Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 371 + 379.8
Место е-музыки в музыкально-оздоровительной среде детского оздоровительного лагеря
К. Ю. Плотников
Центр образования № 47, г. Иркутск
А.НН°тация. Создание музыкально-оздоровительной среды рассма-
тривается в статье в контексте образовательного пространства детского оздоровительного лагеря. Специфика образовательного процесса в этих условиях связана с появлением феноменов «Музыкально-компьютерные технологии» и «е-музыка» (под последней понимается электронная форма собственно музыки, способной быть транслятором культуры, творческим материалом, языком коммуникации). Постановка задач, стоящих в этом смысле перед взрослыми, организующими досуг отдыхающих в детском оздоровительном лагере детей и подростков, основывается на анализе противоречий между перспективами и рисками использования е-музыки в образовательных целях (включая оздоровление школьников) не только в период летних каникул, но и в остальное время.
Ключевые
слова: детский оздоровительный лагерь, образование как со-
вокупность воспитания и обучения, оздоровление, музыкально-оздоровительная образовательная среда, е-музыка, музыкально-компьютерные технологии.
Актуальной, а с учётом дальнейшего распространения процессов глобализации и информатизации в сфере образования (и появляющимися новыми вызовами [13, с. 157-158; 21, с. 14]) - всё более остро обозначенной сегодня становится проблема оценки (включая выстраивание шагов по реализации новых возможностей и поиску путей минимизации возникающих образовательных рисков) последствий тех революционных перемен в бытовании музыки, которые были связаны:
а) с появлением во второй половине XIX в. звукозаписи и развитием на этой основе в XX в. индустрии досуга, направления под названием поп-музыка и т. п.;
б) с полномасштабным вхождением в жизнь каждого (музыканта-профессионала, любителя) нашего современника (в XXI в.) информационно-коммуникационных технологий, представленных в музыке тем, что названо музыкально-компьютерными технологиями [2, с. 123-137; 3; 16, с. 55-56, 62-63] (далее - МКТ), позволяя в режиме «везде, всегда»:
- обращаться (в режиме двусторонней связи - через опции скачивания и загрузки) к базам данных, содержащим музыку (в т. ч. с видеорядом), - слушать музыкальные записи, смотреть концерты, клипы, музыкальные фильмы и пр., включающие всё увеличивающийся фонд оцифрованной музыки, танцев, видеоматериалов с использованием музыкального материала, куда входят и шедевры, и безвкусица, созданные за последние 100 с лишним лет, создаваемые прямо (онлайн, офлайн) сейчас в любой части земного шара;
- фиксировать (через аудио-, видеозапись; через графику нотной грамоты) собственное исполнение (и сочинение) музыки, а также - её интерпретацию в танце, своём режиссёрском замысле слайд-шоу, кино и пр.;
- редактировать (изменять темп, продолжительность и пр. звучания, добавлять и / или менять видеоряд и т. д.) по своему усмотрению выбранный или созданный музыкальный материал (в т. ч. - с материалом визуальным - как статичным, так и динамичным);
- с появлением (в результате процессов, обозначенных нами в пп. «а» и «б») самого феномена «е-музыка» как формы, имеющей существенные с точки зрения педагогики и культурологии различия в процессе её (вос)создания, восприятия по сравнению с музыкой (в привычном традиционном понимании).
Таким образом, возникает противоречие между:
- наличием, с одной стороны, явления, обозначенного нами как феномен «е-музыка» (выступает в рамках данной статьи в качестве предмета исследования);
- с другой стороны, отсутствием оценки его влияния:
а) на образовательную среду детского оздоровительного лагеря (далее -ДОЛ), рассматриваемую в ракурсе оздоровления (в первую очередь в качестве психолого-педагогической задачи «сохранение и укрепление здоровья»), обозначаемую, таким образом, как музыкально-оздоровительная образовательная среда (далее - МООС; объект исследования);
б) на образовательный процесс в целом, в контексте которого МООС является частным случаем, позволяя при своём анализе выявить общие принципы, применимые для совокупности системы общего и дополнительного образования и за пределами организованного отдыха детей и подростков в период летних каникул.
