Научная статья на тему 'Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов'

Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1402
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов»

СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В.И. Солодухин

МЕСТО ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ

Социально-культурная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенной социальной группы. Это в равной мере относится к этнической группе, для удовлетворения этнокультурных потребностей которой, сохранения этнической идентичности ее членов требуется определенная социальная организация, необходимость которой обусловлена успешностью функционирования группы как целостной социальной единицы. В этом аспекте методологическим императивом выступает институциональный подход, отраженный в социологии, социально-культурной деятельности, психологии и т.д.

Привлечение институционального подхода в социологии позволило нам выделить основные идеи, позволяющие рассмотреть место и функции этнокультурных объединений в системе социально-культурных институтов.

Во-первых, социальные институты (семья, государство, религия и т.д.) обеспечивают социальную интеграцию и их системное взаимодействие с другими явлениями (О. Конт).

Во-вторых, в социальном организме выделяются три главные системы: регулятивная (брак, семья), производящая средства для жизни (экономические институты) и распределительная (религия, политика и пр.). Все они выполняют определенные функции, при этом образуется устойчивая структура социальных действий (Г. Спенсер). По мнению Л.И. Ионина, социальные институты (в том числе наука, образование, культура, искусство и пр.) прошли долгий путь, прежде чем приобрести современное содержание и облик. Их развитие определялось двумя факторами. Прежде всего воздействием «жизненных содержаний», т.е. человеческих целей, мотивов, стремлений, которые реализовались в институциональных моделях и влияли на их развитие. Второй путь развития определялся собственно институциональной логикой развития, т.е. логикой организации [2, с. 131-132].

В-третьих, общественные институты выступают важнейшим средством саморе-

ализации человека (Э. Дюркгейма), особым ценностно-нормативным комплексом, регулирующим поведение индивидов (Т. Пар-сонс), сознательно регулируемой и организованной формой деятельности людей по воспроизведению наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение (Г.В. Осипов, А.И. Кравченко и др.).

Следовательно, каждый социальный институт, входящий в определенную социальную структуру, организуется для выполнения тех или иных общественно значимых целей и функций.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Значительная часть таких образований задействована в социально-культурной сфере. Они обеспечивают культурную деятельность населения, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также объединяют усилия в определенной субкульутре [3, с. 294].

Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для возрастных, этнических и конфессиональных групп. В этом аспекте особая роль отводится этнокультурным объединениям, которые обладают различными формами внутренней градации, однако их объединяет функция приобщения членов полиэтнического сообщества к родной культуре, удовлетворения национально-культурных потребностей.

Россия - полиэтническая держава, относящаяся к числу немногих федеративных государств, субъекты которых образованы не только по территориальному, но и по национальному признаку. Согласно переписи 2002 года, в современной России проживает около 160 народов. На долю республик и автономий приходится более половины территории страны (53%).

Следует подчеркнуть, что своеобразие полиэтничности российского общества заключается не только в наличии 160 наций, национальностей и народностей, но прежде всего - в большой «амплитуде» их соци-

ально-экономического развития, в необычайно сложном расселении этносов и этног-рупп, интенсивном перемешивании населения в период революционных кризисов и современных миграционных процессов.

Процессы радикальной трансформации государства и общества в конце 80-х - начале 90-х годов в полиэтнических регионах России вызвали рост национального самосознания народов, обострили проблему эт-нонационального развития, активизировали национальные движения. На этой основе появилось большое число общественных объединений, активно поднимающих вопросы создания национально-культурных автономий, различных объединений дисперсно проживающих групп этносов - для удовлетворения культурных потребностей граждан, принадлежащихк данному этносу.

Этнокультурные объединения (центры, союзы, землячества, ассоциации и т.д.) - это добровольное, самоуправляемое объединение граждан как представителей этнической общности (группы), проживающих в иноэтничном окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.

Этнокультурным объединениям для реализации этих целей предоставлены широкие права: получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям,сохранять и обогащать историческое и культурное наследие: следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные и народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Как социально-культурный институт этнокультурные объединения реализуют различные формы работы с населением, которые определены законом Российской Федерации «О национально-культурной автономии». Среди них: создание негосударственных (общественных) театров, культурных центров, музеев, библиотек,

клубов, студий, архивов и т.д.; организация творческих союзов, коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры: фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.; содействие организации национального краеведения, охране национальных памятников истории культуры: создание краеведческих, этнографических и иных общественных музеев; учреждение организаций, занимающихся художественными народными промыслами и ремеслами; издание произведений исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) языках; создание негосударственных (общественных) образовательных учреждений и др.

