Научная статья на тему 'Место философии в образовательном процессе'

Место философии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
317
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ / ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильина Юлия Андреевна

Cтатья посвящена анализу проблемы определения статуса философии и ее местонахождения в рамках общенаучного знания. Место и роль философского знания рассматривается на примере основных функций, через которые реализуются ее цели и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место философии в образовательном процессе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

проблематичной.

Важнейшей причиной подобных изменений в ценностной структуре общества, является также постоянно ускоряющаяся тенденция потребления. Потребительская и накопительская ориентации, как известно, начавшиеся еще в ХХ столетии, успешно перекочевали в век нынешний и всецело захватили человека, занятого в основном лишь поглощением удовольствий. Она приобрела гипертрофированную форму, превратив человека в «потребительскую машину»: «неудержимая страсть к потреблению утратила всякую связь с истинными потребностями человека» [3,c .181]. Потребление становится самоцелью человека, смыслом его существования, средством для достижения счастья. В результате человек, движимый такими страстями и устремлениями, ощущает себя не носителем индивидуальных качеств, а обезличенной вещью, лишенной каких-либо персональных черт и характеристик.

В условиях всеускоряющейся динамики ценностной архитектоники современный человек оказался перед выбором новых аксиологических конфигураций, в фокусе ценностного притяжения. Такое положение создает чрезвычайно опасную и сложную ситуацию. Трудно представить, что «сойдут на нет» ценности человеческой жизни, гражданского равенства, культурного наследия, дружбы, любви. Однако не будем столь пессимистичны. Как изменится вектор развития и структура ценностного сознания, покажет время. У человека все еще остается шанс найти выход из ценностного тупика и оказаться на вершине ценностной иерархии.

Список использованной литературы:

1. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания. Человек // Вопросы философии. - 2011. - № 8. - С. 85 - 97.

2. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. - 2011. - № 1. - С. 37- 48.

3. Фромм Э. Здоровое общество / Эрих Фромм; пер. с англ. Т. Банкетовой. - М: АСТ: АСТ МОСКВА,2009. - 539с.

© Данилкова М.П., 2016

УДК 101.1

Ильина Юлия Андреевна

канд. философ. наук, доцент кафедры «Философия и история» ПГУ, г. Орёл, РФ E-mail: ilinajulia_orel@mail.ru

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Огатья посвящена анализу проблемы определения статуса философии и ее местонахождения в рамках общенаучного знания. Место и роль философского знания рассматривается на примере основных функций, через которые реализуются ее цели и задачи.

Ключевые слова

Философия, функции философии, философское мышление, философское воспитание, философское образование.

Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема определения статуса философии и ее местонахождения в рамках общенаучного знания. Философия изучается сегодня практически во всех высших учебных заведениях России, вне зависимости от их специализации. Это

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

обусловлено в первую очередь той ролью, которую она играет в формировании социально-личностных качеств будущего специалиста.

Студенты, изучая ту или иную дисциплину, приобщаются к осмыслению ее теоретических основ. Дальнейшему расширению научного кругозора, развитию мышления будущего специалиста, наряду с другими областями знания, должна помочь философия, которая, как известно, является квинтэссенцией духовного опыта человечества. Место и роль философского знания в системе образовательного процесса рассмотрим на примере тех функций, через которые реализуются ее цели и задачи.

К числу ведущих функций философии можно отнести мыслительно-теоретическую и критическую, основное назначение которых состоит в формировании навыков самостоятельного, нестандартного мышления.

Философия — это, прежде всего, культура мышления, которая, основываясь на исследовании различных традиций, особенностях философских систем, определенных общих предпосылок мышления, открывает новое знание. Главным образом, это достигается благодаря формированию аналитического стиля мышления, с его неотъемлемыми свойствами: «...строгостью и точностью используемой терминологии, наряду с осторожным отношением к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям», доказательством и обоснованием знания» [1, с. 30] .

Философия совершенствует способность интеллекта к максимально полной передаче и восприятию информации, приучает студента к критическому способу мышления, защищая его в одинаковой степени, как от догматизма, так и от деструктивного скептицизма [3, с. 103]. Нужно согласиться с современным исследователем в области теории культуры и социальной философии, В.А.Коневым, что, «конечно, философия оперирует предельно абстрактными понятиями, и это всегда уход от действительности. Но рассуждения о глубинных основаниях человеческой жизни, чем и занимаются философы, в итоге оказывается делом практическим. Они формируют конкретный принцип мышления, взгляд на жизнь» [2, с. 18]. Это, как отмечает автор, позволяет решать деловые и личные вопросы, быстро и эффективно устанавливать отношения с другими людьми [2, с. 18] .