Музыкально-оздоровительная образовательная среда в контексте ДОЛ -частный случай педагогически организованной (в отличие от стихийной [22, с. 4]) музыкальной образовательной среды с основной функцией целенаправленного и педагогически адаптированного включения находящегося в лагере воспитанника «в процесс, направленный на усвоение ценности здоровья и здорового образа жизни» [11, с. 8].
И. Н. Немыкина и Г. И. Фазылзянова рассматривают в структуре современных здоровьесберегающих образовательных технологий отдельно музыкальное искусство, выделяя в этом смысле его отдельные функции, а также представляя формы, методы и цели педагогической музыкотерапии [9], что, безусловно, важно, но не отражает всей панорамы потенциальных возможностей и рисков.
По нашему глубокому убеждению, процессы: - во-первых, связанные и в значительной мере обусловленные появлением и широчайшим вхождением е-музыки в жизнь современного школьника;
- во-вторых, направленные на создание эффекта оздоровления при использовании именно этой электронной формы собственно музыки, - необходимо рассматривать не обособленно, а в метасистемных связях - в рамках сразу нескольких систем: «Образование», «Информатизация общества», «Человек и музыка» [14, с. 176-177, 186].
Таким образом, основу методологии такого педагогического исследования будет составлять использование гуманитарно-целостного (Н. М. Борытко) и системно-деятельностного подхода, что вызвано:
- культурологической природой самой музыки;
- метасистемным характером наблюдаемых связей;
- пониманием осуществления механизма оздоровления именно через деятельность, в которую вовлечён школьник.
С учётом указанных методологических установок нами была [4, с. 140-141] рассмотрена педагогическая модель МООС для детского оздоровительного лагеря [19, с. 408- 417, 422- 429], состоящая из таких компонентов, как объект-субъектные и субъект-субъектные отношения; организационные условия; целеполагание деятельности, осуществляемой ребёнком (или подростком), находящимся в ДОЛ, и используемая в этой деятельности программно-аппаратная часть; содержание, наполняющее анализируемую среду (МООС), включая операциональные (в смысле использования ИКТ) и другие формируемые у школьника и связанные с задачами оздоровления в указанных условиях компетенции.
Отметим в числе субъектов МООС следующие категории участников процесса:
- отдыхающий в ДОЛ школьник (в интересах которого и создаётся данная среда);
- осуществляющий педагогическое сопровождение отдыхающего ребёнка или подростка взрослый, выполняющий функции либо музыкального работника, либо вожатого, либо воспитателя; частично эту роль неформально может выполнять такой же отдыхающий в лагере школьник, если он имеет у своего товарища авторитет в том, что связано с музыкой.
Специфика организационных условий МООС в ДОЛ позволяет рассматривать её (указанную среду в контексте конкретной формы дополнительного образования, каковой является детский оздоровительный лагерь) и в качестве модели организации досуга школьника (а следовательно, и модели его общения с е-музыкой) в целом, т. е. - и за пределами периода летних каникул, и в домашней обстановке. Следовательно, то, что характерно для условий ДОЛ, а именно: соединение «различных видов досуга и оздоровления <...>, различных форм образовательной деятельности» [1, с. 88], - потенциально содержится и подлежит реализации при организации образовательного процесса, объединяющего обучение в школе, самовоспитание, самообразование, досуг школьника.
Мы предлагаем осуществлять педагогическое сопровождение использования музыкально-компьютерных технологий школьниками, что в значительной мере позволяет корректировать с педагогических и культурологических позиций и процесс общения школьника с е-музыкой. С нашей точки зрения, в этом смысле можно говорить о педагогическом сопровождении школьника в его об-
учении и воспитании, которые задействуют образовательный потенциал МКТ и е-музыки.
