Научная статья на тему 'Место и роль монополии в современной экономике России'

Место и роль монополии в современной экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6229
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОНОПОЛИЗМ / МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ / РЫНОК МОНОПОЛИИ / РЫНОК ОЛИГОПОЛИИ / РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева А. В.

В статье автор рассматривает одну из серьезных проблем переходной экономики России проблему монополизма. Так как с начала 90-х гг. эта проблема остро встала перед Россией и без принятия твердых и последовательных мер в ее решении, невозможно надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль монополии в современной экономике России»

АЛИЕВА А.В.

МЕСТО И РОЛЬ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Алиева А.В., НОУ ВПО «Институт Дружбы народов Кавказа», кафедра «Философских и социально-политических дисциплин», доцент, кандидат исторических наук, e-mail: anz7426@yandex.ru

В статье автор рассматривает одну из серьезных проблем переходной экономики России - проблему монополизма. Так как с начала 90-х гг. эта проблема остро встала перед Россией и без принятия твердых и последовательных мер в ее решении, невозможно надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике.

Ключевые слова: монополизм; монопольная прибыль; рынок монополии; рынок олигополии; рынок монополистической конкуренции

Коды классификатора JEL: D 42, L 12

Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики. С начала 90-х годов эта проблема остро встали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономичес-(7] ких преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования госу-.0 дарством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой [] в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-JD монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. ГС Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и ¡7 при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимущест-03 вом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исклю-]> чением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические щ объединения), а также внутри монополий [2].

□ Монополии [9] - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так

□ далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осущест-^ вляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации про-

изводства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны [4].

££ Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями: ю - на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;

- нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма; ^ - полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж; ^ - наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

Следовательно, возникновение монополий - исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необхо-

о димо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий

з и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в

^ экономику.

о

0

1_

о

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Отношения обществен-§ ности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли □ монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие о цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ре-о сурсов и обуславливает усиление неравенства доходов.

£ Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монополь-5= ную прибыль. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким Е покупают нужные товары.

ф Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты [7].

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия,

о ш

т

0

1

О

А)

рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, устанавливающейся под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара [8]. Монопольная цена выше той, которая установилась бы при отсутствии монополии. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Выгода монополиста обеспечивается за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена представляет собой определенную "дань", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

В монополизированной экономике цены утрачивают рыночную гибкость, слабо реагируют на колебания потребностей и спроса. Монополия заглушает импульсы, которые идут от спроса к производству, в результате чего происходит дезориентация инвестиционных потоков, а потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг [3].

Монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое уско-

СП

рение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Й. Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку ^ они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои щ монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств ^ того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монопо- И лии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Ш Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Конкуренция служит основ- ]> ным регулирующим механизмом в рыночной экономике. «Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно щ решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены» [5]. □ Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок моно- О полии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной . фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться 0 на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим £ размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, прода- ^ ющих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочи- $ тает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами. §

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию $ конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество о быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее о состояния в критическое положение. ^ В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, су- ^ ществуют вместе с ней, это обостряет соперничество. ¡5 В развитых капиталистических странах и развивающихся странах, достигших значительного индус- о триального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и другие) имеет место внутриотраслевая конкурен- о

со

>

ция между монополиями, производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные

иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении о

прибыли. Особым фронтом столкновений является соперничество монополий с предприятиями, не входя- оь

щими в монополистические объединения и ведущими тяжелое противоборство с ними за более выгодные Ц

условия изготовления и реализации товаров. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов Е

иностранные компании, приникающие на внутренний рынок. ф

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж

некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают. §

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это ф

отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые про- ^

изводят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирую- о

щее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее §

выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. ^

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что они могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Монополия характеризуется наличием одного- единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных П или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Л) Становление рыночной экономики в нашей стране столкнулось с монополизмом особого рода, не име-0 ющим аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма запад-

Ш

О

ного образца.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в кото-а ром каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной Й суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто Ш поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными 2 монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производи° телей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся

□ промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации [6].

□ Таким образом, если в странах с рыночной экономикой монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы произво-

0 дителей).

ф Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное ё уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополис-о. тами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в Рост сии.

1 В последнее время в России активно проводится государственная политика, направленная на подде-о ржку конкуренции и ограничение монополизма.

о Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

1. прямое разделение монопольных структур: такие возможности в российской реальности сильно со ограничены, так как, например, единый завод на части разделить нельзя, а случаи, когда произво-

о дитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются;

о 2. иностранная конкуренция - это, вероятно, самый действенный и эффективный удар по отечественному монополизму. Но столь сильнодействующее средство надо использовать очень осторожно, о так как из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная конкуренция в очень

о многих случаях оказывается избыточно сильной;

о 3. создание новых предприятий. Этот путь предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет моно-о полию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие.

о В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономичес-

0 кую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись ^ от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, получив полное право

1 определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические ^ рыночные монополии.

ю Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего эконо-^ мического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республи-ф ками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, ц под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые о хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно коорди-о нировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры [1]. Например, в США в 80-е годы (Т) дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.