Научная статья на тему 'Место и роль Русской Православной Церкви в миротворческом процессе на Северном Кавказе'

Место и роль Русской Православной Церкви в миротворческом процессе на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
577
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Хоперская Л. Л., Заярный В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль Русской Православной Церкви в миротворческом процессе на Северном Кавказе»

66. Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий. Т. 1. М., 1957. С. 604.

67. Эмиров Н. Установление Советской власти в Дагестане и борьба с германотурецкими интервентами (1917 - 1919 гг.). М., 1949. С. 12.

68. История Дагестана. Т. 3... С. 21.

69. Голос Дагестана. 1917. 23 апр.

70. Там же. 30 апр.; Там же. 1 окт.

71. ЦГА РД. Ф. 610 - Р. Оп. 1-с. Д. 16. Л. 4 - 5.

72. Революционное движение в России в мае - июне 1917 г. Июньская демонстрация // Документы и материалы. М., 1959. С. 445; Кашкаев Б.О. От Февраля к Октябрю (Национально - освободительное движение в Дагестане). М., 1972. С. 117.

73. Гаджиев А. Г. Помощь русского народа в установлении Советской власти в Дагестане. Махачкала, 1963. С. 156, 158 - 159.

74. Северокавказский край. 1917. 7 июля.

75. Голос Дагестана. 1917. 1 окт.; Там же. 15 окт.

76. Революционное движение в России накануне Октябрьского вооружённого восстания (1 - 24 октября 1917 г.) // Документы и материалы. М., 1962. С. 482.

77. Северо-Кавказский край. 1917. 7 июля.

Хоперская Л.Л., д. полит.н. (СКАГС), Заярный В.В., к. полит. н., ЮНЦРАН

МЕСТО И РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МИРОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Эпиграфом к этому исследованию могут послужить слова главы Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные на встрече с лидерами мусульман Кавказа: "Соседство с представителями другой веры требует от православных христиан особой чистоты нравственной жизни. Православная Церковь и впредь будет успешно выполнять объединяющую миссию, если каждый из православных христиан будет являть собой пример любви к Богу и ближнему, независимо от его национальной и религиозной принадлежности"1, а также слова представителя государственной власти России - Председателя краевой думы Ставропольского края Юрия Гонтаря. В его приветствии, направленном в адрес епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана по случаю празднования 160-летия со дня учреждения Ставропольской епархии Русской Православной Церкви, говорится: ''Сегодня церковь играет важную роль в общественной жизни многонационального Кавказа... Русское православие в лице Ставропольской епархии с честью несет нелегкий крест миротворческой деятельности в огнедышащем регионе. Своими действиями во имя

1 Святейший Патриарх Алексий II: «Устанавливая добрососедские отношения с народа-

ми Северного Кавказа, Церковь способствует сохранению там мира».// www. Радонеж. Ru. Новости - 17.12.2003.

установления мира между народами, открытостью и стремлением к диалогу епархия заслужила высокий авторитет в глазах других конфессий''1.

Проблема миротворческого потенциала православия на Северном Кавказе сегодня приобретает особую актуальность, т.к. Северный Кавказ в настоящее время представляет особый геополитический и этнокультурный регион, в котором существуют две цивилизации славянско-христианская (православная) и горско-исламская (мусульманская). Исключение составляет республика Северная Осетия-Алания, большинство населения которой составляют православные христиане - около 80% от общего числа проживающих в республике осетин. В этих условиях взаимодействие и сосуществование народов, носителей двух крупней-тттих для России религий - православия и ислама является источником веротерпимости, толерантного сознания, стабильности и добрососедских отношений в регионе.

Православие на Северном Кавказе представляет Русская Православная Церковь Московского патриархата (РПЦ), имеющая в регионе пять епархий, некоторые из них являются самыми крупными и динамично развивающимися епархиями РПЦ, как по количеству открытых и открываемых приходов, так и по активности в миротворческой, образовательно-воспитательной и социальной сферах.

О научном и общественном интересе к рассматриваемому вопросу свидетельствуют многочисленные публикации последних лет, посвященные изучению проблемы православия на Северном Кавказе2, среди которых особо выделяются публикации и работы епископа Майкопского и Адыгейского Пантелеи-мона (Кутового), священников Ростовской и Новочеркасской епархии отца Андрея Немыкина, протоиерея Владимира Тер-Аракельянца, уполномоченного по связям с религиозными организациями Администрации Президента Карачаево-Черкесской Республики Е.В.Кратова, заместителя председателя Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий К.М. Ханбабаева, митрополита Гедеона (Докукина)3.

Тема миротворчества на Северном Кавказе, в котором активно участвует РПЦ, поднималась Президентом России В.В. Путиным в ходе работы Общественного форума народов Кавказа, проходившего в конце марта 2004 года в г. Сочи Краснодарского края.

1 Духовный путь длиною в 160 лет.// Вечерний Ставрополь. Декабрь, 2003 г.

2 Например, см. специальный выпуск серии трудов «Южно-российское обозрение»

(№16, 2003 г.), издаваемого Центром системных региональных исследований и прогнозирования Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при Ростовском государственном университете (ИППК РГУ) и Институтом социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН). Он полностью посвящен православию в исторических судьбах Юга России, в статьях рассматривается история христианства и его влияние на культуру народов Юга России; показана роль Русской Православной Церкви в процессе интеграции региона в социокультурную систему России, ее взаимоотношения со старообрядчеством, исламскими организациями, властными структурами и СМИ.

3 Митрополит Гедеон (Докукин) на Ставропольской и Бакинской кафедре с 25 января

1990 г. Титул митрополита Ставропольского и Владикавказского владыка Гедеон носил с 26 февраля 1994 г.

Президент Российской Федерации, говоря о мирном урегулировании на Кавказе и признавая особое геополитическое значение Юга России для всей страны, подчеркнул, что на наступившем качественно новом этапе его развития для обеспечения эффективности управления необходимо переходить от преобладания жесткого администрирования и силовых методов воздействия через силовые структуры к политическим методам управления с опорой на общественность и религиозные организации1.

Административно-территориальное устройство РПЦ на Северном Кавказе

Сегодня можно уверено говорить о возросшем потенциале РПЦ. Это проявилось в том, что за последние пять лет, прошедших с 1999 по 2004 гг., РПЦ укрепила свои позиции на Северном Кавказ, что видно из ежегодного увеличения количества открываемых приходов, возобновляющихся и открывающихся новых монастырей, строительства храмов и часовен, передачи храмовых зданий и прилегающих к ним земельных участков и подворий восстанавливаем приходам монастырям. Кроме того, во всех кавказских епархиях установлено множество поклонных (памятных) крестов - часовен, посвященных памяти различных событий, а также в ряде епархий воздвигнуты памятники святым, являющимися небесными покровителями регионов. Ни одно общественно значимое событие не обходится без участия глав епархий или представителей РПЦ. Они присутствуют и освящают закладку зданий, технику, благословляют открытие всякого рода мероприятий и т.д.

