Научная статья на тему 'МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УДАЛЕННОГО ГОРОДА (на примере г. Канска Красноярского края)'

МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УДАЛЕННОГО ГОРОДА (на примере г. Канска Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
729
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАЛЕННЫЙ ГОРОД / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / БИБЛИОТЕКА / Г. КАНСК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каракулова Лариса Габидуловна

Анализируется культурный потенциал г. Канска, особое внимание уделяется развитию общедоступных публичной и муниципальных библиотек и их роли в формировании информационной и культурной среды удаленного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каракулова Лариса Габидуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УДАЛЕННОГО ГОРОДА (на примере г. Канска Красноярского края)»

Трибуна молодых

УДК 021 (571.51)

ББК 78.34 (2Рос - 4Крн)

МЕСТО БИБЛИОТЕКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УДАЛЕННОГО ГОРОДА

(на примере г. Канска Красноярского края)

© Л.Г. Каракулова, 2008

ГОУ СПО «Красноярский краевой библиотечный техникум»

663600, Красноярский край, г. Канск, ул. Краснопартизанская, 69

Анализируется культурный потенциал г. Канска, особое внимание уделяется развитию общедоступных публичной и муниципальных библиотек и их роли в формировании информационной и культурной среды удаленного города.

Ключевые слова: удаленный город, культурная среда, библиотека, г. Канск.

Изменения в развитии современного российского общества: в его политическом и экономическом устройстве, в системе государственного управления, в реформировании содержания образования, модернизации (а точнее, постмодернизации) культуры - поставили библиотеки в принципиально новые внешние условия, заставляя библиотекарей задуматься об изменении и внутреннего содержания библиотечной деятельности. Оставаясь самым демократичным и самым востребованным на сегодня типом культурных организаций, современные библиотеки учитывают новые информационные потребности общества. С развитием информационных технологий изменяется и деятельность библиотек, стремящихся стать существенной составляющей новой информационной инфраструктуры.

Уже не вызывает сомнения постулат о наличии некоторой зависимости между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными (главным образом - информационными) возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень жителей территории, отмечают библиотековеды [2. - С. 12].

Этот вывод вполне правомерно можно отнести и к библиотекам средних городов России, удаленных от крупных административных и национальных культурных центров и не имеющих или потерявших основные градообразующие предприятия. Именно в таких городах больше половины населения не в состоянии, как раньше, выписывать газе-

ты и журналы, покупать книги. А значит, библиотека, и только она, может помочь решить проблему информированности населения, доступности ему новых знаний и идей, необходимых для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, найти свое новое место в жизни, быть конкурентоспособным.

Города различают по времени возникновения, численности и демографической структуре населения, народно-хозяйственному профилю и перспективам изменения производственного потенциала, региональному положению. Показатель численности населения существенно сказывается на степени развития производительных сил и на инфраструктуре города в целом.

По критерию численности населения г. Канск Красноярского края относится к средним городам, население которых составляет 100 тыс. человек, и, по мнению Е.Н. Перцика, последние чаще всего относятся к городам с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения [4].

Таким образом, анализируя типологические признаки классификации городов, г. Канск Красноярского края можно отнести к городам, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности, соответственно, ниже среднероссийских показателей, т. е. он является городом непромышленным [3. - С. 1].

Отвечая классификационным параметрам средних городов, г. Канск выделяется еще одним признаком регионального положения - признаком удаленности от крупных городов и административных центров. Особенностью всего Сибирского региона и, в частности, Красноярского края явля-

ется небольшая плотность населения на всей территории. Соответственно, расстояния между различными населенными пунктами измеряются порой сотнями километров. Между городами Красноярского края эти расстояния чаще всего 300 -500 км. Так, г. Канск удален от краевого центра (г. Красноярска) почти на 300 км, а от таких крупных городов - культурных центров, как Новосибирск, Кемерово, Барнаул, - на 800-1 000 км.

Возникший как острог, со временем г. Канск превратился в достаточно развитый промышленный город, к 1990 г. имевший более ста предприятий, выпускающих различную продукцию. За время экономических реформ (1991-2005 гг.) количество предприятий резко сократилось, что очень негативно повлияло на социально-экономическое положение города. Уменьшилось и население города.

Однако проекты развития Приангарья предусматривают, что Канск станет центром основных грузоперевозок, поставщиком строительных материалов и металлоконструкций и трудовых ресурсов. Город находится на перекрестке большинства транспортных путей сообщения между районами Красноярского края, имеет большой железнодорожный узел. Перспективный план развития промышленности города поставит его в скором будущем в ряд важнейших центров развития региона.

Особенностью Канска является и резкое различие жилых микрорайонов по их застройке (одноэтажные неблагоустроенные микрорайоны и компактные многоэтажные с развитой социокультурной инфраструктурой - детскими садами, школами, крупными магазинами, библиотеками, домами культуры, спортзалами и т. д.).

