Научная статья на тему 'Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования'

Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4852
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ПРИОРИТЕТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / TAX POLICY / DEVELOPMENT STAGES / PRIORITIES OF TAX POLICY / TAX INCOME OF BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаду Бах, Турбина Наталия Михайловна, Владимирова Светлана Викторовна

Определена необходимость проведения эффективной налоговой политики, которая будет обеспечивать не только пополнение государственного бюджета, но и социальную справедливость. Российская налоговая политика пережила непростой переход от политики «максимальных налогов» до «разумных налогов», а, соответственно, должна отвечать интересам как государства, так и налогоплательщиков. Эффективность налоговой политики государства в понимании различных ее факторов может различаться. Для государства наибольшую значимость представляет собой реальное увеличение доходов государственного бюджета, а организации-налогоплательщики заинтересованы в росте собственной коммерческой прибыли на фоне незначительного размера налоговых платежей. Рассмотрены подходы, обосновывающие место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования. Выделены основные рычаги формирования налоговой политики. Определены положительные и отрицательные последствия налоговой политики. Проанализирована современная налоговая политика, и определены основные бюджетообразующие налоги на разных уровнях налоговой системы. Определено, что основным налогов в последнее время является налог на добычу полезных ископаемых. В связи с этим определены факторы, влияющие на величину поступления налога на добычу полезных ископаемых. Определено, что эффективная налоговая политика не может успешно развиваться только за счет нефтегазовых доходов. В связи с чем определены приоритетные направления развития налоговой политики на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF THE TAX POLICY IN SYSTEM OF STATE REGULATION

In article authors defined need of carrying out an effective tax policy which will not only provide replenishment of the state budget, but also social justice. The Russian tax policy endured difficult transition from policy of «the maximum taxes» to «reasonable taxes», and respectively, has to be equitable to interests as the states, and taxpayers. Efficiency of a tax policy of the state in understanding of its various factors can differ. For the state the greatest importance is real increase in the income of the state budget, and the organization taxpayers have interest in growth of own commercial profit against the insignificant amount of tax payments. Authors considered the approaches proving a place and a role of a tax policy in system of state regulation; allocated the main levers of formation of a tax policy; defined positive and negative consequences of a tax policy; analyzed the modern tax policy and defined the main budget forming taxes at the different levels of tax system. Authors defined that the basic of taxes is the tax on mining recently and in this regard defined the factors influencing the size of receipt of a tax on mining. In article authors also defined that the effective tax policy can't develop successfully only at the expense of the oil and gas income. In this connection authors defined the priority directions of development of a tax policy on medium-term prospect.

Текст научной работы на тему «Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

БАХ МАМАДУ

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina@rambler.ru

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: natturbina@rambler.ru

ВЛАДИМИРОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: vladimirova.vt@yandex.ru

Определена необходимость проведения эффективной налоговой политики, которая будет обеспечивать не только пополнение государственного бюджета, но и социальную справедливость. Российская налоговая политика пережила непростой переход от политики «максимальных налогов» до «разумных налогов», а, соответственно, должна отвечать интересам как государства, так и налогоплательщиков. Эффективность налоговой политики государства в понимании различных ее факторов может различаться. Для государства наибольшую значимость представляет собой реальное увеличение доходов государственного бюджета, а организации-налогоплательщики заинтересованы в росте собственной коммерческой прибыли на фоне незначительного размера налоговых платежей. Рассмотрены подходы, обосновывающие место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования. Выделены основные рычаги формирования налоговой политики. Определены положительные и отрицательные последствия налоговой политики. Проанализирована современная налоговая политика, и определены основные бюджетообразующие налоги на разных уровнях налоговой системы. Определено, что основным налогов в последнее время является налог на добычу полезных ископаемых. В связи с этим определены факторы, влияющие на величину поступления налога на добычу полезных ископаемых. Определено, что эффективная налоговая политика не может успешно развиваться только за счет нефтегазовых доходов. В связи с чем определены приоритетные направления развития налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Ключевые слова: налоговая политика, этапы развития, приоритеты налоговой политики, налоговые доходы бюджета

Эффективная налоговая политика является одним из ключевых условий благополучного в политическом и экономическом отношении существования государства, обеспечивая не только пополнение государственного бюджета, но и сохранение социальной стабильности, отсутствие серьезных социальных противоречий между различными группами населения, которые рискуют подорвать политический порядок страны.

