Научная статья на тему 'Место и роль народных промыслов в постиндустриальной экономике'

Место и роль народных промыслов в постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1024
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / POSTINDUSTRIAL ECONOMY / FOLK HANDICRAFTS / CREATIVE ECONOMY / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Породина Светлана Вадимовна

Сформулированы основные причины и признаки перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Уточнены виды постиндустриальной экономики и определение креативной экономики. Показаны место и роль народных художественных промыслов в постиндустриальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF FOLK HANDICRAFTS IN A POSTINDUSTRIAL ECONOMY

Principal causes and characteristics of transition from an industrial to a postindustrial society are formulated; types of postindustrial economy and the definition of creative economy are specified. The place and a role of folk handicrafts in the postindustrial economy are shown.

Текст научной работы на тему «Место и роль народных промыслов в постиндустриальной экономике»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 274-276

УДК 338+745

МЕСТО И РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© 2011 г. С.В. Породина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

lana-th25@mail. ru

Поступила в редакцию 07.05.2010

Сформулированы основные причины и признаки перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Уточнены виды постиндустриальной экономики и определение креативной экономики. Показаны место и роль народных художественных промыслов в постиндустриальной экономике.

Ключевые слова: постиндустриальная экономика,

экономика, кризис.

Исследователи истории развитии цивилизации (Г. Кан, Ж. Серван-Шрайбер, О. Тоффлер, Й. Масуда) считали, что она состоит из трёх больших этапов. Названия этих этапов была предложены и введены в широкое употребление самые различные, наиболее распространенными из них являются: аграрный, индустриальный и информационный; доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный; «первая», «вторая» и «третья» волны. Основной характеристикой в данных классификациях выступают факторы производства и их роль в образовании добавленной стоимости: в аграрной экономике - это земля, физический труд; в индустриальной экономике - это капитал, инженернотехнический труд; в постиндустриальной экономике - интеллектуальный труд, информация, знания. Но независимо от трактовки все авторы полагали, что каждый период дополняет предыдущий, а не заменяет его, то есть качественные изменения каждого нового периода надстраиваются над предшествующим.

На сегодняшний день мы наблюдаем переход от индустриального общества к постиндустриальному, который особенно проявился в глобальном кризисе 2008-2009 годов. Современный финансово-экономический кризис -кризис особенный, уникальный, не имеющий аналогов в прошлом, это признают практически все эксперты. И уникальность кризиса не только в масштабности, глобальности, сколько в его исторической роли. «Сегодняшний экономический кризис - это проявление глубинных явлений конца той экономической системы, которая лежала в основе капиталистической экономики» [3]. Постиндустриальная экономика - это уже более-менее определенная глобальная и национальная реальность, в том числе и для России.

народные художественные промыслы, креативная

Мир переживает эпоху кардинальных перемен, причинами которых, как правило, являются развитие технологий, территориальная и информационная открытость миру, повышение уровня потребительских требований и потребительской культуры в целом. Новые информационные технологии изменяют окружающий мир, финансовые ресурсы и значительные размеры фирмы перестают быть гарантией ее лидирующего положения на рынке, что заставляет каждое предприятие пересмотреть свою бизнес-модель и ее структуру. Открытость мира характеризуется развитой инфраструктурой сообщений между странами и регионами, доступностью различных товаров, услуг, работ, стиранием всех границ, а следовательно, возрастанием уровня конкурентной борьбы и обострением и ужесточением ее форм. Такая ситуация приводит к тому, что предприятия расширяют свою деятельность: охваченными становятся не

только пограничные рыночные сегменты, но и новые территории. Потребители, находясь в условиях перегруженного товарами и услугами мира, наполнятся все большей покупательской силой и начинают предъявлять требования как к качеству продуктов и услуг, так и к их разнообразию [1].

Начался качественно новый этап развития мировой цивилизации с новыми экономическими и хозяйственными связями, вызванный оттоком рабочей силы из промышленности в сферу услуг, ростом добавленной стоимости и доли в образовании валового продукта сектором услуг. Переход экономики к новому технологическому укладу связан с развитием новых информационных и коммуникационных технологий, с ускорением инновационных процессов и темпов смены объектов производства при со-

кращении жизненного цикла товаров и услуг, с преобладанием интенсивных факторов развития производственной деятельности, активизацией процессов интернационализации и глобализации экономических отношений.

Коренным образом изменилось качество производительных сил: в широком масштабе работник вышел из подчинения машине, перестал быть ее придатком, что было характерно для индустриальной экономики. Принципиально изменилась позиция наемного работника по отношению к капиталу. На современном этапе развития экономики работник не только участвует в процессе производства продукта, но и вносит вклад в капитал организации в виде особых знаний, который впоследствии можно унести с собой [3]. В условиях постиндустриальной экономики наблюдается устаревание многих фундаментальных положений, сформировавшихся в индустриальную эпоху. Изменения в технологической структуре национальных экономик, вызванные современными условиями хозяйствования, обозначили переход от традиционной экономики к «новой экономике». Таким образом, получается, что постиндустриальная экономика, с одной стороны, - экономика услуг, а с другой - информационная, экономика знаний, управления, контроля и сопутствующих им технологий. Эти экономики зависят от пространства и влияют на него по-разному. Информация, знания распространяются по всему миру с очень большой скоростью, тогда как многие услуги практически полностью «немобильны» (туристические, коммунальные, социальные и другие услуги). Для характеристики второй составляющей постиндустриальной экономики в XXI веке зародились понятия «креативная экономика», «креативные отрасли», «креативные индустрии» (табл.) [4].

