Научная статья на тему 'Место экологии в формировании внеэкономического капитала'

Место экологии в формировании внеэкономического капитала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
436
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / CAPITAL / ECONOMIC CAPITAL / NON-ECONOMIC CAPITAL / SOCIAL CAPITAL / HUMAN CAPITAL / CULTURAL CAPITAL / SYMBOLIC CAPITAL / ECOLOGICAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федотов Леонид Николаевич

Статья посвящена рассмотрению влияния экологического состояния планеты Земля на проникновение экологического измерения во все виды капитала экономический и внеэкономический (социальный, человеческий, культурный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the influence of ecological state of Earth on the penetration of the environmental dimension into all kinds of capital economic and non-economic (social, human and cultural).

Текст научной работы на тему «Место экологии в формировании внеэкономического капитала»

Место экологии в формировании внеэкономического капитала*

Л. Н. Федотов

(Российский государственный социальный университет, филиал в г. Пензе)**

Статья посвящена рассмотрению влияния экологического состояния планеты Земля на проникновение экологического измерения во все виды капитала — экономический и внеэкономический (социальный, человеческий, культурный).

Ключевые слова: капитал, экономический капитал, внеэкономический капитал, социальный капитал, человеческий капитал, культурный капитал, символический капитал, экологический капитал.

The Place of Ecology in the Formation

of Non-economic Capital

L. N. Fedotov (Russian State Social University, the Branch in Penza City)

The article deals with the influence of ecological state of Earth on the penetration of the environmental dimension into all kinds of capital — economic and non-economic (social, human and cultural). Keywords: capital, economic capital, non-economic capital, social capital, human capital, cultural capital, symbolic capital, ecological capital.

Сегодня очевидно, что для развития и функционирования общества недостаточно только одного экономического роста, определяемого капитализацией хозяйств и его отдельных отраслей, т. е. экономического капитала. Более того, известно и не вызывает сомнений то, что экономическое развитие зависит от того «капитала», которым являются сами люди (человеческий капитал), их культура (культурный и символический капиталы) и общество (социальный капитал). Концепция, которая связывает эти нематериальные предпосылки в экономике, называется концепцией внеэкономического капитала.

Обычно целью концепции внеэкономического капитала является коррекция экономического доминирования в обществе, доминирования экономики над человеком, культурой, обществом. Но в настоящее время это экономическое доминирование угрожает

также природе — ресурсам, которых не хватит при бурном экономическом росте, осуществляемом сегодня не только Западом, но и незападными странами — Индией, Китаем и др. Возникают и другие опасности — нехватка энергии и изменения климата. Уже не один миллиард населения Запада, а пять миллиардов в мире ориентированы на ускоренный экономический рост. Особую актуальность приобретает исследование места экологии в обществе, осуществляющем процессы накопления и формирования социального, человеческого, культурного и символического капиталов, корректирующих цели общества.

В этой связи задачей статьи является описание роли внеэкономического капитала в связи возникшими угрозами окружающей среде и самому человеку и постановка вопроса об экологическом капитале как особой части внеэкономического капитала

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект «Экосоциология как новое направление анализа соотношения экологии и общества и его практические задачи», № 09-06-00336-а)

** Федотов Леонид Николаевич — кандидат социологических наук, и. о. доцента кафедры экономики и управления Российского государственного социального университета, г. Пенза. Тел.: +7 (8412) 55-86-10. Эл. адрес: leonid.fedotov@rambler.ru

КАПИТАЛ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ Российский ученый-экономист В. В. Ра-даев, проанализировав сущность экономического капитала, определил его как совокупность свойств: ограниченный хозяйственный ресурс; накапливаемый хозяйственный ресурс; ресурс, способный превращаться в денежную форму; стоимость, воспроизводящаяся в процессе непрерывного кругооборота форм; стоимость, приносящая новую, добавочную стоимость. В результате под экономическим капиталом В. В. Радаев понимает «накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм» (Радаев, 2002: 21).

Однако трактовка капитала только как экономического недостаточна. Она слишком узка даже для сегодняшних потребностей экономики. Контроль со стороны общества за экономикой осуществляется через внеэкономические формы капитала. Человеческий капитал способен характеризовать развитие человека, способы его социализации, рефлексии и пр. Культурный капитал дан в нерефлексируемом, практическом знании, когда человек не размышляет над нормами поведения в своем сообществе, а считает их естественными в результате воспитания в семье и других первичных социальных группах, а также своей жизни в обществе, пройденной социализации. Социальный капитал выступает как устойчивые воспроизводимые взаимосвязи общества.