Анализируя культурный потенциал города, выделим несколько основных критериев: а) положение города среди других городов края и удельный вес иногороднего населения; б) расположение в городе центров и многофункциональных комплексов (мест концентрации активности и обслуживания); в) активность населения и его обслуживание в местах концентрации и на остальной территории.

Являясь административным центром, Канск сосредоточил в себе все муниципальные службы местного самоуправления города и Канского района, культурные, методические и образовательные центры. Как следствие этого, в городе заметен приток иногороднего населения, особенно молодежи, обучающейся по два-три года в учебных заведениях.

В городе выделяются два центра культурной и деловой активности населения: первый - это традиционный центр города, где расположены структуры органов местного самоуправления, три градообразующих промышленных предприятия (пи-

вобезалкогольный завод, табачная фабрика, мясокомбинат), три средних специальных учебных заведения, один филиал вуза (при технологическом техникуме), три средние школы, три городские поликлиники различного направления, городской Дом культуры, городской музей, три основные библиотеки (центральная городская, центральная детская и юношеская), музыкальная и художественная школы, городской рынок, сеть крупных магазинов и торговых домов, сервисных центров, семейный культурно-развлекательный комплекс, кафе, рестораны, и второй центр - микрорайон текстильщиков и северо-западный микрорайон, где сконцентрированы крупные торговые центры - супермаркеты, торговые дома, три спортивных зала, два бассейна, один стадион (единственный в городе), три градообразующих промышленных предприятия (завод легких металлоконструкций, ремонтный завод, строительный комбинат), драматический театр, Дом культуры, выставочный зал, три библиотеки и городской информационно-ресурсный центр, музыкальная школа, четыре средних школы, одно среднее специальное учебное заведение (педагогический колледж) и один филиал вуза (Красноярского педагогического университета).

Активность населения в этих многофункциональных центрах (комплексах) городской жизни заметно выше, чем в остальных микрорайонах города, так как чаще всего маршруты посетителей этих центров являются сложными, т. е. включают в себя посещение нескольких учреждений.

Город Канск - старинный сибирский город с уникальной культурой. В настоящее время в городе действуют три государственных учреждения искусства: драматический театр, отделение филармонии, кинопрокат, одно среднее специальное учебное заведение - библиотечный техникум, система муниципальных учреждений культуры: ЦБС (в систему входит 11 библиотек), три Дома культуры, две музыкальные и одна художественная школы, детский кинотеатр, краеведческий музей, имеющий в своей структуре выставочный зал.

Культурные учреждения г. Канска в основном расположены в центральных многофункциональных комплексах, в местах с хорошей транспортной и пешеходной доступностью. Учреждения культурного обслуживания доступны для всех категорий населения и предоставляют все основные виды зрелищных программ и основные формы культурного и информационного обслуживания. Учреждения культуры призваны удовлетворять культурные запросы основных контингентов и основные образы жизни (полугородское население, «мобильный» тип, «немобильные контингенты», «газетно-телевизионный» тип, «транзитное» население, дети и подростки, юношество, пенсионеры,

любители и т. д. - по классификации В.М. Розина [5. - С. 110].

На развитии библиотек города, конечно же, сказались последствия социальных катаклизмов, происходивших в нашей стране в 90-х гг. XX в. В первой половине 90-х гг. полностью уничтожена сеть профсоюзных библиотек и технических библиотек предприятий. Открытие общественных библиотек, изучением которых занимался А. И. Рейт-блат, в г. Канске не состоялось. К счастью, несмотря на резкое сокращение государственного бюджетного финансирования, была полностью сохранена сеть государственных массовых библиотек, и только в 2004-2005 гг. ее коснулось веяние «оптимизации», когда были сокращены два филиала ЦБС и еще два филиала объединены в единый городской информационно-ресурсный центр.

Стоит заметить, однако, что возрастающая потребность в новых практических и научных знаниях, в достоверной и оперативной информации для большинства горожан в 1990-х гг. и последующее десятилетие по-прежнему могла быть удовлетворена в основном лишь через общедоступную публичную библиотеку. По сути, она одна осталась единственным учреждением, осуществляющим доступ к культуре, знаниям и информации, невзирая на недостаточность новых информационных технологий, к тому же - бесплатно. При низком уровне материального благополучия большинства населения города это особенно важно. Именно библиотеки в нашем городе приняли на себя функции культурных центров, организующих досуг людей, занимающихся просветительством, духовным воспитанием нового поколения.

Справедливо замечание Т.Ф. Берестовой о том, что современную многофункциональность библиотеки «задает видовой состав ее фонда, куда входят не только бумажные печатные текстовые, но иные документы. Факторами расширения видового состава фондов являются: 1) появление новых видов документов (изо-, фото-, фоно- и электронных); 2) определение новых приоритетов обслуживания и специфические требования потребителей к источникам информации» [1. - С. 163].