Формирование государственной налоговой политики Российской Федерации происходило в процессе перехода от командно-административной экономики советского государства к рыночной экономике суверенной России, сопровождавшегося серьезными экономическими трудностя-

ми. Задачи экономической модернизации российского государства требуют формирования такой налоговой системы, которая бы в наиболее оптимальной степени отвечала потребностям современной российской экономики. Во многом эффективность государственной налоговой политики, если рассматривать ее в политологическом контексте, определяется тем, насколько соотносятся в ее рамках интересы государства и налогоплательщиков [1].

Вместе с тем следует отметить, что эффективность налоговой политики государства в понимании различных ее факторов может различаться. Для государства наибольшую значимость представляет собой реальное увеличение доходов государственного бюджета посредством роста

BAKH MAMADU, N. M. TURBINA, S. V. VLADIMIROVA

поступлений от организаций и граждан в виде налогов. В свою очередь, организации-налогоплательщики заинтересованы в росте собственной коммерческой прибыли на фоне незначительного размера налоговых платежей, а граждане в наибольшей степени заинтересованы в минимальном уровне налоговых платежей и получении определенных дотаций и льгот при их выплате государству.

Предварительный и во многом фрагментарный анализ современной налоговой политики позволяет сделать вывод о ее неустойчивости, противоречивости. Нестабильность налоговой политики проявляется и в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Поэтому различные этапы налоговой политики и их критическая оценка остаются в поле зрения ученых экономистов на протяжении длительного времени и особенно актуальны на современном этапе развития современной России.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены задачами государства на каждом этапе развития страны. Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Область действия налоговой политики можно разделить на следующие укрупненные блоки: налоговое законодательство, элементы налогов, участники налоговых правоотношений (их права и обязанности), налоговое администрирование .

В экономической теории государственное регулирование экономики имеет существенное значение. Несмотря на различные точки зрения на роль и место государства в экономическом развитии, практика показывает, что в любых социально-экономических системах государственное управление является неотъемлемым элементом процесса управления экономикой.

Изучение опыта построения и функционирования систем налогообложения дает возможность выделить два основных подхода, с разных сторон дающих обоснование места и роли налоговой политики в системе государственного регулирования:

1) кейнсианский подход государственного регулирования;

2) неоклассическая концепция формирования налоговой политики [2].

Современные экономисты по-разному трактуют содержание понятия «налоговая политика». В исследовании были рассмотрены различные определения, сформулированные ведущими учеными в области налогообложения. В частности, свои определения налоговой политики были

сформулированы: В. Ф. Тарасовой, А. И. Пономаревой, Т. В. Игнатовой, В. Г. Пансковым, Д. Г. Черником. В результате изучения данных определений налоговой политики можно констатировать, что налоговая политика - это система мер, проводимых государством в области налогообложения, которая служит для достижения макроэкономических целей, установления равновесия в условиях цикличности рыночной экономики.

Анализ категории налоговой политики в современных условиях предполагает рассмотрение ее как совокупность инструментов, способов и методов, направленных на создание эффективного механизма налогового регулирования экономического и социального развития.

Анализ практики формирования налоговой политики позволяет выделить следующие рычаги:

- соотношение прямых и косвенных налогов;

- использование налогов разной степени прогрессии;

- применение различных моделей фискального федерализма [2].

Сущность налоговой политики на государственном уровне достаточно хорошо изучена. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях остается открытым. В целом разделение политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым данное разделение будет производиться. Наиболее целесообразным представляется выделения признаков: основной цели, субъекта, объекта налоговой политики.

Прогрессивная западная наука давно использует налоги как инструмент регулирования целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы.

Формирование оптимальной модели налоговой политики - главная задача государства.

Практика определения эффективности налоговой политики с точки зрения оценки «затраты -результаты» имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительных можно выделить:

- сокращение общего количества налогов;

- упрощение процедуры налоговой отчетности;

- уменьшение количества отчетных форм [2].