В последние годы увеличилось число Северо-Кавказских епархий РПЦ, наметилась тенденция их дальнейшего выделения из уже существующих и оформления их в самостоятельные епархии в рамках РПЦ.

Велика вероятность того что, тенденция выделения новых самостоятельных епархий из состава уже существующих продолжится (так как это было с Майкопским и Армавирским викариатсвом, которое затем выделилось в Май-скопскую и Армавирскую епархию, а затем в Майкопскую и Адыгейскую самостоятельную епархию РПЦ), начиная с назначения викарных епископов, для упрощения управления обширными территориями епархий.

Эта тенденция намечается, прежде всего, в Ставропольской и Владикав-сказской епархии, в состав которой входят четыре республики и один край. Рано или поздно о своих правах на восстановление собственной епархии заявит один из древнейших православных народов Кавказа - осетины (аланы). Идея создания Аланской епархии в лоне РПЦ имеет серьёзные основания.

В Осетии всегда были настроения возродить епархию, в пределах канонической территории РПЦ, но вопрос упирался в нехватку кадров. Однако за последнее десятилетие появляется всё больше священников-осетин (их готовит Ставропольская духовная семинария). В городе Беслан открыт Аланский мужской монастырь, много осетин служат в различных храмах Москвы и различных регионов России. Кадровый вопрос больше не будет принципиальным для руко-

К общественной стабильности Юга России. // Молот. 30 марта, 2004 г. С.1.

водства РПЦ, если Патриарх и Синод всё же решат удовлетворить желание православных осетин1.

Что касается динамики увеличения количества приходов, то она выглядит следующим образом - по данным на начало 1997 г. в Ростовской и Новочеркасской епархии было 196 приходов в настоящее время - 263; в Ставропольской и Владикавказской - 224, сейчас - 349; в Екатиринодарской (Краснодарской) -146, сегодня - 341 (и этого с учетом того, что из епархии выделились приходы, в настоящее время находящиеся в ведении Майкопской и Адыгейской епархии, в которую входили приходы левобережных районов Краснодарского края). И эти цифры находятся в постоянной динамике, т.к. ежегодно открываются и регистрируются все новые приходы. Налицо тенденция увеличения количества храмов, которая в последнее время характеризуется открытием домовых храмов, часовен и молитвенных комнат в организациях и учреждениях, храмов строящихся по инициативе, при непосредственном участии и финансировании государственных структур. Руководство субъектов со своей стороны активизирует процесс передачи храмовых зданий церковным общинам.

По просьбе греческой общины приято решение о восстановлении храма принадлежавшего греческой православной церкви (Константинопольского патриархата) в городе Ростове-на-Дону. Решение было поддержано местными городскими властями и распоряжением мэра города было предоставлено равноценное здание театру кукол, который располагается в помещении бывшей греческой церкви, а переданное здание будет отремонтировано и приспособлено для нужд театра на средства греческой общины Дона.

На средства, выделенные Администрацией Ростовской области, была проведена реставрация фасадов, крыши и куполов Новочеркасского войскового Вознесенского кафедрального собора - памятника архитектуры конца XIX начала - XX вв., являющегося третьим по размерам российским собором после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора.

Знаковым для региона стало открытие в начале 2004 года в здании главного железнодорожного вокзала г. Ростове-на-Дону часовни Николая Чудотворца - покровителя путешественников, построенной на средства Управления Северо-Кавказской железной дороги министерства путей сообщения России. На открытии и освящении часовни, которое совершил Архиепископ Ростовский и Новочеркасский, присутствовали Полномочный представитель Президента России в ЮФО, Глава администрации Ростовской области, мэр г. Ростова-на-Дону, руководитель Северо-Кавказской железной дороги. Это первая православная часовня, расположенная в здании железнодорожного вокзала на Северном Кавказе.

Новым явление стало открытие памятников православным святым - небесным покровителям в некоторых городах, так в г. Ейске Краснодарского края открыт памятник Николаю Чудотворцу, в г. Батайске Ростовской области - апостолу Андрею Первозванному, в г. Ростове-на-Дону - святителю Димитрию Ростовскому и недавно канонизированному РПЦ адмиралу Феодору Ушакову.

Сегодня у РПЦ на Северном Кавказе пять епархий:

1. Ростовская и Новочеркасская, в которую входят все приходы Ростовской области;

Кавказский раскол.// Версия. №6, 2003.

2. Ставропольская и Владикавказская, объединяющая приходы, расположенные на территории 5 субъектов Российской Федерации: Ставропольского края и четырех северокавказских республик - Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эта единственная в России епархия, в ведении которой находятся приходы сразу нескольких республик и одного края;

3. Майкопская и Адыгейская, в ведении которой находятся приходы республики Адыгеи;

4. Екатеринодарская и Кубанская, которая включает в себя приходы на территории Краснодарского края;

5. Мы посчитали необходимым включить в этот список пятую - Бакинско-Прикаспийскую епархию, центр которой расположен в г. Баку (Азербайджан), однако под её юрисдикцией находятся приходы, расположенные на территории 2-х российских северокавказских республик: Дагестана и Чечни. Дагестан - два благочиния: Махачкалинское (г. Махачкала, г. Дербент, г. Хасавьюрт, г. Каспийск, г. Избербаш, г. Буйнакск,) и Кизлярское (г. Кизляр, с. Тарумовка, с. Крайновка, пос. Кочубей, пос. Коктюбей.). Чечня - одно благочиние (Грозненское, включающее в себя приходы г. Грозный, ст. Наурская, а также приходы в станицах Ищерской, Мекенской, Шелковской, Калиновской и Ханкале). Большая часть приходов епархии расположена на территории Дагестана.

В настоящее время в Ростовской и Новочеркасской епархии насчитывается 263 прихода, 2 монастыря и один мужской скит;

в Ставропольской и Владикавказской епархии 349 прихода и 2 монастыря; 317 священнослужителей (289 священников), 28 диаконов, 3 действующих монастыря, действует Ставропольская Духовная семинария.

в состав Майкопской и Адыгейской епархии входят 38 приходов и 2 монастыря. В приходах епархии служат 40 священников и 2 дьякона.

