтё: со старояпонского языка, и опубликовала несколько статей, и исследования А.Н. Игнатовича [3]. Среди зарубежных исследователей отметим видного американского ученого Пола Гронера, посвятившего ряд работ Сайтё: [6].

Интерес к Сайтё: не угасает: выходят публикации, посвященные его жизни и деятельности. 1200летний юбилей с момента основания монастыря Энрякудзи на горе Хиэй, отмечавшийся в 1987 г., был ознаменован публикацией основных работ, посвященных Сайтё: на японском языке. В 1988 г. Тамура Кои опубликовал биографическое исследование о Сайтё:, за ним последовало несколько работ Саэки Арикиё, посвященных молодым годам

Сайтё: (1994) и отношениям с Кукай (1998). Тамура также был автором нескольких подробных работ о доктринальных позициях Сайтё:, которые в основном базировались на дебатах с Токуицу. Отношения Сайтё: и Кукая были подробно исследованы Такаги Сингэн. Работа Хиро Сатия (2004) предлагает рассмотреть развитие воззрений Сайтё: [7].

Школа Тэндай базировалась на учении китайской школы Тяньтай, основоположником которого был Чжи-и, медитировавший на одноименной горе Тяньтай, откуда и пошло название, которое переводится как «Небесная опора». Несмотря на то, что Сайтё: во время обучения овладел учением различных школ, именно тэндайское учение привлекло его более всех.

Сведения об тяньтайских доктринах в Японии распространялись издавна, так как монастырь Тяньтай был знаменит, а учение школы Тэндай проникло в Японию ещё до периода Хэйан благодаря знаменитому китайскому монаху Гандзин, основателю школы Рицу в Японии, который привез с собой труды из монастыря Тяньтай. Но они оставались невостребованными в течение определенного времени (около 150 лет), и именно Сайтё: смог вывести это учение на такой уровень, что в последующем многие знаменитые учителя начинали своё обучение в стенах тэндайского монастыря. Хотя нельзя не отрицать, что и ситуация при новом дворе в связи с переносом столицы уже требовала новых форм буддизма, так как монахи нарских школ были «вовлечены в сферу интересов отнюдь не духовных», а пытались реализовывать свои политические амбиции [4]. Сайтё: стал первым в истории Японии монахом, который удостоился титула «Дайси» (Великий учитель) от императора. В результате этого он больше известен своим посмертным именем Дэнгё:-дайси.

Необходимо обратиться к биографии Сайтё: для того, чтобы более отчетливо определить роль Сай-тё: в развитии буддизма эпохи Хэйан. Сайтё: родился в 767 г. в провинции Оми, в семье, которая,

как считается, вела свое начало от переселившихся на Японские острова потомков Сянь-ди, последнего императора Поздней Хань. Немалое влияние на Сайтё: оказал его отец, который был глубоко верующим человеком, почитал буддийские церемонии и ритуальную декламацию сутр, и в двенадцатилетнем возрасте Сайтё: становится послушником местного монастыря, входившего в систему коку-бундзи [6, с.19].

В монастыре у Сайтё: формируется интерес к религиозным церемониям и медитированию. В период учебы он изучает заповеди «Сибунрицу», «Сутру о сетях Брахмы» (яп. «Боммокё»), «Сутру лотоса благого Закона» и «Всепобеждающую царь

- сутру золотого света», а также познакомился с учениями школ Кэгон и Хоссо. Зарубежные исследователи биографии Сайтё: полагают, что он изучал ранние китайские переводы текстов виджняна-вады, а не канонический корпус сутр и трактатов этой школы [6]. В 783 г. Сайтё: получил официальное подтверждение из правительственного управления по делам культов (яп. гэмбарё) о вступлении в монашество и в 785 г. принял «полные заповеди» на кайдане в храме Тодайдзи, т. е. стал полноправным монахом, имевшим соответствующий диплом (кайтё) [6, с.24]. Несмотря на то, что его наставник Гёхё возлагал большие надежды на Сайтё: и благоволил к нему, после получения официального монашеского статуса Сайтё: оставил Нара и уединился в хижине у горы Хиэй. С этого момента начинается новый период его жизни. Причины ухода описываются в «Г аммоне» (Обращении к Будде с желаниями), в его первом сочинении, которое он написал в восемнадцатилетнем возрасте в 785 г. [2, с.433].