Организация и осуществление такого педагогического сопровождения возможно и необходимо как в условиях ДОЛ, так и за его (временными, пространственными) пределами. Такая потребность вызвана тем образовательным потенциалом, который заложен в музыке в целом и, в том числе, в такой её форме, какой является е-музыка. Феномен музыки (а также с рядом особенностей - и феномен е-музыки) заключает в себе:
- музыкальную культуру во всей палитре разнообразных национальных традиций, исторических стилей, авторских проявлений [12, с. 15-28];
- творчество (где мы обращаем внимание на принцип «Оркестр» [17, с. 107]), причём и - напрямую связанное с музыкой (например, пение, игра на инструменте, сочинение и пр.), и - косвенно использующее музыкальный материал (хореография, режиссура, дизайн и пр.);
- коммуникацию (в т. ч. - в культурологическом её понимании [8]): и в таких формах, как игра / пение в ансамбле (хоре, оркестре), как общение автора - исполнителя - слушателя; и в тех эффектах (например, [23, с. 99-100; 20, с. 259-261]), которые обеспечивает кодированная / декодированная заложенная в звуках информация эмоционального, интеллектуального и др. характера.
Острая необходимость заявленного педагогического сопровождения возникает по причине наличия в контенте е-музыки не только значительного образовательного потенциала (как творчества, как коммуникации, как культуры), но и определённых рисков в целом для личностного развития школьника в данный возрастной период. Такие риски чаще всего несёт не собственно музыкальный материал, а видеоряд или поэтический текст, его сопровождающий. Это происходит в случаях присутствия сцен насилия, откровенной эротики и пр., - всего того, что не способен адекватно оценить школьник по причине не сформированных у него в силу возрастной незрелости художественного вкуса, критического отношения и т. д.
Добавим в этот ряд риски, напрямую негативно влияющие на здоровье:
- на ухудшение качества слуха - при несоблюдении режима пользования наушниками, которые с развитием такой техники, как смартфон [5, с. 272-274], стали всеобщим явлением;
- на и так находящуюся в нестабильном состоянии в подростковом возрасте нервную систему - при излишнем обращении к рок-музыке (к примеру, [7, с. 612-613]; при этом укажем и на отмечаемый исследователями и самими пользователями психотерапевтический эффект подобной музыки и значимость индивидуальных предпочтений);
- на голос - при подражании некоторым эстрадным исполнителям, что усугубляется вокальной сложностью (контрастно народной традиции) многих песен из репертуара поп-звёзд - вместо развития уверенности в себе на основе певческой деятельности [15, с. 166-167].
Но основную угрозу при формировании гармоничной творческой личности школьника мы видим в видеоконтенте, сопровождающем музыкальный материал (что составляет одну из особенностей е-музыки при её отличии от музыки остальной). Именно видеоряд, сопровождающий большую часть е-музыки, на наш взгляд:
- разрушает потенциальное позитивное воздействие в отдельных музыкальных произведениях;
- переключает внимание слушателя с действительно ценного содержания
многих музыкальных примеров;
- увлекает потребителя (в данном контексте слушателя-зрителя можно назвать именно так), не способного зачастую отказаться от бедной (по так называемому коэффициенту вариаций) в художественном смысле «музыкальной поделки» в угоду сюжету, сопровождающему её звучание.
В результате постоянного общения с ничтожно ценными музыкальными суррогатами, которые могут переходить и в категорию вредной, (развращающей, играющей на низменных инстинктах) и даже опасной информации, подросток (ребёнок) в своём личностном развитии оказывается не способен свободно осуществлять своё бытие, не находя «в себе силы преодолеть чуждые влияния <...>, попадает в многообразные сети манипуляций и потребления, теряя свою собственную жизнь в угоду посторонним ей целям» [6, с. 597].
В этом случае происходит то, что (позволим себе обширную цитату) раскрыл З. Бауман: «Я полагаю, что непреодолимое ощущение кризиса, в большей или меньшей степени распространившееся среди философов, теоретиков и практиков образования, <...> мало связано с виной, ошибками недосмотром профессиональных педагогов, равно как и с промахами теории образования, оно проистекает из всеобщего разложения личности, из дерегулирования и приватизации процесса её формирования, из отрицания авторитетов, полифонии провозглашаемых ценностей и связанной с этим фрагментации жизни, характеризующей наш мир» [10, с. 83].