По мнению В. В. Радаева, «каждый капитал стремится к доминированию, однако среди всех перечисленных форм экономический капитал по праву занимает центральное место... он изначально близок своему политико-экономическому понятию. на эмпирическом уровне параметры экономического капитала, как правило, коррелируют со многими параметрами, обозначающими количество и качество прочих ресурсов. Тем не менее. при сведении всей совокупности

ресурсов к экономическому капиталу понимание хозяйственного процесса становится невозможным» (Радаев, 2002: 23). Сегодня право экономического капитала на доминирование поставлено под вопрос. Ответом на него было осознание значимости внеэкономических форм капитала — социального, человеческого, культурного. Но вопрос заострился, из-за того что быстрый рост экономики и экономического капитала вступает в прямую конфронтацию со способностями Земли удовлетворить потребности в ресурсах и требует экологического ответа.

Понятия о социальном и других видах капитала (человеческом, культурном, символическом) введены прежде всего с целью отказа от неолиберальной трактовки господства экономики, экономоцентризма. Термин «капитал» по отношению к внеэкономической сфере возможен в силу родственных признаков с экономическим капиталом, ибо с его помощью характеризуются признаки, совпадающие с чертами экономического капитала: ограниченный ресурс; накапливаемый ресурс; ресурс, способный превращаться в ценностную и институциональную формы; ценность, воспроизводящаяся в процессе непрерывного кругооборота форм капитала; ценности, приносящие новые ценности и формирующие приемлемое для жизни общество; это ресурс, без которого не может функционировать экономический капитал и капитализм в цивилизованной форме.

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ЭКОЛОГИЯ

Доминирование экономического интереса, восприятие социального порядка с позиции экономики привело к появлению наряду с «человеком разумным» «человека экономического», стремящегося к безостановочному обогащению, обмену материальными ценностями и товарами, сосредоточенного на количественных показателях и доходах. Неожиданной особенностью экономического человека является то, что им становятся не только агенты экономического производ-

ства — капиталист, торговец, но и рабочий, люди, не занятые в материальном производстве. В их сознании происходит экономизация собственной жизни, которая соответствует переносу экономических отношений производства на все общество. Красота, мораль, счастье, вопросы культуры и экологии выступают при таком подходе в качестве второстепенных.

Понятие «социальный капитал» оказалось центральным в ряду названных категорий внеэкономического капитала. В результате под социальным капиталом, опираясь на данное выше определение капитала, можно понимать накапливаемый ценностный и институциональный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания ценностей, общественных связей, доверия, развития человека и культуры путем взаимной конвертации своих разнообразных форм, включая экономическую, но отводя ей определенное место, подчиненное другим формам капитала. Понятие «социальный капитал» показывает значимость общества и общественных связей, сообществ для функционирования всех элементов и сфер — экономики, политики, образования и экологии. Это связи людей в обществе, основанные на доверии. Элементами социального капитала выступают: социальные связи и пути, по которым они создаются; доверие, обеспечивающее действие членов общества по взаимному согласию без предполагаемых санкций за нарушение; нормативы и правила, укрепляющие доверие; институты, обеспечивающие функционирование общества.

Однако представители педагогики, управления образованием, социологии, политологии, культурологии обратились к понятиям социального, человеческого, культурного и символического капитала не как к ресурсу, который работает на экономику, а как к сути человеческой жизни, общества и культуры, которые обслуживаются экономикой. Вне всякого сомнения, нельзя отрицать влияние этих капиталов на экономику, их значимость как части экономических

ресурсов. Так, Ю. Бен-Порат использовал термин «F-связи» (family — семья, friends — друзья, firms — фирмы), с целью продемонстрировать влияние семейных, дружеских, корпоративных и личных отношений на экономический обмен. Речь идет здесь о том, что семья, друзья и фирма (начинающиеся в английском написании с буквы «F») обеспечивают друг друга надежными партнерами а, следовательно, и успехом в экономике (Ben-Porat, 1980: 1-29). Но в целом понятие социального капитала используется для характеристики воспроизводства общества, человека и культуры, их развития.