В сфере современного российского налогообложения в последние годы принят ряд мер, предполагающих планомерное снижение ставок

налогов, отмену неэффективных налогов. Одновременно вносились изменения, направленные на усиление налогового контроля. Происходящим изменениям в литературе дается разная оценка. Так, одни считают неэффективным принудительное перераспределение финансовых ресурсов и, как следствие, высказываются за дальнейшее снижение уровня налогообложения. Другие говорят о целесообразности аккумулирования финансов в руках государства с целью их дальнейшего использования для направленного воздействия путем выделения из бюджета кредитов, дотаций, субсидий.

Кроме этого органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы. Все это позволило существенно снизить налоговую нагрузку на

сельскохозтоваропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствовало развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства.

Как представляется, эти два основных метода экономического управления должны сочетаться, поскольку каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.

Для определения роли налоговой политики в сфере государственного регулирования необходимо проанализировать поступления налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты РФ. В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2013 г. поступления составили 11 327,2 млрд руб., или на 3,4 % больше, чем в 2012 г. (табл. 1, 2) [3].

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ в 2012-2013 гг. млрд руб.

Таблица 1

2012 г. в % к 2011 г. 2013 г. в % к 2012 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 10 959,3 112,8 11 327,2 103,4

в том числе:

в федеральный бюджет 5 166,2 115,3 5 368,0 103,9

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 5 793,1 110,6 5 959,2 102,9

Таблица 2

Динамика и структура консолидированного бюджета России за 2012-2013 гг.

2012 год уд. Вес.,% 2013 год уд. Вес.,% динамика в сумме динамика в %

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ 10 958,2 100,0 11 327,2 100,0 369,00 3,4

Налог на прибыль организаций 2 355,40 21,5 2 071,70 18,3 -283,70 -12,0

Налог на доходы физических лиц 2 260,30 20,6 2 497,80 22,1 237,50 10,5

Налог на добавленную стоимость 1 886,10 17,2 1 868,20 16,5 -17,90 -0,9

Акцизы 783,6 7,2 952,5 8,4 168,90 21,6

Налог на имущество физических лиц 17,6 0,2 22,3 0,2 4,70 26,7

Налог на имущество организаций 536,3 4,9 615,1 5,4 78,80 14,7

Транспортный налог 90,1 0,8 106,1 0,9 16,00 17,8

Земельный налог 141 1,3 156,6 1,4 15,60 11,1

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе 2 484,50 22,7 1 680,20 14,8 -804,30 -32,4

налог на добычу полезных ископаемых 2 459,40 22,4 2 575,80 22,7 116,40 4,7

Формирование всех доходов в 2013 г. на 79 % обеспечено за счет поступления НДПИ - 23 %, НДФЛ - 22 %, налога на прибыль - 18 % и НДС -16 %. В 2012 г. совокупная доля указанных налогов составляла 81 % [3].

В федеральный бюджет в 2013 г. поступило 5 368,0 млр руб., что на 3,9 % больше, чем в 2012 г. (табл. 3).

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 47 %, НДС - 35%, акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации - 9 %, налога на прибыль организаций - 7 %. Структура доходов фе-

ВАКН МАМАШ, N. М. ТШВМА, 8. V. УЬАОТМТЯОУА

дерального бюджета практически не изменилась по сравнению с прошлым годом.

Несмотря на резкое замедление макроэкономических показателей, ФНС в 2013 г. обеспечила рост налоговых поступлений и выполнила показатели, предусмотренные законом о федеральном бюджете. При этом фактическое значение показателя достижения целей и решения задач подпрограммы «Собираемость налогов и сборов» достигло 99,15 %, что выше запланированного на 2013 г. значения показателя (97,2).

Экономический рост в 2013 г. с 5 % в 2012 г. сократился до 1,2 %. Прежняя модель роста экономики, построенная на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, прошла. В этих условиях необходима концентрация средств на ключевых направлениях развития российской экономики и

Структура доходов

решении первоочередных жизненно важных социально-экономических задач для населения страны.

В основе снижения темпов развития российской экономики лежат внешние факторы: общее снижение темпов мирового экономического роста, снижение цен на нефть. В то же время существенное влияние на замедление экономического роста отечественной экономики оказывает вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), и снижение доходов государственного бюджета в значительной степени обусловлено этой причиной.