в Екатеринодарской и Кубанской зарегистрирован 341 приход, 6 монастырей. Число священнослужителей - 484, в том числе 434 священника; диаконов - 50.

в благочиниях Бакинской и Прикаспийской епархии, расположенных на территории России, в Дагестане - 12 приходов, в них служат 15 священников и 2 дьякона, в Чечне - 7 приходов, 1 священник и 2 дьякона. Всего в 19 приходов, 16 священников и 4 дьякона. Всего в епархии (включая азербайджанские благочиния) 30 приходов 40 священнослужителей из них 30 священников и 10 дьяконов.

Майкопская и Адыгейская епархия в своем сегодняшнем виде существует с 28 декабря 2000 года, когда Решением Главы РПЦ Патриарха Алексия II и Синода РПЦ Майкопская и Армавирская епархия была преобразована в Майкопскую и Адыгейскую. Днем раньше Решением Синода РПЦ от 27.12.2000 г. приходы на территории Краснодарского края, входящие в Майкопскую и Армавирскую епархию, были переданы в подчинение архиепископу Екатиринодарскому и Кубанскому, и вошли в состав Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Территориально изменилось устройство Ставропольской и Владикавказской епархии, из состава которой в 1999 году были выведены благочиния, находящиеся на территории Чечни и Дагестана. Соответственно с этим решением Синода РПЦ была расширена территория Бакинской и Прикаспийской епархии, в состав которой и вошли вышеуказанные благочиния.

После восстановления национальной независимости и суверенитета Азербайджанской Республики возникла необходимость упорядочения религиозной жизни. В связи с этим 28 декабря 1998 года решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия, являющаяся 128-ой епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана Архимандриту Александру (Ищеину). В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики1.

Участие РПЦ в миротворческих акциях на Северном Кавказе

Прежде всего, следует отметить линию, проводимую епархиями РПЦ, на совместное с органами власти решение одной из самых актуальных проблем округа - организацию мирного диалога. Это нашло свое выражение в проведении различных форумов, конференций и встреч, на которых обсуждается широкий круг вопросов связанных с мирным сосуществованием, в русле которого ведется межконфессиональный миротворческий диалог.

В рамках Общественного форума народов Кавказа, прошедшего в конце марта 2004 года в г. Сочи Краснодарского края, особое внимание было уделено конфессиональному миротворческому потенциалу. Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон считает, что дня полного спокойствия в регионе следует сделать ещё очень много, но основания для позитивных прогнозов есть. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан рассказал форуму о том, как в одном из сел православный храм был воздвигнут руками дагестанцев, которые строили православную церковь с такими же мыслями, с какими строили бы и мечеть, с мыслями о том, что строят храм Божий. По его мнению, это подтверждает мысль о том, что «несмотря на тяжесть и сложность копившихся годами и десятилетиями проблем, дорога к Храму не заказана ни для Кавказа, ни для России в целом»2.

В городе Кизляре (республика Дагестан - Бакинско-Прикаспийская епархия РПЦ) на пожертвования мусульман был построен православный храм. Здание храма сооружено в 1995 году на средства администрации и предприятий города Кизляра. Храм освящен епископом Бакинским и Прикаспийским в 2002 году.

Русская Православная Церковь ведет постоянный миротворческий диалог с духовными лидерами мусульман Кавказа. Эти встречи проходят как между местными епископами и муфтиями, так и на высшем уровне между главой РПЦ Патриархом Алексием II и Председателем Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовным главой мусульман Азербайджана Шейхом-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде. В рамках этого межконфессионального диалога 26 ноября 2003 года в Москве в Свято-Даниловом монастыре состоялась четырехсторонняя миротворческая встреча религиозных лидеров России, Армении, Гру-

1 Официальный сайт Бакинского епархиального управления. Бакинско-Прикаспийская епархия РПЦ.

2 Наше время. №9, март 2004.

зии и Азербайджана. Итогом этого межконфессионального саммита состоялось подписание совместного общения, принятого участниками встречи.

Во всех субъектах Юга России православные епархии имеют конструктивные отношения с органами государственной власти, славянскими общественными организациями. Епархиальные архиереи поддерживают толерантные отношения с муфтиями Духовных управлений (ДУМ) мусульман в соответствующих субъектах РФ, выступают с совместными заявлениями, осуждающими экстремизм, терроризм, попытки разжигать межнациональные и межконфессио-нальные противоречия1.

Ростовская и Новочеркасская епархия регулярно направляет гуманитарные грузы в подразделения Минобороны и МВД, постоянно дислоцированные на территории Ростовской области и направляемые в командировки в Чеченскую республику. Эти грузы по благословению правящего архиерея сопровождают священники епархии.

Русская Православная Церковь оказала помощь пострадавшим от наводнений летом 2002 года на Северном Кавказе, независимо от конфессиональной и национальной принадлежности.

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата при поддержке международной христианской организации "Церкви в совместном действии" - многолетнего партнера Русской Православной Церкви в деле оказания помощи в чрезвычайных ситуациях - подготовил и осуществил специальную гуманитарную программу.

Летом-осенью 2002 года в ходе реализации первого этапа программы в десяти пострадавших от стихии районах на Юге России были распределены 40300 индивидуальных наборов, состоящих из продуктов питания и средств гигиены. В 2003 году на втором этапе в рамках данной программы помощь в восстановлении пострадавших от наводнения жилищ и возрождении домашних и приусадебных хозяйств оказывалась на территории Ставропольского края и республик Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Чечня (Надтеречный район).

При участии православных приходов, местных властей и МЧС распределены 372 комплекта строительных материалов, 1243 семейных хозяйственных набора, 3966 комплектов семян и удобрений, были открыты шесть социальных швейных мастерских. Получателями помощи стали наиболее неимущие жители районов, пострадавших от стихии: пенсионеры, инвалиды, многодетные и малоимущие семьи, вынужденные переселенцы.

Данная программа является продолжением усилий Русской Православной Церкви по поддержке социально незащищенных категорий наших сограждан, ставших жертвами чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. Особо интенсивно эта работа ведется на Северном Кавказе, где с 1995 года Русская Православная Церковь осуществила целый ряд гуманитарных инициатив по оказанию помощи вынужденным переселенцам из Чечни2.

1 В.В. Черноус. Православие в исторических судьбах Юга России. Предисловие Юг России и православие. // Собрание трудов «Южно-российское обозрение». Вып. 16, 2003. С.5.

2 По материалам "Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии".

