Научная статья на тему 'Место гражданственности в подготовке специалиста-международника'

Место гражданственности в подготовке специалиста-международника Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МЕЖДУНАРОДНИК / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC COMPETENCE / PATRIOTISM / INTERNATIONAL RELATIONS SPECIALIST / PROFESSIONAL COMPETENCE / AXIOLOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пекушкина Дина Владимировна

В статье проанализированы характерные изменения гражданской и патриотической составляющей в условиях современной действительности, отмечены особенности и трудности в формировании гражданственности у студенческой молодёжи. Особое внимание уделено проблеме гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования и проанализированы подходы к формированию гражданской компетентности у студентов-международников. Автор рассматривает соотношение понятий «гражданственность» и «патриотизм» на современном этапе в рамках профессиональной подготовки специалиста в области международных отношений, являющегося проводником государственных интересов. Представлен исторический аспект формирования гражданственности у будущих дипломатов при Коллегии иностранных дел Российской империи в XVIII-XIX вв. В статье актуализируется важность становления гражданской ответственности специалиста-международника и его правового сознания как отражение государственного интереса. Выявлена и обоснована значимая роль формирования гражданской компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов международного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и показана необходимость развития высокой профессиональной ответственности, основанной на высших нравственных и духовных ценностях. Автор приходит к выводу о необходимости осмысления процесса формирования гражданственности у будущих международников в философском и психолого-педагогическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic Consciousness in Professional Education of Specialists in International Relations

The article analyses characteristic changes of civic and patriotic component in the modern world and notes characteristic features and problems in forming civic consciousness of university students. The author gives special attention to bringing up a citizen in the context of modernizing the system of education and studies the main aspects of building civic competence in students of international relations. The article further considers the correlation between the concepts of "civic consciousness" and "patriotism" at the present stage within the framework of professional training of international relations specialists who stand for state interests, and presents a historical survey of building civic consciousness in future diplomats at the Collegium of Foreign Affairs in the 18th-19th-century Russia. The author stresses the importance of building up civic responsibility and legal consciousness as a reflection of state interests. The author determines and gives solid grounding to the role of civic competence in the professional training of future international relations specialists in accordance with the Federal state education standards of higher education (3rd edition) showing the necessity of developing high professional responsibility based on axiological and spiritual values. The writer comes to the conclusion that it is necessary to study the philosophical, psychological and pedagogical aspects of the process of forming civic consciousness of international relations specialists.

Текст научной работы на тему «Место гражданственности в подготовке специалиста-международника»

ПЕДАГОГИКА

МЕСТО

ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА-МЕЖДУНАРОДНИКА

Д.В. Пекушкина

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

В статье проанализированы характерные изменения гражданской и патриотической составляющей в условиях современной действительности, отмечены особенности и трудности в формировании гражданственности у студенческой молодёжи. Особое внимание уделено проблеме гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования и проанализированы подходы к формированию гражданской компетентности у студентов-международников.

Автор рассматривает соотношение понятий «гражданственность» и «патриотизм» на современном этапе в рамках профессиональной подготовки специалиста в области международных отношений, являющегося проводником государственных интересов. Представлен исторический аспект формирования гражданственности у будущих дипломатов при Коллегии иностранных дел Российской империи в ХУШ-ХХ вв. В статье актуализируется важность становления гражданской ответственности специалиста-международника и его правового сознания как отражение государственного интереса.

Выявлена и обоснована значимая роль формирования гражданской компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов международного профиля в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и показана необходимость развития высокой профессиональной ответственности, основанной на высших нравственных и духовных ценностях. Автор приходит к выводу о необходимости осмысления процесса формирования гражданственности у будущих международников в философском и психолого-педагогическом аспектах.

Ключевые слова: гражданственность, гражданская компетентность, профессиональная компетентность, патриотизм, международник, ценностные ориентации.

Идея гражданственности и патриотизма, социальной важности гражданских качеств остаётся одной из центральных при создании и функционировании государства. В условиях многонациональной и поликонфессиональной России осознание важности формирования гражданственности у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость, о чём свидетельствует Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», сохранившая непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как фактора единения нации. При этом сочетание гражданской и патриотической составляющих, их роль в жизни общества, в большей мере зависят от конкретной исторической ситуации, тех ступеней, которые проходит государство в тот или иной момент времени.