Следует обратить внимание на то, что возрастание в абсолютных цифрах доходов федерального бюджета сопровождается последовательным снижением процентной доли доходов по отношению в ВВП: с 20,5 % в 2012 г. до 17,4 % в 2016 г (табл. 4).

Таблица 3

;рального бюджета

Виды налогов 2012 г. 2013 г.

млрд руб. в % к объему пост. в федер. бюджет млрд руб. в % к объему пост. в федер. бюджет в % к соотв. периоду 2012 г.

Всего поступило в федеральный бюджет 5 166,2 100,0 5 368,0 100,0 103,9

из них:

Налог на прибыль 375,8 7,3 352,2 6,6 93 ,7

НДС 1 886,1 36,5 1 868,2 34,8 99,0

Акцизы 341,9 6,6 461,0 8,6 134,9

НДПИ 2 420,5 46,9 2 535,3 47,2 104,7

Остальные налоги и сборы 141,9 2,7 151,3 2,8 106,6

Таблица 4

Структура доходов федерального бюджета 2012-2016 гг. (млрд руб.)

Показатель 2012 г., отчет 2012 г., % к ВВП 2013 г., закон с учетом изменений 2013 г., % к ВВП 2014 г., прогноз 2014 г.. % к ВВП 2015 г.. прогноз 2015 г., % к ВВП 2016 г., прогноз 2016 г., % к ВВП

Доходы, всего 12855,5 20,5 12 865,9 19,3 13485,5 18,2 14767,5 18,0 15 908,1 17,4

в том числе:

нефтегазовые доходы 6 453,2 10,3 5 925,5 8,9 5 944,5 8,0 6 404,9 7,8 6 586,7 7,2

в том числе:

НДПИ 2 399,8 3,8 2 339,9 3,5 2 437,9 3,3 2 548,7 зд 2 605,5 2,9

таможенные пош-лины 4 053,4 6,5 3 585,6 5,4 3 506,6 4,7 3 856,2 4,7 3 981,2 4,3

ненефтегазовые доходы 6 402,3 10,2 6 940,4 10,4 7 541,0 10,2 8 362,6 10,2 9 321,4 10,2

в том числе:

налог на прибыль организаций 375,8 0,6 445,4 0,7 440,7 0,6 477,9 0,6 536,6 0,6

НДС 3 545,8 5,7 4 098,8 6,2 4 445,7 6,0 5 042,5 6,2 5 743,5 6,3

акцизы 395,3 0,6 573,8 0,9 727,5 1,0 857,4 1,0 1 032,6 1,1

Показатель 2012 г., отчет 2012 г., % к ВВП 2013 г., закон с учетом изменений 2013 г., % к ВВП 2014 г., прогноз 2014 г.. % к ВВП 2015 г.. прогноз 2015 г., % к ВВП 2016 г., прогноз 2016 г., % к ВВП

НДПИ (без нефтегазовых доходов) 20,7 0,0 18,4 0,0 20,8 0,0 22,5 0,0 23,8 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 779,0 1,3 701,0 1,0 704,8 0,9 718,9 0,9 721,4 0,8

прочие ненефтегазовые доходы 1 285,7 2,0 1103,0 1,6 1 201,5 1,7 1 243,4 1,5 1 263,5 1,4

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 20142016 гг. по отношению к 2013 г. обусловлено несколькими факторами:

- снижением экспортных цен на газ природный;

- снижением объемов добычи нефти и газа, объемов экспорта газа и товаров, выработанных из нефти;

- низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти;

- снижением предельных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в связи с вступлением РФ в ВТО;

- снижением средневзвешенных ставок импортного тарифа в связи с вступлением РФ в ВТО;

- снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением РФ в ВТО.

Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014-2016 гг. (по отношению к 2013 г.) в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных

пошлин в связи с более низкими (по сравнению с темпами роста ВВП) темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.

Для восстановления макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов правительство планирует увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014-2016 гг. (по отношению к 2013 г.), связанное в основном с увеличением поступлений:

- по акцизам на отечественную табачную и алкогольную продукцию;

- увеличением акцизов на бензин, дизельное топливо, другие энергоносители и автомобили отечественного производства;

- увеличением ставки водного налога;

- ростом тарифов на импортируемую продукцию широкого потребления [4].