Этот факт свидетельствует о том, что РПЦ участвует в социальных и гуманитарных акциях и проектах на Северном Кавказе, выполняя заповеди помощи ближним, опирается на свой авторитет негосударственного института, который пользуется большим доверием граждан.

Значение объединяющей миссии Русской Православной Церкви на Северном Кавказе подчеркнул глава РПЦ Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем приветствии по случаю 160-летия Ставропольской епархии1.

Глава Русской Православной Церкви особо подчеркнул, что "созидание мира в этом регионе, сохранение единства России" во многом зависит от деятельности Ставропольской епархии, играющей важную роль в установлении добрососедских отношений с народами Северного Кавказа, принадлежащими к различным духовно- культурным традициям. В качестве примера Святейший Патриарх назвал проявленную епархией заботу о беженцах, пастырскую поддержку военнослужащих, выполняющих свой гражданской долг, окормление раненых.

30 октября 2003 года в Патриаршей рабочей резиденции в Москве состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с делегацией Координационного центра мусульман Северного Кавказа во главе с Председателем -муфтием Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края Исмаилом-хаджи Бердиевым. Во встрече также приняли участие епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) и заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин.

Стороны отметили плодотворное сотрудничество между православными и мусульманами в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В частности, речь шла о совместном возведении главной мечети и православного кафедрального собора в г. Нальчике - столице Кабардино-Балкарии. В школах Карачаево-Черкесии в качестве обязательных школьных предметов введены основы православной культуры и основы культуры ислама.

На встрече также обсуждались совместные действия православных и му-

и о

сульман по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес2.

В октябре 2003 года по предложению епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова)3, прозвучавшему во время встречи Президента Карачаево-Черкесской Республики М.Батдыева с православным и мусульманским духовенством в Карачаево-Черкесии был создан Республиканский межре-лигиозный совет, куда вошли представители исламской и православной общин Республики.

7 июня 2002 года в Синодальной резиденции РПЦ Данилова монастыря в Москве состоялась встреча делегации Русской Православной Церкви во главе с Алексием II и делегации Высшего Религиозного Совета народов Кавказа во главе с его председателем и председателем Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашезаде.

1 http:// www. ИТАР-ТАСС. ru

2 Седмица. ру - http:// www. Sedmiza. ru

3 Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан принял участие во встрече Президента Карачаево-Черкесской республики М.Батдыева с православным и мусульманским ду-

ховенством региона.//Церковный вестник Ростовской епархии. №11 (122), ноябрь 2003. С.2.

На встрече был обсужден широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес и имеющих более широкое измерение. Стороны констатировали общность взглядов по вопросу о необходимости мирного разрешения проблем, возникающих в Кавказском регионе. Итогом встречи стало подписание совместной Декларации, отражающей исторически сложившиеся добрые отношения взаимопонимания и сотрудничества между Русской Православной Церковью и мусульманской общиной Кавказа. Мы приводим выдержки из этого исторического документа.

"Мы, Предстоятель Русской Православной Церкви и председатель Высшего Религиозного Совета народов Кавказа, памятуя о высокой ответственности перед Всевышним Творцом и нашими духовными чадами, встретились в Москве, дабы продолжить совместные труды ради созидания мира на Кавказе и развития добрых отношений между нашими религиозными общинами, народами и государствами.

И христианство, и ислам заповедуют человеку жить так, чтобы после него мир стал совершеннее и добрее. Исполняя замысел Творца, мы должны преображать этот мир, работая сообща, но оставаясь собой - мусульманами, христианами, азербайджанцами, русскими, сынами и дочерьми иных народов.

Мы убеждены, что наши религии не приемлют принуждения в вопросах веры, агрессивного насилия, терроризма и экстремизма в любых их проявлениях. Кощунственными видятся нам попытки использовать религиозные лозунги и символы для разжигания вражды - Нас тревожит многолетняя, хорошо спланированная экспансия в страны Содружества Независимых Государств зарубежных религиозных течений и организаций, разрушающих духовную самобытность народов ради того, чтобы расширить свое земное влияние. Особенно пугает проникновение в наши страны политизированных, экстремистски настроенных псевдомиссионеров, а тоталитарных и деструктивных сект. Мы не приемлем стратегии и практики прозелитизма, которая разделяет и ссорит верующих по всему миру.

Касаясь ситуации на Кавказе, считаем необходимым вновь подчеркнуть: стремление народов жить в добром соседстве, не отчуждая себя друг от друга, но храня взаимопонимание и взаимоуважение - это единственный путь, гарантирующий прочный и справедливый мир, освященный благословением Всевышнего. Мы говорим решительное "нет" силам, которые лишают людей права жить на отеческой земле, посягают на целостность, безопасность и стабильность государств, сеют ядовитые семена сепаратизма, препятствуют достижению добрых и справедливых отношений между народами. Долг религиозных деятелей - молитвой, словом и делом способствовать умиротворению конфликтов, взывать к совести людей, врачевать духовные недуги. Верим, что общими усилиями религиозных, государственных и общественных лидеров, всех благонамеренных людей мы сможем приблизить торжество мира, справедливости и всеобщего благополучии1.

1 Принята совместная Декларация мусульман Кавказа и православных России.// Правди-

вое слово. (Орган печати общественного движения «Вайнахи России»). №15 (40), 15 августа 2002 г.

В рамках миротворческого процесса на Северном Кавказе Русская Православная Церковь сотрудничает с различными общественными организациями, среди которых Международная Ассоциация Религиозной Свободы (МАРС). МАРС активно занимается миротворческой деятельностью на Северном Кавказе с середины 90-х гг., ассоциация провела серию научно-практических конференций «Через диалог религий к прочному миру и межнациональному согласию на Северном Кавказе».

Участниками этих конференций были лидеры религиозных конфессий -РПЦ, Духовного управления мусульман, главный раввин на Северном Кавказе, представители ростовско-калмыцкого объединения Церкви Христиан адвентистов Седьмого Дня, руководители других христианских деноминаций, ученые, государственные служащие, юристы, правозащитники, руководители общественных организаций.

В рамках конференций работали "круглые столы", на которых обсуждались проблемы реализации конституционного принципа свободы совести, отражение религиозной тематики в СМИ, взаимодействие религий в целях взаимодействия мира и согласия между народами Северного Кавказа.

Участники межконфессионального форума высказали мнение о том, что зачастую свобода совести, гарантируемая Конституцией и международными правовыми актами, нарушается представителями государственной власти и Русской православной Церкви, ущемляются права верующего меньшинства.

Выступающие сошлись во мнении, что все верующие должны уважать друг друга, несмотря на различие религий.