Все основные направления деятельности этнокультурных объединений призваны выполнять целый ряд важных функций.

Во-первых, осуществление деятельности по сохранению национальной идентичности у представителей этнических групп, проживающих в иноэтничном окружении. Она базируются на формировании национального самосознания, которое выступает гарантом сохранения этнической целостности. Оно вбирает представления об общности происхождения этноса, единстве его исторической судьбы. Конец XX века для России стал периодом этнического возрождения и развития национальных языков, обычаев и традиций, национальной культуры, роста этнического самосознания. Система этих ценностей образует внутренний стержень культуры, духовных потребностей и интересов индивидов, социальных общностей.

Одним из основных механизмов приобщения человека к этническим ценностям является этническое самосознание как специфическая разновидность самосознания личности. В структурном плане это понятие включает в себя такие элементы, как этническая идентификация, этнические стереотипы, представление об общности происхождения, мировоззрение, личный опыт, этнические особенности языка, культуры, ощущение эмоциональной близости с определенной этнической общностью. Оно выступает как определенный ориентир личности на этнические ценности, как критерий оценки ценностей как самого этноса, так и ино-

национальных ценностей. Поэтому от того, на каких ценностях сформировалось этническое самосознание, будут зависеть характер и направленность ценностных ориентаций личности в сфере этнического развития и межнациональных отношений.

Насыщенность этнического самосознания современными идеями межкультурной толерантности, выражающими актуальные проблемы этнического развития и межнациональных отношений, а также его теоретический уровень зависят, прежде всего, от позиции национальной интеллигенции. Поэтому в современных условиях многократно возрастает ответственность интеллигенции за формирование этнического самосознания, и прежде всего молодежи, которая в большей мере поддается внушению со стороны авторитетных представителей этноса.

Как отмечают психологи (Т.Г. Стефа-ненко, В.Г. Крысько, А.Д. Карнышев и др.), по своему характеру этническое самосознание может быть как общечеловеческим, или интернациональными (в смысле приоритета общечеловеческих ценностей -дружбы народов, их сотрудничества в разных сферах общественной жизни, разрешения возникающих в процессе межнациональных отношений проблем путем диалога, переговоров на принципах добрососедства и взаимного учета интересов сторон), так и националистическим, ведущим к абсолютизации интересов данного этноса.

Другой важной функцией, которую реализует этнокультурное объединение, есть осуществление этнической социализации его членов. Национальную культуру каждое поколение воспроизводит и передает следующему поколению. В результате усвоения этнических ценностей, верований, норм, правил и идеалов, участия в деятельности этнокультурных объединений происходит формирование этничности личности. Деятельность национально-культурных объединений постепенно приводит своих участников к осознанию того, что с утратой культуры, исторической памяти народа, родного языка постепенно утрачивается и этническое самосознание, а это может привести к исчезновению этноса. Этнич-ность личности - это приобщенность к главному компоненту духовной культуры этноса - его языку, хранителю и ретранслятору духовных ценностей этноса.

В формировании этнической социализации, т.е. приобщении личности к этническим ценностям, большое значение имеют несколько факторов. Во-первых, законы,

правила и средства этнической педагогики, через которые передаются сложившиеся ценностно-смысловые ориентиры народного идеала воспитания. Во-вторых, положительная, благоприятная этнонациональная среда. Исследователями (В.Н. Бегун, Д.Ж. Валеевым, Р.И. Батыршиным и др.) подчеркивается совокупная миссия этнодемогра-фической, этносоциальной среды региона и «культурной среды» этногруппы, которые оказывают влияние не только на национальную консолидацию этнической группы, но и на развитие межнационального общения, предотвращение межэтнических конфликтов.

Следует выделить в деятельности этнокультурных объединений и такую функцию, как сохранение духовно-культурного потенциала личности в условиях тотального воздействия массовой культуры. В условиях глобализации, развития новых информационно-коммуникационных технологий происходит агрессивная экспансия западной, прежде всего американской, массовой культуры. Не случайно обращение людей к истокам своей этнической культуры в последнее время становится все более заметным явлением. Оно отражает стремление народов противостоять «размыванию» своей культурной идентичности, сохранить подлинные духовные ценности. И деятельность национально-культурных объединений призвана поддержать эти стремления.