Ресурсом социального капитала, по мнению М. Вулкока, выступает партнерство, так как формирование социального капитала — это процесс, который вовлекает различных «игроков» из разных секторов общества в единое целое для достижения общей цели (Woolcock, 2000). Французский социолог П. Бурдье считает, что социальный капитал создан из социальных обязательств и взаимоотношений. Согласно ему социальный капитал — это вклад членов группы и сети с целью поддержать воспроизводство групповой сплоченности (Бурдье, 2002: 60).

Одним из источников развития социального капитала может стать экология. На наш взгляд, экология должна выступать ценностным и институциональным ресурсом, необходимым для воспроизводства и возрастания значимости природы и здоровья человека, сохранения природного богатства, необходимых для развития социального капитала. Являясь глобальной проблемой, защита окружающей среды занимает значительное место в формировании внеэкономического капитала. Примером групповой сплоченности выступает акция «Час Земли», которая призывает к переходу на более экологичный образ жизни. Отключением света на один час в сотнях городов мира Всемирная организация WWF призывает людей объединиться для решения проблем бережного отношения к теплу и электроэнергии, вторичной переработке различ-

ных материалов. Роль экологии как составляющей социального капитала заключается в том, чтобы показать границы экономической деятельности человека, направить солидарную человеческую деятельность на решение не менее острых социальных проблем.

Одним из ярких примеров влияния экологии на формирование социального капитала является экологическая ответственность. Это ответственность за состояние среды обитания. Во всех развитых странах существует законодательство, регулирующее экологическую сферу жизнедеятельности. За его нарушение предусматривается административное или даже уголовное наказание. Но закон не всегда в полной мере способен ограничить вред, наносимый окружающей среде, в этом случае и возникает понятие «экологическая ответственность». Она строится в первую очередь на морали и доверии общества к его членам: руководителям предприятий, законодателям, рядовым гражданам. В мировом масштабе экологическая ответственность проявляется в отказе предприятий от производства вредных веществ, в получении безопасных видов продуктов, в бережном и эффективном отношении к ресурсам, в производстве меньшего количества товаров, но в улучшении их качества. Некоторые европейские страны отказались от быстрых темпов развития химической промышленности, поскольку утилизация производимой ею продукции в будущем может нанести большой вред экологии. На бытовом уровне экологическая ответственность заключается в готовности населения к снижению роста производства, отказу от предметов роскоши, покупке более надежных и долговечных товаров вместо модных и краткосрочных, в уменьшении водо-, энерго- и теплопотребления. Согласно некоторым исследованиям многие люди готовы один вечер в неделю вообще не включать телевизор в обмен на полноценное общение с друзьями и близкими.

Исследуя место экологии в формировании социального капитала, необходимо об-

ратить внимание на такой фактор его роста, как установление взаимосвязей, основанных на доверии, развитии социальных сетей взаимодействия, работающих на общество в целом в сфере охраны природы. Альтернативой безудержному экономическому росту может стать создание общественных объединений, развитие добровольного сотрудничества и других форм кооперации граждан для контроля над средствами производства и сохранностью природы.

Сегодня важно осознавать взаимозависимость общества и природы. С одной стороны, экологическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества, ускоряя или замедляя темпы роста экономики; с другой стороны, и общество оказывает колоссальное влияние на свою среду обитания. В истории человечества имеются примеры как позитивных влияний на экологию, так и пагубных проявлений человеческой деятельности. Резкий рост масштабов хозяйственной деятельности человека, научно-технический прогресс не могли не отразиться на состоянии окружающей среды. При современном развитии общества потребления, где природопользование осуществляется нерационально и безнравственно, человечество может стать обреченным на гибель от жажды, голода и болезней, от климатических проблем. Человек стремится в полной мере, а зачастую и с избытком удовлетворять свои потребности. Развитие потребительского общества за последние десятилетия привело к конфликту цивилизации с окружающей средой. И это при том условии, что значительная часть мира недопотребляет. Для удовлетворения возрастающих потребностей нужны огромные экологические мощности, многие из которых в скором времени обречены на исчезновение.

Перед обществом встал вопрос о рационализации использования экологических ресурсов. Полностью отказаться от потребления ресурсов человечество не может, так как экономика построена именно на использовании природных недр.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЭКОЛОГИЯ

Человеческий капитал, как сейчас принято считать, включает характеристику потенциала и ресурсов человеческого развития, интеллектуальный капитал. Его роль возрастает при переходе от индустриальных обществ к постиндустриальным, где знание начинает играть решающую роль. Если экономический капитал включает в себя денежный, производственный и товарный капиталы, то человеческий капитал с экономической точки зрения — это знания, умения, навыки человека, полученные посредством образования, которые являются источником дохода человека в будущем. Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций: образование; здравоохранение; мотивации; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг.