Отмечалось, что журналисты, поднимающие вопросы религии, не всегда оказываются компетентны в области религиозных отношений. Иногда, по мнению религиозных лидеров, из-под пера журналистов появляются заказные статьи, разжигающие религиозную рознь. Участники конференции вышли с предложением к СМИ - предоставлять возможность религиозным организациям рассказывать о себе.

Многие участники выказывали беспокойство в связи с актами вандализма в отношении культовых зданий и кладбищ, проявления ксенофобии и кощунства, пропаганда предвзятого отношения к отдельным религиям и религиозным организациям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате работы конференции был выработан итоговый документ, в котором религиозные лидеры, государственные и общественные деятели обратились к народам Северного Кавказа с призывом "идти по пути мира" и продекларировали готовность "последователей различных религий и конфессий поддерживать общение и взаимодействие".

Участники конференции обратились к органам государственной власти с просьбой усилить противодействие вандализму и кощунству, нетерпимости и меконфессиональной розни, дабы защитить законные права всех верующих.

Например, в итоговом документе последней конференции отмечается, что участники конференции "полностью поддерживают усилия государства по утверждению терпимости, содействию межрелигиозному, межэтническому и меж-

культурному диалогу, по противодействию экстремизму и терроризму в любой его форме"1.

В рамках поисках мира на Северном Кавказе принимает аппарат Полномочного представителя Президента России в ЮФО (в полпредстве существует отдел по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями ЮФО) и лично полпред, по инициативе которого проходят различного рода мероприятия, основная цель которых меконфессиональный мирный диалог и мирное сосуществование народов ЮФО.

По предложению Полпреда 15 ноября 2001 года в Ставрополе состоялось организационное заседание Меконфессионального миротворческого совета при Полномочном представителе Президента России в Южном федеральном округе. Общественно-государственный институт, созданный по инициативе Полпреда при участии глав епархий Русской Православной Церкви на Северном Кавказе, мусульманских лидеров, представителей ряда других конфессий, станет местом творческого диалога религиозных организаций и гражданских властей. Целью этого диалога является гармонизация межнациональных и межрелигиозных отношений на территории Округа. В состав Совета, председателем которого стал заместитель полпреда, вошли религиозные деятели, юристы, представители органов власти субъектов Федерации.

В ходе организационного заседания было высказано много конкретных предложений, затрагивающих сферу применения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных организациях». В частности многие выступавшие указали, что осуществление права на религиозное образование, гарантированного Законом, на деле зависит от желания или нежелания конкретного директора школы пустить в класс священнослужителя, который рассказал бы юношам и девушкам об основах их веры. Поэтому не преодолено религиозное невежество, воцарившееся после десятилетий государственного атеизма. Одним из следствий этого являются попытки оправдать терроризм и экстремизм религиозными лозунгами.

Эта проблема стала одной из главных тем обсуждения в ходе встречи в Ставрополе. Участники заседания единодушно приняли заявление, осуждающее терроризм и экстремизм2.

На Северном Кавказе Православная Церковь ведет диалог с мусульманскими общинами в каждом селе со смешанным населением. Отмечая этот факт, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан подчеркнул: "Я не сторонник декларативных заявлений и благих намерений, не имеющих ничего общего с реалиями жизни, - отметил Владыка Феофан. - Сейчас, особенно на Юге России, важно делать пусть небольшие, но конкретные шаги к взаимопониманию и сотрудничеству".

В качестве примера он привел ситуацию в селе Иргаклы Степновского района Ставрополья, где бок о бок живут православные и мусульмане: "Если здесь становится известно о готовящейся стычке между молодежными группами, то православный священник и имам вместе стараются не допустить кон-

1 Южный федеральный округ. Религиозные лидеры ищут у государства защиты от ме-конфессиональных распрей.// www. Regnum. ru. 03.10.2002

2 Ставропольская епархия РПЦ - официальный интернет сайт.

фликта. Они выясняют, в чем состоит проблема, стараются примирить противоборствующие стороны и таким образом разряжают напряженность". Православные и мусульмане вместе поддерживают порядок в дни религиозных праздников, дежуря подле храмов и мечетей.

На Съезд православной молодежи Юга России, который проходил осенью 2003 года в Ставрополе, епископ Феофан пригласил и молодых мусульман. По его свидетельству, состоявшийся православно-мусульманский диалог вызвал широкий отклик в обеих религиозных общинах.

В интересах нормализации межнациональных и межрелигиозных отношений в Чечне епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан встречался с Президентом республики Ахмадом Кадыровым, призвав его, а также мусульманское духовенство Северного Кавказа "взять под защиту религиозные меньшинства, коим в регионе оказались православные"1.

Таким образом, можно сделать вывод, что за прошедшее с 1996 года время РПЦ проводит активную миротворческую и социальную политику на Северном Кавказе. Главы епархий и их представители регулярно встречаются с лидерами мусульманских общин республик, краев и областей, с главами субъектов федерации, на территории которых расположены епархии. РПЦ, ведет постоянный диалог со всеми сторонами, заинтересованными в мирном сосуществовании народов Кавказа, государственными и религиозными. РПЦ оказывает помощь и поддержку беженцам и вынужденным переселенцам гражданам, пострадавшим в ходе боевых действий на территории Чеченской республики, участвует в помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддерживает духовно и материально части и подразделения Минобороны и МВД находящиеся в местах постоянной дислокации и прибывающих в Чечню для прохождения служебных командировок.

Церковь и образование, воспитание, социальная политика

Образовательная политика РПЦ на Северном Кавказе строится по уже выработанному пути - в регионе действует Духовная семинария, несколько православных институтов, православные гимназии и школы, практически при каждом приходе действует воскресная школа для детей и взрослых, работают православные просветительские центры, катихизаторские курсы и т.д. Обязательным компонентом православного в регионе обучения является выработка толерантного сознания и веротерпимости по отношению к мусульманскому населению.

В г. Ставрополе действует единственная на Северном Кавказе Духовная Семинария РПЦ. Семинария существует с 1846 г. В 1918 г. семинария была закрыта и не работала 28 лет. В 1946 г. возобновила учебный процесс. Ставропольская Духовная Семинария в послевоенные годы в Советском Союзе была первой возрожденной Духовной школой РПЦ.14 лет семинария просуществовала после своего возрождения. В 1960 г. ее закрыли вновь. В 1990 году состоялось третье возрождение Ставропольской Духовной Семинарии.