Приобретение новых видов документов, расширение возможностей применения компьютерных технологий в библиотеках города и использование различных электронных баз данных и сети Интернет стало нормой и для библиотек г. Канска.

Итак, общедоступная городская муниципальная библиотека реализует свою социальную роль в гражданском обществе как документно-коммуникационный институт, обеспечивающий доступ к самым разнообразным документам. Расширенные обязанности библиотеки в качестве коммуникационного центра позволяют ей занимать в информа-

ционном пространстве территории положение структуры, наиболее адаптированной к нуждам населения. В этом - социальное назначение библиотеки современного города, и особенно города, удаленного от крупных культурных и административных центров, содержательная характеристика ее места и роли в информационном пространстве.

Перед органами местного самоуправления такого города стоит множество задач в сфере информационного обеспечения населения. Решение этих задач не носит единовременный характер, а требует длительного времени и систематичности. Однако надо иметь в виду, что любые затраты окупятся повышением гражданской активности населения, социальной стабильностью, успехами в экономической сфере, достигнутыми благодаря обеспечению доступности информации для каждого гражданина.

Муниципальные (общедоступные публичные) библиотеки города, удаленного от крупных культурных центров, являясь для местных жителей окном в мир знаний, одновременно предоставляют возможности получения образования, независимо от материального положения человека, содействуют культурному развитию личности и социальных групп. Именно к таким библиотекам можно отнести слова Т. Ф. Берестовой, исследующей роль библиотеки в едином информационном пространстве, которая считает, что «библиотеки своими средствами противостоят проявлениям национального и регионального сепаратизма, культурной архаики, отрицательных сторон так называемой “массовой” культуры, “черной культуры”, характеризующихся стандартизацией сознания, разрывом связей между поколениями и безмерным возрастанием потребительских желаний в материальной сфере» [1. - С. 204].

В соответствии с вышеизложенным представляется, что в библиотеках, выполняющих новые культурологические задачи, должны работать и новые библиотекари, понимающие природу своих социальных задач и умеющие использовать инструменты социальных исследований.

Библиотечный техникум г. Канска с 1997 г. ввел специализацию «Организация социологических исследований». Социологические исследования являются источником информации, позволяющей учесть все потребности населения, определить место той или иной библиотеки на рынке библиотечно-информационных услуг и с учетом всех этих обстоятельств сформулировать миссию библиотеки и формировать ее имидж в глазах населения.

Для организации и проведения социологических исследований специалист библиотечного дела должен изучить следующие дисциплины специализации:

• техника и методика социологических исследований,

• социальная педагогика,

• возрастная психология,

• этикет,

• информационная культура,

• организация досуговых мероприятий.

Студенты техникума проводят учебные социологические исследования в соответствии с разработанными требованиями к данным исследовательским работам. Темой учебного социологического исследования может быть любой аспект деятельности библиотек. Завершается учебное исследование защитой работы в студенческой аудитории в присутствии социолога, преподавателя курса «Техника и методика социологических исследований».

Условия, в которых сегодня существуют библиотеки, их борьба за выживание и процветание объективно способствуют тому, чтобы взаимоотношения участников библиотечного процесса приобретали постепенно иной характер, адекватный современной ситуации.

Библиотека - это органическая часть социальной среды общества, информационные потребности которого она призвана удовлетворять.

Особая роль библиотеки в удаленном городе требует постоянного внимания к настроениям на-

селения, к динамике общественного мнения, к постоянной корректировке своей деятельности. В конечном счете Россия состоит из населения небольших городов, как правило, удаленных от крупных административных центров, поэтому роль библиотек в социокультурном возрождении нашей страны трудно переоценить.

Список литературы

1. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве : науч.-метод. пособие. - М. : Либерея-Бибинформ, 2005. - 288 с.

2. О государственной политике развития библиотечного дела в РФ // Библиотековедение. - 2005. - № 5. -С. 8-19.

3. Передерий, А. А. Классификация и типология городов // Тезисы 11-й научно-технической конференции Мурманского государственного технического университета (г. Мурманск, 19-29 апр. 2000 г.). - Мурманск : МГТУ, 2000. - С. 227.

4. Перцик, Е. Н. География городов (геоурбанистика) : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «География» / Е. Н. Перцик. - М. : Высш. шк., 1991. - 319 с.

5. Розин, В. М. Анализ культурного потенциала города в рамках социокультурного подхода // Культура города: проблемы качества городской среды : сб. науч. тр. - М. : НИИ культуры, 1986. - С. 103-111.

Материал поступил в редакцию 21.05.2008 г.

Сведения об авторе: Каракулова Лариса Габидуловна - преподаватель, тел.: (39161) 2-86-12, e-mail: klg78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.