Несомненно, нельзя утверждать, что виной таких разрушительных для личности влияний является только видеоряд низкопробной музыкальной продукции американизированного типа (а она в процентном соотношении составляет основную массу контента е-музыки).
Среди негативных факторов - и различные формы пропаганды (секса, насилия, потребительства, наживы, гедонизма, ничтожности или непрактичности возвышенных идеалов и пр.), транслируемые через масс-медиа, Интернет - те каналы, которые, с одной стороны, доступны (почти без ограничения) для подрастающего поколения, с другой стороны, пользуются у детей и подростков спросом, так как представляются для них как путь к взрослению.
Возвращаясь к проблеме е-музыки в контексте тех рисков, которые она таит в себе при стихийном освоении в противоположность задействования её позитивного потенциала в режиме педагогического сопровождения (именно таким мы видим организацию МООС), необходимо отметить, что указанные (в предыдущем абзаце) негативные воздействия зачастую строятся на музыкальном материале (а) либо (как также было отмечено ранее) сопровождаются музыкальным фоном (б).
Следовательно, позволительно сделать выводы о том, что:
1) организуя (регулируя, фильтруя и т. п.) музыкальную среду, окружающую ребёнка (подростка) в детском оздоровительном лагере (и - по той же модели - за его пределами), взрослые решают задачи не только (не столько) музыкального образования, но в первую очередь - задачи общего образования, воспитания личности своего подопечного, формирования здоровых, благоприятных условий для его (само)развития, (само)реализации;
2) среди основных организационных форм (перечисляем в порядке возрастания предпочитаемого применения; вместе со стоящим за ними содержанием) предлагаемой МООС, позволяющей рассчитывать на использование образовательного потенциала е-музыки и минимизацию связанных с нею рисков: трансляция релаксирующей и тонизирующей, т. н. фоновой, музыки; музыка
на дискотеке, на спортивных мероприятиях; индивидуальный подбор музыки на личных персональных гаджетах и для них;
3) распространение программно-аппаратной части МКТ, представленной на мобильных персональных компьютерах (смартфон, планшет и т. п.) и связанная с этим доступность для современных детей и подростков е-музыки и сопровождающего её видеоряда, безусловно, требуют внимания к режиму общения, тактичной и грамотной коррекции со стороны взрослых в отношении репертуара[18, с. 229].
Список литературы
1. Волгунов, В. А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей / В. А. Волгунов // Мир науки, культуры, образования. -2010. - № 2 (21). - С. 86-88.
2. Горбунова, И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда / И. Б. Горбунова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2004. - № 4 (9). - С. 123-138.
3. Горбунова, И. Б. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии» / И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников // Сибирский учитель. -2016. - № 3 (106). - С. 74-77.
4. Горбунова, И. Б. Место музыки и МКТ в педагогической системе детского оздоровительного лагеря / И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 6. - С. 138-142.
5. Горбунова, И. Б. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды) / И. Б. Горбунова, К. Ю. Плотников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 272-275.
6. Корсакова, И. А. Эволюция музыкальной коммуникации / И. А. Корсакова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2011. - № 5-6. - С. 98-102.
7. Немыкина, И. Н. Музыкальное искусство в структуре современных здоро-вьесберегающих образовательных технологий [Электронный ресурс] / И. Н. Не-мыкина, Г. И. Фазылзянова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 195-202. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25056 (дата обращения: 21.03.2017).
8. Оценка изменения функционального состояния подростков под воздействием музыки различных стилей в условиях профильного летнего лагеря [Электронный ресурс] / А. А Матохина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14904 (дата обращения: 16.03.2017).
9. Педагогическая система: теория, история, развитие / под ред. В. П. Бедерхано-вой, А. А. Остапенко. - М. : Народное образование, 2014. - 128 с.
10. Петрова, Т. Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребёнка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Т. Ф. Петрова. - Ставрополь, 2006. - 500 с.
11. Плотников, К. Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч. Ч. II: Инновационный учебно-методический комплекс (с приложением на 11 DVD) / К. Ю. Плотников. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 116 с.