В Семинарии обучаются около 300 студентов очного заочного отделения из Ставропольской, Краснодарской, Ростовской, Майкопской, Бакинской и Эли-

1 На Северном Кавказе Русская Православная Церковь развивает диалог с мусульман-

скими общинами.// По материалам ИТАР-ТАСС. Март 2004 г. "Служба коммуникации ОВЦС МП".

стинской епархий. Сейчас в Семинарии 23 преподавателя, 17 из которых имеют священный сан, что обеспечивает полноценный учебный процесс.

Значительно увеличен фонд семинарской библиотеки. Библиотека насчитывает около 18000 томов, 150 изданий на иностранных языках, 2470 учебных пособий и конспектов1.

В сентябре 1999 года в г. Ростове-на-Дону открылся филиал Православного Свято-Тихвинского Богословского института (ПСТБИ) это тринадцатый по счету филиал института. Девяносто два первокурсника получили из рук Главы РПЦ Патриарха Алексия Второго (это происходило во время визита Главы РПЦ в Ростовскую епархию) зачетные книжки. Ростовский филиал Богословского института начал свою работу в новом здании, выстроенном специально для него на территории ростовского НИИ онкологии. "Пример сострадательного отношения к ближним очень важен для тех, кто будет получать здесь богословское образование", - отметил Патриарх.

Зимой 1999 года на территории НИИ онкологии был освящен домовый храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона, который смогут посещают больные со всего округа и медперсонал института, а также студенты филиала ПСТБИ. Патриарх Алексий II освятил для звонницы Пантелеимоновского храма новый колокол, который был отлит в ознаменование 250-летия Ростова-на-Дону и открытия ростовского отделения Богословского института2.

С 1999 по 2003 г. в Ростовский филиал ПСБИ было осуществлено 5 наборов абитуриентов. В настоящее время на пяти курсах здесь обучаются 209 студентов, из них 32 на богословско-пастырском факультете, 90 на миссионерском и 76 на педагогическом факультете. 13 человек из числа студентов - представители Краснодарской, Ставропольской и Донецкой (Украина) епархии. Священнослужители-учащиеся института несут пастырское служение в храмах Ростовской, Краснодарской и Ставропольской епархий, студенты-миряне несут послушания на приходах г. Ростова-на-Дону, Ростовской области и других регионов Северного Кавказа, осуществляют миссионерско-педагогическую деятельность в приходских воскресных школах, епархиальной классической гимназии, просветительских и миссионерских центрах, общеобразовательных школах, колледжах, лицеях и детских домах.

С 1993 года в г. Армавире Екатеринодарской и Кубанской епархии действует Армавирский православно-социальный институт, который выпускает катехизаторов, регентов и псаломщиков.

Во многих городах Северного Кавказа открыты православные гимназии и школы, где кроме общеобразовательных предметов ведется преподавание Закона Божия, церковно-славянского языка, церковного пения и т.д.

Практически при всех храмах Северокавказских епархий действуют воскресные школы для детей и взрослых, а так же различные курсы, образовательные центры, библиотеки, проводятся беседы и встречи.

1 Ставропольская духовная семинария: Очерк истории Ставропольской духовной семинарии.// Ставропольская епархия РПЦ - официальный сайт.

2 О. Кирьянова. На земле святителя Димитрия.// Русский дом. №11, 1999.

При храмах открываются образовательные и реабилитационные центры, оказания помощи пострадавшим от тоталитарных религиозных сект и деструктивных культов.

РПЦ в рамках социальной и образовательно-воспитательной политики организует летние православные детские лагеря отдыха, окормляет детские дома, интернаты и приюты. Для помощи нуждающимся и больным организованы православные сестричества, которые оказывают помощь по уходу за больными и пожилыми людьми, как дома, так и в стационарах лечебных учреждений.

В г. Ростове-на-Дону и г. Новочеркасске действуют два казачьих кадетских корпуса, где священниками Ростовской епархии ведется преподавание Закона Божия.

В Ростовской и Новочеркасской епархии на территории нескольких высших и специальных учебных заведений открыты часовни.

Во многих лечебных заведениях и в стационарах больниц открыты часовни, домовые храмы, больничные церкви, молитвенные комнаты.

Касаясь вопроса преподавания в общеобразовательных школах предмета православная культура, глава РПЦ Патриарх Алексий II подчеркнул, что «на протяжении столетий последователи православия, ислама, иудаизма и буддизма сосуществовали в мире на территории России, гармонично взаимодействуя на благо Отчизны и взаимного обогащения культур». Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Магомед Албогачиев от имени Центра заявил, что они поддерживают инициативу Русской Православной Церкви о введении в школах религиозного обучения на добровольной основе. Представители ислама положительно отнеслись к новому для постсоветских школ предмету, а в тех регионах, где уже ряд лет такой предмет существует никакого роста напряженности не замечено, а наоборот - изучение христианской культуры в аспекте этики благотворно влияет на самих учащихся1.

Открывая юбилейное заседание Совета, патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй подчеркнул, что "на протяжении столетий последователи православия, ислама, иудаизма и буддизма сосуществовали в мире на территории России, гармонично взаимодействуя на благо Отчизны и взаимного обогащения культур"2.

Особое внимание руководство епархий уделяет информационной политике. Регулярно выходят епархиальные газеты, в Интернете открыты официальные сайты епархий, кроме Майкопской и Адыгейской, главы епархий - местные епископы, а также другие священнослужители достаточно часто выступают в местных средствах массовой информации. На местном телевидении выходят православные информационно-познавательные программы.

В Краснодарской епархии действуют православные общеобразовательные школы.

Ростовское епархиальное управление Русской Православной Церкви будет заниматься духовно - нравственным воспитанием студентов Ростовского гоудар-

Координационный центр мусульман Северного Кавказа поддерживает инициативу Русской Православной Церкви о введении в школах религиозного обучения на добровольной основе.// РИА "Новости": 25 июня 2002 года.

2 Там же.

ственного медицинского университета. Соглашение о сотрудничестве было подписано 26 ноября 2003 года ректором вуза и архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Ранее подобные договоры уже были заключены с 11-ю университетами донской столицы.

По мнению представителей Ростовской епархии необходимо просвещать молодое поколение в духовной сфере. Это задача государственного уровня, однако, активного взаимодействия между комитетом по молодежной политике и Церковью пока еще нет. Эту проблему епархия стала решать всерьез, в надежде привить современной молодежи духовно здоровый образ жизни.

В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) также прошла конференция "Молодежное служение в современном мире". Такого рода форум в Ростове проводился впервые. В ходе конференции на вопросы студен-

и 1

тов ответили представители православных молодежных организаций1.