Аскетический идеализм группы монахов во главе с Сайтё:, ведущих отшельнический образ жизни за пределами богатых столичных монастырей, вызывал симпатии императора Камму, а скромный храм, построенный Сайтё: на горе Хиэй, подходил по своему местоположению для защиты новой столицы. После основания новой столицы в 794 г. император начал оказывать покровительство и щедрую поддержку для развития монастыря, который со временем превратился в огромный комплекс монастырей, монастырских колледжей и жилищ. Сайтё: понимал, что перенос столицы означает отказ от политики государственной поддержки аристократического буддизма в пользу тех монахов, которые заняты распространением учения Будды среди простого народа. Соответственно возникла почва для нового этапа развития религии в Японии. Появилось чистое пространство для новой исчерпывающей доктрины, которая удовлетворила бы растущие духовные потребности и смогла бы свести воедино все аспекты буддийского учения. И именно Сайтё: благодаря своей образованности и активной деятельности смог предоставить учение школы Тэндай как наиболее подходящую.

В 804 г. император Камму приказал устроить

собрание, посвященное "Лотосовой сутре", на котором присутствовали десять прославленных монахов из Нара, а Сайтё: был председателем. Его красноречие и серьезность произвели сильное впечатление на Камму, что он решил отправить Сайтё: в Китай, чтобы тот смог там непосредственно постичь учение школы Тяньтай и привести в Японию ее тексты. Основными результатами поездки в Китай явились приобретение сочинений тяньтайского учения и установление авторитета Сайтё: как прошедшего церемонию «принятия заповедей» непосредственно у китайских учителей и в китайских храмах. В 805 г. Сайтё: подает императору предложение о предоставлении квоты ежегодного приема в виде 2 человек для школы Тэндай [6], что и считается датой ее основания. Дальнейшая деятельность Сайтё: по укреплению положения школы развивается по таким направлениям, как пропаганда тяньтайского учения, критика других школ по доктринальным вопросам, материальное укрепление объединения.

Как отмечает А.А. Накорчевский, индивидов, осознававших себя как личность, было незначительно и лишь в период Хэйан начинает складываться представление об индивиде, выделяемом из клановой безликости. Таким образом, главной особенностью периода Хэйан было «возникновение» индивидов, личностей, причем в достаточном количестве, чтобы обеспечить успех буддийской школы Тэндай в лице его первого патриарха Сайтё:, который проповедовал о личном спасении [4]. Имеется в виду, что каждый обладает возможностью, т.е. потенцией реализации природы будды в отличие от предыдущих школ, где буддизм был прерогативой узкого круга придворной аристократии и монашества. Сайтё: подчеркивает, что буддийское учение - это личный духовный путь самосовершенствования, но при этом направленное не только на собственное благо, но и на спасение всех живых существ. Другим важным моментом было то, что истина о всеобщности спасения не только доктринально обосновывалась, но и указывались практические методы для её реализации.

У школы Тэндай была своя сильная сторона -сосредоточенность на духовном аспекте и воспитание аскетической строгости, цельности монастырской жизни. Именно поэтому, когда наступило японское культурное средневековье (с XIII в.), школа Тэндай сыграла большую роль в буддизме, чем школа Сингон, которая больше повлияла на науку, искусство и т.д.

Добиваясь разрешения на проведение церемоний пострижения в монахи в храмах школы, Сайтё: апеллировал непосредственно ко двору. Послания, направленные ко двору и вошедшие в «Правила для учеников горной школы» (Сангэ гакусё:-сики),

- это так называемые правила в шести, восьми и четырех статьях. Просьбы и их обоснования первый патриарх сформулировал в «Правилах для обучающихся по ежегодной квоте школы Тэндай-

Хоккэ» («Тэндай-Хоккэ-сю нэмбун гакусё сики»), называемых «Правилами в шести статьях» («Ро-кудзёсики»); «Правилах, поощряющих обучающихся по ежегодной квоте школы Тэндай» («Кансё Тэндай-сю нэмбун гакусё сики»), известных как «Правила в восьми статьях» («Хатидзёсики»); «Правилах, отворачивающих [обучающихся] по ежегодной квоте школы Тэндай-Хоккэ», «от малой [колесницы] к великой [колеснице]», чаще называемых «Правилами в четырех статьях» («Сидзёси-ки») и еще в ряде петиций. В развернутом виде свои взгляды Сайтё: изложил в трактате «Рассуждения о выявлении заповедей» («Гэнкайрон» или «Кэнкай-рон»). В названных трех Правилах и «Гэнкайрон» представлена также концепция теократического государства, разработанная лидером Тэндай-сю.