Образование как одна из составляющих человеческого капитала имеет первостепенное значение в решении вопросов экологии. Без грамотного обращения с природой, рационального использования ее ресурсов общество обречено на исчезновение, особенно в сложившейся ситуации экологического кризиса, когда недостаточно рационального потребления природных благ, а необходимо «лечение» окружающей среды. В процессе развития цивилизации окружающая среда находилась под влиянием как естественных изменений, так и антропогенных. Те меры, которые были действенны для защиты окружающей среды в прошлом столетии, становятся неактуальными в XXI в. Возникает потребность в развитии экологической компоненты в человеческом капитале.

Особенную значимость человеческий капитал приобретает при проведении инноваций, что особенно важно в сфере добывания ресурсов.

Доказательством необходимости экологического образования и развития экологической мысли является авария 22 апреля 2010 г. в Мексиканском заливе, следствием

которой стала экологическая катастрофа в прилегающей к США части Мексиканского залива. В течение более двух месяцев специалисты компании «Бритиш Петролеум» не могли устранить утечку сырой нефти. Произошедшая авария потребовала немедленного реагирования и мобилизации человеческого капитала в сфере экологии. Состояние человеческого капитала, с одной стороны, и привело к аварии, а следовательно, к экологической катастрофе, а с другой стороны, именно ресурсы человеческого капитала должны были в кратчайшие сроки как устранить последствия, так и предотвратить возможности повторения катастрофы. Общество в очередной раз получило урок, суть которого заключается в том, что потребление и созидание, экономика и экология должны существовать нераздельно, а главным связующим звеном в этой форме взаимодействия выступает человеческий капитал. Развивая экономические ресурсы, нельзя пренебрежительно относиться к защите окружающей среды, необходимо постоянно совершенствовать эту сферу научного знания, вкладывая средства и силы в обучение людей и делая тем самым вложения в развитие человеческого капитала.

От динамики развития и продуктивности экологического знания зависит еще одна составляющая человеческого капитала — здоровье. Многочисленными наблюдениями установлено, что за последние десятилетия резко вырос уровень онкологических заболеваний. Видна зависимость количества заболеваний от экологической обстановки в регионе. Например, в интенсивно развивающихся и развитых странах, где идет быстрый процесс загрязнения окружающей среды, число заболеваний увеличилось в несколько раз. Иногда степень экологических загрязнений бывает выше в развивающихся странах, чем в развитых, поскольку стремление к быстрому экономическому росту связывается с ростом любой ценой.

Не менее опасным является воздействие на здоровье человека загрязнения атмосферы. Это вызывает заболевания органов ды-

хания, кровообращения и является одной из важнейших причин накопления мутаций в генотипе человека. Очевидно, что именно от экологической обстановки зависит благополучие социума.

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ И ЭКОЛОГИЯ

Наибольший вклад в разработку культурного капитала внес французский исследователь П. Бурдье. Культурный капитал, по его мнению, может быть представлен в трех состояниях: «инкорпорированном состоянии, т. е. в форме длительных диспозиций ума и тела; объективированном состоянии — в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т. д.); институционализированном состоянии, т. е. в формах объективации» (Бурдье, 2002: 60).

В социологии используется также понятие «символический капитал», который представляет собой подсистему культурного капитала и характеризует способность людей к восприятию символического содержания культуры. Это понятие введено также П. Бурдье. Символический капитал означает способность человека к владению символами своей культуры, адекватное выражение культуры общества в отдельном человеке. Бурдье пишет, что политический капитал, например, «является формой символического капитала, кредитом, основанным на вере и признании, точнее, на бесчисленных кредитных операциях, с помощью которых агенты подменяют человека или предмет той самой властью, которую они за ним признают» (Бурдье, 1993: 208).

Утрата одной из форм капитала имеет чрезвычайно негативные последствия для общества. Как отмечают директор Института энергетических стратегий В. Бушуев и заместитель директора Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии Вл. Голубев, «социум — это система, неравновесная к вмещающей среде, которой служат Земля, космос. Существуют многочисленные охранные механизмы поддержания

этого неравновесия, обеспечивающие устойчивость социума. К таким охранным мероприятиям относится и культура. Как только оболочка культуры пробивается, например, «массовой культурой», а по сути антикультурой, сразу же происходит движение вспять» (Бушуев, Голубев, 2006: 70). Это меняет представление о концепции устойчивого развития, которую нельзя свести просто к ограничению экономического роста. Она может осуществиться только при координации многих факторов развития общества.