Программу духовно-нравственного воспитания молодежи Донского края обсудили и приняли делегаты Второго миссионерского съезда Ростовской епархии РПЦ, состоявшегося в Ростове-на-Дону в начале августа 2001 года. Работой съезда руководил Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов)2.

В выступлениях, звучавших на съезде, содержался призыв активизировать усилия православной Церкви по духовно-нравственному оздоровлению общества, в первую очередь молодежи.

Принятая на форуме программа предусматривает организацию оздоровительных лагерей, создание реабилитационных центров для пострадавших от наркомании и алкоголизма, а также центров реабилитации для молодых воинов, принимавших участие в контртеррористических операциях в Чеченской республике.

Архиепископ Пантелеимон так определил основную задачу современного российского общества: «Работать с молодежью, помочь ей в нынешних трудных условиях существования найти нравственные ориентиры, привлечь подрастающее поколение к участию в возрождении былого могущества российской державы»3.

РПЦ обращает пристальное внимание на духовно-нравственное состояние граждан и, прежде всего молодежи. Одним из важнейших компонентов в воспитательно-образовательной работе является формирование толерантного сознания, веротерпимости, которые способствуют мирному существованию народов населяющих Северный Кавказ. В соответствии с этим Церковь проводит образовательно-воспитательную и социальную политику, которую также активно реализуют епархии РПЦ на Северном Кавказе.

В г. Ростове-на-Дону регулярно каждый год (с 1995 года) проходят Ди-митриевские Образовательные чтения, посвященные памяти деятельности и наследию святителя Димитрия Ростовского. Они проводятся совместно Ростовской и Новочеркасской епархией с Ростовским государственным университетом путей сообщения при поддержке Администрации Ростовской области, Министерства образования Ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону. В

1 Ростовская епархия подписала соглашение о сотрудничестве с медицинским университетом. Седмица. Ru 26.11.2003.

2 www. Благовест-инфо.

3 РПЦ взялась за воспитание донской молодежи.// http:// www.Religio. Ru.

2003 году прошли уже VIII Димитриевские чтения. На чтениях обсуждаются проблемы взаимодействия государства и Церкви, вопросы, связанные с принятие Основ социальной концепции РПЦ и др.

В г. Ставрополе (Ставропольская и Владикавсказская епархия) 13-14 мая 1999 года прошли первые международные Свято-Игнатиевские чтения, посвященные Святителю Игнатию Брянчаниннову епископу Ставропольскому и Кавказскому, который сделал многое для укрепления православия в Новороссии и Северном Кавказе.

В г. Краснодаре (Екатиринодарская и Кубанская епархия) проводятся Все-кубанские Кирилло-Мефодиевские духовно-образовательные чтения, аналогичные ростовским и ставропольским, которые также как и Ростовские Димитриев-ские чтения проводятся с ежегодной регулярностью.

Проведение такого рода мероприятий показывает заинтересованность государственных органов во взаимодействии с РПЦ и наоборот Церкви с государством. Это взаимодействие играет важную роль в обеспечения мира на Северном Кавказе. Данные форумы носят, прежде всего, образовательный характер, проводя их Церковь стремится придать Чтениям исторически-познавательный характер, указать на преемственность и наследие, тех чьи имена носят Чтения.

Сотрудничество и взаимодействие церкви и государства

Местные епископы регулярно встречаются с главами республик, краев и областей на территориях, которых расположены руководимые ими епархии, так по инициативе епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в Карачаево-Черкесской Республике создан и успешно работает Межрелигиозный совет. Аналогичная работа проводится всеми остальными архиереями в своих епархиях.

Еще в 1996 г. Ростовская епархия заключила договоры о сотрудничестве с областной администрацией и администрацией города Ростова-на-Дону, соглашения с министерством образования Ростовской области, областной налоговой полицией, с 11 вузами области, командованием СКВО, руководством ГУВД, ГУИН Минюста РФ по Ростовской области. Аналогичные договоры заключены и в других Северо-Кавказских епархиях

23-25 июня 2003 года в г. Ростове-на-Дону находилась часть мощей апостола Андрея Первозванного, специально привезенная в Россию из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне (Греция). 23 июня мощи апостола Андрея были доставлены в г. Ростова-на-Дону из Екатеринбурга в аэропорту святыню встречали Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Полномочный представитель Президента Росси в Южном федеральном округе, Глава Администрации Ростовской области, зам. Главы Администрации Ростовской области, мэр г. Ростова-на-Дону. Встречающие официальные лица приложились к мощам апостола Андрея, далее в сопровождении эскорта святыня была доставлена в кафедральный собор г. Ростова-на-Дону. Более ста тысяч верующих из Ростовской епархии и со всего Юга России смогли приложится к мощам апостола Андрея в эти дни.

25 июня 2003 года мощи апостола Андрея в сопровождении Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, а так же двух заместителей Гла-

вы Администрации Ростовской области были доставлены в аэропорт г. Ростова-на-Дону, откуда продолжили свое путешествие по епархиям РПЦ1.

Факт присутствия первых лиц Полпредства, областной и городской администрации продемонстрировал открытое сближение власти и Церкви, когда официальная федеральная и местная власть демонстрирует свою причастность к православию, организует официальную поддержку сугубо церковному событию. И эта тенденция характерна для всех субъектов федерации, на территории которых находятся Северо-Кавказские епархии.

К указанному выше можно добавить еще один пример государственно-церковных отношений последнего времени, когда было в 2004 году руководством РПЦ принято решение о доставке Благодатного огня Великой Субботы из Иерусалима в российские епархии в день Пасхи Христовой, в числе которых оказалась Ростовская и Новочеркасская, тогда в преддверии этого события в Администрации Ростовской области прошло рабочее совещание по вопросу встречи и сопровождению Благодатного огня из аэропорта в Ростовский кафедральный собор и обеспечению безопасности во время его раздачи верующим.

Сегодня для Северного Кавказа характерна и такая ситуация, когда на церковных мероприятиях проводимых РПЦ присутствуют лидеры мусульман и наоборот это свидетельствует о взаимопонимании, толерантном отношении к представителям другой религии и о взаимном уважении религиозной жизни народов населяющих Кавказ.

8 августа 2002 года указ Президента Республики Адыгея Хазрета Совмена о полной и безвозмездной передаче Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной мужской пустыни Русской Православной Церкви поставил точку в многолетнем противостоянии между Майкопской и Адыгейской епархией и чиновниками от туризма, которые последние 30 лет обустроили на территории святыни турбазу "Романтика"2.