Не менее важной функцией философии является методологическая функция, которая направлена на рассмотрение методов исследования и формирование навыков ими пользоваться в целях преобразования действительности. По словам известного философа XVII в. - Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, который освещает дорогу бредущему в темноте путнику.

В дискуссиях о модели преподавания философии в России все чаще можно услышать мысль о необходимости дополнить философскую методологию инструментарием герменевтики, в которой одним из условий понимания выступает диалогичность мышления. Именно воспитание понимания изучаемого материала в противовес его механическому запоминанию является одной из центральных задач образования, в том числе и философского.

Метод диалогического столкновения разных позиций берет начало еще в древней Греции. Впервые диалоговая форма общения была введена Сократом и использована в качестве метода получения знаний. В данном случае под диалогом понимается особый уровень коммуникативного процесса, при котором происходит обмен духовным опытом участников коммуникации. В этом рационализированном диалоге ведущим выступает теоретико-информативный пласт.

Большая роль в философии отводится становлению нравственной и духовной основы индивида, ориентацию на гуманистические идеалы. Все это является проявлением воспитательно-гуманитарной функции философии.

Уже античные мыслители были уверены в том, что система образования и воспитания — значимый фактор общественного воспроизводства, от которого зависит эффективность будущего развития человека и общества.

Впервые вопрос о воспитании был поднят древнегреческим философом Демокритом. Согласно последнему, воспитание и обучение способствует формированию человека. Только благодаря воспитанию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

человек становится добродетельнее и нравственнее. Философ убеждал людей больше думать о своем душевном состоянии, чем о теле, так как, «...совершенство души, - по мнению мыслителя, - исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудка нисколько не улучшает душу» [4, с. 4].

Другой мыслитель — Ж.Ж. Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании» цель философского воспитания видел в «создании разумного человека» [5, с. 120]. Представитель немецкой классической философии -Гегель, напротив, в философском воспитании акцент делает на рациональном познании. Дело воспитания, согласно немецкому мыслителю, состоит в том, чтобы «сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей» [6, с. 121]. Для этого, по словам автора, необходимо освоить нужное количество законов, категорий, выраженных в словесной форме.

Известный петербургский учёный, философ, культуролог - М.С. Каган, отмечая целостность педагогического процесса, в качестве главного назначения обучения видел внедрение в сознание человека системы знаний, а специфику воспитания - во внедрении в сознание людей системы ценностей [7, с. 256].

Таким образом, философия, являясь рациональной формой общественного сознания, выступает в качестве основы формирования философской культуры, направленной на становление научного мировоззрения, аналитического мышления, совершенствование способности интеллекта к максимально полной передаче и восприятию информации и саморефлексии. Как верно подчеркивал польский мыслитель - К. Твардовский, «философия - это дорога к приобретению жизненной мудрости, внутренней независимости и господству над собой» [8, с. 71].

Таким образом, философия, как было показано выше, способствует расширению научного кругозора, развитию мышления, методологическим навыкам, учит умению понимать сущность вещей, что необходимо для более глубокого освоения специальных дисциплины.

В целом нужно отметить, что высшее образование не может быть сведено только к овладению специальностью, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку. Объединение специальных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов с курсом философии является наиболее результативным в процессе подготовки высококлассных специалистов.

Список использованной литературы:

1. Грицанов А.А. Аналитическая философия / А.А. Грицанов, А.В. Филиппович // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / главный научный ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 30-31.

2. Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления / В.А. Конев // Философские науки, 1991. - № 6. - С. 18-31.

3. Jadczak R. Kazimierz Twardowski. Tworca szkoly Lwowsko-warszawskiej. Torun, 1991. - 142 s.

4. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии: монография [Текст] / Г.А. Новичкова / отв. ред. П.С. Гуревич - М., Институт философии РАН. - 2001.- 142 с.

5. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. Философское значение трактата Руссо о воспитании [Текст] / В.Ф. Асмус / рецензент В.В. Соколов. - М.: Мысль, 1984. - 318 с.

6. Гегель. Работы разных лет [Текст]: в 2-х томах / Г.В.Ф. Гегель / сост. общ. ред. и вступит. статья А.В. Гулыги. - М.: Мысль, 1971. - Т.2. - 630 с.

7. Горшкова В.В. Философская сущность теории воспитания (ненаучные размышления о вечных, «проклятых» «вопросах жизни») // В диапазоне гуманитарного знания: сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 255260. http://anthropology.ru/ru/texts/gorshkova_vv/kagan_24.html

8. Твардовский К. Автобиография (предисловие к публикации Б. Т. Домбровского) [Текст] / К. Твардовский // Вопросы философии. - 1992. - № 9. - С 61-75.

© Ильина Ю.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.