Креативная экономика - это новая экономическая система, для которой характерно использование новых технологий, открытий, накопленных знаний в различных областях человеческой деятельности, выработка новых знаний, стремление к инновациям [5]. Креативный сектор, основываясь на знаниях, информации, навыках и

творчестве, формирует среду для выработки креативных высокоэффективных решений, тем самым обеспечивая конкурентоспособность организации на рынке, изменяя при этом и объекты воздействия и предпринимателя.

В России к 1991 г. в результате коренных преобразований была полностью разрушена экономическая целостность страны, что послужило началом деиндустриализации нашей экономики, и в 1992 г. в общей структуре ВВП доминировали услуги. На сегодняшний день российский рынок креативного сектора динамично развивается и показывает высокие темпы (свыше 20%) годового прироста, значительно превышающие темп прироста ВВП и сферы финансово-юридических услуг [4].

Креативная экономика не ограничивается процессами, происходящими в конкретных областях деятельности (реклама, архитектура, мода), она распространяет влияние своих свойств и законов и на другие отрасли, прежде всего на реальный сектор экономики.

На современном этапе развития экономики России креативные индустрии имеют наивысший потенциал для своего формирования, и особенно это касается народных промыслов, одного из основных элементов креативной экономики. Духовная, национальная, общечеловеческая значимость народных промыслов сейчас приобрела свою актуальность, возрастающую в условиях надвигающейся глобализации. Опасность потерять уникальность живых традиций народных промыслов стала по-настоящему угрожающей не только для страны, но и в мировом масштабе.

Еще сравнительно недавно считалось, что народные художественные промыслы не найдут свою нишу в культурном потенциале будущего техногенного и информационного общества, что изделия, сработанные руками художников и народных мастеров не впишутся в современные дизайнерские интерьеры жилых и общественных зданий, а потому народные промыслы, как явный отживший элемент, обречены на постепенное исчезновение. Подобные печальные предсказания основывались на европей-

Таблица

Составные части постиндустриальной экономики

Сервисная экономика Креативная экономика

Туристические, юридические, муниципальные, социальные, медицинские, образовательные, посреднические, банковские, страховые услуги НИОКР, дизайн, кино, музыка, программное обеспечение, архитектура, народные промыслы и ремесла, издательское дело, исполнительские искусства, видеоигры, мода и искусство

ском опыте развития ремесел и промыслов: появление мануфактурного, а затем и промышленного производства привело к тому, что народное искусство практически полностью лишилось экономических основ существования. За период с XIX века и до 1920-1930-х годов традиции народного искусства в некоторых развитых странах Запада почти совсем замерли. Такая же участь могла постигнуть и народные промыслы в России, тем более что в этот период начал спадать общественный интерес к этому уникальному явлению. Однако силами исследователей, узких специалистов в области народного искусства, меценатов началось возрождение народных промыслов. Такова была деятельность Д. Рескина и У. Морриса в Англии, Д. Норвида в Польше, абрамцевского кружка в России.

Реформирование системы общественных отношений в 90-х годах XX века, переход отечественной экономики к рынку внесли радикальные изменения в производственно-экономическое развитие народных художественных промыслов России, в корне изменили ту общественно-политическую и экономическую среду, в которой народные художественные промыслы находили сбалансированные условия для хозяйственной деятельности. Россия является одной из немногих стран, сумевшей сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов до сих пор. В наше время изделия народных художественных промыслов, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств и мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением культурного наследия России.

Повышенный интерес к изделиям народных мастеров, как со стороны общественности, так и со стороны представителей власти всех уровней, в наши дни исследователи связывают, во-первых, с развитием туризма и, как следствие

этого, с расширением производства национальных сувениров и изделий народных художественных промыслов, а во-вторых, - «с разрушением стандартности нашего окружения», с постоянными изменениями в реальной жизни современного человека. Переход на рыночные отношения четко обозначил главное условие успешной деятельности ремесленников - художественный промысел должен быть рентабельным, поскольку это не только народные традиции, но и экономика. И работа народного мастера должна быть выстроена в первую очередь по законам бизнеса. Развитие промыслов на современном этапе возможно на основе поиска и восстановления утраченных традиций, возрождения народного мастерства, органичного соединения их с современными достижениями науки, техники, технологии, информатики.

Последнее десятилетие ознаменовалось актуализацией художественной ценности народных промыслов. Они заняли подобающее им место в нашем эстетическом мировоззрении, но еще не достаточное в экономике. Роль и значение народных промыслов, вероятно, в дальнейшем будут возрастать, и они в полной мере смогут выполнить свои основные функции -художественно-эстетическую и воспитательнопросветительскую.

Список литературы

1. Дандон Э. Инновации. М., Прогресс-Универс, 2006.

2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Дело и Сервис, 2007.

3. Виханский О. Homo economicus должен умереть // Эксперт. 2009. № 17-18.

4. Дацык А.А. Особенности современной постиндустриальной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 4.

5. Горелов Н.А. Креативный менеджмент (менеджмент интеллектуально-креативной деятельности) // Креативная экономика. 2008. № 9.

PLACE AND ROLE OF FOLK HANDICRAFTS IN A POSTINDUSTRIAL ECONOMY

S. V. Porodina

Principal causes and characteristics of transition from an industrial to a postindustrial society are formulated; types of postindustrial economy and the definition of creative economy are specified. The place and a role of folk handicrafts in the postindustrial economy are shown.

Keywords: postindustrial economy, folk handicrafts, creative economy, crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.