Научная статья на тему 'Место актов локального технико-правового регулирования в системе локальных нормативных актов'

Место актов локального технико-правового регулирования в системе локальных нормативных актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
722
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ИСТОЧНИКИ ЛОКАЛЬНОГО ТЕХНИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / PROCEDURAL REGULATIONS / LOCAL STANDARD REGULATIONS / SOURCES OF LOCAL PROCEDURAL AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баукен Александр Амангельдинович

В статье рассмотрена система локальных технико-правовых актов. Особое внимание уделено анализу правовой природы внутренних документов организации, содержащих технические нормы. Рассмотрены требования законодательства об обязательной разработке и внедрении в организации локальных технико-правовых актов, а также случаи принятия таких актов по инициативе хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE ACTS LOCAL TECHNICAL AND LEGAL REGULATION IN THE SUSTEM OF LOCAL REGULATIONS

The system of local procedural legal regulations is considered in the article. Special attention is paid to the analysis of legal nature of internal documents of the company with technical standards. The requirements for mandatory legislation development and implementation of local procedural legal acts in the company as well as cases of adoption of such acts on the initiative of the business entity are considered.

Текст научной работы на тему «Место актов локального технико-правового регулирования в системе локальных нормативных актов»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

УДК 34.03 ББК Х022.12

МЕСТО АКТОВ ЛОКАЛЬНОГО ТЕХНИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

А. А. Баукен

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье рассмотрена система локальных технико-правовых актов. Особое внимание уделено анализу правовой природы внутренних документов организации, содержащих технические нормы. Рассмотрены требования законодательства об обязательной разработке и внедрении в организации локальных технико-правовых актов, а также случаи принятия таких актов по инициативе хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: техническое регулирование, локальные нормативные акты, источники локального технико-правового регулирования.

Локальные нормативные акты занимают важное место в регулировании деятельности современных предприятий. Они выполняют важные функции конкретизации законодательства применительно к особенностям конкретной организации, реализации требований законодательства в части принятия обязательных локальных нормативных актов, в ряде случаев восполнения пробелов. По аналогии с отраслями законодательства локальные нормативные акты регламентируют трудовые отношения внутри организации (правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.), корпоративные отношения (устав, положения об органах управления и др.), административные (положения о подразделениях и др.), налоговые (учетная политика) и другие отношения.

Несколько обособленно от обозначенных выше локальных нормативно-правовых актов стоят локальные технико-правовые акты, содержащие технические нормы и направленные на установление требований к производимой продукции, а также регламентацию технологических процессов. Такая обособленность обусловлена, во-первых, порядком разработки и принятия (минимальная роль в этом процессе профессиональных юристов), во-вторых, сферой применения (производственные процессы), в-третьих, системой и

формой изложения (стандарты, рабочие документы и др., включающие в себя большое количество специальных технических терминов, характеристик). При этом дискуссионным является не только правовой характер указанных нормативных актов, но и отнесение содержащихся в них технических норм к социальным регуляторам.

Основы государственного регулирования процессов производства, проектирования, обращения и утилизации технических средств заложены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемых в соответствии с ним технических регламентах и стандартах.

В той части, в которой законодательство допускает самостоятельное регулирование хозяйствующими субъектами внутренних отношений, они принимают локальные нормативные акты.

Традиционно внимание юристов в большей части уделялось дискуссии о правовом характере локальных нормативных актов, исследованию их применительно к различным отраслям законодательства - трудовому, корпоративному и т.д. [1, с. 14-32, 59-83; 2, с. 12-56; 4]. При этом нормативные документы, устанавливающие требования к продукции, технологическим процессам и т.д., в поле зрения исследователей локального норма-

тивного регулирования, как правило, не попадали.

Целью любого социального регулирования - правового, локального, при помощи религиозных норм, морального и т. д. - является управление обществом, разница только в масштабах и способах воздействия. Сходство правового и локального регулирования (что позволяет отнести его к правовому) проявляется в том, что обеспеченные государственным принуждением локальные нормы действуют в организациях, являющихся относительно стабильными субъектами и объединяющих в себе практически все население (так как именно благодаря «членству» в таких организациях население получает средства к существованию, т.е. зарабатывает деньги).