Изменения, произошедшие в России после распада СССР, существенно повлияли на все сферы общественной жизни. Реформирование системы образования привело к новой интерпретации многих общественных фактов и явлений. То, чем гордились многие поколения соотечественников - географические открытия и освоение новых земель, победы в Великой Отечественной войне и подвиги великих полководцев - стало восприниматься с позиций либеральной идеологии. В результате в России выросло чрезвычайно неоднородное по своим взглядам поколение молодых людей. С одной стороны, мы имеем большое количество космополитично настроенной молодёжи, не признающей самого понятия «гражданственность», утверждающих, что их родина - это весь мир, а государство способно только сковывать их инициативу и креативность. С другой стороны, серьёзные проблемы для общества представляет рост националистических и шовинистических идеологий среди молодёжи; возрастающая популярность профашистски и экстремистски ориентированных молодёжных организаций. Стремительно произошедшая переоценка моральных ценностей в молодёжной среде повлекла за собой изменение отношения к труду, мотивации социальной деятельности, видения собственной роли в обществе и истории страны.

Глобализация и развитие постиндустриального общества привели к стремительным изменениям в общественной жизни, появлению новых трактовок понятия «гражданственность». В связи с этим следует принимать во внимание тот факт, что «доступность образования по направлению "международные отношения" не означает, что любой человек отвечает требованиям, которые международное сообщество предъявляет к международникам» [2, с. 298]. Говоря о роли гражданственности в профессиональной подготовке международника, следует отметить, что гражданственность и патриотизм основаны на взаимосвязанном сочетании социально и нравственно детерминированных чувств и поведен-

ческих моделей, поскольку гражданственность неотъемлема от патриотизма. Нельзя быть гражданином своей страны, не будучи патриотом. Но гражданственность специалиста-международника - это не только любовь к Родине, но и профессиональное и осознанное выполнение своего гражданского долга и обязанностей. Заместитель министра иностранных дел России А.В. Грушко, отвечая на вопрос журналиста об основных профессиональных качествах дипломата, подчеркнул, что дипломат - это «патриот, прежде всего, плюс ясное понимание национальных интересов, помноженное на знания и профессиональные навыки; работоспособность, целеустремлённость и любознательность. Желательны также крепкие нервы, чувство юмора, умение расположить к себе». [4]

Готовя себя к государственной службе в области международных отношений, будущий специалист должен осознавать, что он «не просто государственный служащий, реализующий определенный вид и объём полномочий на соответствующей должности», но одновременно и «человек, наделённый государственно-властными полномочиями, действующий в системе международных отношений от имени, по поручению и в интересах своего государства», что «он является политическим и духовно-нравственным носителем и защитником национальных интересов российского государства и своего народа» [3, с. 177]. «Совокупность официально принятых и неофициально бытующих в той или иной стране политических ценностей, норм, правил, принципов и обычаев, которые достаточно жёстко, хотя зачастую и незаметно, определяют, направляют, ограничивают поведение политических субъектов», составляют политическую культуру. В основных ценностных ориентациях политических культур «заложены ... механизмы гражданской идентификации, символы осознания национального единства, стереотипы отношений общества и государства» [7, с. 246].

От профессиональной компетентности специалиста-международника, его готовности служить своей стране во многом зависит, как будут выстраиваться отношения России с иностранными государствами и международными организациями, чьи «интересы нередко противоречат национальным интересам России». Поэтому в подготовке специалистов международного профиля чрезвычайно важно сформировать у них способность осознания интересов своей страны, «умение отстаивать их от внешнего давления, учёт национальной специфики партнеров, порядков в международных организациях, свободное владение иностранными языками». [6].

Важный компонент, отвечающий за формирование истинного гражданина - патриотизм, сущность которого, наряду с государственным взглядом на жизнь, понимают в разных источниках как тождественный, синонимичный гражданственности. Однако это не одно и то же,

■ Педагогика

поскольку объектом гражданственности является, в большей степени, государство, а объектом патриотизма - Отечество, Родина. В нашем случае, в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов-международников, гражданственность и патриотизм органически связаны между собой, ввиду того, что государственный заказ на будущего специалиста (подготовка сотрудников для государственной службы в том числе, в МИД, работа в международных организаций и их региональных представительствах) совпадает с интересами самой России.