Накопление культурного капитала — основа жизни социума, в котором наряду с сохранением культурной среды происходит сохранение природной среды. Культурный капитал в данном контексте рассматривается как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни личности, для ее привязанности к родным местам, к наследию предков. Здесь уместно понятие экологической культуры, развитие которой позволит сформировать заботливое отношение к природе и выстроить взаимозависимую созидательную цепочку «человек — природа — социум». Понятие «экологическая культура» включает моральный аспект, также являющийся составляющей культурного капитала.

Главное, чем интересуется «человек экономический», как говорилось выше, — обогащение и личный комфорт. Несомненно, подобная тенденция не способствует развитию внеэкономического капитала, а, скорее наоборот, ведет к маргинализации общества. Став глобальной проблемой и создав угрозу комфортного существования человечества, проблема защиты окружающей среды заставляет вспомнить о забытых навыках помощи природе, напоминает о бережном отношении к ней и заботе о своем здоровье.

Экономический рост, происходящий во всем мире, как уже отмечено, привел к росту человеческих потребностей и как следствие — к кризису отношений с окружающей средой.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КАПИТАЛ

Таким образом, одна из важнейших проблем человечества — сохранение самой планеты Земля — стимулирует развитие всех видов капитала, как экономического, так и внеэкономического капитала в направлении учета экологического фактора, а также в направлении выделения еще одного вида внеэкономического капитала — экологического. Начало этому уже положено в работах И. Илича и многих российских экономистов и экологов. Это начинание разделяет прежнюю судьбу рассмотренных форм внеэкономического капитала, начинавшуюся с выдвижения метафор социального, человеческого и культурного капитала, которые сегодня обрели категориальный статус и успешно работают в исследовании общества и экспертизах его социальных проектов и программ. Основанием для этого является не только то, что экологическая проблема поднялась до высот социальной проблемы человека и проблемы культуры, но и то, что экологический капитал явственно обладает сходными чертами со структурой других видов внеэкономического капитала. По мнению А. В. Воробьева, «термин “капитал” нами рассматривается не в сугубо экономическом значении как самовозрастающая стоимость, а для того, чтобы подчеркнуть особую значимость социальной составляющей современного общества (“капитал” в переводе с латинского — главный)» (Воробьев, 2004: 112).

Сравнение показывает, что экологический капитал:

— относительно обособлен и самостоятелен;

— он утверждает ценность природы (подобно тому, как социальный капитал — значимость общества и общественных связей, человеческий — ценность развития и образования индивида, культурный — признание ведущей роли культуры, экономический — основополагающую значимость экономического капитала), и главным в нем является природа;

— он конвертируем, как и другие виды капитала.

Доминирующий долгое время экономический интерес и признание рынка символом экономической свободы нанесли серьезный удар по экологии. Формирование экологических ценностей, ценностей человеческого развития, общественных связей и культуры показывают, что экономика сама нуждается в социальных и культурных условиях своего развития. Сейчас многие экономисты утверждают, что «человек экономический» превращается в «человека экологического». Такое понимание человека в полной мере отождествляется с внеэкономическим капиталом, который оценивает общество не столько с позиции экономического роста, сколько с учетом наличия людей, имеющих творческие способности, склонности к социализации и поддержанию гармонии человека и природы.

Если прежде экономический капитал представлялся главным и лишь постепенно оказался в «окружении» других типов внеэкономического каптала — социального, человеческого, культурного, то теперь на ведущие позиции выходит экологический капитал. Наряду с возобновляемыми или технологически добываемыми ресурсами природы есть невозобновляемые. Экологический капитал должен формировать человека. Социальный эколог Ю. Н. Пахомов выделил основные черты «экологического человека»: целостность мировоззрения (человек рассматривает себя как элемент, подсистему целого, живущую по законам целого); синкретичность сознания и мышления (человек оперирует данными разных наук, использует опыт, традиции и обычаи прошлого, учитывает реалии настоящего и перспективы будущего); свобода мысли и творчества (возможность делать смелые выводы и обобщения, выдвигать революционные гипотезы); активность личности, стремление к самореализации (активная деятельность человека в социальном и природном мирах, познание самого себя); потребность жить в единстве и гармонии

с окружающими людьми и природой (Пахомов, 2002: 63).