Определяя пределы и особенности локального регулирования, государство создает целостную систему норм, расширяет управленческие возможности, так как влиять на мельчайшие отношения внутри организации оно изначально не может. В то же время эти отношения способны порождать социальные конфликты, небезразличные государству. Наделяя предприятия правом локального нормотворчества, государство, с одной стороны, дает хозяйствующим субъектам возможность наиболее эффективным способом урегулировать внутренние отношения, т.е. создать в них определенность. С другой стороны, государство получает достаточно эффективный механизм влияния на эти отношения через систему контроля локального нормотворчества (необходимость согласования некоторых локальных актов, уведомления об их принятии государства, просто имея возможность проверить в случае возникновения конфликтов).

В этой связи представляется актуальным выявление действующих в коммерческих организациях локальных технико-правовых актов, их разновидностей, иерархии.

Необходимость принятия локальных нормативных актов и общие требования к ним предусмотрены в Трудовом кодексе РФ применительно к правилам внутреннего трудового распорядка и иным вопросам трудовой деятельности; корпоративном законодательстве применительно к уставам, положениям об органах управления хозяйственными обществами и т.д. В зависимости от сферы деятельности органы, осуществляющие надзор со стороны государства и нормативное регулирование, в своих актах также предусматрива-

ют необходимость разработки и принятия организациями локальных нормативных актов.

Следует отметить, что в законодательстве вопрос о системе и иерархии локальных нормативных актов должным образом не урегулирован. Вместе с тем сами локальные технико-правовые акты не однородны. Они различаются по мотивам принятия на принятые во исполнение положений изданных государством нормативно-правовых актов, уточняющие положения указанных актов и восполняющие пробелы в действующем законодательстве. «Юридическая сила» данных актов обусловлена вероятностью использования их правоприменительными органами (либо признания противоречащими закону и отказе в государственной защите содержащихся в них положений).

Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 11), а также принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (п. 3) предусмотрено обязательное наличие в каждой эксплуатирующей опасные производственные объекты организации положения о производственном контроле. Данное положение утверждается руководителем организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Императивные требования разработки на предприятиях локальных нормативных правовых актов содержатся также в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении мероприятий по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду и ряде других нормативных актов (например, постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 3 «Об утверждении СанПиН 2.6.1.2573-2010»; постановлении Минтруда Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 36 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, тру-

бопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)»; приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»; «ПОТ РО 14000-001-98. Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения» (утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики Российской Федерации 12 марта 1998 г.).

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» предусмотрена необходимость разработки эксплуатантом объектов водного транспорта планов борьбы с пожарами, схем путей эвакуации, оформленных в виде стенда с указанием значения сигналов тревог, изложением инструкции по использованию индивидуальных спасательных средств и рисунками по тексту изложения. Организация эвакуации людей при пожаре определяется отдельной инструкцией и учитывается судовым расписанием по тревогам (п. 220).

Таким образом, законодатель предусматривает обязательность локального технического регулирования применительно к производственным отношениям в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья работников организации и иных лиц, а также безопасности имущества и окружающей среды. Данные акты принимаются в интересах общества и в некоторых случаях подлежат согласованию с государственными органами.

Изучение локальной нормативной базы в сфере технико-правового регулирования на металлургических, добывающих, машиностроительных предприятиях и в строительных организациях показывает, что не во всех организациях существует формализованный круг вопросов, подлежащих техническому регулированию на локальном уровне. Система локальных технико-правовых актов на производственных предприятиях выстраивается на основе технологического процесса. Они регламентируют взаимоотношения между работником и работодателем по поводу использования орудий труда и его результата.

Так, в локальных технических нормативных актах может устанавливаться последова-

тельность выполнения производственных операций, требования к средствам труда (инструменту, оборудованию), производимым работником деталям, являющимся составной частью продукции, требования к которой содержатся в технических регламентах.

Если основная часть норм, содержащихся в издаваемых государством технических регламентах и стандартах, устанавливает требования к конечной продукции (технические требования), то локальные технико-правовые акты в большей степени регламентируют процесс производства, устанавливая технологические требования. Указанное положение представляется закономерным, так как законодатель определяет требования к технике (средствам труда, результатам труда), которая выступает инструментом преобразования материи. Однако, применяя одну и ту же технику, но в рамках различных технологических процессов, можно получить различный результат. Соответственно технологии задают правила применения техники.