О своем решении глава республики сообщил Патриарху Московскому всея Руси Алексию II правительственной телеграммой, в тексте которой, в частности, говорится: "Уверен, что этот шаг будет способствовать удовлетворению религиозных чувств православных христиан, а также послужит укреплению традиционных духовно-нравственных устоев Российского государства"3.

Администрация Полномочного представителя Президента России в ЮФО и лично Полномочный представитель президента в ЮФО, который направил личное прошение главе РПЦ Патриарху Алексию II о создании в г. Ростове-на-Дону духовно-патриотического комплекса Георгия Победоносца, приняли участие в финансировании проекта и возведении одного из храмов комплекса. Строительство комплекса было взято пол личный патронаж Полпреда по ЮФО. Благодаря поддержке заместителей и помощников Полпреда были приобретены храмовые колокола4.

1 Пребывание честных мощей святого апостола Андрея первозванного на донской земле 23-25 июня 2003 г.// Церковный вестник Ростовской епархии. Фотоприложение №1. С.1-4.

2 Русской Православной Церкви в Адыгее передана Свято-Михайловская пустынь.// http://www.religio.ru/ 02.08.2002.

3 Свято-Михайловская пустынь отдана церкви.// Regions. ru.

4 Первый деревянный храм Ростова.// Церковный вестник Ростовской епархии. №1 (112), январь 2002. С. 2.

В ряде субъектов ЮФО между епархиями и государственными органами исполнительной и законодательной власти, т.н. «силовыми» структурами Минобороны, МВД, ФСБ, Минюста, Минздрава, министерства образования, министерства культуры о сотрудничестве. В епархиях имеются соответствующие отделы по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию с ГУВД и ГУИН Минюста России, взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти и т.д.

В рамках сотрудничества с Минобороны и РПЦ на территории частей и подразделений открываются храмы, часовни или храмы-часовни, священники осуществляют духовное окормление воинского состава. В учреждениях находящихся в ведении Министерства юстиции (следственные изоляторы временного содержания, тюрьмы) строятся храмы и часовни, оборудуются молитвенные комнаты, в этих учреждениях так же производится духовное окормление подследственных и осужденных.

Полномочий представитель Президента России в Южном федеральном округе регулярно проводит как меконфессиональные встречи глав епархий и муфтиев республик, так и встречи с местными епископами во время своих визитов в субъекты ЮФО.

5 апреля 2003 года в Ставрополе состоялась встреча полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе с православными архиереями и духовенством Северного Кавказа.

Полпред сообщил, что накануне этой встречи его принял патриарх Московский и всея Руси Алексий II, с которым они согласовали вопросы, выносимые для обсуждения с духовенством Северного Кавказа. Это - взаимодействие государственной власти и Русской православной церкви в вопросах становления российской государственности, возрождения духовности, нравственности, патриотизма. И второй важный блок вопросов - судьба русского православия на Юге России.

Как отмечали все участники встречи, впервые за многие десятилетия проблемы русского православия выносятся на государственный уровень. И хотя по Конституции России церковь отделена от государства, сегодня на всех уровнях власти осознают, что без помощи церкви в вопросах возрождения государственности нельзя обойтись.

Участники мероприятия указали на многовековой опыт сосуществования Церкви и государства, в этой связи не умаляя значения других конфессий, признаем, что Русская Православная Церковь в самые трудные периоды истории всегда была надежным союзником Российского государства. И сейчас пришло время, чтобы церковь сказала веское слово, направив все свои силы на укрепление основ государства, его единства, духовно-нравственного воспитания народа. Без этого, как известно, трудно ожидать и больших экономических успехов.

Между тем, и сама православная церковь сегодня нуждается в поддержке государства. Особенно здесь, на Северном Кавказе, где стремительными темпами возрождается крайнее проявление ислама - ваххабизм, другие инославные секты, деятельность которых запрещена в Америке, во многих европейских странах, а у нас они пытаются законодательно закрепить свои права, хотя их деятельность подрывает основы государственности.

Как подчеркнул на встрече полпред, необходимо общими усилиями поставить заслон тоталитарным сектам и пообещал также поддержку государством Русской православной церкви в ее диалоге с другими конфессиями, с представителями республиканских и местных властей.

Если в середине 90-х - начале 2000-х гг. Православное духовенство было обеспокоено тем, что во многих субъектах Северного Кавказа закрывались действующие храмы, а исторические памятники христианства, такие, как, например, древний аланский монастырь под Архызом, приходили в упадок. Сокращалась численность православных приходов за счет вынужденной миграции русского населения. То сейчас ситуация стабилизировалась и изменилась в лучшую сторону, как видно из приведенных выше фактов количество приходов продолжает увеличиваться, а древние святыни возрождаются при поддержке власти.

Православное христианство на Кавказе появилось задолго до проникновения сюда других религий. И необходимо укреплять святое православное здесь, на Северном Кавказе, который всегда был и ныне является южным оплотом России1.

22 января в 2004 года в городе Ессентуки Ставропольского края состоялась рабочая встреча Полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе с представителями религиозных организаций Юга России и Закавказья.

Во встрече также приняли участие главы православных епархий Юга России, председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев, представители Армянской Апостольской Церкви, еврейской религиозной общины, Буддийского союза Калмыкии, Межрелигиозного совета России, Высшего религиозного совета народов Кавказа, президент Кабардино-Балкарии, губернатор Ставропольского края.

Основной темой обсуждения стала координация действий органов светской власти и духовенства по укреплению мира, межнациональных и межкон-фессиональных связей, вековых традиций взаимоуважения и добрососедства между всеми проживающими здесь народами, участие верующих и священнослужителей в социальных преобразованиях.

Было отмечено, что существующее законодательство в сфере религиозной деятельности несовершенно и нуждается в доработке. Полпред указал на опыт Ставропольской епархии, как на образец отношений религиозных организаций и государственной власти. Полпред отметил, что в последнее время церковноприходская жизнь Епархии стала примером для всех православных региона. Новым подтверждением этого стало присутствие губернатора Ставропольского края на годичном Епархиальном собрании2.

Сегодня в неспокойное и взрывоопасное время РПЦ сумела не допустить разжигания меконфессиональной вражды и религиозных войн на Северном Кавказе. Случающиеся межэтнические конфликты усилиями руководства епархий не принимают характер меконфессиональных. Регулярные встречи руководства епархий с лидерами ДУМ республик, краев и областей дают свои положительные результаты.

1 В. Троицкая. Православие - союзник государства.//Северная Осетия, N 67 (23374), 11 апреля 2000 г.

2 Православие на Северном Кавказе www. Kavkaz. Bogoslov. Ru - Сайт Ставропольской духовной семинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.