Указанные изменения (табл. 5) в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 г. на 142,8 млрд руб. (0,2 % ВВП), в 2015 г. - на 197,3 млрд руб. (0,2 % ВВП), в 2016 г. - на 389,8 млрд руб. (0,4 % ВВП).

Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд руб)

Таблица 5

№ Наименование 2014г. 2015 г. 2016 г.

В % к ВВП 0,2 0,2 0,2

В том числе:

1 индексация специфических ставок акцизов: 4,8 11,8 154,9

2 увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 г. с 6,57 % до 7,54 %, в 2015 г. с 5,94 до 7,07 %, в 2016 г. с 5,94 до 6,61 % в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.) 87,3 110,1 71,3

3 увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25 % чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО 30,0 53,0 53,0

БАКИ МАМАШ, N. М. ТШБМА, 8. V. УЬАОТМТЯОУА

№ Наименование 2014г. 2015 г. 2016 г.

4 индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 г. в 2,5 раза, в 2015 г. - на 5 % 20,7 22,4 24,4

5 увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза 91,1

6 снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г. с 20 до 5 % -4,9

Таким образом, реструктуризация налоговой нагрузки сместится в сторону ужесточения налогового давления на низкодоходные слои населения и может привести к негативным социальным последствиям в условиях рецессивной экономики.

Литература

1. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10. С. 102-105.

2. Арсеньева В. А., Ямпольская Е. А. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, оценок и методов экономического управления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 4. С. 7-16

3. Официальный сайт ФНС России. URL: http:// www.nalog.ru/nal_statistik/ statistic/377820

4. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 6. С. 56-60.

References

1. Turbina N. M. Nalogovaya politika Rossii: is-toricheskoye razvitiye i sovremennoye sostoyaniye [Tax policy of Russia: historical development and current state] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 10. S. 102-105.

2. Arsen'eva V. A., Yampol'skaya E. A. Nalogovaya politika v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomiki: analiz podkhodov, otsenok i metodov ekonomicheskogo upravleniya [Tax policy in system of state regulation of economy: analysis of approaches, estimates and methods of economic management] // Nauka i obra-zovaniye: khozyajstvo i ekonomika; predprini-matel'stvo; pravo i upravleniye. 2014. № 4. S. 7-16

3. Ofitsial'nyj sajt FNS Rossii [Official site of FTS of Russia] URL: http:// www.nalog.ru/nal_statistik/ statistic/377820

4. Turbina N. M., Myalkina A. F. Osobennosti nalo-govoj politiki v periody finansovoj nestabil'nosti [Features of a tax policy during the periods of financial instability] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 6. S. 56-60.

* * *

PLACE AND ROLE OF THE TAX POLICY IN SYSTEM OF STATE REGULATION

BAKH MAMADU Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: natturbina@rambler.ru

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: natturbina@rambler.ru

VLADIMIROVA SVETLANA VIKTOROVNA The Lipetsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: vladimirova.vt@yandex.ru

In article authors defined need of carrying out an effective tax policy which will not only provide replenishment of the state budget, but also social justice. The Russian tax policy endured difficult transition from policy of «the maximum taxes» to «reasonable taxes», and respectively, has to be equitable to interests as the states, and taxpayers.

Efficiency of a tax policy of the state in understanding of its various factors can differ. For the state the greatest importance is real increase in the income of the state budget, and the organization - taxpayers have interest in growth of own commercial profit against the insignificant amount of tax payments.

Authors considered the approaches proving a place and a role of a tax policy in system of state regulation; allocated the main levers of formation of a tax policy; defined positive and negative consequences of a tax policy;

EAX MAMAflY, H. M. TYPEHHA, C. B. BHAflMMMPOBA 13

analyzed the modern tax policy and defined the main budget forming taxes at the different levels of tax system. Authors defined that the basic of taxes is the tax on mining recently and in this regard defined the factors influencing the size of receipt of a tax on mining.

In article authors also defined that the effective tax policy can't develop successfully only at the expense of the oil and gas income. In this connection authors defined the priority directions of development of a tax policy on medium-term prospect.

Key words: tax policy, development stages, priorities of tax policy, tax income of budget.

BAKH MAMADU, N. M. TURBINA, S. V. VLADIMIROVA ^ jg № 7 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.