Адекватное использование техники задается как инструкциями по применению, так и тем, что люди обладают компромиссом относительно целей, методов, особенностей и совместных действий, предваряющих взаимодействие с техникой [3, с. 3].

В ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусмотрено, что содержанием саморегулирования являются разработка и установление стандартов и правил деятельности субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Применительно к рассматриваемой сфере обязательное членство в саморегулируемых организациях предусмотрено лишь для организаций строительной отрасли.

Наряду с обязательным членством в са-морегулируемых организациях, создаются добровольные профессиональные объединения. Так, с 2001 года функционирует некоммерческое партнерство «Консорциум «Русская сталь», объединяющее ряд крупных металлургических предприятий России. Одним из направлений деятельности данной организации является разработка правил и стандартов деятельности металлургических компаний России, носящих как обязательный, так и рекомендательный характер [5].

Помимо конкретизации государственного регулирования и реализации положений законодательства, акты локального техникоправового регулирования могут восполнять пробелы в законодательстве, а также являться основой для принимаемых государством актов. Фактически нормы локальных техникоправовых актов, регламентирующих отношения предприятия с третьими лицами, направлены на установление требований к продукции, и в этой части предмет локального технического регулирования пересекается с предметом технического регулирования со стороны государства.

Обобщая изложенное, отметим, что в настоящее время в законодательстве отсутствуют формальные требования к системе локальных технико-правовых актов. В результате хозяйствующие субъекты в большинстве случаев разрабатывают такие акты по собственной инициативе, опираясь на технические регламенты, стандарты (в том числе саморе-

гулируемых организаций) и имеющиеся нормативные документы, содержащие требования к продукции и процессам ее производства, хранения и т.д.

Литература

1. Антонова, Л. И. Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование) / Л. И. Антонова. - Л., 1985. - 152 с.

2. Алейник, С. А. Корпоративные нормы в российском праве: дис. ... канд. юрид. наук / С. А. Алейник. - М., 2007. - 190 с.

3. Миронов, А. В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект / А. В. Миронов // Вестник Московского университета. - 2006. - № 1. - С. 26-42.

4. Тихонов, Д. Н. Правовая работа на 100 %. Эффективное юридическое сопровождение бизнеса / Д. Н. Тихонов. - М., 2006. -366 с.

5. Сведения о некоммерческом партнерстве «Русская сталь». ИКЬ: http://www.

russtal.ru.

Баукен Александр Амангельдинович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: bauken_a@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 14 января 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University

Series "Law”

_______________________________________________________2014, vol. 14, no. 1, pp. 11-15

PLACE ACTS LOCAL TECHNICAL AND LEGAL REGULATION IN THE SUSTEM OF LOCAL REGULATIONS

А. A. Bauken

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The system of local procedural legal regulations is considered in the article. Special attention is paid to the analysis of legal nature of internal documents of the company with technical standards. The requirements for mandatory legislation development and implementation of local procedural legal acts in the company as well as cases of adoption of such acts on the initiative of the business entity are considered.

Keywords: procedural regulations, local standard regulations, sources of local procedural and legal regulation.

References

1. Antonova L. I. Lokal'noe pravovoe regulirovanie (teoreticheskoe issledovanie) [Local legal regulation (desk study)]. Leningrad, 1985, 152 p.

2. Aleynik S. A. Korporativnye normy v Rossiyskom prave: dis. ... kand. jurid. nauk [Corporate standards in the Russian law. Diss. Kand. (Law)]. Moscow, 2007, 190 p.

3. Mironov A. V. [Science, Technology and Engineering: tehnoetichesky aspect]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 2006, no 1, pp. 26-42. (in Russ.)

4. Tikhonov D. N. Pravovaya rabota na 100 %. Effektivnoe yuridicheskoe soprovozhdenie bizne-sa [Legal work 100 %: Effective legal support business]. Moscow, 2006, 366 p.

5. Svedeniya o Nekommercheskom partnerstve «Russkaya stal'» [For information about noncommercial partnership «Russian Steel»]. Available at: www.russtal.ru.

Aleksander Amangeldinovich Bauken - Candidate of Science (Law), Associate Professor of Theory and History of State and Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: bauken_a@mail.ru.

Received 14 January 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.