Таким образом, толкование гражданственности с нравственной точки зрения предполагает, что специалист-международник, как гражданин, должен направлять все свои знания, свою деятельность не только на достижение собственного блага, но и на блага других людей и всей страны в целом. [11, с. 229].

Исторически от специалиста-международника требовалось, чтобы он являлся гражданином своей страны и отдавал всё время и силы службе [3, с. 18]. В XVIII - XIX вв., поступая на государственную службу, сотрудники внешнеполитического ведомства приносили присягу, в которой клялись быть верными монарху и защищать интересы России, причем это правило распространялось не только на чиновников, но также на учеников и студентов при Коллегии иностранных дел (позже - Министерстве иностранных дел). Е.В. Воевода приводит слова присяги «инородцев», сохранившейся в Архиве внешней политики Российской империи: «Я нижеимянованный обещаюсь и клянуся всемогущим Богом пред Алкораном ... стараться споспешествовать всё, что к Ея Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может» [1, с. 55]. Как свидетельствует история, жители Российской империи больше тянулись к гражданственности, вкладывая в это понятие не политико-юридический статус, а нравственную составляющую -патриотизм. В наше время требования к специалисту-международнику расширились, но приоритеты остались теми же. «Обозначилась задача формирования такого типа социально-политического и исторического знания, которое вполне точно и достоверно отражало бы не только богатейший и очень разный исторический опыт стран и народов, но и собственно российские гуманитарные ценности и национальные интересы» [12, с. 16].

Требования к специалисту-международнику внесены во ФГОС ВПО (03) и в собственные стандарты МГИМО-Университета, предполагающие формирование у студента бакалавриата по направлению «международные отношения» целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на воспитание гражданственности. Среди общекультурных компетенций ведущую роль играют:

• «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

• умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);

• понимание гражданских основ будущей профессиональной деятельности (ОК-21)» [13].

В современном обществе большая роль отводится средствам массовой информации, которые формируют общественное мнение, занимаются пропагандой и контрпропагандой тех или иных идей, поэтому специалисту-международнику чрезвычайно важно уметь «работать с материалами СМИ, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы» (ПК-14) [13]. Отмечая место СМИ в формировании личности специалиста в области международных отношений, следует помнить, что «функции средств массовой информации не однозначны.

С одной стороны, они расширяет общую информированность, углубляют знания,способствует духовному росту, обеспечивает большую причастность к культуре, искусству, литературе, праву, формируют нравственные оценки; с другой - обладают возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное, гражданское развитие, зачастую распространяют ложную информацию, лишают человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору». [9, с. 46.]. Формируя гражданственность будущего специалиста-международника важно ориентировать его на необходимость понимания роли и места России в структуре глобальных процессов, что отмечено в современных ФГОС (ПДК-4), понимание динамики «основных характеристик среды международной безопасности и . их влияние на национальную безопасность России (ПДК-3)» [13]. Воспитание гражданственности будущего специалиста невозможно без знания правовых основ международного взаимодействия, «теоретических и политических основ правозащитной проблематики» (ПДК-7), понимания «основ регулирования международных конфликтов» (ПДК-8). [13] В стандарте подчёркивается, что будущий специалист международник должен уметь «профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции РФ по основным международным проблемам (ПДК-12)», знать и понимать политическую и правовую специфику «положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами» (ПДК-15) [13]. Высшее учебное заведение как социальный институт, наряду с образовательной функцией, выполняет свою воспитательную миссию, помогает студенту освоить нравственный опыт, способствует

формированию нравственного поведения, опирающегося на основные гражданские ценности, духовные идеалы, убеждения, а также выработке определённой жизненной позиции, внутренней готовности к профессиональной деятельности в международном сообществе. На роль ВУЗа, как социального института, в формировании гражданственности, указывает и Н.М. Романенко, подчёркивая, что «задача отечественного ВУЗа -развивать устойчивую идентификацию студентов-международников как граждан России, а русская культура, воплотившая в себе нравственные традиции, моральные и духовные практики, должна занять особое место в профессиональной подготовке будущих специалистов» [10, с. 313].