Разрешение принять «Правила» Сайтё: как основу дальнейшей деятельности школы Тэндай было дано государем лишь в 822 г., через семь дней после смерти Сайтё:. О том, насколько удачным оказался порядок обучения монахов, разработанный Сайтё:, можно судить хотя бы по тому, что в последующие столетия истории японского буддизма почти все основатели новых школ начинали свой путь с более или менее длительной учебы на горе Хиэй.

Сайтё: основал монастырь Энрякудзи на горе Хиэй, впоследствии ставший влиятельнейшим буддийским центром в Японии. В декабре 1994 г. монастырь Энрякудзи включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Энрякудзи сегодня - это целый комплекс монастырей, расположенных на горе Хиэй, в котором налажена внутренняя транспортная система, свои предприятия питания, гостиница. В монастырском комплексе и монахи, и работники вместе составляют буддийскую общину.

Центральный храм Компон Тю:до:, основанный Дэнгё:-дайси в 788 г. под названием Храм Единой Колесницы. В центре расположена фигура Якуси Нёрай (Будда Медицины). Считается, что это работа самого основателя и обычно недоступна для просмотра посетителей. Перед этой статуей непрерывно горит огонь, зажженный 1200 лет назад. Сохранился Кайдан, помост для принятия посвящений, разрешение на постройку которого было дано императором только после смерти основателя. Кайдан был построен в 828 г. во время первого тэндайского патриарха Гисина, центральное место занимает Сяка Нёрай (Будда Шакьямуни), по обе стороны от него Монжу Босацу (Манжушри) и Ми-року Босацу (Майтрейя). Сяка-до:, Храм Будды Шакьямуни (официальное название Зал Поворота Колеса Дхармы) был восстановлен после того, как Ода Нобунага сжег первоначальную постройку.

Дзё:до-ин, Храм Чистой Земли - это мавзолей, посвященный Сайтё:, и считается самым чистым местом на горе. Дэнгё:-дайси умер в 822 г. и был похоронен здесь. Монахов, медитирующих в Дзё:до-ин, называют «Дзисин» в память о Дзисине, который дал обет медитировать на горе в течение 12 лет. Их жизнь посвящена духовным практикам, включая строгое соблюдение заповедей.

Сайтё: не дожил не только до реализации (даже частичной) своих замыслов, но и до официального принятия его проектов двором. Тем не менее активная деятельность его и учеников принесла ощутимые результаты. Незадолго до смерти основателя Тэндай-сю император пожаловал ему, причем минуя гэмбарё, наивысший духовный ранг - дэнто дайхоси, а через неделю после кончины Сайтё:, летом 822 г., император Сага удовлетворил просьбы-пожелания покойного [6, с. 162-164].

Таким образом, разработанная Сайтё: программа деятельности школы Тэндай и универсальная сотериологическая доктрина самого Сайтё: подчеркивают «всеобъемлющий» характер тэндайского учения. В момент зарождения новых школ буддизм приобретает «народный» характер, превращается из аристократического в народный, и это становится возможным благодаря особой социально - политической ситуации в стране. Сайтё:, будучи человеком достаточно мудрым, почувствовал необходимость преобразований и стал именно тем, кому удалось перенять и разработать социальнофилософские идеи в духе своего времени. Жизнь и деятельность Сайтё: и как человека, и как церковного деятеля имеет первостепенное значение для истории Японии.

Литература

1. Буддийская философия в средневековой Японии. -М., 1998.

2. Буддизм в Японии. - М., 1993.

3. Игнатович. А.Н. Учения о теократическом государстве в японском буддизме//Буддизм и государство на дальнем Востоке. - М., 1987.

4. Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей. - СПб., 2004.

5. Трубникова Н.Н. Правила в шести и восьми стать-ях//Религиоведение. - М.;Благовещенск, 2007. - №2.

6. Гронер Пол. Сайтё: Основание японской школы Тэн-дай. - Гонолулу, 2000. - 337с.

7. Хиро Сатия. О Сайтё:. - Токио, 2004. - 217с.

Дашицыренова Эржэн Петровна, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ

Dashitsyrenova Erzhen Petrovna, post-graduate student of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Ulan-Ude.

E-mail: erjen@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.