Это довольно абстрактная характеристика «экологического человека». К тому же движение от «экономического человека» не может идти сразу в направлении к «экологическому человеку», далекому, как мы видим в приведенной модели, от человека, питающего интерес к экономике. Но автор добавляет, что экологическое сознание и человеческий капитал становятся главным фактором развития общественной жизни, определяя выбор вариантов строительства предприятий и использования природных ресурсов, т. е. вводит экономические параметры.

Группа ученых во главе с Н. Ф. Газизуллиным показывает спектр действия человека экологического (Газизуллин и др., 2002: 31): передовую науку, технику и технологию; образование и культуру; высокую духовность и нравственность; экономическую мотивацию и правовую обоснованность; социальную и коммуникативную эффективность; национальное возрождение и межнациональное взаимоуважение; полноценную здоровую жизнь настоящего и будущего поколений. Но здесь термин «экологический человек» вводит в заблуждение. Речь идет, скорее, о том, чтобы отказаться от понятия «экономический человек» и его практики.

Большую эвристичность и практическую значимость могло бы иметь понятие «экологический капитал».

Особенностью всех форм капитала является их конвертируемость, способность одного вида капитала стимулировать другой. Социальный капитал экономически значим, поскольку «он связан с установлением и поддержанием связей с другими хозяйственными агентами» (Радаев, 2002: 26). Экономически развитое общество, с другой стороны, с его помощью может добиться большей устойчивости и благоприятных условий для развития других видов капитала. Наличие средств дает больше возможностей для образования, а образованность — предпосылка более осмысленной, культурной и ма-

териально обеспеченной жизни. Культурный капитал дает больше возможностей для развития человеческого, а последний — для наращивания культурного. Вместе же они способны внести значительный вклад в экономику, а также в развитие социального капитала, благоприятно влияющего на все другие виды капитала. Совершенно понятно, что сегодня экологический капитал становится предпосылкой жизни и деятельности людей. Мы показали его влияние на остальные виды капитала и связь с ними, и переходящее от экономического капитала главенство к экологическому многое меняет в теории и на практике.

По мнению П. Бурдье, «капитал, в зависимости от области, в которой он функционирует, и ценой более или менее серьезных трансформаций, может выступить в трех основных обличьях: экономического капитала, который непосредственно и напрямую конвертируется в деньги и институционализируется в форме прав собственности; культурного капитала, который при определенных условиях конвертируется в экономический капитал и может быть институционализирован в форме образовательных квалификаций; социального капитала, образованного социальными обязательствами («связями»). который при определенных условиях конвертируется в экономический капитал и может быть институционализирован, например, в форме аристократического титула...», т. е. в символический капитал, который, добавляет П. Бурдье, выступает «как капитал в любой его форме, представляемой (т. е. воспринимаемой) символически в связи с неким знанием или, точнее, узнаванием или не узнаванием. как социально сконструированная когнитивная способность» (Бурдье, 2002: 60).

Остается заметить, что нормальная экология, комфортная среда обитания, достигаемые за счет инвестиций в образование, культуру и здравоохранение, являются основными ресурсами развития не только внеэкономического, но также экономического капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдье, П. (1993) Социология политики. М. : ЗосюЧс^оз.

Бурдье, П. (2002) Формы капитала // Экономическая социология. № 5. С. 60-74.

Бушуев, В., Голубев, В. (2006) Индекс качества жизни: Россия и СНГ // Стратегия России. № 4.

Воробьев, А. В. (2004) Социальный капитал как основа экономики в условиях глобализации. URL: http://www.economy.bsu.by/library/ .../Что_ дает_Беларуси_глобализация%5СБГ_ Воробьев.рё!' (дата обращения: 14.10.2010).

Газизуллин, Н. Ф. (2002) «Человек экологический»: к вопросу о новой методологии государственного управления развитием Рос-

сии / Н. Ф. Газизуллин, И. З. Гафиятов, Ю. К. Максимов, Г. М. Маннапов // Проблемы современной экономики. № 1.

Пахомов, Ю. Н. (2002) Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та.

Радаев, В. В. (2002) Понятие капитала, формы капиталов и их конвергенция // Экономическая социология. Т. 3. №4. С. 20-31.

Ben-Porat, Y. (1980) The F^on^^on: Families, Friends, and Firms, and the Organisation of Exchange // Population and Development Review. Vol. б. P. 1-29.

Woolcock, M. (2000) Social Capital: the State of Notion. Helsinki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.