Таким образом, воспитание гражданственности в процессе обучения в вузе будущего специалиста международного профиля должно обеспечивать:

• ценностно-смысловое нравственное воспитание - осознание и принятие приоритетных ценностей гражданственности;

• развитие исторической памяти и самосознания - формирование представлений об истории Отечества, роли и месте в мировом историческом процессе;

• формирование политико-правового сознания - осведомленности и ориентации в государственном устройстве России, ее Конституции и законах;

• воспитание патриотизма - усвоение ценностей гражданственности и любви к Родине,

уважение культурно-исторических ценностей нашего общества и государства;

• формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, обеспечивающему благосостояние общества, личности и государства, готовность к саморазвитию и самореализации;

• формирование толерантности личности - готовности и компетентности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий [5, с. 72].

Современный международник, согласно новым ФГОС ВПО (03), должен быть активным гражданином своей страны, обладать личностными и профессиональными качествами, предполагающими сочетание патриотизма, нравственности, правовой просвещенности.

Таким образом, процесс эффективного формирования гражданственности у будущего международника в условиях мультикультурного российского пространства возможен при условии соблюдения следующих условий: внедрения в содержание образования различных культурно-исторических практик и отечественных ценностей; развития у студентов социальной гражданской позиции и активности; противопоставление различным проявлениям национального экстремизма гуманистически сформированной образовательной среды и обеспечение конструктивного взаимодействия между всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса ВУЗа.

Список литературы

1. Воевода Е.В. История организации профессиональной языковой подготовки специалистов-международников: от Киевской Руси к Российской империи. М.: МГОУ, 2010. 157 с.

2. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников: осмысление новой парадигмы // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1. С. 296-301.

3. Дипломатическая служба. Учебное пособие / Т.В. Зонова, О.П. Селянинов, А.Л. Федотов и др.; под ред. А.В. Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 688 с.

4. Интервью зам. министра иностранных дел МИД РФ А.В. Грушко 10.02.2012 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ria.ru/interview/20120210/561442651.htm\Дата обращения 28.04.14.

5. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 112 с.

6. Логинов И.А. Патриотическое воспитание в МГИМО (У) и в системе МИД // Наша Смоленка: люди и дела. 2013, ноябрь. № 11 (13). С. 1.

7. Мунтян М.А. Потенциал политической культуры в объяснении культурного полилога Запада, Востока и России // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2. С. 245-249.

8. Романенко Н.М. Духовность как специфика национального менталитета / Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 6. С. 126-128.

9. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками // Педагогика. 2003. № 4. С. 46.

10. Романенко Н.М. Особенности аккультурации в профессиональой деятельности специалиста-международника// Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 312-315.

11. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Национальный общественно-научный фонд / Рук. Г.Ю. Семигин. М.: «Мысль», 2003.

12. Торкунов А.В. Дефицит демократии и международное сотрудничество // Международные процессы. 2009. Т. 7. № 21.

■ Педагогика

13. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (Квалификация (Степень) «Бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/3/20111115115437.pdf Дата обращения 12.05.2014.

Об авторе

Пекушкина Дина Владимировна - аспирант кафедры педагогики и психологии МГИМО (У) МИД России. E-mail: pekushkina@yandex.ru

CIVIC CONSCIOUSNESS IN PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN

INTERNATIONAL RELATIONS

D.V. Pekushkina

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia

Abstract: The article analyses characteristic changes of civic and patriotic component in the modern world and notes characteristic features and problems in forming civic consciousness of university students. The author gives special attention to bringing up a citizen in the context of modernizing the system of education and studies the main aspects of building civic competence in students of international relations.

The article further considers the correlation between the concepts of "civic consciousness" and "patriotism" at the present stage within the framework of professional training of international relations specialists who stand for state interests, and presents a historical survey of building civic consciousness in future diplomats at the Collegium of Foreign Affairs in the 18th-19th-century Russia. The author stresses the importance of building up civic responsibility and legal consciousness as a reflection of state interests.