12. Плотников, К. Ю. К проблеме цивилизационного выбора в образовательном поле России (через образовательную область «Искусство: музыка») / К. Ю. Плотников // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2016. - № 12. - С. 153-159.
13. Плотников, К. Ю. Мониторинг связанных с музыкой образовательных продвижений школьника [Электронный ресурс] / К. Ю. Плотников // Вестник Оренбург. гос. пед. ун-та. - 2016. - № 3 (19). - C. 175-193. - URL: http:// vestospu.ru/archive/2016/articles/19_19_2016.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
14. Плотников, К. Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе [Электронный ресурс] / К. Ю. Плотников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - С. 161-170. - URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=25684717 (дата обращения: 12.03.2017).
15. Плотников, К. Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка [Электронный ресурс] / Е. Ю. Плотников // Педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 50-65. - URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2015-6/4-plotnikov.pdf (дата обращения: 23.03.2017).
16. Плотников, К. Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» [Электронный ресурс] / К. Ю. Плотников // Инновационная наука. -2016. - № 2. - Ч. 4. - С. 102-108. - URL: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf (дата обращения: 14.03.2017).
17. Плотников, К. Ю. Художественный репертуар как источник инноваций в области музыкального образования / К. Ю. Плотников // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Томск, 25 марта 2016 г. - В 3 ч. Ч. 2. - Уфа : Аэтерна, - 2016. - С. 227-230.
18. Плотников, К. Ю. Модель музыкально-оздоровительной среды детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] / К. Ю. Плотников, М. Т. Галченко // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 7 (63). - С. 407-414. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70023 (дата обращения: 22.03.2017).
19. Плотников, К. Ю. Организация здоровьесохранного пространства в условиях летнего детского оздоровительного лагеря: музыкальное направление / К. Ю. Плотников, Т. М. Тимошенко // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни : сб. науч. трудов IX Всерос. науч.-практ. конф. 25-29 апреля 2016 г. / под общ. ред. С. Г. Махневой, Е. А. Юговой. - Екатеринбург: изд-во РГГПУ, 2016. - С. 257-264.
20. Смолин, О. Н. Электронное обучение: борьба с государством за государственные интересы? / О. Н. Смолин // Информатизация образования: теория и практика : сб. мат-лов Международной науч.-практ. конф. / под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск : Изд-во ОГПУ, 2014. - С. 3-15.
21. Уколова, Л. И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды. [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2008. - № 2. - URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/adaptacionnye-i-reabilitacionnye-funkcii-pedagogicheski-organizovannoy-muzykalnoy (дата обращения: 12.03.2017).
22. Hallam, S. The Power of Music: a research synthesisof the impact of actively making music on the intellectual, social and personal development of children and young people / S. Hallam. -London, Ed. 2015. - 168 p.
The Place of E-music in the Musical and Health Environment of the Children's Recreation Camp
K. Yu. Plotnikov
Irkutsk Center of Education № 47, Irkutsk
Abstract. In the article the creation of musical and health environment is considered in the context of the educational space of the children's recreation camp. The specific character of the education process there is connected with such phenomena as musical and computer technologies (MCT) and e-music (the electronic form of music, which is able to be a translator of culture, creative material and the language of communication). The problems faced by adults who organize leisure for children and adolescents, based on the analysis of the contradictions between the prospects and risks of using e-music for educational purposes not only during the summer holidays, but also in the rest of time.
Keywords: children's recreation camp, education; recreation, musical and recreation environment; e-music; musical and computer technologies.
Плотников Константин Юрьевич
Кандидат педагогических наук, учитель музыки
Центр образования № 47 г. Иркутска
664057, г. Иркутск, проспект Маршала Жукова, 36 тел.: 8(3952)358925 e-mail: [email protected]
Plotnikov
Konstantin Yurievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher of Music
Irkutsk Center of Education (the Secondary School) № 47
36Marshal Zhukov Prospect, Irkutsk, 664057
tel.: 8(3952)358925 e-mail: [email protected]