Социально-культурный потенциал этнокультурных объединений сегодня выходит за сугубо этнические рамки. По мнению М.А. Аюпова, в ходе политико-трансформационных процессов этнополитический фактор постепенно институционализируется с гражданскими характеристиками и, в частности, с гражданской активностью этнической группы в виде участия в экологических, культурных и других проектах. Решения национальных объединений учитываются государственными органами как проявления гражданской активности при разработке политических актов, реализации целевых региональных программ по возрождению и развитию этносов, удовлетворению их культурно-языковых запросов [1].

Поэтому в практике деятельности этнокультурных объединений объективно реализуется и функция формирования активной гражданской позиции личности через включение человека как гражданина в систему деятельности по решению политических, экологических и иных проблем в качестве ответственного и активного граждани-

на. Одним из проявлений ответственной гражданской позиции члена этнокультурного объединения является укрепление межэтнического взаимодействия - разнообразных контактов между этносами. Взаимодействуя, представители различных этнических общностей совершенствуют свою культуру и создают уникаль-

Примечания

ную и благоприятную поликультурную среду, лишенную этнической напряженности и конфликтов.

Таким образом, этнокультурные объединения есть социально-культурный институт, реализующий задачу самоорганизации народа, проживающего в полиэтническом окружении этнической группы.

1. Аюпов, М. А. Национальное самосознание этносов на фоне политико-трансформационных процессов современной России [Текст] / М.А. Аюпов // Народы Урало-Поволжья: история, культура, этничность: [материалы межрегиональной научно-практической конференции] / под. ред. Х.Х. Ишмуратова. - Уфа, 2003.

2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.,2004. - 539 с.

3. Программа Государственного итогового экзамена по специальности «Социально-культурная деятельность» [Текст] / Сост. Г.М. Бирженюк, А.В. Соколов, А.П. Марков и др. -СПб., 2003.

В.М. Рябков

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эффективность является одной из важных теоретико-методологических проблем социально-культурной деятельности как педагогической отрасли науки. Успешность разработки проблемы эффективности во многом зависит от того, насколько методологически правильно был определен подход к ней. Но еще прежде, пожалуй, необходимо дать однозначное толкование этому понятию. В зависимости от смысла, вкладываемого в него, решается целый комплекс других вопросов: основные признаки и критерии эффективности, связь и взаимодействие этой работы с другими воспитательными факторами, выбор форм и методов, технологий в достижении результатов. От того, как понимается «эффективность социально-культурной деятельности», зависит выбор основных и вспомогательных ее видов, целесообразность использования тех или иных технических средств, кадровая и финансовая политика учреждений культурно-досуговой сферы. В связи с этим и возникает вопрос о выборе объективных критериев учреждений культуры в обслуживании населения.

Социально-культурная деятельность -одна из важных сфер работы с населением. Степень ее эффективности необходимо измерять тем, как она способствует реализации ее содержания. В конечном счете, ее эффективность определяется по тому, как

и насколько основательно работники данной системы работают с населением, влияют на его сознание, как пропагандируемые идеи влияют на убеждения и через это оказывают практическое влияние на поступки и действия людей, а тем самым и на социальную действительность.

Понятие «эффективность» является общенаучным явлением. Относительно понятия «эффективность» среди специалистов нет полного единства. Так, Ю.Н. Столяров считает, что ее определяют: 1) в социальном смысле: как степень влияния на внешнюю среду - общество, выражающуюся в удовлетворении и возвышении прогрессивных духовных потребностей абонентов; 2) как превышение доходов над расходами; 3) как отношение выгод к величине расходов и 4) только как сумму выгод от какой-либо деятельности. Первое определение отражает самое важное - социальное - значение эффективности, однако оно практически не поддается количественному измерению. Во втором случае в понятие «эффективность» вкладывается только экономический смысл, тогда как для учреждения культуры более важно оценить эффективность сточки зрения выполнения им сущностных функций. Третье определение относится скорее к коэффициенту эффективности, нежели к самой эффективности [4, с. 189].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.