The author determines and gives solid grounding to the role of civic competence in the professional training of future international relations specialists in accordance with the Federal state education standards of higher education (3rd edition) showing the necessity of developing high professional responsibility based on axiological and spiritual values. The writer comes to the conclusion that it is necessary to study the philosophical, psychological and pedagogical aspects of the process of forming civic consciousness of international relations specialists.

Key words: civic consciousness, civic competence, patriotism, international relations specialist, professional competence, axiological orientation.

References

1. Voevoda E.V. Istorija organizacii professional'noj jazykovoj podgotovki specialistov-mezhdunarodnikov: ot Kievskoj Rusi k Rossijskoj imperii. [History of professional language training of specialists in international relations: from Kievan Rus to the Russian Empire] M.: MGOU, 2010. 157 s.

2. Voevoda E.V. Podgotovka specialistov-mezhdunarodnikov: osmyslenie novoj paradigmy [Preparing specialists in international relations: thinking over a new paragigm] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2014. N 1. S. 296-301.

3. Diplomaticheskaja sluzhba. Uchebnoe posobie [Diplomatic service. A course book] / T.V. Zonova, O.P. Seljaninov, A.L. Fedotov i dr.; pod red. A.V. Torkunova. M.: «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSSPJeN), 2002. 688 s.

4. Interv'ju zam. ministra inostrannyh del MID RF A.V. Grushko [Interview of deputy Minister of International Affairs A.V. Grushko] 10.02.2012 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://ria.ru/interview/20120210/561442651. htm\Data obrashhenija 28.04.14.

5. Kak rozhdaetsja grazhdanskaja identichnost' v mire obrazovanija: ot fenomenologii k tehnologii: monografija v 2 ch. [On the formation of civic identity in education: from phenomenology to technology] / pod red. A.G. Asmolova. M.: Federal'nyj institut razvitija obrazovanija, 2011. 112 s.

6. Loginov I.A. Patrioticheskoe vospitanie v MGIMO (U) i v sisteme MID [Patriotic education at MGIMO-University and in the system of the Ministry of International Affairs] // Nasha Smolenka: ljudi i dela. 2013, nojabr'. N 11 (13). S. 1.

ß.B. neKywKUHa

7. Muntjan M.A. Potencial politicheskoj kul'tury v obMjasnenii kul'turnogo poliloga Zapada, Vostoka i Rossii [Potential of political culture in explaining cultural polilogue of the West, the East and Russia] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2014. N 2. p. 245-249.

8. Romanenko N.M. Duhovnost' kak specifika nacional'nogo mentaliteta [Spiritualism as specific feature of national mentality] / Voprosy gumanitarnyh nauk. 2009. N 6. p. 126-128.

9. Romanenko N.M. Osobennosti vosprijatija teleinformacii shkol'nikami [Specifics of perceiving TV information by schoolchildren] // Pedagogika. 2003. N 4. S. 46.

10. Romanenko N.M. Osobennosti akkul'turacii v professional'oj dejatel'nosti specialista-mezhdunarodnika [Acculturation in the professional activities of specialists in international relations] // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2014. N 4 (37). S. 312-315.

11. Sociologicheskaja jenciklopedija: V 2 t. T. 1 [Sociological encyclopaedia: in 2 volumes, v. 1] / Nacional'nyj obshhestvenno-nauchnyj fond / Ruk. G.Ju. Semigin. M.: Mysl', 2003.

12. Torkunov A.V. Deficit demokratii i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo [Deficit of democracy and international cooperation] // Mezhdunarodnye processy. 2009. T. 7. N 21.

13. Federal'nyj Gosudarstvennyj Obrazovatel'nyj Standart Vysshego Professional'nogo Obrazovanija po napravleniju podgotovki 031900 Mezhdunarodnye otnoshenija [Federal State Education Standards of Higher Education] (Kvalifikacija (Stepen') «Bakalavr») (v red. Prikaza Minobrnauki RF ot 31.05.2011 N 1975) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115437.pdf Data obrashhenija 12.05.2014.

About the author

Dina V. Pekushkina - PhD student, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University),

Department of Pedagogy and Psychology. E-mail: pekushkina@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.